Реквием по герою
Иногда кажется, что человек сам стремится к своей гибели. Так мотылек погибает в пламени свечи, куда он так стремился.
Николай Гумилев – офицер, путешественник, поэт. Личность яркая, необычная. Кажется, что он сам искал опасности. Он был не созлан для обычной жизни. Что это? Любовь к жизни или симпатия к смерти? Что было для него более важным? Временами приходит мысль, что он чуть ли не сознательно стремился к своей гибели. Мог ли он избежать смерти? Кто знает. Человек поступает так, как ему предначертано. Воспитанием, привычкой, характером, поведением. Недаром в пословице говорится, посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу. Поэт шел к смерти, приближая ее шаг за шагом.
Поэт часто думал о собственной смерти:
И умру я не на постели,
При нотариусе и враче,
А в какой-нибудь дикой щели,
Утонувшей в густом плюще.
Шаг первый. Николай Гумилев был яркой личностью. О его многогранности говорят его увлечения. Гумилев – путешественник. Он несколько раз был в Африке. Гумилев – поэт. Он воспевал мужественный поединок со смертью и неустанное движение к цели. Гумилев – офицер. Храбрость кавалериста лейб-гвардии Уланского полка Николая Гумилева была оценена Георгиевским крестом 4-й степени, орденом Св. Анны «За храбрость», орденом Св. Владимира 4-й степени с мечом и бантами, вторым Геогием 3-й степени. Если бы не его исключительность, у него было бы больше шансов уцелеть, выжить. Возможно, на него никто бы не обратил внимание.
Шаг второй. Весной 1917 года Николай Гумилев завершил свою службу в шифровальном отделе русского посольства в Великобритании. Необходимо было определиться: оставаться в Англии, ехать на родину, отправиться в дальние страны. Перед такой же дилеммой стояли и другие офицеры.
Перед отъездом из Лондона Гумилев вместе с другими офицерами отправился в кафе. У всех был один нерешенный вопрос: «Что делать дальше?»
За столом один из офицеров начал говорить:
- Наверное, я не вернусь на родину. Я понимаю, что там нас ждет. Смута. Гражданская война. Я не хочу участвовать в этом.
- Я тоже не вернусь, - продолжил другой офицер. – Мне уже предложили поступить на службу в армию союзников с сохранением звания.
- А я, наверное, уеду далеко. Всю жизнь я мечтал о путешествии. Меня манит Южная Америка. Чили… Боливия… Шла война, мы были нужны России. Сейчас уже не нужны, поэтому я уеду.
- А вы, Николай Степанович, - обратился он к Гумилеву, - как поступите? Будете сражаться с немцами или поедете в Африку охотиться на львов?
Гумилев ответил быстро, чувствовалось, что он обдумал свое решение:
- Я повоевал достаточно, и в Африке был три раза, а вот большевиков не видел. Я еду в Россию, не думаю, чтобы это оказалось опасней охоты на львов.
Итак, выбор был сделан. Еще никакая опасность не грозила поэту, но путь к гибели уже намечен.
Шаг третий. В мае 1918 года поэт уезжает из Англии. На пароходе он прибывает в Мурманск. Оттуда направляется в Петроград. Всей душой радуется Гумилев встрече с родиной. Да, он странник, но ему есть куда возвращаться. Он не хочет больше воевать. Он хочет творить. У него много идей, требующих воплощения.
Прибыв в Петроград, Гумилев активно включается в литературную работу. Вместе с А.Блоком, М.Лозинским, К.Чуковским и другими писателями поэт работает в созданном М.Горьким издательстве «Всемирная литература».
В этом же году выходит сборник стихов «Костер», книга переводов восточной поэзии «Фарфоровый павильон». Гумилев сотрудничает с большевиками по линии Тео Наркомпроса, преподает в возрожденной студии «Цех поэтов». Он становится влиятельным и известным человеком в Петрограде Он становится слишком заметным.
За четыре года до гибели. В 1916 году Гумилев задумал и напряженно работал над четырехактной драматической поэмой «Гондла». Чтобы закончить свою поэму, он даже взял отпуск из 5-го Александрийского гусарского полка, куда был недавно переведен.
Драматическая поэма «Гондла» включала в себя находки прежних лет. Реальные исторические мотивы поэмы Гумилев почерпнул в древнеирландском эпосе «Эдда». Многое дало и изучение повествовательных сюжетов «саг об ирландцах». Однако конкретного, единственного источника не существует. Пьеса – это художественный вымысел самого поэта. Выделяется поэма и художественным строем речи. Метрика поэма ранее не встречается в русской стихотворной драматургии.
