Театр

В отличии от цирка театр я..совсем не знаю. Я не актриса (не дай Бог!), не режиссер (жизнь-то надо как-то организовывать, но нихрена не выходит), не костюмер (в моде не разбираюсь, писала уже), не декоратор (а нафига они вообще?) и даже не рабочая сцены или кассы (само собой). Я к театру вообще не имею отношение, потому и пишу. А пишу я всегда о том, чего не знаю, в чем-ни в зуб колесом. Это мое. Потом конечно все ругаются и плюются, но главное начать. Ух, я люблю начинать! Вообще не представляю о чем писать, но беру бумагу и ручку. Теперь правда все уважающие себя авторы на компе пишут, но это не то. Не мое. Я пишу как чувствую, а для этого бумага в клеточку как воздух нужна. И не туалетная, не надейтесь. Обычная белая бумага.
Так вот взяла я ручку с бумагой и начала думать что я о театре знаю. Ну хоть капельку-то знаю? Если цирк-"круг" в переводе, типа феерии, то театр-особое зрелище. Театр-синтез, сочетание жанров и понятий. Литература в нем-обязательно! Откуда ж тексты пьес берутся? И надо еще так текст подать суперски, что бы опера с балетом (а в них как известно либретто всегда должно быть) понятна даже дитю малому была. Сам сюжет не всегда может быть понятен (особенно в новомодных постановках), но текст должен соответствовать, и это незыблемо. Во-вторых, музыка должна брать за душу. Спектакль без музыки, даже ужас какой драматический-не катит! Это как в книге про Алису в стране чудес: книжка без картинок или даже без разговоров-книжка неинтересная и все тут! Так и музыка, даже взятая из контекста. И даже хриплое пение небритых алкоголиков. И даже паузы в сценах.
В-третьих, передвижение. Хореография и пантомима, танцы и шатание туды-сюды без повода и по поводу. Если по ходу пьесы актеры лишь, сидя, балакают, то они могут хоть тут орать и плакать-не катит! Публика любит движение, так что...давай! Мечись, танцуй, ходи как сомнамбула, прыгай, ползай, дрыгай ногами-зритель хочет движения. Даже самый неспортивный.
Но театр не только сочетание жанров, это прежде всего сочетание людей. Людей, которые его делают. Режиссеры-как без них?-запутаются актеры; дирижеры-музыка важна и нужна, туда же композиторы прилеплены; балетмейстеры и хореографы (а это не одно и то же, а?) художники, костюмеры, гримеры, декораторы (взгляд извне) ну и конечно же сами исполнители ролей или партий-актеры. Ежели они все слаженно работают-успех! Ежели нет..ну на нет и суда нет, хотя паршиво. Нет, об этом позже, сейчас история...
Античный театр представлял собой певческие мистерии, посвященные богам. А в Древнем Риме и Греции этих бого столько было, что на все жанры хватало. Мистерий порядочно было, как и актеров. Потому и сам прославишься, пока всех богов прославишь. Само собой. В Древней Элладе, например, актеры в такой чести были, что аж самими цезарями принимались. А уж публика их выше крыши Пантеона превозносила. Богатые и знаменитые, заняты они были лишь возвышенными стихами, да музыкой и нарядами. А вот Рим, тот подкачал. Там быть актером позорным считалось. Актеров даже на кладбищах не хоронили. Стеснялись как рабов. Во нравы, а? Они ж для народа стараются, жрецам всяким помогают нести искусство в массы, из себя выпрыгивают, а народ...Ну это их дела, уже прошлые. Самый расцвет театр получил в Средние века. Тогда бродячих трупп немеряно было и у каждой свой стиль. Шекспир (если он вообще существовал) очень приветствовался, хотя и не во все времена, но начинали театр итальянцы. Их комедию del Arte  с Коломбинами, Арлекинами и Пьеро вы все знаете, а уж в средневековой Италии ее ни один уважающий себя гражданин "сапога" не пропускал. Пьесы шли на ура, и даже простолюдины с ума сходили. Само собой других развлечений тогда не было. Ведь пуританство как таковое до добра не доводит, поверьте умным писателям и историкам прошлого. А если учесть, что главным развлечением в то время были алкогольные напитки и редкие ярмарки-театр божественным даром казался.
