Мысли о Боге Ч. 3

ЧИТАЯ ЕВАНГЕЛИЕ

Как известно, Новый Завет содержит четыре Евангелия. На самом деле их насчитывается значительно больше, однако остальные объявлены апокрифами, так как выпадают из общей концепции. Я остановлюсь в основном на Евангелии от Матфея, поскольку остальные отличаются от него незначительно. В Новом Завете отражается жизнь и деяния Иисуса Христа и апостолов.
Земная жизнь Иисуса Христа перекликается с предсказаниями пророков. Так Исайя говорил (7:14): «Сам Господь даст вам знамение: се Дева во чреве примет и родит Сына и нарекут имя Ему Эммануил, что значит: с нами Бог». В другом пророчестве говорится о том, что Иисус произойдёт из рода Давидова.
Прежде чем мать Христа Мария сочеталась с Иосифом, она была беременна от Святого Духа. Иосиф хотел от неё отказаться, но ему во сне явился ангел и раскрыл глаза, что Мария родит от Святого Духа. Иосиф принял свою жену и не знал её, пока она не родила первенца. Сына Марии он назвал по желанию ангела Иисусом, «ибо Он спасёт людей Своих от грехов их».
Эти события не противоречат пророчествам за исключением имени младенца. Муж Марии Иосиф, который не был отцом Иисуса, происходил из рода Давидова. Из какого рода происходила Мария, нам неизвестно.
В одном пророчестве говорится, что Мессия произойдёт из Назарета, а в другом, что он родится в Вифлееме. Это противоречие устраняется тем, что родители Иисуса отправились из родного Назарета на перепись в город Давида Вифлеем, где он и родился.
Матфей повествует о том, что Иисус родился в доме, куда звезда привела волхвов (мудрецов), принесших ему дары. Лука говорит о рождении Младенца в яслях хлева, и пришли к нему, соответственно, пастухи. Эти версии примирит, пожалуй, то, что поклониться новорождённому пришли и одни и другие.
Далее Матфей сообщает о бегстве святого семейства в Египет и об избиении младенцев Иродом. Об этом также имеются пророчества.
С рождением Христа не всё просто, и о себе он говорит, что «прежде, нежели был Авраам, Я есмь» (Иоанн 8:58). То есть, Христос был задолго до своего рождения. Это он объясняет так: «Я и Отец – одно» (Иоанн 10:30). А почему бы нет? Ведь для Бога нет ничего невозможного.
Все Евангелия кроме от Луки обходят молчанием период жизни Иисуса от раннего детства до 30-летия. Мы никогда не узнаем: где он учился, с кем дружил, какую приобрёл профессию.
Лука описывает эпизод, когда Иосиф и Мария побывали со своим 12-летним сыном на празднике Пасхи в Иерусалиме. По возвращении домой они заметили, что нигде нет Иисуса, и искали его в течение трёх дней. Нашли его в храме, где он блистал разумом и знаниями среди учителей. А когда родители стали упрекать отрока, он ответил: «Зачем было вам искать Меня? Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?»
Когда Иоанн крестил Иисуса глас из небес произнёс: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором моё благоволение». Это было последнее прямое обращение Бога-Отца к людям.
Святой Дух направил Иисуса в пустыню на 40 дней и 40 ночей для искушения от дьявола. Показав неплохое знание Библии, дьявол искушал Иисуса, однако получил от него достойный отпор с цитатами из Писания. Иисус успешно прошёл испытания. Здесь дьявол показан настолько сильным, что он может поспорить даже с Богом, и олицетворяет собой силы зла, в то время как Бог – сила добра. Всемогущий Бог мог бы истребить дьявола, но этого не делает, вероятно, считая, что он приносит пользу.
Услышав, что Иоанн арестован, Иисус не спешит ему на помощь, а удаляется в Галилею. Там же Иисус начинает проповедовать о покаянии и близости Царства Небесного, исцелять людей от всяких болезней и изгонять бесов. Слепые прозревают, глухие слышат, прокажённые очищаются, а мёртвые воскресают. С помощью Всевышнего это не представляется сложным заданием.
Постепенно Иисус подбирает учеников, которые становятся неразлучными с ним. Как мы увидим позднее, выбор был не совсем удачный, так как они были большей частью трусами и маловерами, а один из них, Иуда Искариот, предал его.
