Письмо подружке детства со 2-го класса

  --  Линочке   Бондаренко !

--   Пишу   тебе  из   дали – далека ,
Моя  подружка  детства  золотая !  --
Всем  сердцем  с радостью  моя  рука
Привет  и  память   посылает !  --
Моя  родная  Линочка ,тебя  всю  жизнь
Моя   душа   не   забывала ,
И   если  жизнь   нас   разлучала ,
То   думы   о   тебе   сбылись ,  --
Когда  твой  адрес   отыскала ...
Живу   теперь  в  Америке   далёкой ,
Гражданкой  стала  сей  страны  большой ,
Две  дочери ,  зятья   со  мной ,
Но  мужа   своего  я  потеряла   --
Могилу  он  обрёл  в  стране  иной ,
Прожив  всего  лишь  10  месяцевв 
--  на  новом  месте ...
Мечтая  доживать  наш  век   вдвоём ,
Но ,  видно  так  начертано  Судьбой  --
Не  удалось  пожить  нам  долго  вместе
В  том  доме ,  что  сам  он  и  выбирал ,
И  так  надеялся  и  ждал  --
Здесь  применить   свои   уменья ,
И ,  обустроив   быт ,  --
_________--  жить   радостью   семейной ,
и  от  работы   отдохнуть ,  --
и  полной  грудью  свежесть  океанскую  --
__________________--   вдохнуть  ...
Но ,   не   всегда   желания   благие  --
Осуществляются ,  как  ты  того  желаешь ,
И  никогда  не знаешь  --  где  найдёшь ,  --
__________________--  что   потеряешь  ...
Печально ,  но  живу ,  старея  по-немногу ,
Стараясь  быть  не  втягость  молодым ,
Наперекор  годам  и  волосамм седым ,
Пытаясь  в   новой   жизни  --
__________-- приноравливаться   вногу  ...
надеясь  на  себя ,  но  и  на  то ,  --
_____________--  что   Бог   пошлёт  ...
На  том  я   часть  поэзии   кончаю ,
К   привычной   прозе  перейдя  --
Когда  осталась   я   одна ,  --
И   в  неизбывности   печали ,   --
Душа   вдруг   рифму    обрела ,
И  мысли  стихотворными  вдруг  стали ...
Свой  монолог  тебе   я  об'ясняю ,
Чтоб  не  решила   ты ,что  моя  «крыша»  --
____________--  определённо  «поползла»  ...
Линочка  Бондаренко  --  очень  короткая  глава  моего  послевоенного   детства,  но  врезавшаяся  в  память  сердца  и   длящаяся    всю жизнь .
  Это  было   после  эвакуации,  когда  мы   вернулись  из  Бирска  в   освобождённый   и   разрушенный   войной   город  Умань.

В   Бирске  я  окончила  1-й  класс  отличницей ,  на  всю   жизнь   сохранив  в  памяти  свою  первую  учительницу  --  очень   красивую ,  молодую,  по   имени  Любовь,  отчества  --  не   помню,  фамилия  --  Павлова .    Всегда  доброжелательная, опрятно и  даже  изящно   одетая в   белую  блузку  с  черными   ленточками – завязками,  перевязанными  в  идеальный  маленький   бантик  под  шеей!  Её  умение  прекрасно  рисовать, в  те  трудные  годы   войны,  нас  детей – первоклашек,  переносили   в   иную  мирную  жизнь,  как  на   картинках,  с  помощью   которых  мы  запоминали  буквы .  Каждое   утро   она    являлась   к   нам,  будто   из  другого   мира, когда  мы  приходили  в   класс  разношёрстно   одетой   толпой,  приносили  завтраки  завёрнутые   в   газету,  чтоб  на  большой  перемене  подкрепиться.     С  продуктами   было   плохо,  приносили, что  кто  мог  --  кто   просто  варёную  картошку  или  яйца , кто  хлеб  с  луком,  а  кто  и  вовсе  ничего . 

Моя  мама ,  работая  на  двух  работах,  получала  продуктовые  пайки  от  Детского  дома  детей  испанских  коммунистов,  где  она  подрабатывала  врачом.  Благодаря  этому   у  нас  было  масло  и  что-то  сладенькое   ввиде  морковного  повидла  или   черемуховой   муки,  из  которой  можно  было  варить  кисель,  но  я  предпочитала  есть  этот порошок просто  так,  чуть  горьковатый  и  пахнущий   миндалём,  т.к.  перемалывались  сушённые   ягоды  черёмухи  вместе  с  косточками .               
Мой  завтрак  всегда  был  из  хлеба  с  маслом , или  с  тушёнкой,  или  с  повидлом .   Но  мне ,  как  ни  странно ,  в  те  голодные  годы   есть  совсем  не  хотелось ,  т.к.  с   довоенного   детства  я  была  перекормлена   манными  кашами ,  котлетками  и  всякими  деликатесами ,  так  что  тошнота  от  принудительного   кормления  у  меня  осталась  надолго . 
А  так  как  есть  мне  не  хотелось ,  я,  прикываясь  газетной   обёрткой  делала  вид,  что  я  усилинно  жую,  а  после,  скомкав  газету  со  всем  содержимым,  я  выбрасывала  в  мусорную   урну .  Я  не  замечала ,  что  за  мной  внимательно  наблюдал   худенький  бледный  мальчик  с  соседней  парты .  Потом  я  вдруг   увидела ,  как  он  на   следующей   переменке   полез  в  урну   и ,  пугливо  озираясь,  быстро  достал   выброшенный  мной   свёрточек . 
  Отойдя  в  уголок,  он  с  жадностью   сЪел   то,  что  я  выбросила ...
--  Зачем   ты  ешь  это,  ведь  там  грязно!  --  удивлённо  спросила  я .
--   Я  голодный --  смущённо  и  тихо  ответил  он .
--  Я  буду  потихоньку  тебе  отдавать ,  только  чтоб  никто  не  видел ,  --  пообещала  я ,  что  и  делала  незаметно  в  классе.  Но   однажды   кто-то  наябедничал   учительнице  и  она  рассказала   маме ,  что  я  ничего  не  ем .  Мама,  конечно,  не  ругала  меня  за  то  что  я  поделилась  с  голодным  мальчиком,   но   просила   меня  тоже  хоть  немного,   но  есть.  И  я  себе   отламывала  маленький   кусочек   от  завтрака,   долго  и   тщательно  его  пережёвывала ,  бОльшую  часть   отдавая   мальчику ,  как-бы  делясь  с  ним.

