Цирк

Когда у меня нет хороших тем для рассказов, я...злюсь на всю катушку. И в результате пишу так называемые эссе. То бишь мое и только мое мнение по разным, как правило неведомым мне, вопросам. Мнение мое почти всегда "своеобразно" настроению, а потому с общим представлением о предмете вообще не совпадает. Вот и сейчас я напишу о том, что все любят (и взрослые и дети), а я не люблю. Вернее, не так. Я не понимаю, что в этом можно любить. И если по ходу рассказа я таки свое мнение изменю, то это будет конечно здорово, но-врядли. Я-человек сложный во всех аспектах и весьма странный, поэтому то, что общеизвестно-неадекватно воспринимаю.
Цирк..Казалось бы...Веселое искусство с добрыми клоунами, милыми зверятами, сложными трюками и прекрасной музыкой. Что может быть лучше и приятнее на взгляд и слух? Театр (а я про него в следующем эссе напишу) не так захватывает (даже современные, ни в одни ворота не лезущие постановки), кино полностью деградировало, погрязши в деньгах; СМИ прогнили до корней, под правительства подстраиваясь; эстрада настолько разочаровала, что и пером не описать, а цирк...Он выстоял и море житейском. Всегда завораживал, успокаивал, наделял радостью. Ну, наверное он бы иначе и не родился как искусство, не так ли?
А родился цирк не случайно. Его римляне древние придумали. Знали, курилки, толк в развлечениях. Знали! Увидели кратеры вулканические, подивились как природа хитро придумала и решили и у себя cirkus(круг) устроить. Они как рассуждали? На круге своем ты открыт всем ветрам и суждениям, а потому искренним будешь во всем. В искусстве и политике, в жизни и долге. Фальши не будет, а ежели будет-увидят все. Так-то. И устраивали римляне на своих "кругах" жесточайшие бои гладиаторов, жутчайшее поедание львами ранних христиан, а так же гонки лошадей и квадриг (колесниц). Цирк римлянам нравился, и они буквально дрались за удобные места и вообще за возможность присутствия на зрелище.
В Средние века цирка почти не было, хотя франкские короли пытались что-то римское у себя организовать, но..Религия все перебила. Все эти иезуиты нашкодили так, что только изредка театр пуританским настроениям компанию составить мог, да и то цензура свирепствовала почище сталинских репрессий. Да и вообще, за общими неурядицами и постоянными войнами не нужен был людям цирк. Глупо? Ну дак люди сами себя этого лишили, если б не попы да имамы...Но не будем о грустном.
Цирк возродился в конце 18 века, а точнее в 1774 году, когда семейство французов Астлеев придумало для своих представлений шатер с куполом и назвало это милое сооружение шапито. Арену же, на которой гладиаторы ранее боролися, расширили до 13 метров в диаметре. Почему? А столько необходимо было для вольтижировки на лошадях, потому как лошади в те времена главной составляющей полноценной жизни были.
В цирке разумеется показывали всё необычное: глотателей шпаг, огнепожирателей, женщин с бородами, разных карликов и уродцев. Животных тоже, но мало. Современный цирк как он есть родился лишь в конце 19 века и работал в основном в том же шапито под брезентом от военных походов. Дрессировал животных, фокусы показывал, акробатику, эквилибр (хождение по канатам и жонглирование) и-как я уже писала-вольтижировку. Клоуны тоже было, но опять таки мало. Клоунада возродилась в полную силу в середине 20 века и засияла во всей своей красе огромными красными носами, непомерными остроносыми башмаками и балахонами попугайских расцветок. Коверные клоуны ( заполняющие паузы между номерами программы) есть и сейчас, но не привлекают они уже как раньше. Не придумывают себе реприз со сложным реквизитом, не выходят на манеж, хохоча во все горло. Цирк в 21 веке-это экзотичекие животные и нанотехнологии. Грустно мне всетаки, но...Я же хотела написать не историю, а ПОЧЕМУ я цирк не уважаю. Написать? Даже если и не хотите, я свое мнение напишу, такой уже я человек. И можете назвать меня голословной, подробно опишу почему.
Впервые попала я в цирк (как и многие мои читатели) ребенком и поначалу была в полном восторге. Медведи, катающиеся на велосипедах, воздушные гимнасты под куполом, орущие клоуны в разноцветных колпаках. Супер! Все сияет, искрится, сверкает, танцует и поет. Счастья полные штаны, и ребенок 6-и лет в экстазе. Жутко хочет увидеть артистов и зверей поближе. Но строгий униформист меня за кулисы естественно не пустил. Да еще и наорал на маму, которая робко попросила об этом. Ладно, нельзя-так нельзя, посмотрим с тыла. Пробрались, сгорая от любопытства, на задний двор. И увидели. Мечущиеся в клетках голодные собаки, облезлый мишка в деревянном ящике (это они так гуляли на свежем воздухе) и противный дядька в сером костюме, выговаривающий красному от смущения мальчишке (видимо сыну) в таком же костюме с блестками:
-Ты почему лонжу отстегнул, паршивец? Свалишься-костей не соберем!