Сама образная система строится на противопоставлениях. Герой драмы – одновременно избранник судьбы и изгой. Он сын скальда и сам скальд, отмеченный божьим даром. Он духовно богат и прекрасен, его взор различает добрые знаки небес. Внешне он ущербен, он горбат. Это не сказывается на его отношение к миру. Он человек активный, его увлекает борение стихий, он любит девственный лес, бушующее море, но он убежденный противник войны и завоевательных походов. Разве что-то может оправдать гибель человека. Гондла был перевезен в чужую страну по воле вождя. Повенчав его с избранницей, можно заключить союз между племенами «волков» и «лебедей». Вот она, схватка одухотворенного, «лебединого», и варварского, «волчьего». Все эти борения происходят в полудикой стране.
На исходе жестокой схватки герой с трудом верит в свершившееся. Видя смятение и сомнение подданных, подножием для святого креста он делает свою жизнь:
Я монета, которой Создатель
Покупает спасенье волков.
В финале возлюбленная следует за погибшим Гондлой:
Так уйдем мы от смерти, от жизни,
Брат мой, слышишь ли речи мои?
К неземной, к лебединой отчизне
По свободному морю любви.
Когда Гумилев писал свою поэму, он был пылко влюблен в Ларису Рейснер. Ее имя, Лариса, превращается в письмах в имя героини драматической поэмы – Леры. Ларисе Рейснер переадресовались и стихи из поэмы.
Свою поэму «Гондла» Гумилев опубликовал в первом номере журнала «Русская мысль» за 1917 год.
Самоубийство Гондлы – не случайный мотив в пьесе. Герой знал уже, что Лера – Лаик на самом деле его сестра. Самоубийством кончает и Трапезондский царь в «Отравленной тунике»:
Потом сказал, что умереть не страшно,
Раз умерли Геракл и Юлий Цезарь,
Раз умерли Мария и Христос,
И вдруг, произнеся Христово имя,
Ступил вперед, за край стены, где воздух
Пронизан был полуденным пыланьем.
В далеком Ростове. В Ростове-на-Дону то ли в 1917, то ли в 1918 году возник театр студийного типа. Его назвали «Театральной мастерской». Эта «Театральная мастерская» располагалась в доме на Большой Садовой улице. Помещение было скромным: в зале помещались человек 80, маленькая сцена.
Молодой режиссер П.К.Вейсбрем собрал лучшие силы Ростова и Нахичевани. Художниками были М.С.Сарьян и А.А.Арапов. Композитором - М.Ф.Гнесин. На театральных подмостках начали свою артистическую карьеру Варвара Мясникова, Александр Костомолоцкий, Георгий Тусузов, Рафаил Холодов, чтец Антон Шварц и его двоюродный брат Евгений Шварц, будущий драматург, с женой Гаянэ Халайджиевой.
В «Театральной мастерской» поставили много спектаклей, в их числе «Пир во время чумы», «Незнакомку» Блока. Декорации к спектаклям были Дмитрия Федорова. Актера П.В.Самойлова поразило: «Как эти юноши приблизились в своих постановках, руководимые начитанностью и инстинктом, к камерным замыслам наших новых театров – театра им. В.Ф.Комиссаржевской, Таирова, Сахновского, Марджанова».
Да это был настоящий поэтический театр, где шли отрывки из лермонтовского «Маскарада», была поставлена пьеса Алексея Ремизова «Трагедия об Иуде, принце Искариотском», а рядом с ними – старый французский фарс «Адвокат Патлен» и отрывок из «Принцессы Турандот» Карло Гоцци.
В 1920 году был поставлен и спектакль «Гондла» Николая Гумилева. Так с Ростовом оказался связан известный поэт, через свое произведение.
Режиссером был А.Б.Надеждов, художником – А.А.Арапов, композитором Н.З.Хейфец. Роли исполняли ростовские актеры: Гондла – А.И.Шварц, Лера – Г.Н.Халайджиева, конунг – Н.Н.Шнейдель, Сноре – Е.Л.Шварц, Груббе – А.М.Натолин, Лаге – Марк Эго, Ахти – Р.М.Холодов, вождь ирландского отряда – Г.Г.Кагальницкий.