   И   вот ,  благодаря   моей   первой   учительнице ,  во  мне  появилось   стремление   к   красоте  во  всём   окружающем ,  и  в  быту  нашей  скудной   жизни   тоже ,   старание   создавать  своими   силами   подобие   красоты .  Это   стремление  к   созданию   очень   скромными   средствами  картинно – красивой  обстановки   иногда  оборачивалось  для  меня   трагикомедией !      Что   и  произошло  однажды .
 
  Обычно  я  делала   уроки  за  общим  столом,  единственным  в  нашей  комнате,   и,  конечно,   многофункциональным  --  и  кухонным ,  и обеденным,   и  рабочим,  и  праздничным.  Такое   положение   дел   часто   противоречило   моим   эстетическим   представлениям,  т.к.   в  книжках   на  красивых   картинках   я   видела  отдельные  письменные   столы   с  аккуратными   стопочками   учебников,  со   специальным   стаканом   для   карандашей,  или  с  красивым   письменным   прибором  с   чернильницами,  пресспапье  и  т.п.,  с   настольной   лампой  под  зелёным   абажуром  и  с  об'язательным   романтическим   атрибутом  интерьера  --  букетиком   цветов   в  изящной   вазочке !   
 
Таковым   было  моё   представление  достойного   рабочего   уголка   школьника !  Согласно   этому   вИдению ,   я   попыталась   однажды  создать   себе   подобный   интерьер,  решительно   отказавшись   от   общего ,  такого   вульгарного   стола . Я   взяла   большую   табуретку ,  застелила   её   газетой   с   красиво    вырезанными   по   краям   дырочками  и   зубчиками ,   положила   аккуратной   стопочкой   учебники,   стакан   с   карандашами,  какую-то   баночку    с   букетиком   сорванных   во  дворе   цветущих   сорняков   и,  усевшись  на   низенькую  скамеечку   для  ног ,   приступила   к   выполнению   домашних   заданий .  Меня   распирало  от  чувства  удовлетворения  и  гордости  за  созданную   невероятную  красоту !    Писали   мы   тогда   перьевыми   ручками  и  чернилами. Чернила   были   в   дефиците  и  их  надо   было  «доставать»   с   помощью   взрослых.   Цвет   чернил   зависел  от   их   качества .  Настоящие   чернила   были  концентрированно   фиолетовыми  и   отливали   золотом   на   свету. 

 Счастливчиков   с   настоящими   чернилами   было   немного  и  все  остальные  слёзно  просили   им   отлить  хоть  немного ...  а  по   мере  их  отлива  и  использования ,   доливалась  вода ,  обязательно   кипячённая .  И  так   много   раз ,  пока  они --  чернила --  не   становились   совершенно   водянистыми .  И   вот   я ,   погрузившись   в   созданную   эстетику ,  разложила   тетрадь ,  раскрытый  учебник   обпёрла  на   книжную   стопочку ,  и ,  открыв   пузырёк  с  чернилами –- очень  концентрированными,  -- приступила ...  Конечно ,  было   безумно   красиво ,  но   тесновато.  Стол – табуретка  --  была   хромоногой ,  и  приходилось   проявлять   чудеса  эквилибристики ,  чтоб  удерживать  всё  это в состоянии  равновесия, что , конечно  долго выдерживать  было   невозможно  !!!

  Что-то  --  сдвинулось , что-то  дрогнуло ,   сработал   принцип   домино ,  и  вся  моя   конструкция   рухнула ,  опрокинув   пузырёк   с   концетрированными  чернилами   и   букетик   с   водой ,  на  тетрадь  с  заданиями,  на  платье  и  на  все  близлежащие  предметы  и  пол,  в  том  числе .  Пытаясь  хоть  как-то  спасти положение,  я   размазывала   промокательной  бумагой  интенсивно-фиолетовую   лужу ,  ещё   больше   усугубляя   положение.  Когда   мама  пришла   домой ,   картина   была ,  конечно ,  --  ужасающая !  Тем   более ,  отмывать   надо  было   срочно  прежде   всего   меня,  что  в  тех  условиях   было   архи – проблематично ,  во  всяком  случае ,  --  за  один  раз ...
   И ,  вопреки   утверждению  классика  о  спасительной  силе   красоты ,   меня  она   не  спасла   от  крушения   иллюзий ,  сделав  меня  более  осторожной  в  стремлении  к   ней ...

