Спросите у киллера



Все знают, что уникальность Кисловодска не только в целебных ключах и прекрасных парковых зонах.
 
В своё время здесь отдыхали и творили талантливейшие люди России: А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, В.В. Маяковский, А.М. Горький, Ф.И. Шаляпин, Н.А. Римский-Корсаков, М.И. Глинка, С.В. Рахманинов и другие.

Имена этих достойных людей, хотя и не всех, отразились в материальных объектах города-курорта: музеи, дачи, улицы названы их именами.

В окрестностях города есть даже «Скала Лермонтова», где, как полагают знатоки местной истории, Печорин (герой романа Лермонтова «Герой нашего времени») застрелил своего приятеля Грушницкого. Что-то мне подсказывает, что скалу всё-таки надо было назвать «Скалой Грушницкого», поскольку именно он упал с этой скалы и умер по совокупности пулевого ранения и тяжёлых ран от падения с высоты.

Среди краеведов нет единого мнения относительно утверждения, что именно эта скала взята Лермонтовым за место дуэли и вошла в роман, как «то самое место».
Нормальный ход. В художественном произведении не требуется географической и юридической точности, это же не протокол полицейского расследования.

Осмелюсь сказать, что в окрестностях Кисловодска сам видел до десятка таких скал с узкой площадкой наверху, подходящей для дуэли – можно ещё столько дуэлей устроить! Стреляйся – не хочу.

Все ли помнят высоту скалы - тридцать саженей? Это примерно 67 метров...от одной высоты голова закружится...а под дулом пистолета и того пуще.

Стреляться на дистанции в шесть шагов - да здесь и слепой не промахнётся! Грушницкий промазал - видимо, рука тряслась, сильно нервничал...Тогда ещё не знали, что можно по-американски пистолет двумя руками держать. Кинематографа ещё не изобрели.

Печорин не промахнулся. Так было задумано Лермонтовым. Герой того времени должен был жить долго и терзаться своим долгожительством - куда не влезет с желанием сделать как лучше, у него получается как всегда.

Среди «других» почётных курортников считаю необходимым выделить Бунина Ивана Алексеевича, который своим литературным талантом не уступает любому из выше перечисленных деятелей, а в чём-то даже превосходит некоторых из них.

Как же так получилось, что посетив Кисловодск, Бунин не оставил никаких записей, не отразил своих впечатлений о прекрасной природе Кавказа? Разве нечем было ему восхититься, поднявшись на Малое Седло, откуда виден двуглавый Эльбрус и цепь заснеженных вершин Главного хребта?

Побывать на Кавказе и ничего об этом не написать – на Бунина это не похоже. А ведь это была первая поездка Бунина на Кавказ, которая оказалась и последней.
***
Бунин много путешествовал в молодости, посетил Стамбул, Грецию, Италию, Египет, Палестину, Цейлон, а когда проживал в эмиграции, то изъездил всю Европу вдоль и поперёк. Все путевые наблюдения писателя так или иначе отражены в его дневниках и в художественных произведениях.
 
В известном рассказе «Господин из Сан-Франциско», который почему-то (Бунин и сам удивлялся) прославил Бунина в Европе и за океаном, он со знанием дела описывает природу острова Капри, где бывал неоднократно в гостях у Горького.

А вот в рассказе «Святые горы», когда читал, мне показалась узнаваемой (побывал там в молодости)холмистая местность вблизи большой реки – так наглядно описывает Бунин правобережье Северского Донца севернее города Славянска. Этот рассказ вначале Бунин назвал «На Донце». Время написания рассказа – 1895 год. Это значит, что Бунину тогда было двадцать пять лет – сильный, подвижный, крылатый возраст. Он любил ходить пешком и проходил иногда до сорока вёрст  в день.

В этих местах восемью годами раньше побывал и Чехов А.П. В письмах писателя семье читаем:
«…5 мая поехал в Славянск, оттуда в Святые горы. Из Святых гор опять в Таганрог».

