Убийство актёра Евгения Урбанского

 Предисловие.

С чего всё началось ? Когда по несчастию  я ставил трюки на сериале "Д*Артаньян и три мушкетёра" вокруг вертелся, вставляя себя в происходящее, фанфарон и пустобол Владимир Балон. Однажды он рассказал мне о том, как на съёмках фильма "Директор" в сентябре 1965 года он играл роль шофёра и руковдил группой  своих дружков -автомобилистов . Проговорился он и о том, как актёр Евгений Урбанский ,закончив свои съёмки и получив в бухгалтерии свой полный гонорар в 800 рублей / это были огромные деньги , попросил "друга" Владимира Балона , сохранить их у себя, пока он с Лапиковым  выступят с концертом в воинской части в Бухаре. Балон отказался и посоветовал оставить деньги в тумбочке в общаге. По рассказам Анатолия Елисеева, приехав и обнаружив пропажу денег в тумбочке Евгений Урбанский заподозрил в краже самого Балона. Балон отпирался и возмущался такому подозрению. Евгений Урбанский был вынужден остаться в Бухаре и подработать несколько рублей на билет в трамвае до дома.
Чтобы не случилось этого смертельного для Евгения Урбанского прыжка на открытом авто ГАЗ-А во втором дубле после подкладывания досок по просьбе режиссёра ,постановщикам трюка Владимиру Балону ,Ефиму Слепому и автогонщику Юрию Маркову нужно было сделать только одно обязательное действие не слушая потарапливание - нужно было совершить пробный прыжок на авто с бархана с досками  БЕЗ актёра ЕВГЕНИЯ УРБАНСКОГО.... с его дублёром.....А уж потом при удачном прыжке браться за съёмку второго дубля с АКТЁРОМ.....Вчера 23.11.2022 на сайте МОСФИЛЬМА опубликована статья и видео о гибели Евгения Урбанского по вине постановщиков трюков мастера спорта СССР по фехтованию Владимира Балона и его дужка , мастера спорта СССР Ефима Слепого на съёмках фильма "ДИРЕКТОР" 05.11.1965


В статье газеты  «Бульвар Гордона» от 21 февралч 2012 года

Владимир Балон,теневой постановщик трюков в фильме «Директор» и многих других

«За день до смерти он, Евгений Урбанский,  сказал своему партнеру по фильму, актеру и каскадеру Владимиру Балону, с которым они на вертолете облетали огромный трамплин, приготовленный для завтрашней съемки: «Смотри, мне могилу роют!».

   На вертолёте просто так не облетают место трюковой съёмки — Владимир Балон был «теневым» постановщиком трюков..к нему прилетел в гости на халтурку и начинающий каскадёр / первый фильм «неуловимые мстители»  со своим преподавателем из ГУЦЭИ  Фирсом Земцевым/ , артист цирка Вячеслав Иваньков позже названный Япончиком

https://www.youtube.com/watch?v=q_PQwnZT_2U&t=11s


              *               *                *

 5 ноября 1965 года в конце второго  месяца киноэкспедиции в пустыню Кара-Кум /Кызыл-Кум/   близ города Бухара / 40 км от Бухары/ на заключительных съёмках фильма  Алексея Салтыкова "Директор" убили актёра Евгения Урбанского....Именно убили! Ибо была и есть статья в УК об ответственности водителя транспортного средства за жизнь пассажира. А Евгений Урбанский ,играя свою роль директора завода был пассажиром автогонщика и водителя по роли -  автогонщика Юрия Маркова.... / был и дублёр у Евгения Урбанского - автогонщик Каменцев/
 
