Рождение легенды

Книга "Вечера над Тихой Сосной" далась мне и легко, и не просто. Легко потому, что уж очень тема привлекательная - своеобразное Зазеркалье краеведения. Трудно потому, что издание дорого, а денег просить не умею. Но судьба свела с удивительным монахом-странником отцом Макарием . Он с братией и оплатили издание этой книги. Возврата денег они не требуют, но, если удасться продать тираж - почту за честь сделать это.
Представлять книгу я не стану, а доверю это человеку, написавшему к ней предисловие.
Спасибо всем, и возможным читателям тоже.
 
                Автор, 5 ноябя 2014 года.
                г. Бирюч





"Хранитель Ключей

Удивительный писатель Владимир Устинович Калуцкий! Мы его давно знаем и произведения его любим и вдруг начинается его новая книга «Вечера над Тихой Сосной» с неких экивоков, мол, сам-то я человек небольшой, а вам взялся рассказать то, что от умных людей слышал. Но тут же вижу хи-троватый прищур писателя, особенно, когда узнаю в его легендах знаменитые на Белого-рье фамилии, читаю о знаковых датах в раз-витии земли белгородской. А надо отметить, что из моих знакомых ученых и литераторов именно Владимир Устинович самый преданный слуга капризной дамы Истории. Труд-но тягаться с ним по количеству и качеству прочитанного, по бесконечным, а то и безначальным путям исканий. И первое произведение, которое всплывает в связи с застенчи-вым прологом этой книги — повести Ивана Петровича Белкина, рассказанные читателю Пушкиным.
 Не могу судить о мотивах Александра Сергеевича, который включил в свой бессмертный цикл пять повестей. А вот о построе-нии книги Владимира Устиновича могу не только предполагать, но и знаю наверняка, что вся структура книги «Вечера над Тихой Сосной»: от количества частей до следования их друг за другом – стройная гармония. Дело здесь не только в исторической хронологии событий, о которых идет речь в легендах, рожденных в окрестностях старинного города Бирюч. Посмотрите внимательно на оглавление. Всего историй в книге тринадцать, причем первым идет миф о великанах, которые светом и мудростью наделили главного героя Арея (вы слышите в этом имени отсыл  к  еще  более  древним  сказаниям?). Великаны в серебряных и золотых одеждах остановили вражду и защитили новый род, в котором равны и углежоги и псоголовые, да и все, кто оказались за созданным велика-нами валом. За мифом-создателем стройно следуют 12 легенд, как 12 учеников. Вчитайтесь:  в каждой из них есть герой, который и светом, и мудростью, и силой духа равен тем самым мифическим великанам, будь то царский сотник Иван Медков — основатель
Бирюча, добрая девушка Ксения, чья любовь и преданность спасает в страшной темнице татарского мурзу, скромный учитель, записывающий историю родного края, или благородный генерал, выкупающий из плена школьного товарища раньше, чем родственника. Много еще в этих легендах настоящих великанов духа.Читаются они легко. Мне и вовсе казалось, что сам Владимир Устинович Калуцкий в свойственной ему мягкой и неуверенной ма-нере рассказывает эти чудесные легенды. И с каждой историей все больше горят его глаза, как будто волнуется, что не поверят, засмеют. Мол, сдались нам, дедушка, сегодня эти сказки.Не волнуйтесь, уважаемый сказитель. Нуж-ны, очень нужны. И для понимания шагов истории родного края, но, главное, для ощущения духа сильного и смелого народа. А раз-ве не актуальны прямо сегодня такие строки: «Но в те лихие годы вокруг посадов всё чаще возникали небольшие села и хутора, где селились беженцы с Украины. Их у нас звали черкасами. А на Украине тогда очень муторно было». Это о временах трехсотлетней давности! Вот уж воистину — история движется
6по спирали. Такие параллели можно найти и в других легендах книги. Но главное, все же, у любого произведения — это востребованность читателем. Уверена, что книга Владимира Устиновича Калуцкого «Вечера у Тихой Сосны» будет интересна и нужна читателям всех возрастов, что сегодня встречается крайне редко.Если поверить в тот камень-ключ из горно-го хрусталя, хранителем которого стал мифический Арей, то, думаю, сегодня хранится эта редкая драгоценность в душе у Владимира Устиновича Калуцкого.

Татьяна Лапинская,член Союза Российских писателей, член Союза журналистов России"


Рецензии