  Но   вот   был   окончен   1-й   класс,  и,  т.к.  в  Марте  1944 г был   освобожден  наш   родной   Умань ,  мы   засобирались  до-дому ,  до – хаты ...  Хотя   папе  предложили   возглавить   больницу  в  Башкирском   г .  Ишимбае   --  городе   будущей   нефтяной   империи   наших   сегодняшних   реалий,  что   было   весьма   перспективно , но  я   без   конца   канючила  --
--  Хочу   в   Умань ,   хочу   в  Умань ,   хочу  в  Умань  !!!  --
И  родителей   тоже   потянуло   к  своему   родному  и  привычному ,  на   родные   пепелища  на  место   гибели  родных  и  знакомых  ,  евреев ,  уничтоженных   фашистами  ...
В  начале  лета  мы   поехали   через   полстраны   обратно  в   родные   края ,   хоть  из-за   этого    пришлось   оставить   подаренную   мне   козочку    Марточку ,  о  чём  я  тайком    горько    плакала ... >>
   
Всю   жизнь    хотела  я   иметь   козу  --
Такую   верную ,    домашнюю  ,  --
Её   доить ,  и  выводить   на   раннюю  росу  --
На  травы   сочные  и   ароматные  ...

Однажды  в  детстве ,  --   моя  мечта  --
                --    почти   сбылась, --
То   было   в   Бирске ,   в   эвакуации  ,  --
За   Папино   уменье    врачевать ,  --
Нам  подарили   Марту – козочку –
                --   в  знак  презентации.
Доверчивая   беленькая ,   с   нежным   голоском, 
Она   ко  мне   так  привязалась   сразу  очень,
Весь   день  я   занималась  с   ней   вдвоём  --
Пасла   её  в  лугах  --   с  утра   до   ночи .

И   голосок  её ,  как   у   ребёнка, 
Так   нежно   звал   меня    всегда,
Когда   её   на   привязи   я   оставляла , 
и     отлучалась   иногда  ...

И   сколько   радости   та   козочка   дарила --
Привязанностью    нежной    теплоты ,
И   с   радостью   однажды   ощутила ,
Как   рОжки  начали  у   Марточки   расти  ! 
Как   лобиком  своим  меня   толкала ,
Когда   чесались    рожки    у    неё ,
И   бархатными     губками    жевала  --
Подол   от   платья    моего  ...

Но   весть    до   нас    дошла    благАя ,  --
Что    Умань    наш    родной   освобождён ,
И   мы ,   от   радости   сгорая ,
Засобирались    в    эшелон  !  --

А    козочку   по  кличке    Марта  --
Её   хозяйке   прежней   решено  было  вернуть,
Хоть    нестерпимо    было    жалко ,
Её   бросая ,   отправляться  в  дальний  путь ...

И   до   отЪезда   нашего    ещё   узнала ,
Что    очень    Марточка   по  мне   скучала ,
Меня  искала  и   звала   печальным  голоском,
И   я    за   ней   немало   плакала   тайком  ...

И   больше   то   не   повторилось ,  --
Ведь  в  жизни  многое  бывает  только  раз ,
Но    пастораль    мне   часто   снилась ,
Где   Марта   с   радостью  ко  мне  неслась  ...

Я   так   завидовала   дяде  Якову ,
Что  по – соседству   коз   всегда    держал ,  --
Любил ,   кормил   их ,   баловал  ,
Их   молочком   нас   часто   угощал  ...

Всё    то    припомнилось    мне   ныне  --
В  очередной   2003-й   год    Козы ,
Ведь   так   тепло   необходимо  --
Привязанности    бескорыстия    в    любви , 
Пусть   даже ,   ежели   и   от  ...козы !  --
                February ,01 ,2003.

   Ехали  мы   в   теплушках  --   бывших   товарными  вагонами и вагонами для скота ,   с   широко   открытыми   раздвижными   дверями ,  в  которые   влетали   запахи   цветущего   лета !

В  Москве ,   была   пересадка  на  другой  поезд ,  уже  пассажирский ,  но  мы  сделали  остановку ,   посетив  тётю  Эмму --  мамину   сестру ,  которая   вернулась  из   эвакуации ,  потеряв  на   фронте   мужа .  Москва,  конечно,  кипела  и   бурлила   энергией  возвращения   к   мирной   жизни .  Парк   Культуры  с  концертами  и  аттракционами ,  театры ,  площади ,  мосты  --  всё ,  как  в  песне  из  любимого   фильма  «Свинарка  и  пастух»  --  ... не  забыть  мне   московских  прекрасных ,  --  площадей ,  переулков, мостов ...»
Помню,  мама   была   на  концерте   очень   популярного  в  те  годы    дуэта  --  Лядовой  и  Пантелеевой  в Зелёном  театре  Парка  Культуры    --  ЦПКиО ,  как  давно  это  было !  Но  Лядова  до  сих  пор  жива  и  поёт , и  пишет  музыку...

