Михалков и Бунин

Завтра Россия отмечает 97-ую годовщину Великой Октябрьской революции.
Это уже не праздничный  день, т.к. начиная с 2005 года, новый официальный праздник,День народного  единства, с выходным, что бы «дорогие россияне» 
( началось эта, подмена праздника,ещё при Ельцине )  не расстраивались по поводу упразднения выходного дня.

История проведения, отмечаемого 4 ноября, нового праздника, за последние годы подробно  описывается в  Википедии,  отмечу лишь, справедливую,  на мой взгляд ремарку «Непосредственной причиной введения нового праздника была запланированная правительством отмена празднования 7 ноября, которое в сознании людей связано с годовщиной Октябрьской революции 1917 год».

Как  ни пытаться обосновать  замену одного праздника другим, это попытка переписать историю, постепенно вытеснить  значение ( а значит, в некоторой степени забыть его истоки и причины) исторического события мирового масштаба.  Перейти  от Советского  прошлого, к нынешней России,  путём  механически расставленных новых исторических акцентов, с  добавлением либеральных ярлыков « Октябрьский переворот».

К  Революции можно относиться  по-разному (в зависимости от статуса и убеждений), но забывать её огромное значение на развитие страны ( а в случае Октябрьской) также и мира, никак нельзя, хотя бы ради того, чтобы не повторять тех, же ошибок в будущем.

В связи с Киевским майданом в феврале 2014 года, кое – кто проводит параллели  и с Октябрём, мол все революции, по сути одинаковы. Ну, уж нет, как говорят в Одессе, это две большие разницы -  в Киеве переворот, банальная  смена власти   (на  про Западную,  с коричневым оттенком) где цинично использовали справедливый антиалигархический протест большинства населения, который тут же, после победы, был выброшен за ненадобностью,  про Западными олигархами.
А в Питере в 1917 году была настоящая революция, со сменой общественного строя и дальнейшего построения нового общества, с  другой экономической моделью.

Мир был разделён  на два лагеря, где СССР, победив во второй мировой войне,  не смог выстоять в   холодной войне против Западного мира, но он не был уничтожен, Россия его преемник и битва за неё продолжается. Идеи Советского  Союза,  о более справедливом  устройстве общества, остались живы не только в России, но и продолжают развиваться в других странах.

Соглашусь, опять же с  Википедией  в том, что  леворадикальные политические течения критикуют «День народного единства» как праздник, пытающийся примирить бедных и богатых, угнетенных и угнетателей. Союз Революционных Социалистов выпустил листовку против этого праздника, в которой провозгласил лозунг «нет единству с буржуями».

Как человека не равнодушного к литературе, меня не могло обойти медийное сопровождение нынешнего нового праздника, а именно трансляция (с милостивого согласия и даже по инициативе новейшего барина всея Руси 21 века  – Никиты Михалкова), его нового х/ф  Солнечный удар, по второму каналу ТВ.

Фильм поставлен по мотивам произведения Ивана Бунина, последнего  классического барина 20-го века,  ушедшей в 17-ом Российской империи, первого из  русских писателей нобелевского лауреата. В  1918 году переехав из Москвы в Одессу, Бунин в 1920-м покидает Россию, написав дневниковое произведение «Окаянные дни»

Более пристрастного и эмоционально-негативного,  неприкрытого отношения к происходящим событиям в литературе, наверняка не найдётся.  Неслучайно, на мой взгляд , известный в своё время олигарх Березовский, будучи уже в эмиграции любил читать Бунина.
Несомненно,  Михалков  и Бунин одарённые  люди,  но, лично для меня кажется,  что, есть у них кроме таланта,  ещё и общая уверенность в своём превосходстве над народом, который они, по сути, не любят, но с удовольствием изучают,  препарируют его тёмные стороны и с наслаждением пытаются научить любить  устоявшиеся традиции, в том числе и  власть.

Никита Михалков, в отличии от Бунина, который в силу революционных обстоятельств, не мог уже скрывать своей ненависти, старается больше донести свою мысль в художественной, местами лубочной манере, насыщая картину красочными сюжетами.

Михалков, на протяжении всего фильма,  ставя устами главного героя,  сакральный вопрос «Как? Как это всё могло случиться?» вроде бы и не даёт ответа, приглашая к размышлению, к выводам, что такого,  более не  должно повториться, но постоянно обращает внимание зрителя на то, какой мир (красивейший) был разрушен.

Но есть у Никиты Сергеевича в фильме один небольшой, незаметный эпизод, который мог бы , опять же на мой взгляд , попытаться стать отправной точкой ответа на этот вопрос.
На пристани, где поручик ждал свой пароход, измождённые бедные женщины, с  деревянными стульчиками за спиной, разгружали баржу с мешками, где здоровый мужик ловко накидывал им на спины пудовые мешки, и они, согнувшись, схватив за лямки свои стульчики, тащились к подводам.

Наверняка, их копеечного заработка, едва  хватало сводить концы с концами.  В то же время поручик, ради своей прихоти за фотографическую карточку отдал  10 рублей.  Скажете, что такое расслоение в обществе,  уже в  нашей современной России ликвидировано?  Не скажите, правильно!

Потому, как разница в доходах российского  населения, с каждым витком кризиса поляризуется, катастрофически, а  значит социального единства у нас, пока, не наблюдается и близко.
А вот тут, то и должна Власть прилагать усилие, чтобы исправить эти экономические перекосы, чтобы нынешние «стар.леи», то бишь старшие лейтенанты, не задавали в последствии,  как тот царский поручик вопрос   «Как? Как это всё могло случиться?»

К ВаМ.

 


Рецензии
Читала "Окаянные дни". Кажется, после этого я у него больше ничего не читала... А, ещё было что-то, где он отзывался о своих современниках-писателях (или это там же?) Он ещё их всех нехорошо так назвал как-то...

Елизавета Орешкина   01.09.2022 19:56     Заявить о нарушении
Михалков - барин постсоветской России, а Бунин - главный литератор,тоскующий по дореволюционной России.

Василий Костенко   08.09.2022 08:17   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.