Что так притягивало русских писателей на живописные берега Северского Донца?

Прежде всего – древний православный монастырь XVII века, восстановленный в царствование Николая I.

В 1922 году здесь построили климатическую здравницу и маленький городок Святогорск приобрёл статус курорта. К настоящему времени вокруг монастыря понастроили множество пионерлагерей и санаториев, которые с июня-месяца заполнены беженцами из Донбасса, что вполне естественно, ибо городок находится на территории Донецкой области и в стороне от военных автострад.

 Здесь спокойно: никто не лупит из "Градов" по санаториям.

Вот и Андрея Макаревича, российского певца и поэта, уже в наши дни тоже потянуло (точнее, его пригласили) в Святогорск, где он выступил с  небольшим концертом в местном Доме культуры перед детьми беженцев с Юго-Востока Украины.

Макаревич (по его словам) исполнил три песни, раздал автографы и укатил с украинскими волонтёрами-строителями в Славянск, где ему показали сильно разрушенный город и некоторые восстановленные здания.

 Здесь он песен не пел, речей на митингах не толкал, а из пулемёта пострелять ему никто не предлагал, даже холостыми патронами.

Точно известно, что «Оду на царствование Петра Порошенко» или «Кантату во здравие Обамы» он не исполнял, но само выступление певца на территории Украины, с которой у России сохраняются дипломатические и торгово-закупочные отношения, многим россиянам почему-то не понравилось. Ну и началась свистопляска. Того и гляди объявят певца «врагом народа» или шпионом какой-нибудь державы, за которую никому не обидно.

И чего это им дома не сидится, этим Чеховым, Буниным, Макаревичам? Сидели бы в комфорте и сочиняли свои сочинения – можно приличные деньжата заработать. А в поездках одни беспокойства да траты денег.

Творческие люди должны куда-то ездить, ходить, путешествовать, смотреть, слушать, наблюдать, набираться впечатлений – это просто необходимо для душевного и физического здоровья мыслящего человека. К тому же это просто интересно – посмотреть мир!

А если кому-то хочется сидеть днями и ночами у зомби-ящика, пить пиво и «решать» вопросы мировой политики – за кого мы сегодня? – за этих или за тех, то и ладно.

Ваше тело – ваше дело. Сидите, лежите, толстейте или худейте, если хотите, упражняйтесь в сетевой перепалке, но не мешайте другим свободно двигаться и шевелить извилиной, ибо жизнь – это движение.

Спросите у киллера, и он вам скажет, как трудно прицелиться в того, кто находится в постоянном движении. А словесно облаять и ярлычок навесить – это может каждый, кому не лень. Красиво жить и громко тявкать не запретишь. Собака должна лаять и участвовать в грызне за кость - так предназначено природой.

Пусть лают.

Собака лает, ветер носит, а караван идёт.

***

Наверное, Чехов кому-то писал или рассказывал о своей поездке в Кисловодск. В художественных произведениях, известных автору, не встречается какое-либо упоминание курортного города. Из «Дневников 1896-1903 гг.» нам кое-что становится известно:

«…В Кисловодске на похоронах ген. Сафонова встреча с А.И. Чупровым, потом встреча в парке с А.Н. Веселовским.
…28-го (августа 1896 года – А.К.) поездка на охоту с бароном Штейнгелем, ночёвка на Бермамуте; холод и сильнейший ветер…».

Уточнимся с помощью Википедии: на похоронах казачьего генерала Сафонова Чехов встретил экономиста и общественного деятеля Чупрова А.И, потом в парке встретил литературоведа-академика А.Н. Веселовского. Позднее, в августе 1896 года ездил на охоту с бароном Штейнгелем, известным на юге промышленником (капиталистом, как говорили большевики) и меценатом.

 Охотились на плоской горе Бермамыт (высота над уровнем моря – 2592м, в 30 км к ЮЗ от Кисловодска ), там же и заночевали.