Но  нам   всё  равно   хотелось  скорей   домой ,  особенно  мне.
И  мы  опять   поехали  дальше,  в  Киеве,  посетив   семью   Волошиных,  вернувшихся   уже  из  Бирска,  где  мы  по  прихоти  судьбы  и  в  водовороте   войны   оказались  в  одном  дворе !  И  в  Киеве  я  была  в   Цирке ,  где   выступал  тогда  Эмиль Кио – знаменитый   иллюзионист ,  а  сын  его  Игорь  был  ещё  маленьким  мальчиком ...  кого  сегодня  уже  нет  на  этом   свете ...

   Но  вот,  наконец,  --  Умань !  -- Много    руин ,  безжизненно   темнеющих   провалами    окон,   и   просто   пеплищ ,  сравненных   с   землёй ,   останки   разбитой   военной  техники ,  что  так   влекла  к  себе   детвору . То  там ,  то  сям  --  гремели   взрывы   неразорвавшихся   снарядов  и  мин ,  которых   находили   неугомонные   мальчишки ...
 пополняя   счёт  жертв    войны .  В   Умани   мы   получили   квартиру  в  2-х этажном   доме  по  ул.  Рафаила  Чёрного ,  родители  сразу-же  окунулись   в   работу  по  восстановлению   здравоохранения  в  городе,  возвращаясь   домой   поздно   вечером .  А  я ,  как  и все   остальные   дети ,  наслаждалась   первым    тёплым   летом  на  родной  земле,   бродя  по   городу   в   числе    дружных   стаек    ребятни ,  что   часто   помогало   избежать   тех   или   иных  --  опасностей . Электричества   не  было ,  воды  в  кране   частенько  не   бывало ,  поэтому   в   кухне   стояла   ванна  с  водой ,  в  качестве   водохранилища .   Дети   были   предоставлены  сами  себе   целыми  долгими  летними  днями  и   жили   законами  общего  двора .  Если  у  кого-то   дома   были   бабушки ,  то  они   присматривали   за  всеми  детьми .  Питались  такие   безнадзорные   дети   чем   попало ,  что  случайно   удавалось   достать .Хотя   мне   мама  оставляла   дома  обед ,  завёрнутый   в   газеты,  спрятанный   под   подушку  для  сохранения  тепла,  но   меня   в  те ,  казалось – бы  голодные   годы ,  обычная  пища  не  интересовала .  Мы  часто  находили  фруктовые   деревья  в  заброшенных   садах   и   об'едались   их   плодами,  часто   совсем  не   зрелыми.

 А   ещё  мы  доставали  на   действующей   маслобойке  прессованные   отходы  подсолнечного   масла ,  которые     состояли   в  основном   из   шелухи    семечек   и    шли   на  откорм  скота .  Но   эти   отходы   содержали  и  какие – то  и  с'едобные  кусочки   и  умопомрачительно   пахли   жаренными  семечками ,  что  нас  привлекало ,  как   пчёл   на   мед .  С   каким  аппетитом  мы   уплетали   этот   скотский   корм ,  так  называемый  --  макух ,  долго  и   тщательно   пережёвывая его ,  как  жвачку !
Когда   я   рискнула   однажды   похвастать   перед   родителями   добытым  лакомством ,  желая   разделить  с  ними  праздник   живота ,   они   были   повергнуты  в   шок  !  Но ,   несмотря   на   запреты   и   увещевания,  жизнь   наша  продолжалась   в   том – же   ключе  поисков  пропитания   и   открытий  !  Мы ,  дети  свободного   племени ,   жевали  тогда  всё ,   что   мало – мальски  было  терпимо  --  какую-то  смолу ,  называемую  варом ,  грызли   мел  и   извёстку ,  и  лакомились  смолой   застывшего  сока  на  вишнёвых  и  сливовых  деревьях ...
  Но  вот  наконец   лето   кончилось  и   мы   пошли   в   школу .   Это   была   школа  № 7,  куда   я   отправилась   с   огромным   желанием   и   ожиданием   новых    встреч   и  познания   жизни   на   новом   уровне . Война   ещё  не   кончилась ,   время   было  ещё   тяжёлое ,  и  если   столы  в  школе   были ,  то  стулья  мы  приносили   с  собой ,  а  зимой  в  классах   сидели  в  верхней  одежде  и   валенках   а  в   чернильницах – невыливайках   замерзали  чернила .  Но  это   не  мешало   нам   быть   деятельными  и   весёлыми .  --
Когда   окончилась   Война ,  --
Мы,   дети ,  так   всего   желали !  -- ,
Всего,  что   нам  не  до –дано  сполна
В  дни   всенародной  скорби  и  печали ...

Вновь   обретя   свои    дома ,
У  многих  --  и  на   пепелище ,
Просили ,   чтоб   Судьба   сама –
Нам   помогала-бы   в   жилище !
 
И    создавали    сами   для   себя  --
Хоть   грустные ,   мы   самоделки ,  --
Из   тряпок    куколок   вертя ,
Другие   разные    поделки ...

Чернильные   слюня   карандаши ,
Им   нарисовывали  бровки , глазки,
Быть – может,  не  совсем  уж   хороши,
Но  нам   казались,  как  из   сказки ! 

Костюмы  шили, --  в   танцах   выступать ,
На   самодеятельной    сцене ,  --
За   неимением   на   чем   играть ,
Танцуя ,  мы   мотивчик   пели  --
--  аккомпанируя   себе    гурьбой ,
в   ладоши    хлопали   ритмично ,  --
все   то,   казалось – бы ,   комично ,
когда – бы   не   звалось   нуждой ...