   Убийство актёра Евгения Урбанского остаётся не раскрытым вот уже 49 лет.....Есть мнение......Главная причина гибели Евгения Урбанского - кража накануне из гостиничного номера / общежития/ всего гонорара в 800 рублей за съёмочный период в Бухаре.
   Из за этого он остался в киногруппе и полез сниматься в трюках, первый дубль в которых был удачный.... Знать о выплате могли только свои , члены киногруппы....Сумма эта по тем меркам и временам - огромная.....Не из этих ли гонцов кто то обокрал Евгения Урбанского? Не богдатский же вор  из Бухары зашёл в номер именно в тот вечер, когда, получив гонорар 800 рублей и оставив его в тумбочке своей комнатки, Евгений Урбанский и актёр из питерского БДТ Григорий Гай поехали на шефский  концерт в воинскую часть......Никто не удосужился вызвать милицию  с собакой, опросить   свидетелей...
  Та же мафия сорвиголов украла драгоценности матери  Андрея Михалкова-Кончаловского Наталии Кончаловской из его номера гостиницы "Советская" на съёмках "Дворянское гнездо" в 1968 году в Ленинграде......Там тоже были трюковые съёмки в эпизоде на конюшне...Та же мафия "чистила" цирковых....Та же мафия прикончила актрису Зою Фёдорову....Та же мафия несла антиквар министру МВД Щёлокову Н.А. и его жене Светлане /подруге Галины Брежневой/, который застрелился и тем закрыл расследование в 1984 году /кстати самые ценные бриллианты всех краж так и не были найдены при арестах воров, осталась одна мелочь.../...
   А в 1982 году в г.Ленинграде состоялся суд над бандой двадцати самбистов-каскадёров ,курсантов ВИФКа/Военный институт физической культуры /  ,где были змс СССР Сергей Суслин, С.Керод, Евгений Топоров,Владимир Момот,Лёня Усвяцов и многие другие спортсмены, организованные тренером Александром Самуиловичем Массарским в организованную группу при Ленфильме в 1976 году.Связь с бандой Вячеслава Иванькова /Япончик/ , арестованного в том же 1982 году в Москве искать не стали, чтобы не бросать ещё большую тень на советских спортсменов.

  Прекрасный актёр. А о том, что он был убит на съёмочной площадке 5 ноября 1965 года...молчок. Есть мнение наверху....Ведь были ответственные за трюковые съёмки Владимир Балон  и Ефим Слепой , которые не удосужились организовать пробный прыжок машины без актёра перед вторым дублем, для которого было подложено несколько досок, изменивших угол вылета, не загрузили багажник легкогого открытого авто ГАЗ-А /на заднем сиденье поставили не укрепив аккумулятор от грузовика, в разы более лёгкий ,чем мотор у этого ГАЗ-А /.....и тогда уже была статья в УК об ответственности шофёра за убитого пассажира.....Мафия бессмертна...
 В машине с Евгением Урбанским был не его дублёр Юрий Каменцев, а автогонщик Юрий Марков..../его статья из журнала Искусство кино и книги "Евгений Урбанский"  цитируется здесь...Маркова Юрия и выкинуло из машины при ударе радиатора о землю, а многие аналитики предполагают, что он и вовсе спрятался под руль....Сам Юрий Марков пишет, что когда очнулся на песке, посмотрел вокруг и увидел свой ГАЗ-А лежащий не очень далеко перевёрнутым....А.С. Массарский и вовсе предпологает в книге "За кадром и в кадре" , что Е.Урбанский погиб по причине смещения груза в кузове МАЗа, путая гибель героя Урбанского в "Большой руде" с его гибелью на съёмках "Директор" или  взяв всё с потолка....Владимир Балон в интервью в 2007 году рассказал о том, что пока гонщики меняли угол наклона бархана для второго дубля, Е.Урбанский ,В.Балон,Е.Слепой полетели со вторым режиссёром на вертолёте для выбора следующего места съёмок..../газета Гордона/ .
  Накануне из номера гостиницы в Бухаре у Е.Урбанского , пока они с актёром по фамилии Григорий Гай ездили выступать в военную часть, украли весь гонорар - 800 рублей / машина ПОБЕДА стоила 1600 рублей, месячная средняя зарплата - 70 рублей// и Евгению Урбанскому до дома было не на что доехать....Воры не оставили ни копейки....А воры могли быть только  из своих / 19 автогонщиков в группе/ , которые были в курсе…Видимо взятку ментам заплатили с украденных денег...Директор Мосфильма в те годы ,бывший  высокий милицейский чин Сизов знал толк в УК СССР и поднимать шума на студии не хотел,замяв грабёж и убийство Квгения Урбанского и сведя всё к производственной травме из за нарушения правил техники безопасности на съёмках.
  Зарождалась Русская Якудза...Её организатором считают авторитета Монгола, который подружился позже с Япончиком..Галя Брежнева, её любовник - певец из Большого театра Николай Буряцу, её муж - директор Госцирка СССР, потом юный фокусник   Игорь КИО, Ирина Бугримова с бриллиантами, вдова Алесея Толстого ограблены в конце декабря 1981 года...Зоя Фёдорова убита в начале декабря 1981 года...Между прочим в 1969 году на съёмках фильма "Дворянское гнездо" у режиссёра Андрея Кончаловского из гостинцы украли все драгоценности его мамы,которые он взял для съёмок и ,наверное, похвастался этим в киногруппе. /Там тоже работали каскадёры в эпизоде "На конюшне"/ . В 1975  самбистским броском был скинут в лестничный проём чемпион Европы и СССР по боксу,заведующий кафедрой спорта МВТУ Валерий Попенченко из за спора о земле под стадион.В 1982 году в Ленинграде осудили 26 человек самбистов-каскадёров А.С.Массарского с Ленфильма, которые грабили и убивали богачей ,приходя в военной или милицейской форме - самый известный из них -друг В.Путина змс СССР Сергей Суслин.../дело до сих пор 2018 года засекречено/ .  Министр МВД СССР Щёлоков Н.А. эпохи брежневизма застрелился  13 декабря 1984 года в процессе следствия по фактам его преступлений / дело было инициировано самим Юрием Андроповым/, его антикварные кладовые так и не конфисковали.....Дело то закрыли.....и Честь его осталась незапятнанной.