Более поздний театр родился из крепостных, рабов и других подневольных людишек 18-20 веков. Все эти графы и бароны на роли актеров не претендовали, они ж-титулованные. Но увеселительные зрелища у себя устраивали руками своих слуг. А те во всех театральных жанрах и профессиях себя проявляли и часто очень даже успешно. Аристократы ж получали удовольствие бесплатное и-от того-огромное. Но актеров на кладбищах опять таки не хоронили. Даже бродячих актеров (а такие все еще по миру бродили). Я сейчас про Россию пишу, другие страны мне еще менее известны...в смысле театра. Современный театр родился в 20 веке и начался он с создания Художественного драматического театра. До этого оперетты и водевили процветали. Нет, они тоже были на коне, то пришел товарищ Станиславский и создал свою систему театрального искусства. Правда в той же Америке его системой и по сей день не пользуются, но, еще раз повторяю, про театры в той части планеты мне неинтересно. Ну да, там всё поет и танцует в разных мюзиклах, но мы-то с вами хотим про настоящий театр порассуждать. И потом в России я кое-где в театре побывала. В кукольном например, имени Образцова (хороший театр, пойдите сами посмотрите, он в Москве вроде бы остался и трудятся там жутко трудолюбивые кукольники, чья работа архитяжела и плохо оплачивается до сих пор), в оперном театре с балетом (кстати, наш ленинградский Мариинский театр-один из самых известных в мире был и балеты Чайковского лучше всех исполнял), в ТЮЗЕ была (это детский театр, кто не знает, они в каждом городе свои). Даже в музыкальном была, но буффонада тамошняя меня не прельстила чего-то. То ли музыка слишком громкая, то ли танцы под копирку, не помню уже. Как-то была и в театре пантомимы дяди Полунина (был такой мим в хорошие мои детские времена), там я смеялась до слез, но если тебе лет 12-13, все на свете смешным покажется. И один раз была (случайно, хотя и с ужасом!) в театре для глухонемых. После этого 2 года в театре не была. Страшно было. А вот уже в совсем взрослом возрасте попала на постановку в театр художественный. Это вроде бы считается настоящим театром. Без примесей. Хотя напрягаться тут надо в сто раз сильнее, чем в других. Что бы понять.
Я все это писать начала, что бы как обычно свое мнение высказать, а оно у меня не всегда адекватное. Ну я по ходу уже высказывалась конечно, хотя надо б расширить и создать уж полное впечатление от увиденного. Самые благодарные зрители-дети. Что цирк, что театр-ликуют. Хлопают невпопад, засовывают от напряжения пальцы в рот, слушают, не мигая. И смеются. Даже в миноре. Их эмоции переполняют. Себя помню в театре-сияла от счастья, что вообще туда попала. И всё удивлялась, как это актеры знают куда по сцене рвануть, да так, что б в оркестровую яму не свалиться. Один раз я дождалась: кто-то в яму таки свалился, было это на балете, но мы так хохотали, что чуть сами со стульев не попадали. И не знали, не хотели знать, что случилось с артистом. В детстве я кукол за людей принимала, за героев настоящей пьесы. В 5 лет это запросто. Переживала страшно. В ТЮЗЕ подсказывала актерам реплики, особенно актрисе-травести в моей любимой пьесе про Тома Сой ера. И тоже обо всем переживала ни на шутку. Оперу слушала, невнимательно зевая, и до сих пор краснею, вспоминая мои слезы и жалобы тете, которая выкроила целый день своего драгоценного врачебного времени, что бы пойти со мной на "Золотого Петушка", а билеты нам попались в задних рядах, и видно не было ничего. На все увещевания, что надо просто музыку слушать, я отвечала злыми взглядами исподлобья, твердо заявляя, что больше никогда, никогда...И слово свое сдержала-оперу не люблю. Тем более, что современная опера с толстенными примами и жуткой музыкой меня не привлекает и взрослой. И не любительница я толстухи Кабалье или новомодных опер типа "Повесть о настоящем человеке", где герой ползая по сцене, поет шаги и прячется от поющего медведя. А вот балет мне нравится. Он такой..летящий! Балет-это движение вверх и кружение. Прекрасная музыка и много танцев в разных красивых нарядах. Величественных и совсем простеньких. Нет, суперсовременный балет я не принимаю, я говорю о классическом балете, а эти душераздирающие танцы с игрой теней-не катят опять таки. Это все театр. Мое представление о нем. А как же драма и комедия на сцене? Вот тут уже надо более подробно.
