Школьный шахматный кодекс ст. 6

АВТОРСКИЙ КОММЕНТАРИЙ.к статье 6

Статья 6. ХОДЫ ФИГУР

КОРОЛЬ: Ходит и бьёт по горизонтали, вертикали и диагонали (как слон и ладья) на одно поле. Ходить под удар фигур противника король не может.

ФЕРЗЬ: Ходит и бьёт как слон и ладья.

ЛАДЬЯ: Ходит и бьёт по вертикали и диагонали, на пересечении которых находится.

СЛОН: Ходит и бьёт по диагоналям, на пересечении которых он находится.

КОНЬ: Ходит и бьёт на ближайшее поле, недоступное слону и ладье их исходного (буквой «г»).

ПЕШКА: Ходит вперёд на одно поле по вертикали (как ладья), и бьёт на одно поле вперёд по диагонали (как слон).

ДВОЙНЫЕ ХОДЫ:

Один раз за всю партию король и ладья могут поменяться местами (рокировка) при следующих условиях: ни ладья, ни король до этого не ходили; между ними все поля свободны; король в момент рокировки не находится под ударом; поле, которое он пересекает также не находится под ударом фигур противника. Рокировка совершается так: король переставляется через поле навстречу ладье по горизонтали, а эта ладья ставится на поле, которое перешёл король.

Каждая пешка из своего начального положения может совершить двойной ход вперёд. Если поле, через которое она перешагнула, находится под боем пешки противника, то своим следующим ходом противник может взять пешку совершившую двойной ход, поставив свою пешку на поле, пересечённое первой (взятие на проходе).

Любая пешка достигшая крайней (дальней от играющего) горизонтали должна быть этим же ходом заменена (превращена) на ферзя, ладью, слона или коня цвета этой пешки по выбору играющего, независимо от количества и наименований других фигур, находящихся на доске.

КОММЕНТАРИЙ: основная статья этой части кодекса.Излагается две версии представления ходов фигур – описательная ортодоксальная и аксиоматическая – выражение формул хода фигур через формулы хода аксиоматических фигур – ладьи и слона. Впервые в мировой практике дано аксиоматическое определение хода коня: «на ближайшее поле, недоступное слону и ладье из исходного». Мнемотехническая формула хода коня – «буквой Г» - дань сложившейся традиции, закрепленной в Шахматном Кодексе СССР. Это внедрение мнемотехники опрадано в школьной версии кодекса.

Вот мы и добрались до введения в аксиоматику шахмат.

Знаменитая формула хода шахматного коня стала источником вдохновения для автора в этом исследовании. Шахматный кодекс СССР ввел описательный тип определения хода коня: «Конь ходит на ближайшее поле по вертикали или горизонтали и затем на одно поле по диагонали удаляясь от исходного». Но на самом деле это способ найти конечное поле, а сам конь так никогда не ходил и не ходит. В момент перемещения любой фигуры для неё существуют только два поля: то, на котором она стояло ДО и то, на котором она стоит ПОСЛЕ. Ход – «только миг между прошлым (ДО) и будущим (ПОСЛЕ)»!!!

Введём понятие «формула хода». Напомним любезному читателю, что вообще фигура на доске есть не более, чем символ. Символ точки отсчета, символ формулы хода, символ состояния. Собственно «цвет» фигуры – это её состояние. Либо «состояние хода», либо состояние «не хода». Белые и черные – это поляризация в перемене состояний. После каждого «хода» состояние всех фигур одного цвета меняется на противоположное. Собственно вся «игра» есть непрерывная смена состояний. Можно было бы ввести понятие «активное состояние» и «пассивное состояние», но это не совсем точно передаёт дискретность смены состояний. Формула хода – это тот комплекс полей, который может занять фигура при перемещении. Для неё перемещение в любое из полей, доступных ей по формуле хода из исходного равносильно. Ход есть перемещение точкит отсчета. Система строится так: сначала без доказательств вводится определение формулы хода для ладьи и слона. А затем все остальные формулы хода фигур задаются через ранее введенные аксиоматические фигуры. Например ферзь – ходит как слон и как ладья, и бьёт, как слон и как ладья. Король – ходит и бьёт как ферзь на одно ближайшее поле. Конь – ходит и бьёт на ближайшее поле не как слон и не как ладья.


Рецензии