Пост скриптум. Не наказано ни одного человека в СССР и России от рождения кинематографа за гибель актёров и каскадёров на съёмочной площадке - всё прикрывали производственной травмой и виной самого погибшего. Так безнаказанно погибали в СССР спортсмены на соревнованиях, больные при операциях, рабочие,нарушившие технику безопасности...Во Франции при съёмках фильма ТАКСИ-2 каскадёр сбил машиной насмерть оператора....Постановщика трюков Реми Жюльенна посадили в тюрьму на 5 лет...У нас правда тоже посадили режиссёра фильма в 1962 году,на съёмках которого при пожаре погибла актриса Инна Бурдученко.../Но это редкое исключение/.


Пост скриптум-2.

Владимир Балон - организатор трюковых съёмок автомобилистов на фильме "Директор", друг автогонщика Ефима Слепого,бригадира 19 автогонщиков на съёмках, исполнитель роли французского водителя в забеге автомашин по пустныни ,1965года. Директор кооператива Автортрюк в 2000-х годах.

Экспресс-газета ,

"Боярский колется по пять раз в день"

Опубликовано 11 Мая 2004г.
 

Из интервью с В.Я.Балоном. газеты ГОРДОН


- Вы помните, как погиб знаменитый актер Евгений Урбанский?
- Осенью 1965 года мы с ним начали сниматься в фильме Алексея Салтыкова «Директор». Жили в Бухаре. Я должен был играть французского гонщика, участвующего в автопробеге Москва - Каракумы - Москва. Полдня снимались, ночами под бутылочку резались в преферанс.
Женю всегда отличала безумная широта души. При одинаковом росте, я выглядел рядом с ним дистрофиком: в пластике, походке, жестах Урбанского чувствовалась необычайная мощь.
…Это случилось 5 ноября. Салтыков улетел на праздники в Москву, оставив задание второму режиссеру: снять проезд машин по пустыне. Начали готовить площадку. На одном из барханов стали укладывать доски для трамплина, чтоб эффектней смотрелся прыжок автомобиля. От песка ведь невозможно оттолкнуться. Мы с Урбанским поднялись на вертолете, посмотреть сверху панораму съемки. Зависаем над строящимся трамплином. Глядя в иллюминатор, Женя неожиданно произносит: «Смотри, могилу мне роют…»
«Типун тебе на язык», - добавив пару крепких слов, отреагировал я.
 