Мне, обычному зрителю, актеры и режиссеры всегда казались инопланетянами. Как это всегда жить не своей жизнью? Постоянно играть не себя, не свою роль. Никогда не быть самим собой? Страшно? Ну в других века люди к этому привыкли, изображали, играми, но самим театром не жили. Театр для них ремеслом, профессией был и почти неприбыльной, а теперь..Или мне так кажется? Попробую описать.
Три стены, ограниченные небольшим пространством, увенчанным тяжелыми драпировками, типа занавеси. И огромная черная дыра, в которой бушуют две энергии: зрителей и актеров. Энергии эти тянутся друг к другу или отталкиваются как противоположные заряды в физике. Слаженно труппа работает-зрителей засасывает черная дыра пространств, разобщенно играют-пожимает публика плечами. Но принимают всегда и во всем. Это не цирк, тут к тебе в душу и мозг забираются, буддируют, агитируют, интригуют. Но сам актер как ни грустно не живет своей жизнью (как я писала выше). У него нет на сцене своей души, своего тела даже. Он все время другой. Персонаж, герой, перевоплощение. И он рвет не свою душу и не свое тело, что б до тебя достучаться. Достучится-честь ему и хвала, не сможет-мы поможем, переживаем же! Но они все равно инопланетяне. Как они вне сцены живут? Неужели так же как мы? Интересно...И они тоже ругаются с начальством, едят и пьют не в меру, ходят по улице? Не может быть! Еще как может! Но они же..не они. Они же просто...роли. Жалко мне их че-то. Честно, жалко. И неважно, что у них денег немеряно, не в деньгах счастье. Но они "с меня смеются", как говорят в Одессе. Они живут театром, упиваются им. Грезят им.
Нет, мне этого видимо все равно не понять, не влезает в голову как это всю жизнь не свои слова и решения иметь. Как можно этим духовно жить? Для себя? Ну для зрителей-ладно, хотя они тоже не всегда актеров понимают, но для себя...? Финансово-материально-ок, но внутреннее Я-то должно быть! Ты-это не ты, а всегда кто-то другой. Ты всегда в шкуре своего персонажа, своего...НЕ Я. А если содрать с тебя эту шкуру, там что-то останется? А если зайти в комнату, в которой ты снимаешь грим и отдыхаешь? Там будет кто-то или? Жутко. Ну и..ладно. Я актрисой никогда не была и не хочу. И потом люди, как мне кажется, идут в актеры что бы себя не находить, что бы плыть просто по течению, без твердого Я, а я вот не могу так. Я себя в жизни ищу. В ужасном мире, где никто не играет, хотя и не всегда бывает собою. Где всё несказочно, обыденно, зло и кроваво. Где нет справедливости и счастья. Где нет ничего, но театр...Он дает ощущение сказки и надежды. Он дает мозгу стимул и веру в лучшее. Весь мир-театр и люди в нем актеры? Шекспир может и прав, но я всетаки театр от жизни отличаю. Я б была бездарной актрисой, если честно, а вот настоящий актер себя не играет. Настоящий живет перевоплощением, знает своих персонажей, а себя...не хочет знать. Но нам он дает стимул к действию, счастье узнавания себя.
Блин, ну и нагородила я тут...В общем...Хорошо, что театр есть и будет. Хорошо, что есть актеры, хотя я лично им не завидую; хорошо, что есть талантливые режиссеры и драматурги. Хорошо, что классно работают все участники спектакля. И театр будет жить дальше, хотя и без меня, слава Богу. Он-вне меня, он не для меня, но он со мной. И с вами, конечно. И мы без него не проживем. Или? Как вы думаете?


Рецензии