На высокогорье ночи холодные даже летом, а с ветром – это вообще суровая ночёвка досталась Чехову и Штейнгелю.

На какое зверьё охотились и удачно ли – сие нам неизвестно. Чехов не любил длинных дневниковых записей, да и охоту тоже не очень жаловал. Поехал, скорее всего, за компанию.

Из рассказа одного ставропольского писателя узнал, что охотились Штейнгель с Чеховым, ну и команда егерей с ними, тогда на оленя. Оленя выгнали на стрелков, и зверь был уложен тремя выстрелами где-то в стороне от Чехова.

 Вечером хорошо поужинали запечённой олениной с вином, потом долго беседовали у костра.

Возможно и обитали олени под бермамытскими скалами  в конце 19-го века. Знаю, что уже в 70-е годы 20-го века там оленей не было, зато кабанов было великое множество. На них и охотились.

О том, что Бунин был на Кавказе, нам известно из открытки, посланной 17 ноября 1913 года художнику Петру Нилусу, другу Бунина. В первый том книги «Устами Буниных» эту выдержку вставила, вероятно, Милица Грин, профессор Эдинбургского университета, сохранившая черновики и переписку Буниных, а впоследствии под её редакцией была издана книга «Устами Буниных» в трёх томах.

Вот текст этой открытки:

«Дорогие, я опять в Москве: проклявши Кисловодск, простудившись там вдребезги, позавчера вернулся. Больной и пишу».

Таким образом, из Кисловодска в Москву Бунин вернулся 15 ноября. Вот почему он ничего не написал о Кавказе и Кисловодске – не повезло с погодой, простудился, заболел и досрочно покинул курортный город.

Не повезло и курортному городу. Мог бы появиться, сложись у Бунина всё хорошо, кроме «Дачи Шаляпина» и «Музея Ярошенко», некий «Домик Бунина», где писатель, допустим, читал бы друзьям свои стихи или знаменитую повесть «Деревня».

Не сложилось.

Наверное, и Андрей Макаревич с группой «Машина времени» сподобился в мирные годы выступать на Кавминводах, если не в Кисловодске, то в Пятигорске или в Ессентуках. Здесь есть большие залы и приличные сцены, а популярность «Машины» по тем временам была необычайно высока, и зрители валом валили на их концерты.

И это тоже в прошлом.

Всё проходит – молодость, любовь, увлечения, кумиры, революции, надежды…Вместе с ними проходит жизнь.

Остаются воспоминания великих и не очень великих людей. Но читать их дневники и письма интересно. Ведь это и наша с вами история.

Где-то там, в окрестностях украинского местечка Славянска, жили мои прадеды по отцу, как раз в те годы, когда там побывали Бунин и Чехов. Там и сегодня под гул орудий тревожно живут, да и живут ли?, мои братья и сёстры. Связи с ними нет - ни телефонной, ни почтовой.

 С Кавказом и Кисловодском, где отдыхали сто лет назад Чехов и Бунин, меня связывают многие годы жизни и работы. Отсюда мой кровный интерес к выше описанным перемещениям писателей и поэтов по земле предков.

А беспокойный Макаревич, тоже любитель путешествий, вписался в эту историю уже как завершающее звено, связывающее прошлое и настоящее, пространство и время, Святогорск и Кисловодск. Вот только Чехов и Бунин совпали во времени и пространстве, а Макаревич  - наш современник - с ними совместился только в пространстве, с вековой разницей во времени.

Святогорск - городок на Донце, в котором мы побывали - Чехов, Бунин, Макаревич и я.
Уже слышу гневные упрёки блюстителей литературной праведности: а кто ты такой, что лезешь в сообщество знаменитостей?

Отвечаю: в родственники к знаменитостям не стремлюсь, там (на Донце) я побывал раньше Макаревича, и вообще - считаю себя творческой личностью. И, в конце концов, как автор я вправе себя внедрить виртуально в любую творческую компанию, которая мне по душе.


                5.11.2014


Рецензии