Иисус произнёс знаменитую Нагорную проповедь, в которой развил и углубил заповеди и законы, данные Богом Моисею. Вместо «око за око, и зуб за зуб» Сын Божий провозгласил: «кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую»; вместо «люби ближнего твоего» - «любите врагов ваших». Чтобы быть ближе и понятнее народу Иисус любил изъясняться притчами. До его же учеников не всегда доходил их смысл. А когда ученики уразумели, что их учитель – Иисус Христос, он запретил им об этом распространяться.
Когда мать и братья Иисуса пришли к нему и хотели поговорить с ним, то он, указав на своих учеников, сказал: «вот матерь Моя и братья Мои». Тем самым он показал, что не отягощён родственными связями. Обиделись ли на него родственники, мы никогда не узнаем.
Когда Иисус пришёл в родные места, его земляки изумились премудрости сына плотника и подняли его на смех. Можно понять и жителей небольшого городка Назарета, которые были немало удивлены тем, что сын Иосифа, кого они знали с детства, по его словам на самом деле приходится сыном Господа Бога. На это Иисус горько заметил, что нет пророка в своём отечестве, и в отместку не стал совершать чудеса.
А настоящим чудом был обед, когда пятью хлебами и двумя рыбами Иисус накормил пять тысяч человек, как обычно, не считая женщин и детей. Затем он нагнал страху на своих учеников, когда пошёл по морю. Всё это не осталось незамеченным книжниками и фарисеями, и они пытались уличить Иисуса в нарушении законов Божьих, и всякий раз были посрамлены.
Не единожды Иисус говорил своим ученикам о предстоящей своей смерти и воскресении в третий день. Последний раз он предсказал это за день до своей гибели. Тогда же Иисус сказал о будущем предательстве одного из учеников. Петру же он предсказал трёхкратное отречение от своего Учителя.
Евангелисты повествуют о торжественном въезде Иисуса в Иерусалим верхом на осле при ликовании множества народа. При виде храма Иисус предсказал его разрушение.
Когда Иисуса по предательству Иуды Искариота взяли под стражу, его ученики разбежались. Под улюлюканье толпы Понтий Пилат приговорил Иисуса к распятию, наряду с двумя разбойниками. У Иисуса было много возможностей спастись, но он принял смерть во искупление всех грехов человечества. После мученической смерти Иисус был похоронен в пещере, вход в которую был привален большим камнем.
Когда на рассвете следующего дня Мария Магдалина и Мария, мать Христа, пришли посмотреть гроб, то увидели, что он пуст. Сошедший с небес ангел объяснил им: «Его нет здесь: Он воскрес, как сказал».
Обе Марии «со страхом и радостью великой побежали возвестить ученикам Его». А по пути их встретил Иисус и сказал: «Радуйтесь!» И они поклонились ему.
Одиннадцать учеников пошли в Галилею «и, увидевши Его, поклонились Ему, а иные усомнились. Напутствуя их, Иисус сказал: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа».
Таково краткое изложение Евангелия от Матфея.
Поскольку Иисус Христос был до своей земной жизни и остался им же после, то и смерти его не было. Богословы утверждают, что Бог так любит людей, что послал своего единственного сына на смерть, чтобы он взял на себя все грехи человечества. Мне кажется, что грехи можно было бы простить и без такой жертвы. Сомнительно, что за прошедшие 2000 лет люди стали грешить меньше чем прежде.
Достойно удивления то, что о жизни Христа мы узнаём только от Евангелистов, хотя сохранилось немало письменных источников той эпохи. Его современник, иудейский писатель Иосиф Флавий посвятил ему всего несколько строк, да и те некоторые исследователи считают поздней вставкой. Не надо забывать, что между всеми провинциями Римской империи поддерживалось оживлённое судоходство. Слухи о чудесах и в древности распространялись моментально, не намного медленнее, чем в наше время, поэтому о явлении Мессии стало бы скоро известно повсюду. К врачевателю, излечивающему неизлечимые болезни, и даже оживляющему мёртвых, хлынул бы поток людей со всех земель.
Существуют три точки зрения на Иисуса Христа: первая, как на Спасителя, Сына Божия и как одного из лиц Святой Троицы; вторая, что его никогда не было и что это лицо вымышленное; третья, что он пророк. Первой придерживаются верующие христиане, второй – атеисты, а третьей – критически мыслящие и мусульмане. Возможно, что ближе всех к истине находится последняя версия.
