А. Н. Клепинин. Продолжение разговора

   В декабре 2012 года в интернет журнале «Темный лес» была опубликована статья о Кисловодских Главных Нарзанных ваннах Любови Трайдук.  Статья «Кисловодская жемчужина» рассказывает о строительстве главного курортного заведения, о строителях, об архитекторе А.Н.Клепинине и его семье.


   «Всемирная паутина»(так мы называем Интернет) позволила этой статье быть прочитанной в Сербии. Искренний поклонник таланта русского архитектора Клепинина  Бура РЕХ  просит автора статьи рассказать о замечательных сооружениях в Сербии в городе Боре,  где семья русского эмигранта Клепинина А.Н. проживала в 1927 – 1952 г.г.
 

    Прослужив архитектором при Управлении КМВ до 1906 года, А.Н. Клепинин оставит здесь множество проектов. Наиболее известный из них – Кисловодские главные нарзанные ванны. Сегодня в Кисловодске остались здания частных застроек. Несколько преображенные временем и современными жильцами они не потеряли клепининские мотивы.

    В 1906 году А.Н. Клепинина по службе переводят в Одессу. На новом месте Андрей Николаевич занимает должность высокую и ответственную – он руководит троительной частью Русского общества пароходства и торговли на Черном море. В Одессу перебирается и семья архитектора.


   К 1920 году на юге России складывается тяжелая обстановка: беззаконие, политический хаос, голод. Жизнь кажется невыносимой, и Клепинины принимают решение эмигрировать. Сначала семья найдет приют в Константинополе, затем переберется в Югославию. Небольшое поселение Бора в Сербии и станет местом проживания нашего знаменитого архитектора.


   В начале 19 века в северо-восточной части Сербии были обнаружены месторождения медного колчедана, позже станет ясно, что это одно из самых крупных месторождений в Европе. Но только в 20 веке разработка этих запасов примет серьезный характер: небольшое поселение станет в 1945 году городком с населением на сегодняшний день около 30 тысяч человек.


   В 1921 году, когда здесь поселились Клепинины, в предместьях Белграда уже жили русские эмигранты. Клепинины встречаются с семьями Зерновых, Лопухиных, Трояновых. Между ними складываются замечательные добрые отношения, которые помогут перенести тяготы эмигрантской жизни.

   Мы можем представить заботы этих людей, оторванных от Родины, от привычных занятий, от установившихся традиций. Невозможно обвинять этих людей в том, что они покинули свое отечество. Многие обстоятельства разразившихся трагедий на драматическом изломе двадцатых годов прошлого столетия для нас сегодня или не известны совсем, или известны  мало, или  мы их открываем  из свидетельств далеко не объективных. Скорее всего людей на этот шаг толкал страх, страх за жизнь детей, за свою жизнь. Кто-то не мог принять новую политическую действительность и примириться  с ней, её понять и найти в ней своё место.
   

   Но время-то шло! И жизнь текла, потихоньку налаживалась, каждый из наших соотечественников искал себе занятие, и по мере талантов своих и возможностей работали, учились и старались получать хотя бы немного  сведений с покинутой родины. В тридцатых годах в европейских странах (…..) стало складываться движение объединения русских эмигрантов и возвращения их на родину. Одним из активистов этого движения становится старший сын А.Н. Клепинина – Николай. Однако это уже другая история, и продолжить её представляется возможным несколько позже.

   Эмигранты жили большой и дружной общиной. Тем, кто оказался в сложном материальном отношении старались помочь более состоятельные соотечественники.
 

   А.Н.Клепинин работал инженером-исполнителем во Французской компании (FDBR) рудник, которая была инвестором всего капитального строительства в Бора. В то время в Югославии  иностранцы не имели права подписывать свои проекты, и имени А.Н.Клепинина на проектных документах найти исследователям не удалось.


   Однако хорошо известно, что  в Бора осуществлен целый ряд проектов А.Н. Клепинина. По его проекту построена церковь, как  благодарение Богу за приют на этой земле.  При внимательном рассмотрении этого сооружения обнаруживаются общие архитектурные черты с церковью Михаила Архангела в Пятигорске в районе железнодорожного вокзала.


   В Бора построен так называемый местными жителями дом Сокольского. Если оценивать архитектурные достоинства  этого дома, то на память непременно придет один из клепининских проектов в Кисловодске 
   
   Для небольшого поселения, каким был Бора в 1933 году, очень важен  госпиталь (больница). Комплекс зданий разрабатывает и надзирает за строительством Андрей Николаевич. В гористой местности каждый из корпусов чудесно вписывается в ландшафт. Когда в 1933-39 годы шло строительство, территория вокруг была свободна, совершенные архитектурные формы обращали на себя всеобщее внимание. Позже городские постройки приблизились к госпиталю. Сегодня не смотря на переделки, изменения внешнего облика зданий талант нашего соотечественника громко о себе заявляет.