Как   непосредственно  смешны  мы   были
Своим    желаньем    что – то   созидать ,
Хоть  не   совсем    умело ,  --  мы   творили -- 
Все то,  что  взрослые  в  разрухе  не  могли  нам  дать ...

И   в   наших   маленьких   сердцах    --
Желание    рождало    силу   --
В   нас ,  вопреки   разрухе ,   создавать ,
Навстречу    отвоеванному    Миру !  --
 Да, вот такими мы были ...   
 В  это  время   я  и   повстреча-лась   с   Линочкой  Бондаренко ,  и  много   общего  в   интересах  и  характерах  нас   связало   верной   дружбой .  Продолжая   дружить  и  с  Броничкой ,  я   больше   времени   проводила  с  Линой  после   уроков ,  т.к.  Броничка   неслась  домой  присматривать  за  младшим   братишкой ,   пока   мама  допоздна   работала .  А  мы   с  Линочкой   после   уроков   часто   бродили   по   городу   в   поисках   приключений .  В   нас   обеих   был   силён   дух   романтизма  -- «дух  бродяжий»,  как   писал   С.Есенин,  и   домой   после   школы   мы   приходили  не   сразу,  а   изрядно   побродив   по   городу ,  часто   намечая   себе  всё  новые  маршруты .   Линочка   Бондаренко  --  с  круглыми   зелёными   глазами ,  за   что   её   прозывали  «совушкой» ,  очень   деловая ,  порой  --  ворчливая ,  но  всегда  очень   справедливая  и   верная .  Этими   качествами   она   и   покорила   меня .
Одно   из   наших   путешествий   было   особенно   необычным   и   памятным ...
Дело   было   ранней   весной ,  скорей  всего   в   марте .  Мы ,   как   обычно  после   уроков   отправились   бродить ,  и    случай   нас   привёл  на   территорию   стадиона .   Снега   уже   не   было,   кое – где   зеленела   травка ,  хоть   было  далеко   ещё   до  настоящего   тепла,  весенний   воздух   пьянил   и   будоражил ,  и  звал   в   дорогу  дальнюю !  На   стадионе ,  что   был   недалеко   от   школы ,   остал – ся  с   военного   времени   глубокий   ров ,   наверное   противотанковый ,  с   крутыми   стенками ,   на  дне   полон   талой   воды ,   покрытой   льдом .   Мы   бродили  по   краю   рва ,   но   захотелось   спуститься   на   лёд .     Стали   спускаться   с   предосторожностями   скользя   по   глинистому   склону ,  цепляясь  за   ветки   кустарника .  Лина   благополучно   доскользила   до   льда   и  ждала  меня  внизу .   Я  же   была   не   столь   благополучной  и   часть   пути   проскользила   сидя   на   попе , держа   над   головой   портфель ,  чтоб  не   испачкать   его .  Одета  я  была   в   черные   хромовые   сапожки ,   пошитые   на   заказ  и  очень   ладно   сидящие   на   ножкх ,  и   в   белоснежных    трикотажных   рейтузах    «в   резиночку» ,  что   было   в   то  время   большим    форсом ! 
   Не   тудно    представить ,  во   что    я   превратилась ,   после   такого   форсажа !    Доехав   до   дна   оврага , я   встала   во  всей  красе ,   и   оценив    мой   экзотический   видок ,  мы  с   Линой   стали   лихорадочно   думать ,  что – же  делать ?  --  Моя   верная   Линочка ,  конечно,  не  могла   меня   оставить  в  таком   плачевном   положении .   Решительно   стащив   с   меня   сапожки  и   рейтузы ,   она   поставила   меня   босыми   ногами   на   портфели ,  и   стала   отмывать    сапожки   и   застирывать    рейтузы    в    лужах   талой    воды .
Сапожки ,   отмытые  и   отжатые ,   сохли    надетые   на   ветки    кустов.  А   застиранные    рейтузы  и   чулки  мы   вместе   отжали ,   как   смогли   и   размахивая   ими   на   весннем   ветерке,   пытались   просушить   их  ,  что ,  ко -  нечно ,   было    гиблым   делом .   Картина    была ,   конечно ,    неповторимая ,   достойная   пера    Ильфа   и   Петрова !   --    одна   девчушка ,  голая   по – пояс  ,    топчется   на   портфелях ,  а  другая ,   бегая   по   льдине ,   размахивает   мок – рыми    портками  !     К   счастью ,   не  было   свидетелей .  А   время   бежало  и  день   клонился   к  вечеру ,  надо  было   возвращаться   домой ,  желательно   до  прихода   родителей .   Пришлось   одеваться   во  всё   мокрое ,  но   чистое.   С   огромным   трудом ,   сидя  на   портфелях  на   льдине,   с   помощью   моей   верной   заботливой   подружки,  удалось   натянуть   всё  это   мокрое   на   меня   и   с   чувством    облегчения    мы   разбежались   по   домам .  Я   шла   домой ,  уверенная ,   что   дома   мне   удастся   незаметно   раздеться  и   всё   просушить   до   прихода  с   работы   родителей .   Но   какое – же   меня   ждало   дома   разочарование   и   крах   всех   надежд   на   сокрытие   произошедшего  !
Сработало   неизбежное  правило   библейской    мудрости   --   когда  всё   тайное   становится  --  явным !   Стаскивая   дома   мокрые   сапожки   с   белоснежных   рейтуз ,   я   с   ужасом   обнаружила ,   что   мокрая   кожанная   подкладка   сапожек   окрасила  рейтузы   по   границе   в   интенсивно – черный    цвет ,  который   не   желал   отстирываться   даже  в  тёплой   воде  с  мылом !  и   всё   тайное   в  который   раз  уж,  стало   явным !   После   нашего   путешествия  мы  с  Линой   хором  заболели   простудой ,  белоснежные   рейтузики  пришлось  перекрасить  в   практичный   черный   цвет ,   а   наступившее   весеннее  тепло  позволило   нам   продолжать   наши   походы   в   комфортной   обстановке ,  что   мы   и  продолжили .  И  не   раз   ещё  посетили   злополучный   овраг ,   собирая  там   первые   весенние   цветы  и   стрелянные   гильзы ,  чего   там  было  в  большом   колличестве .  Встречались   и   менее   безобидные   находки  --   не -  разорвавшиеся   снаряды ,   иногда   встречались   и   мины ,  там  и  сям   гремели   взрывы ,   губя   жизни   менее   удачливых    бродяг  ...