КАДР ИЗ ФИЛЬМА "ВРЕМЯ ЛЕТАТЬ": как видите, Балон играл не только негодяев
Когда ехали в автобусе на съемку, Женька, взяв в руки гитару, затянул: «Гори, гори, моя звезда…» Сходя по ступенькам, он вдруг оглянулся: «Прощайте, друзья». У меня на душе заскребли кошки. Стечение нехороших знаков угнетало.
Открытым «роллс-ройсом» / это был ГАЗ-А отечественный автомобиль нашего первого завода.....прим.Ник.Ващилин/ управлял мастер спорта Марков. Женя стоял во весь рост справа, держась одной рукой за натянутую веревку. На заднем сиденье лежал мощный танковый аккумулятор для фар. Оттолкнувшись от помоста, машина взлетела над барханом. И вдруг, резко клюнув носом, перевернулась. Передняя ее часть оказалась тяжелее задней. Вместе с оператором Толей Ниточкиным мы все рванули туда.
Женя лежал, придавленный остовом рамы лобового стекла, и стонал. Рядом валялся злосчастный аккумулятор, который, соскочив с заднего сиденья, ударил актера по голове.
Повезли Женю на автобусе в Бухару. Всю дорогу держали его на руках.
Крови почти не было. Он только стонал. В больнице его сразу увезли на каталке. Через полчаса выходит врач и разводит руками: «Все. Вашего друга больше нет». Танковым аккумулятором, летевшим по инерции с заднего сидения при ударе машины о землю,  ему сломало основание черепа.




Приложение....ЖЖ   Угаснувшие звёзды


НЕОТКРЫТОЕ ДЕЛО О ГИБЕЛИ ЕВГЕНИЯ УРБАНСКОГО
29 августа родилась Дзидра Ритенберга (1928-2003), актриса и режиссер.

Творческая карьера Дзидры не так интересна, как ее личная жизнь, обернувшаяся трагедией с мужем Евгением Урбанским.

Об этом и поговорим.


В кино Дзидра дебютировала экранизацией по рассказам Горького «Мальва» (1957). За этот фильм получила приз Венецианского кинофестиваля как лучшая актриса.

К сожалению, впечатляющий дебют не привел к впечатляющим ролям. На протяжении десяти лет Ритенберга снималась черт знает в чём. Названия подавляющего большинства картин с ее участием ничего не скажет даже кинокритику.


В 1960 Дзидра встретила Евгения Урбанского, взаимно влюбилась, сыграла свадьбу.

Урбанский после фильма «Коммунист» был нарасхват. Его герой оказался востребованным временем. Урбанского, случай нечастый!, полюбил не только зритель, но и начальство.

Сам Евгений, однако, чем выше забирался, тем большее беспокойство испытывал. Им овладело какое-то маниакальное предчувствие смерти. Рассказывая о последнем совместном дне, проведенном рядом с мужем, Ритенберга упоминает, что, придя домой, разбудила Евгения звонком в дверь. Тот вырос на пороге испуганный, разбуженный ото сна, в котором ему привиделось, будто он умер.

В этот вечер Урбанский уезжал в киноэкспедицию, на съемки фильма «Директор». Он забыл галстуки и Дзидра (возвращаться – плохая примета) бросила галстучный ком из окна. Возвращаться пришлось, ибо галстуки упали на козырек подъезда.

Фильм «Директор» замыслил тандем сценариста Юрия Нагибина и режиссера Алексея Салтыкова, у которых была в активе громкая картина «Председатель». Все обещало социальный успех – в основу истории лег образ нагибинского тестя Ивана Лихачева, директора легендарного автозавода. Позже, на исходе жизни, Нагибин поведает о своем хождении в большую семью повестью «Моя золотая теща», но это будет по всем параметрам другая история.

Для съемок натурных эпизодов группа выехала в пустыню Каракумы.