   Молодой искусствовед из Бора  Неда Михайлович (коллеги о ней говорят, что это храбрый и настойчивый исследователь) занималась сбором доказательств принадлежности целого ряда зданий таланту известного архитектора Клепинина. Общие детали строений: колонны, лестницы, двери, окна и т.д. - выдают Мастера! Неда Михайлович защитила свою диссертацию в 2003 году в Белградском Университете на факультете истории искусств. Часть этой диссертации я помещаю в этой статье. Неда Михайлович подробно описывает архитектурный облик госпиталя в городе Бора:
«В группе важных зданий города Бор в период между двумя мировыми войнами, являются здания больницы. Она была построена в 1933 году. Старые фотографии показывают, что в непосредственной близости жилых домов не было. Будем рассматривать один из больничных корпусов, предполагая, что он был построен первым.
   

   На центральной части западного фасада под выступающей башней есть надпись: «FDBR», это указывает, что здание построено за счет этой кампании, управляющей рудником. Интересно, что здание имеет четыре различных фасада - архитектор избегал монотонности сооружения. Главный вход в больницу был расположен на востоке. Сегодня фасады значительно изменены.»


   Для того, чтобы говорить  о принадлежности проекта Клепинину и искать в облике зданий присущие этому архитектору детали мы будем рассматривать старые фотографии, сделанные ещё в 1933-39 г.г. Далее   привожу выдержки из диссертации:  «Южный фасад прост и был разработан с тремя осями, по которым ориентированы окна. Нижняя часть стен всего здания украшена каменными блоками.


   Северный фасад является наиболее интересным для описания. В центре располагается шестигранный двухэтажный элемент (резалит) с шатровой шестискатной крышей. Окна этой части здания по центру широкие,  по бокам - узкие.  Это создает впечатление особой объёмности. Надо заметить,  что подобное архитектурное решение в гражданском строительстве города  Бора в этот период времени  не отмечается.


  В госпитальном комплексе есть одноэтажное здание на высоком цоколе. По центру восточного фасада располагается ризалит, его несколько приподнятая над основным уровнем кровли четырёхскатная крыша придаёт зданию торжественность. Ко входу, расположенному в ризалите ведет широкая лестница с перилами. На фотографии этого сооружения дата: 1939 год. Сравнивая старую фотографию и сегодняшний вид госпитального корпуса, наблюдаем изменения, но они не значительны. Как и прежде, здесь лечат больных. Сейчас это здание служит отделением нервных и психических заболеваний.


   На территории госпиталя ещё одно здание привлекает внимание своей архитектурой. Вероятно, оно было построено в период 1933-39 г.г. Прямоугольное одноэтажное сооружение со сквозным подъездом  имеет высокий цоколь. На фронтоне выступающей части подъезда расположено круглое окно. Эта деталь украшает строгое здание. В так называемой «новой колонии» города Бора встречаются дома подобной архитектуры постройки 1938-39 г.г. Вероятно, простота, строгость  и в то же время некая претензия на нарядность сделали проект популярным.


   Четвертое здание этого комплекса находится в некотором отдалении. Это приют для мона-хинь, которые ухаживали за больными. Здание и сегодня радует глаз строгостью архитектурных линий. Построено оно в 1939 году. Главное украшение этого строения – барельефы. На фасадной стене ими выделены прямоугольные окна, дверь, чердачное окно. Незатейливое украшение придает зданию особую монументальность. К входной двери ведет высокая лестница. Завершение строгого облика этого госпитального сооружения создается двускатной крышей.
Строительство госпиталя, пожалуй, главное событие в Бора до начала Второй мировой войны.  И это было значительным событием в жизни нашего соотечественника. Вероятно, весьма ограниченные суммы денег выделялись на это строительство, было не до роскоши, но талант А.Н. Клепинина позволил в суровых финансовых рамках  выполнить заказ столь изящно!

 
   Не только архитектурными шедеврами, но и простыми проектами оставил по себе память наш Земляк. Богатство души своей Андрей Николаевич раздавал окружающим щедро. В церкви руководил хором, был готов помочь своим нуждающимся землякам, старался объединить соотечественников.
 Сын его – священник Дмитрий в годы войны помогал выжить многим людям, о том есть масса свидетельств. Помощь его заключалась не только в поддержке хлебом насущным, но главное в том, что он находил необходимые слова поддержать людей, не дать им согнуться духом, потерять человеческое лицо. Евреям во время преследования их немцами выдавал справки о крещении, таким образом, более трехсот человек были спасены от неминуемой гибели. Сам же отец Дмитрий за эту деятельность нашел трагический конец в концлагере.