Вот что рассказал от этой постановке П.В.Самойлов: «Революция снова забросила меня в Ростов. И я нашел театр – настоящий театр, выросший из восторженного юношеского коллектива. Ставился «Гондла» Гумилева. Странно было видеть в глухом углу России камерное представление высокого стиля, продуманное, отделанное до мелочей. Аудитория – рабочая и красноармейская – сидела затаив дыхание. Тут не нужно было ни объяснений, ни указательных пальцев, красота побеждала сама собой. Мысль дать самое лучшее неподготовленным – была весьма счастливой мыслью. Аристократический цветок ростовского искусства, «Театральная мастерская», был сделан передвижным театром для рабочих».
Как отмечали зрители и театральные критики того времени, спектакль был хорошим, подкупал честностью работы, свежестью и неподдельным горением.
Шаг четвертый. Летом 1920 года Николай Гумилев отправился в Севастополь. Туда и обратно он ехал в поезде командующего Черноморского флотом А.В.Немитца. В Крыму вышла его книга «Шатер».
Поезд в Севастополь шел через Ростов. Во время стоянки поезда Гумилев. Увидел на афишной тумбе объявление о спектакле «Гондла». Поэт был поражен. Здесь в глуши ставят его произведение. Он разыскал «Театральную мастерскую».
Театральный сезон уже закончился, спектаклей никто пока не ставил. Однако актеры продолжали собираться в театре. И вот однажды вечером вошел неизвестный мужчина и представился:
- Я – автор «Гондлы», Гумилев.
Все присутствующие онемели. Никто не мог себе такого даже представить. А вошедший между тем продолжил:
- А нельзя ли мне посмотреть ваш спектакль?
Как артисты ни были рады показать спектакль, они не могли этого сделать. Сезон окончен – ни декораций, ни осветителей, ни бутафоров. Спектакль показать нельзя.
Выход из положения все равно нашелся, Актеры начали читать отрывки. Антон Шварц играл и читал «Гондлу». Его поддержала Халайджиева, играющая Леру. Началось обсуждение, разговоры на литературную тему.
Гумилев пришел в восторг:
- Я вас здесь не оставлю, переведу в Петроград.
Поэту надо было ехать на вокзал. Все пошли его провожать. На вокзале Халайджиева сказала Гумилеву:
- Поклянитесь, что вы нас не забудете.
Гумилев торжественно поднял руку и сказал:
-Клянусь.
Шаг последний. 3 августа 1921 года Николай Гумилев был арестован органами ЧК, обвинен в контрреволюционном заговоре и 24 августа расстрелян с еще шестьюдесятью привлеченными по этому делу..
Реквием по герою. Свое обещание ростовским поэтам Гумилев выполнил. Его просьбу о переводе «Театральной мастерской» в Петроград поддержал А.В.Луначарский. Петроградский губполитпросвет взял ростовский театр под свое покровительство. «Красная газета» 1 сентября 1921 года сообщала: «Решен в положительно смысле вопрос о переход в Петроград существующего в Ростове-на-Дону театра «Театральная мастерская».
«Петроградская правда» 24 декабря уведомляла о том, что «перевозка в Петроград всего имущества и оборудования театра завершилась». Спектакли начались 8 января 1922 в зале Дома Просвещения на Владимирском проспекте. В пьесе играли те же актеры, что и на ростовской сцене. Это был реквием по поэту.
Исследователь творчества Н. Гумилева Д.И.Золотницкий: «Петроградская премьера «Гондлы» привлекла к себе большой интерес. Никто не говорил прямо, что драма величия и гибели героя поэмы разрасталась теперь на сцене в мессу по поэту, жертве воинствующей дикости. Был и такой непровозглашенный смысл в камерном спектакле, обернувшимся соборным действием».
Действие спектакля завершилось. Гармония оборвалась. И тут подспудное, сокровенное выплеснулось наружу. Кто знает: по неведению, в знак неизгладимой скорби, с разных мест стали требовать автора. Это напугало и рассердило. Это предрешило участь спектакля. Он был снят с репертуара. Однако реквием по герою все-таки прозвучал.
PS. В первой половине 20-х годов о Николае Степановиче Гумилеве еще говорили. Затем его имя подвергли забвению. Его творчество вернулось к нам только во второй половине 80-х. Однако новых сценических воплощений гумилевских пьес ни в столице, ни в провинции осуществлено не было. Ростовская постановка драматической поэмы «Гондла» пока остается единственной.
Свидетельство о публикации №214110500916