ГЕРОЙ УРБАНСКОГО ПОГИБАЛ В РЕЗУЛЬТАТЕ АВАРИИ В ФИЛЬМЕ "БОЛЬШАЯ РУДА"
ГЕРОЙ УРБАНСКОГО ПОГИБАЛ В РЕЗУЛЬТАТЕ АВАРИИ В ФИЛЬМЕ "БОЛЬШАЯ РУДА"
Галстуки Урбанскому понадобились для творческих встреч со зрителями. Едва в съемках был перерыв Евгений уезжал в колхоз или военную часть. Во время одной из таких встреч гостиничный номер Урбанского обнесли, украв гонорар за съемки – 800 рублей.

По одной из версий, эта кража стала прологом к трагическим событиям, ибо, оставшись без денег, Урбанский решил подкалымить, исполнив в кадре вместо каскадеров опаснейшие трюки. И ему пошли навстречу, понимая, насколько актер нуждается в деньгах.

Неясно был ли в курсе намерений Урбанского режиссер картины Алексей Салтыков. На ноябрьские праздники он уехал в Москву, дав наказ второму режиссеру Николаю Москаленко снять пробег автоколонны по пескам. Самым сложным был кадр прыжка машины героя с одного из барханов.

Все это время Урбанский продолжал вербально заигрывать со смертью. Когда ехали на съемку пел под гитару «Гори, гори, моя звезда…», а выходя из автобуса, сказал членам съемочной группы: «Прощайте, друзья…».

На картине работала группа каскадеров под руководством Владимира Балона и Ефима Слепого. Бархан, с которого планировался прыжок авто, укрепляли досками, ведь с песка не оттолкнешься. Балон и Урбанский поднялись на вертолете, оценивая панораму съемки. Увидев копошащихся над барханом людей, Урбанский сказал: «Смотри, мне могилу роют…». Балон, уставший от Жениных фиксаций на потустороннем, резко его оборвал.

ВЛАДИМИР БАЛОН В "ДАРТАНЬЯНЕ И ТРЕХ МУШКЕТЕРАХ"
ВЛАДИМИР БАЛОН В "ДАРТАНЬЯНЕ И ТРЕХ МУШКЕТЕРАХ"
Машину вел автогонщик Юрий Марков. Прыжок с бархана сняли с одного захода. Черт дернул Москаленко сделать еще один дубль.

Балон рассказывал:

«Оттолкнувшись от помоста, машина взлетела над барханом. И вдруг, резко клюнув носом, перевернулась. Передняя ее часть оказалась тяжелее задней. …

Женя лежал, придавленный остовом рамы лобового стекла и стонал. Рядом валялся злосчастный аккумулятор, который, соскочив с заднего сиденья, ударил актера по голове.

Повезли Женю в Бухару. Всю дорогу держали его на руках. Крови почти не было. Он только стонал. В больнице его сразу увезли на каталке. Через полчаса выходит врач и разводит руками: «Вашего друга больше нет».

Танковым аккумулятором ему сломало основание черепа…»

Смерть Урбанского породила сплетни в виде версий. Взваливали вину на Балона, мол, не проинструктировал актера, как вести себя в критической ситуации. Винили гонщика Маркова за то, что выжил. Салтыкова и Москаленко. Единственную на всю съемочную группу медсестру, не оказавшую от растерянности первой помощи. Конечно, не обошлось без фантазий, будто Урбанский полез в машину пьяным.

Дошло уж совсем до абсурда.

Вот запись из дневника Нагибина от 13 сентября 1968 года.

«В поликлинике Литфонда почти со дня основания работала старшей медицинской сестрой О. А. Га-на. … я был несказанно удивлен, когда на другой день после гибели Урбанского она позвонила мне по телефону и, рыдая, обвинила в его смерти. Ей хотелось знать подробности. Я сказал, что готов сообщить ей всё, что знаю. Она пришла на поминки не одна, а с верзилой-дураком, морганатическим супругом знатной вдовы. Я не сразу заметил, что она вдрызг пьяна. Мой жалкий лепет о причинах гибели Урбанского она не захотела слушать. «Погубить Женю… такого замечательного, красивого, доброго парня!…» И она рыдала всё безутешнее, а затем впилась мне зубами в голую по локоть руку и выхватила кусок мяса. Я с трудом скрутил ее и уложил на кровать. Всё еще рыдая и выхлопывая изо рта розовые от моей крови пузыри, она предложила мне себя, назвав всё своими именами поистине с библейской простотой. Ее ничуть не смущало, что за дверью шли поминки».