   Семья Клепининых, впрочем как и большинство семей русских эмигрантов, была глубоко верующей. Там, далеко от Родины, вера давала возможность чувствовать себя в духовной связи с отечеством. Вероятно, эта глубокая религиозность позволяла сохранить и передать следующим поколениям тот внутренний мир, который характерен для русского человека.


   Однажды пережив необъяснимое обстоятельство, Андрей Николаевич оставил нам свои раз-мышления. Рассуждения знаменитого архитектора, опубликованные в книге «Жизнь и житие священника Дмитрия» издательства «Русский путь»  может быть кому-то помогут осознать свои переживания, помогут приблизиться к душевному совершенству.


   Приведенный из названной книги текст, то немногое, что сохранилось из его письменного наследия.


   «Это было в 1944году, осенью. Я лежал в больнице (рудник Бор), одинокий,72-летний старик, получивший незадолго до начала моей болезни известие о смерти сына в Германии.


   Легко себе представить состояние души такого человека. К счастью, у меня не было чувства злобы к людям, погубившим моего сына, и это мне облегчило нести свой крест. Не могу сказать, что я простил своим «должникам», но, повторяю, злобы не было.


   Мы горюем и плачем о наших любимых, ушедших в другой мир, но, в сущности, мы жалеем себя, а не их. Вера в этот другой мир должна была бы нам подсказать, что если есть твердая уверенность в том, что жизнь нашего любимого усопшего была такова, что нет ни малейшего сомнения в его спасении и получении от Господа вечной жизни, то мы должны  бы почувствовать и пережить не горе, а радость. Но мы слабы, и без помощи свыше не можем примириться со своим положением.


   Вот в таком состоянии я был тогда. Болезнь уже прошла, я выходил каждый день на прогулку и  в скором времени должен был выписаться из больницы.


   В один из последних дней утром я лежал в постели. К большому сожалению, не могу припомнить о чем я думал; могу лишь твердо утверждать, что психологически и физически был в совершенно нормальном состоянии, когда со мной произошло мгновенно необычайное явление: я как бы разделился на два существа. Физически своими глазами ясно видел лежащих в палате больных, через окно – знакомый пейзаж, где я каждый день гулял, а внутри все осветилось ярким ярким светом, таким, какого не бывает на земле.


   Это не солнечный свет, не электрический, не какой-либо другой земной. Поэтому скептический человеческий ум не может сказать, что это фантазия, что я себе представил, выдумал. Как мог я выдумать то, чего не знаю, никогда не видал и чего никакими человеческими словами передать невозможно. Но, конечно,  наша слабая и недостаточная вера в чудо в конце концов, может быть нашла какое-нибудь человеческое объяснение, если бы, к счастью, не было самого главного, а именно: в это мгновение, когда так ясно почувствовалось бытие души, ощутил такое счастье и радость, которое никакими человеческими словами передать невозможно…


   Я знаю земное счастье и радость хорошо. Господь милосердный дал мне их в моей жизни в изобилии. Я знаю чудо исцеления (все знаменитые врачи предсказывали, что я буду горбатым); познал чудо спасения два раза в жизни от смерти и страшного ранения. Знаю радость и счастье семейной жизни, радость от удачи в работе, творчестве и полного благополучия в жизни. Все это доступно человеческому разуму, и все это можно рассказать. То же, что я почувствовал в то мгновение, не поддается человеческому разуму. Это то, что сказал Христос,- «радость совершенная».


   Скептический ум опять вопрошает: может ли обычный грешный человек получить такое счастье – чудо? Но на это есть тоже ответ Христа: «Не здоровые, а больные нуждаются во враче» или: «Я пришёл призвать грешников, а не праведников». И еще одно: мог ли старый отец, горюющий о потере сына думать и представлять себя счастливым?»


   Река Времени несется в бесконечность, поглощая страны, имена, события… Но оставленный нашими предшественниками талант, огонь сердечный долго будут согревать душу грядущих поколений… Согревать душу, учить любить жизнь, учить отдавать свой свет людям… Сколько замечательных имен хранит наша история, сколько подвигов совершено во имя жизни!


   Наш соотечественник Андрей Николаевич Клепинин, его семья внесли свою лепту в то огромное, непостижимое, что называется Мировым Достоянием!


   P.S.
 Автор сердечно благодарит жителя города Бора Djura Rex за предоставленные материалы из диссертации Неды Михайлович, архивные фотографии и глубокий интерес к творчеству Андрея Николаевича Клепинина, к деятельности его сына отца Дмитрия, за бережную память нашей истории.


Рецензии