  И  мы   с   Линочкой   продолжали   наши   путешествия ,   куда   только   не   забредая :  и  на  старое  польское   кладбище,  не  уничтоженное   оккупацией ,  с  сохранившимися   прекрасными   скульптурными   надгробиями  --  мраморными  или   бронзовыми   ангелами ,   скульптурами  скорби   и   отчаянья ,  и   в  каменоломнях ,   где   фашисты   уничтожали  людей,  и   во   многих   отдалённых  и   уединённых   уголках   нашего   любимого   города  ... Кстати   на   старом   католическом   кладбище  были   настоящие   склепы,  в  которых   во  время  войны   скрывались   от   фашистов   люди,  подлежащие   уничтожению  -- евреи,  советские   солдаты  и  партизаны .  Они   находили   иногда   спасение  и  в   Храме  на   кладбище,  с  помощью   священника ,  который   был  связан  с  партизанами .  Церковь   стояла   заколоченная  и   безжизненная ,   бесконечно   привлекая  нас   залезть  как – то   во-внутрь .  Но  было   жутковато .  Позднее  Священник   сталинским   режимом   был   признан   врагом   народа  и   расстрелян.  Дочь   Священника  --  очень   красивая  молодая ,  с  ликом   мадонны  и  с   бесконечно   грустным  взглядом  --   Рая  Таборанская  --   работала  с   моим   папой   в   больнице операционной  сестрой .  Но   после   ареста   её  отца ,   она   куда – то   переехала ,  а   через   какое-то  время  дошли    слухи ,   что    она   покончила   жизнь   самоубийством ...
         Но  моя   детская   память   сохранила   её   святой   и   светлый   образ  !
Сейчас ,  вспоминая  о  ней ,   приходит   мысль ,  что ,  как  верующий   человек , не  могла   она  стать  самоубийцей ,  скорей  всего  ей помогли,  как   дочери   врага   народа .
  Но   после  освобождения    города ,  в  этих   старинных   склепах   находили  пристанище   уголовники  и  бандиты,  пропадали  люди,  дети ,  потом  их  там  обнаружали,  так  что  место   было  небезопасным  для  жизни ...
   Потом   был   Май  1945 года  и  окончилась   война ,  и   наступило   лето .  И  этим   летом   семья   моей   Линочки – совушки   переехала  далеко  от  Умани  --  в   Донбасс ,  куда  перевели   её   папу .   И  так  мы   расстались .
      Прошёл  не  один   год ,  мы   учились  в   старших   классах .   Однажды   на   улице  я  повстречала   тётю   моей   Линочки .  Она  меня   окликнула ,  и  я  спросила  её  о  моей   не  забытой   подружке ,   и  получила   её   адрес .  Этим –же   летом  приехала   Линочка   погостить  у   тёти ,  т.к.   я   тоже   не  была   забыта .  Эта  встреча   произошла   уже   после   7-го   класса ,   а  мы  будто  и  не   расставались !   Уже  были   новые   интересы,  но   то – же   что   и   раньше   единодушие  и   единомыслие .  И   Линочка ,  влившись   в   мою   компанию ,  приезжала   в   Умань   на   лето   все   школьные   каникулы ,  и  даже  ещё  после   поступления   в   Мединститут   в   Виннице .  После   10-го  класса   у   неё   даже   вспыхнула   первая    любовь   с   моим   одноклассником ,   до   этого   в   меня   влюблённого ,  но   безнадёжно ...  и   даже   начался   роман ,   о   чем   мы   с  ним   вспомнили ,  встретившись   через   полВека  в   Нью Йорке ...  Но ...   Потом   мы   разлетелись ,   будто  потерявшись .   Семьи ,   дети ,  работа   и   взрослая   жизнь  ...
  Но   вот   как-то   в   Москве ,   уже   имея   троих   детей ,   я   нашла   старый  адрес   Линочки   в   Краматорске ,   и   написала  ей ,  т.к.   помнила  её   всегда, близкую  и   родную   душу .   Вскоре   пришёл   ответ   и   новый   адрес ,  по   которому   Лина   жила   уже   много   лет с  мужем   и   детьми .  И   как – же   было   трогательно   узнать ,  как   попало   моё  письмо   совсем   чужим   людям  по   старому   адресу ,  и   как   эти   люди  прочли   моё  письмо ,  не  могли   ос –таться   равнодушными   к   моему   обращению   подруге   детства ,   незабывае- мой ,  любимой.  И   они   разыскали   Линочку   и   отдали   письмо ...  И  так   мы   вновь   соединились ,  благодаря   душевным   людям ,   которых  можно   встретить  только  в   провинции ,  я  уверенна !  Потом   ещё   проносились   годы  нашей   жизни ,  Линочка   похоронила   прекрасного   мужа ,  ещё   совсем   молодого.  И,  где – то  в  198 ?  году   она    нашла    меня   в   Москве,   приехав   с   сыном   Игорем ,  к  старшей  дочери ,  учившейся   в  Москве.   Опять   короткая   встреча  с   родной   душой ,  как   подарок    свыше  ...  и  звонки   по   телефону .   Затем    --   в  1997 г.  мой  от'езд   за   океан .  В   нервной   суматохе  не   было  даже  возможности   попрощаться  с   Линочкой ,  хотя  удалось   посетить   для  прощанья   Эличку   в   Киеве  и   Броничку  в   Литве .  Уехали   в   неведомое  с   надеждами   на   лучшее ,  обрушив   разом   всю   прежнюю   жизнь ,  которую   создавали   десятилетия  ...   Очень   тяжкое    решение ...
   И   вот   новая   жизнь   в   Нью Йорке   с   новыми   заботами   и   хлопотами ,  которые   не   оставляли    свободного   времени,   хотя   память   хранила   в   себе   всю   жизнь ,  и   особенно   не  меркнущими   образами   дорогих   людей .  Помнила   я   и   Линочку ,   но   адрес   её   был   утерян    впопыхах .
Правда ,  уже   в   Н.Й.   неожиданно   получила   информацию   о   Линочке ,  что   ещё   раз   подтвердило  то ,   как   мир   тесен ,   особенно   в   Нью Йорке !  Слу- чайно   в   автобусе   перевозившем    нас ,  эммигрантов ,   услышала   разговор  рядом  --