Дело о гибели Урбанского заведено не было. Дирекция Мосфильма разобралась без вмешательства милиции: несчастный случай на производстве, актер Урбанский нарушил технику безопасности.

Съемки закрыли, группу распустили. Салтыкова и Москаленко отлучили от кинопроизводства на полтора года. Запретили привлекать к трюковым съемкам Балона и Слепого.

Салтыков, вернувшись в кино, таки снял «Директора» с участием Николая Губенко. Москаленко отметился хитами 1970-ых «Молодые» и «Русское поле». Продолжил трюковую деятельность Балон.

Кого перепахала смерть Урбанского так это Дзидру. Через три месяца после смерти мужа она родила дочку. Назвала девочку в честь отца, Женей.

ДЗИДРА В "БАЛЛАДЕ О БЕРИНГЕ И ЕГО ДРУЗЬЯХ"
ДЗИДРА В "БАЛЛАДЕ О БЕРИНГЕ И ЕГО ДРУЗЬЯХ"
В момент, когда вдруг пошли роли (Ритенберга сыграла Луизу Ивановну в экранизации «Преступления и наказания»; Екатерину Первую в «Балладе о Беринге и его друзьях») актриса переехала в Ригу. Там ее не ждали, наоборот, косились: «Понаехала из Москвы!»

Дзидра переквалифицировалась в режиссеры. Сняла фильмы «Эта опасная дверь на балкон», «Вечерний вариант», «Чужой случай», еще какие-то.

Замуж так больше и не вышла.


Приложение из Дзен.

Евгений Урбанский: его любили красивые женщины, ласкала муза и обманула судьба
15 июня
74 тыс. прочитали
9,5 мин.
Он не был картинно хорош собой как Ален Делон, но обладал невероятным обаянием, «скульптурной» мужественностью, что делало его совершенно победительным и неотразимым в женских глазах.

Ему было отмерено всего 33 года, чтобы ходить по земле, заразительно смеяться, любить, творить, жить.

Я впервые увидела Евгения Урбанского в фильме «Чистое небо» и сразу ощутила эту мощную энергетику – тем более очевидную, что вовсе не принадлежу к числу экзальтированных особ и не впадаю в ажитацию при виде привлекательного мужчины. Но, что греха таить, выражение лица у меня было ровно как у героини Нины Дробышевой.

Фильмы «Коммунист» и «Неотправленное письмо», которые я посмотрела позднее, стали для меня не только новыми подтверждениями несомненного актёрского таланта Урбанского, но и выявили ещё одну уникальную его особенность: даже в картинах, насквозь пропитанных идеологией, актёр не был ни лубочным, ни ходульным, оставаясь человечным, искренним, естественным, как будто поднимаясь над суетным, наносным, ненатуральным.

«Неотправленное письмо», режиссёр Михаил Калатозов, 1960


В «Коммунисте» Евгений Урбанский был настолько реалистичен, его герой вызывал такое сопереживание и отклик, что, когда шёл прокат фильма на Кубе, в финальной сцене, где главного героя Василия Губанова убивают кулаки, один из зрителей вскочил и, с криком «Компаньеро! Не умирай, не сдавайся, мы поможем тебе!» – выпустил очередь из автомата в его экранных врагов.

«Коммунист», режиссёр Юлий Райзман, 1957

А помните одноногого инвалида на костылях в фильме «Баллада о солдате», вернувшегося домой с войны и уверенного, что красавица-жена оставит его? Это тоже Евгений Урбанский.

«Баллада о солдате», режиссёр Григорий Чухрай, 1959
Выбор в пользу актёрской профессии он сделал не сразу: cначала поступил в Московский автодорожный институт, затем перевёлся в Московский горный и там начал выступать в самодеятельности. Творческие способности Евгений демонстрировал с юности: играл на гитаре, прекрасно читал стихи, особенно своего любимого Маяковского, на которого, кстати, был очень похож – даже Лиля Юрьевна Брик как-то сказала: «Женя, вы очень напоминаете мне Володю».