Евангелие от Матфея начинается с родословной Христа, начиная от Авраама. «Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его». Начинает казаться, что в библейские времена обходились без женщин. Родословная ведёт к царю Давиду, а спустя многие поколения к Иосифу, мужу Марии, от которой посредством Святого Духа родился Иисус Христос.
Рассмотрим историю рождения Иисуса несколько по-другому. Как известно, Мария зачала ребёнка до замужества. В те времена законы настолько были суровы, что добрачные связи были крайне редки. Поэтому можно вполне предположить, что отцом Иисуса был муж Марии Иосиф. В таком случае Иисус становится, как и его отец, сыном Давидовым, как и предсказал пророк Исайя, но при этом перестаёт быть сыном Божьим. Естественно, Мария выходила замуж девственницей, и это также не противоречит пророчеству.
Во Второзаконии Моисей приводит слова Бога: «Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им всё,  что Я повелю Ему». Этим самым Бог говорит о грядущем Пророке, выдвинутом из среды еврейского народа, подобного Моисею. Речь идёт именно о Пророке, а не сыне Божьем. Сам Иисус скромно называл себя Сыном Человеческим.
Многие этапы земной жизни Христа в той или иной мере были предсказаны пророками, в том числе и то, что он родится в Вифлееме.
Евангелисты не проливают свет на жизнь Христа до тридцатилетия за исключением Луки, который описывает эпизод, когда родители нашли его в синагоге, где «все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его».
О человеке, который написал бы автобиографию, начиная с 30-летнего возраста, в лучшем случае сказали бы, что он что-то скрывает. Попытаюсь представить, как Иисус провёл указанные годы.
Сын Человеческий прекрасно учился в хедере, и, вероятно, готовился стать раввином. Он превосходно знал Писания и свободно мог их цитировать. Тогда и заметил Иисус в себе черты Мессии, предсказанные пророками. Будучи умным и целеустремлённым человеком, Иисус стал готовить себя к такому поприщу. Именно в эти годы Иисус создал новую религию на основе иудейской, которая впоследствии получила название христианской. Он увидел узость, догматизм и архаичность иудейской религии, и решил её усовершенствовать. У Иисуса было достаточно времени для создания своего учения, не отменяющего, а углубляющего и усовершенствующего положения Писаний. Новая религия оторвалась от национальной ограниченности и получила шанс стать общечеловеческой. Вполне возможно, что Иисус учился и жил в Иерусалиме, однако это не значит, что он не помогал отцу в качестве плотника.
Достигнув возраста 30 лет, Иисус получил право проповедовать. И тут его таланты раскрылись во всей полноте. Он показал себя блестящим оратором и несравненным полемистом. Очень скоро Иисус приобрёл черты харизматической личности. Множество людей восхищались молодым проповедником. Особую притягательность вызывали высокие экстрасенсорные способности Иисуса. Его слова, прикосновения, а иногда и взгляда было достаточно для излечения многих болезней. Казалось, что он может даже оживлять людей.
Иисус выбрал 12 учеников, составивших свиту его до последних дней. Они нужны были ему в качестве помощников, а также тех, кому можно было передать своё учение. На первый взгляд выбор учеников был неудачный, а один из них стал предателем, но после смерти Христа они показали свои лучшие черты, самоотверженно распространяя его учение.
Где бы ни появлялся Христос, повсюду собирались толпы народа, чтобы послушать его мудрые речи и вылечиться при его помощи от неизлечимых болезней. Остаётся открытым вопрос – мог ли он оживлять людей? Многие люди стали приверженцами Христа и, безусловно, поверили ему, в отличие от его учеников, которые долго сомневались в своём учителе.
В то же время Иисус приобрёл и множество врагов в лице первосвященников, книжников, фарисеев и саддукеев. Ведь он покушался на святое – веру их отцов, и, следовательно, на их влияние. Поэтому недруги Иисуса не оставляли его без своего внимания, уличая его в отступлении от законов Божьих. В полемике с ними Иисус всегда выходил победителем. Особое раздражение фарисеев вызвало то, что он называл себя Сыном Божьим. Конфликт был серьёзным, поэтому фарисеи желали смерти Иисуса. А он и не пытался спастись даже тогда, когда узнал о нависшей над ним угрозе и предательстве Иуды, говоря «Как же сбудутся Писания, что так должно быть?»
Финал известен. Иисус был схвачен и отправлен к Понтию Пилату для вынесения приговора. Римский наместник, не найдя его вины, хотел отпустить Христа, однако толпа, возбуждённая первосвященниками требовала: «Распни его!» Христос был распят на кресте вместе с двумя разбойниками и в третий день воскрес.