 --   У   нас   в   Донбассе  --  и  т.д.  –
--   Где ,   именно   в   Донбассе  ?  --   вмешалась   я   в   разговор   сидящих   рядом   пожилых   супругов .
--   В   Краматорске ,   а   что ?  --
--   У   меня   в   Краматорске   подруга   детства   жила ,   работала   врачом ,  не   удалось   с   ней   проститься ,  и   адрес   утерян .  Лина   Бондаренко ,  по   мужу  --  Яковлева ,  --   посетовала   я ,и  как –же  велико   было   моё   удивление !
--   Лина   Яковлева!  Да   мы   с  ней   проработали   всю   жизнь ,  мы   тоже   врачи ,  она   у   нас   на   проводах   была .  –
--  А   адрес  вы ,   случайно,   не   помните ?   --   с   надеждой   спросила   я.
--   К   сожалению ,   не   помним ,   но   живёт   она   там- же  на   ул.Шкадинова .
Это   был ,  как   знак   свыше  и   привет   издалека !  С   тех   пор   подспудно   жила   во  мне   надежда ,  как – то   связаться   с   Линочкой ,  тем   более ,  что   после   утраты   мужа ,   душа   нуждалась   в   поддержке   ещё   одной   близкой   души .   Позвонила   Эличке  в   Киев  и   попросила   послать   запрос   в   адресное   бюро   Краматорска   с   данными ,   что   она  и   сделала .  И  вскоре   пришел   ответ   с   адресом   в   Краматорске ,  и  я   послала   письмо .   Но   письмо   идёт   так   нестерпимо   долго  и   не   всегда   бывает   доставлено .  К   сожалению ,   столкнулась   с   этим   явлением  особенно,   в   России  и  в  Украине ,  где   пропадало  очень  много  писем ,   вскрытых    в   поисках   долларов !   Поэтому   не   могла   так   долго   ждать  и ,  может ,  --  безрезультатно .   Хватаюсь  за  телефон ,   как   за  соломинку,   
  у оператора  узнаЮ  код   Краматорска   и   наугад   набираю    цифры   любые ,   решила   --   5тизначного   номера .   Мне   отвечает   голос   на  другом   конце .  Я   прошу   выслушать   меня  и   помочь.  Так  как   попала  я   просто  в   квартиру ,  об'ясняю ,   что   разыскиваю  подругу  --   врача ,   живущую  на   ул .  Шкадинова ,  может   вы   знаете   такого   врача??? ,  если  нет ,  --  очень   прошу   дать   номер   телефона   любой   ближайшей   к   вам   больницы  или   поликлиники .  Спасибо   человеку ,   что  терпеливо    выслушал  меня ,   не   бросив   раздражённо   трубку  и   не   послав   меня   по-дальше !  --  сообщив   при   этом   телефон  больницы .   Тут-же  -- набираю ,   попадаю   в   регистратуру ,   прошу  сказать ,  может    известна  им   врач   по   имени ?   --  Нет ,  к  сожалению .  --   Прошу   сказать   мне   телефон   их   главврача  ,    получаю   его .  Перезваниваю ,   слышу   довольно    молодой   голос    и ,   извиняясь ,   об'ясняю   суть   моего   поиска .  И   вновь ,   на   другом   конце   встречаю   понимание  и   желание   помочь ,  после   моего   рассказа .  Молодой   голос  отвечает ,  что ,  к   сожалению ,   не  знает   такого   врача ,  но   советует  мне   обратиться   к  главврачу   Горздравотдела ,   даёт   его   телефон и   желает   мне  удачи ,  тем   более ,   что  в   горздраве   врач  по  возрасту  наверняка    знает   намного   больше .  Вновь   звоню   ещё   более   главному   врачу  и   вновь   об'ясняюсь .  И  вдруг --  о,   удача !  --
--   Как-же ,  как – же  ,   прекрасно   знаю  Лину  Дмитриевну ,  всю   жизнь  с  ней   проработали  в   городе ,  она  и   сейчас  ещё   работает ,   могу  вам  дать  её  рабочий   телефон .   --   Нет   домашнего  я  не  знаю ,   но  запишите   телефон  отдела   кадров ...  Хотя ,  нет ,   подождите ,   я   сам   узнаю  по   внутреннему...
И    сообщает   мне   домашний   телефон   Линочки ...  Я   благодарю  этого   доброго   чуткого   человека ,   из   той   редкой    породы ,   которые   вымирают  в   современных   условиях   больших   мегаполисов ,  и   встречаются,   уверенна ,   больше   в   провинциях  ,  тем   более   таких   тёплых   городов   в   Украине ,  где   люди   не   боятся    поговорить ,   выслушать ,  понять   и   по   возможности  --  помочь .   Низкий    поклон   их   сердечной  чуткости !    Таким   был    мой   папа ...
И  через   считанные   минуты   я   слышу   родной   и   почти   не   изменившийся   голос   из   моего   детства ,   моей   Линочки – совушки ...  Плачем ,   смеёмся ,  целуем   трубки   телефона   и   не   верим !   Письмо   моё   она   получила ,   читает   перечитывает   всем  родным  и   знакомым ,  и   знакомым   знакомых,  и  просто  всем   пациентам ,  и   история  нашей   дружбы  уже   известна  чуть – ли  не  всему   шахтерскому   Краматорску !   Вечно  живая   история   дружбы   двух   маленьких    смешных ,   наивных    восторженных   неутомимых   бродяжек  --  Линочки   и   Аллочки ,   с   1944  года   и  --  по   сей   день ...  2008  года.
**********************************************************... И вот, прошло не так много лет наших контактов по телефону, когда я радовалась слышать твой родной знакомый с детства голос... И в твой город Краматорск в Донбассе пришла беда, как и во  всей Украине ... Твой телефон в квартире так тревожно молчит и я в полном неведеньи вновь где ты и что с тобой.Тревожится сердце и плачет душа и последние надежды на улучшение обстановки умирают...
   Дорогая моя Линочка, где ты? - Как ты? Лет нам с тобой немало... Может ты у дочери своей Танички??? Или у сына Игоря??? Может кто-то появится в квартире и телефон ответит... Господи, помоги нам, не оставь ...Твоя подружка детства - Алла.
*********************************
Солнечный импрессионист Юрий Кротов  Детки.   
 