Водушные гимнасты? Ого! Я ушла с удивленной неловкостью, а дома буквально достала родителей..еще одним посещением цирка. Но не попала из-за какой-то провинности (сейчас уже и не упомнишь какой), после чего...успокоилась. Мне было неприятно даже само упоминание цирка и отчего это, я в то время не догадывалась. И не рвалась я в цирк до..16 лет. До тех пор пока мой тогдашний молодой человек не пригласил меня на свиданку. Но на той свиданке я не только в МЧ разочаровалась, но и в цирке как таковом. Да, мы пошли в цирк на представление потому как один из униформистов манежа приходился моему МЧ родственником и обещал показать нам цирк, так сказать, изнутри. На сцене между тем шло обычное действо: два акробата упали с трапеции (к счастью без последствий), звери все время путали команды дрессуры, клоуны раздражали своим надуманным весельем. Вроде бы всё подсознательно, но я ж потом за кулисы попала! Друг мой гордо провел меня в святая святых, и мы увидели темно-сырые помещения гримерок, заваленные разных хламом и даже едой; пахло зверями и немытыми телами, а люди сновали туда-сюда с унылым видом и не замечали ничего кроме своих забот. Нам никто не сказал:
-Здравствуйте! Проходите пожалуйста и вы увидите цирк, наш дорогой цирк. Который вы так любите и цените. Неправда ли он прекрасен?
Ну да...было интересно. Животные в клетках бродили злые, на нас-ноль внимания, а униформист уже пригашал полюбоваться складом ненужных вещей и запахом канифоли. Были мы и в костюмерной, где больной на вид несчастный клоун с обвисшими усами в одно мгновение превратился в аляповатого хохотуна с нарисованной улыбкой. Гнетущее впечатление?
Животные-в клетках-( а я даже в зоопарк редко хожу, так убивают меня несчастные глаза мечущихся за решеткой тварей божьих) работают и репетируют 8 часов кряду без всяких гонораров и только за сахар и корм? Люди калечат себя ради нескольких хлопков из зала, а работа у меня еще тяжелее, чем у животных и не всегда все получается. Принудительно веселящие себя и других клоуны, которым зачастую на всё на свете наплевать (сама слышала как за кулисами они ругались, что зарплату урезают незаконно). Униформисты и другие рабочие манежа, постоянно убирающие грязные клетки и пропахший мочой песок арены. Швеи и костюмеры, не разгибая спины строчащие на  поломанных машинках. Складские "крысы"-старички и старушки-важно дефилирующие среди забытой рухляди...Это все цирк. Писатели и кинематографисты так цирк превознесли, что мой опус прям возмущение вызывает. И вообще...Чего она лезет пухлым рылом в калашный ряд? Цирк-это море огней, радость для каждого, веселая музыка и много света. Оборотная сторона другая, учтите! Артисты эстрады и певцы ежели столько работают, они и имеют..Ого-го! Театр тоже себе цену знает. А цирк...Он беден вообще-то. А работает как каторжный. И даже апплодисменты не помогают. Да, люди любят цирк, ходят туда семьями и что? Артистов цирка никто не знает как правило. Ну кроме самых выдающися, но и те должны все время напоминать о себе новыми трюками. СМИ цирк тоже не жалуют. Какой от него скандал или проблема? Неинтересно. Зачем надрываются на работе? Оно им нужно? Клоуны на представлениях дубасят друг друга довольно больно, несчастные животные умирают пачками после непосильной работы, а дети артистов вообще не имеют права на другую профессию и так и рождаются и живут "в опилках". И всё это на потеху почтеннейшей публике? Выходит цирк со времен Рима не изменился? А выгода где? Выходит ломать кости и развлекать несовершенно-забывчивую толпу все равно необходимо?
В чем выгода я вас спрашиваю? Для чего всё это? Для смеха и оваций? Ой, только не говорите мне, что это так! Я ж за цирк болею. Мне ж обидно, что...ничего. Но вы смеетесь и говорите мне:
-Постой! Эти люди любят свою работу и делают ее как умеют. А умеют они классно!
И что? Почему же тогда исчезли сейчас почти все клоуны? Почему между разными цирками борьба не за зрителя, а за деньги идет? Куда испарились фестивали цирков? Где хорошая зарплата артистам? Где почитание ушедших на заслуженный отдых? Куда делись фильмы и книги о цирке? Ведь если так дальше пойдет цирк..уйдет вникуда. Ну еще лет 10 и..всё? Не нужен цирк, надоел он людям. Может еще на пару веков, а может и..нет. Окончательно сгинет. Блин, ну вот написала и сразу стало мне цирк до боли жалко. Хотя если проанализировать все, что я тут накарябала, логичеки это всегда так было. Люди надрываются зря и ни за что. А азиаты? У этих религия на цирк нацелена. Умри, но выдай номер. И это им нравится. Нравится? В нашей жизни это нравиться не может, не так ли? Ведь мы по жизни все время ищем смысл нашего существования. Разве смысл в таком развлечении? В тупой радости от чьей-то неблагодарно-тяжелой работы? В усердных до глупости животных на радость и славу дрессуре? В смеющихся через силу глубоватых клоунах, постоянно падающих и разбивающих себе носы и головы? Противно это все-вот что! Ну хорошо, если вы от всего другого отмахиваетесь, то как быть с детьми, рожденными на манеже? Они же не всегда хотят продолжать династию? А как же свобода личности? А как же хорошее образование или обычная школа наконец?
Вывод неутешительный: цирк-фурункул на не вполне здоровой коже. И пора бы его записать в прошлое. Ну не так конечно, как в Средние века, но всетаки...Возродить лучше театр или эстраду подновить. Но это только мое мнение, я его не навязываю, не думайте. Я сказала свою точку зрения, а вы сами уж думайте как и что. Но в цирк я даже с детьми не хожу, и знакомые меня поддерживают. Хотя не все, ясен пень. И тот, кто чихает на мой опус..наверное прав. И может только я не вижу у цирка будущего. Оставим решение истории. Уже она-то завсегда красочней наших представлений. Или вы уже сейчас поспорите? А? А вы как думаете?


Рецензии