Ко времени рождения Иисуса были написаны не только Тора, но и книги многих пророков. Не все эти пророчества сбылись, но некоторые попали в точку. Будучи прекрасно ознакомленным с Писаниями, Иисус мог строить свою жизнь под них. Не все факты выстраивались в ряд, но их можно было и притянуть. Не следует забывать, что все Евангелия были написаны спустя десятилетия после окончания земной жизни Иисуса, и отсюда в них могли вкрасться неточности и приукрашения. На потребу новой религии биография Христа могла быть изменена, и нам остается только догадываться о том, что было в нее привнесено.
В книгах пророков описывается явление Мессии, который установит на земле Царство Божие. Ещё до рождения Иисуса появлялись пророки, выдававшие себя за Мессии. Такие же пророки появлялись и после смерти Иисуса. И только ему одному досталась слава Спасителя; об остальных скоро забыли. Он был не только пророком, но и создателем новой религии - христианства.
В Евангелиях мы видим Христа как умного, образованного и мудрого человека. В знании и толковании Писаний ему нет равных, но он идёт и дальше, развивая их. В дискуссиях ни разу не одержали фарисеи над ним верх.
Иисус представлен как добрый, милосердный и кроткий человек. Иоанн называет его Агнец Божий. Он призывает любить не только ближних, но и врагов своих. В то же время Иисус может быть жёстким, когда говорит: «Не думайте, что я пришёл принести мир на землю; не мир пришёл я принести, но меч». Жёстко он разговаривает с книжниками и фарисеями. В гневе Иисус опрокинул лавки торгующих в храме. С одной стороны, Иисус – идеальный человек, но с другой стороны, ничто человеческое ему не чуждо.
У Иисуса было много возможностей избежать смерти на кресте, тем не менее он сознательно идёт на смерть. При этом он строго следует предсказаниям пророков. Смерть Иисуса была мучительной. Над ним издевались и смеялись не только причастные к казни, но даже один из разбойников, распятых вместе с ним. Им было весело наблюдать за человеком, молящегося Богу, которого он называл своим Отцом. Учение Иисуса и его мученическая смерть поставили его выше всех других пророков. Можно сказать, Иисус был самым великим из людей, живших на Земле. Он был велик даже, несмотря на то, что был сыном Божьим только метафорически. Представляется маловероятным то, что Христа выдумали, а не описали реально существовавшего человека. Феномен Иисуса Христа заключается в том, что в отличие от невидимого Бога, обитающего на небесах, он воплотился в человека, способного творить чудеса и широко раздвинувшего горизонты.
Сомнения в чудесном воскресении Иисуса Христа существовали ещё в древности, о чём повествуют Евангелия. Фарисеи отрицали факт воскресения Христа из мертвых, говоря что «ученики Его, придя ночью, украли Его», поскольку никто не видел, как он возносился на небеса. В воскресение Христа не сразу поверил даже его ученик по имени Фома. А иудеи не верят этому до сих пор. Вместе с тем сообщается о том, что были многочисленные свидетели, которые видели живого Христа после его смерти. Коран, называвший Иисуса как пророка Иса, описывает принародное вознесение пророка Мухаммеда на небеса верхом на белом коне.
Мы мало знаем об отношениях Иисуса с матерью и отцом, кроме того, что они не сразу поняли, какой уникальный у них первенец, и того, что он «был в повиновении у них» (Лука 2:51). Матфей описывает, как Иисус отказывается от встречи с матерью и братьями, когда он был со своими учениками.
Некоторые исследователи Библии считают, что Иисус любил женщину – Марию Магдалину. По крайней мере, все Евангелисты упоминают среди женщин, пришедших поклониться Христу, вначале Марию Магдалину, а затем Марию, его мать. О земной любви Христа пишут некоторые древние тексты.
Несомненно, евреями были мать Христа и все апостолы, как и все первые христиане. Однако именно евреев обвинили в распятии Христа, хотя прямое отношение к этому имели только первосвященники и небольшая кучка ортодоксов. Непосредственные исполнители казни, римляне, остались как бы в стороне. Лишь в конце 20-го века Папа Римский снял с евреев обвинение в распятии Христа.

Окончание следует: http://www.proza.ru/2014/11/07/1822


Рецензии
Прочитал с интересом.
Спасибо автору!!!

Олег Маляренко   31.03.2020 11:08     Заявить о нарушении