 
 
   


Рецензии
"- ... подождите , я сам узнаю по внутреннему...
И сообщает мне домашний телефон Линочки ... Я благодарю этого доброго чуткого человека , из той редкой породы , которые вымирают в современных условиях больших мегаполисов , и встречаются, уверенна , больше в провинциях , тем более таких тёплых городов в Украине , где люди не боятся поговорить , выслушать , понять и по возможности -- помочь ."

- Вы, наверное, хороший ченловек, раз вам везло на людей "... из той редкой породы , которые вымирают в современных условиях ..."

I.Pismenny   04.01.2015 19:18     Заявить о нарушении
Дорогой мой земляк! Спасибо за отклик и внимательное прочтение! Я вышла из украинской провинции и очень хорошо знаю нравы той жизни. Мой папа всю жизнь работал врачом, которого знал и любил весь город за отзывчивость на любое обращение за помощью. Затем, всю жизнь проживая в Москве, я могла ощутить разницу в общении. Да и папа мой закончил свои дни в Москве, продолжая работать до последнего дня, и полностью ощутив разницу... Так что разница и сейчас существует. Работая в Аэровокзале Москвы 20 лет с пассажирами на справке, мне часто говорили: -- А вы ведь не из Москвы? -- вот и вся разница. Удачи Вам в Новом Году!

Алла Зиливинская   05.01.2015 00:11   Заявить о нарушении
Милая Алла! Москва - это еще не Россия. Я 34 года прожил в Самаре.
Вот вам только два штриха о доброте российских людей.
1. Вечером после работы мы с женой неспеша идем по своему поселку.
Навстречу идет незнакомая старуха и уже на расстоянии начинает нас "критиковать":
- Прогуливаются господа... А в гастроном, между прочим, макароны завезли.
2. Утром до работы я с бидоном бегу в молочный магазин, чтобы купить для детей молоко. А навстречу идет незнакомый мужик и говорит мне:
- Ты туда не ходи. Там пива нет. Иди туда-то, там есть.

I.Pismenny   05.01.2015 09:47   Заявить о нарушении
Вот это всё нравы милой провинции! - с человеческим общением... Удачи!

Алла Зиливинская   05.01.2015 20:11   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.