Отзыв на фильм Двенадцать лет рабства
Фильм "Прислуга" (The Help) - о событиях, произошедших через век после отмены рабства в США в штате Джорджия с темнокожей прислугой и молодой журналисткой Скитер, я искренне считаю лучшим фильмом последних лет, моим самым любимым, который я никогда не устану пересматривать.
Продолжая тему рабского положения "ниггеров" в Америке, видимо приурочив это к 150-летию отмены этого кошмарного явления, британский режиссер Стив Маккуин решает снять фильм "12 лет рабства", экранизировав одноименную книгу Соломона Нортапа. Свободного чернокожего человека, проданного в рабство плантаторам, потерявшим свое имя и право доказать свое положение.
Сегодняшней ночью я решил этот фильм посмотреть. И сейчас хочу поделиться с вами некоторыми своими впечатлениями. Хотя казалось бы, о чем можно говорить про фильм, номинированный на кучу "Оскаров".
Чиветел Эджиофор - актер, сыгравший роль Соломона (он же раб по имени Платт), на мой взгляд, сыграл недостаточно убедительно, не по-"оскаровски". Не знаю, проблема ли это сценаристов, не сумевших вложить в его уста те слова, показавшие силу духа этого человека или проблема его актерской школы, но на фоне сумасбродного религиозного плантатора, героя Фассбендера, он выглядел плоско и безэмоционально. Вы только вдумайтесь, двенадцать лет рабства. Среди рабов, бывшими ими всю свою жизнь. Что же должно произойти в голове этого человека, с его стремлением быть свободным, рядом со своей женой и детьми? Ни-че-го. По крайней мере, именно это показал нам герой Эджиофора. Стоило дважды разбить об его спину "колотушку", чтоб заставить Соломона быть рабом Платтом. Смотришь на его героя и не веришь своим глазам.
И я задал себе вопрос, а кто же такой раб? Он - человек с деформированным чувством свободы. Не зря библейский Моисей водил рабов 40 лет по пустыне. Это все было сделано для того, что пустыню покинули поистине свободные люди - дети рабов, не видевшие этого самого рабства. Для раба свобода - это время отдыха, для человека, чьи деды и прадеды были работы не существует понятия "свобода" и жизнь без своего "хозяина". Эта ужасная, но все же правда. Не может рыба, всю жизнь плавающая в аквариуме, мечтать об океане. Ей он неведом.
Режиссер фильма, фильма во многом выдающегося и не боящегося показывать истинное лицо ценителей "демократии", все же попытался не сильно "жестить", не слишком заставлять зрителя думать и анализировать.
Открытие фильма - героиня Люпиты Нионго, рабыни Пэтси, собиравшая в 2,5 раза больше хлопка, чем "средний ниггер". Болезненное пристрастие жестокого плантатора, сыгранного Майклом Фассбендером.
Герой Бени Камбербетча - персонаж совершенно проходной, я даже не представляю, что кроме хорошего гонорара могло заставить этого актера сыграть столь проходную и невнятную роль, некого доброго плантатора, который хоть и добрый, но все равно "хозяин-барин", неспособный на акт доброй воли или хотя бы умение выслушать Соломона.
Фильм "Прислуга", снятый за два года до "12 лет рабства", сам того не ведая, ответил на все вопросы, которые возникли в моей голове после просмотра. Моисей - воистину посланник Божий, ибо как говорит история, даже века не хватило американцам, чтобы изжить в себе это чувства превосходства над другими расами, а чернокожим, к сожалению, до последней капли выдавить из себя рабов и жить свободно.
Законы Кроу - еще один кошмар, рожденный в болезненных головах бывших плантаторов, потерявших свою власть над своей "собственностью".
Сцена воссоединения Соломона с семьей - самый большой провал, на что был только способен режиссер и актеры фильма. Это вам не немая сцена из "Ревизора". Такое чувство, что отец семейства изменил матери и бросил детей, а вот спустя 12 лет вернулся попросить прощения и принять обратно в свой бывший дом. Поразительное бездушие, даже внук Соломон в честь дедушки не спасает положения. Разве к этим любящим, как он думал, людям стремился герой?
В качестве итога скажу лишь одно - смотреть стоит однозначно, но перед этим морально подготовить себя к тому, что каждые пять-десять минут в вашей голове будут всплывать мысли: "А здесь я бы по-другому снял", "Ну кто ж так играет", "Не верю".
P.S. Дайте "Оскар" наконец Лео, а лучший фильм - "Афере по-американски" или "Волку с Уолл-стрит".
Свидетельство о публикации №214110500182