«Урбанский был замечательно создан природой. Он был прекрасен биологически. Редко у кого мужская сила приобретала такое эстетически совершенное воплощение. В. Ливанов вспоминает, как Урбанский смотрел вместе с ним фильм «Коммунист» и выражал недовольство большинством кадров. И только один раз: «А тут хорошо! Смотри, хорошо стою! Как олень!» Борис Львов-Анохин, режиссер
Руководитель институтского драмкружка прочил Урбанскому актёрскую карьеру, и в результате тот подал-таки документы в Школу-студию МХАТ. Конкурс был огромным, но Евгений совершенно покорил приёмную комиссию, продекламировав несколько стихотворений любимого поэта.

Евгений Урбанский и актриса Ольга Бган
Урбанский окончил Школу-студию МХАТ в 1957 году, тогда же на экраны вышел фильм «Коммунист», получивший множество наград, в том числе Международного кинофестиваля в Венеции, и в том же 1957 Евгений был принят в труппу Московского драматического театра имени К. С. Станиславского.

Он получил известность и любим зрителями благодаря своим киноработам. Мало кто знает, что актёр был занят в серьёзных классических спектаклях, в частности, постановке «Дни Турбиных» по пьесе Михаила Булгакова, «Трёхгрошовой опере» Бертольда Брехта, «Ученике дьявола» Джорджа Бернарда Шоу. Евгений играл 20-25 спектаклей в месяц, желая набраться опыта и утвердиться в профессии именно как театральный актёр.

На сцене МДТ им. Станиславского с Михаилом Яншиным
С актрисой Майей Менглет Евгений учился в Школе-студии МХАТ

Безмерно обаятельный – высокий, атлетического сложения, кудрявый, белозубый, при этом импульсивный и страстный, Евгений Урбанский часто влюблялся – разумеется, не без взаимности. В первый раз он женился в 19 лет на студентке пединститута Ольге, с которой познакомился, ещё учась в автодорожном институте.

С первой женой Ольгой
Брак был заключён втайне от родителей, и только после того, как мать Ольги случайно увидела штамп в паспорте дочери, молодой супруг переехал из общежития к жене. В 1952 году у пары родилась дочь, названная в честь матери Ольгой. Евгений и здесь не изменил себе: чтобы увидеть жену и новорожденную малышку, влезал на третий этаж роддома по водосточной трубе. Он был «сумасшедшим отцом»: сам пеленал, купал, стирал пелёнки маленькой Алёны – это было домашнее имя дочери, – ездил за тридевять земель в деревню, чтобы купить свежего молока.

Счастье молодой семьи казалось безоблачным, но Евгений влюбился в первокурсницу Школы-студии МХАТ, утончённую и изысканную Татьяну Лаврову. Жена не подавала на развод, надеясь, что роман вскоре закончится, однако этого не случилось: Урбанский ушёл из семьи.

Татьяна Лаврова и Евгений Урбанский

Сначала они с Татьяной ютились за ширмой в квартире её бабушки, затем, когда актёру дали комнату в коммуналке, он вселил туда бывшую жену с дочерью, а сам кочевал с возлюбленной по съёмным квартирам. Они прожили вместе несколько лет, но так и не поженились.

В 1960 году Евгений Урбанский снялся у Григория Чухрая в самом знаковом фильме своей карьеры – картине «Чистое небо».

«Чистое небо», режиссёр Григорий Чухрай, 1961
Роль мужественного и отважного лётчика Алексея Астахова, попавшего в плен в годы Великой Отечественной войны, совершившего побег, но ставшего изменником в глазах людей; изгнанного из партии, потерявшего всё, даже самого себя – всё, кроме любви жены Сашеньки и её непреклонной веры в него, – стала самой сложной в актёрской биографии Урбанского с точки зрения драматургии.

Фильм имел оглушительный успех: его посмотрели более 40 миллионов зрителей, он был признан лучшим фильмом 1961 года согласно опросу журнала «Советский экран» и получил несколько призов, в том числе на фестивалях в Москве, Сан-Франциско и Мехико.

Судьба человека, отвергнутого властью, была не чужда Евгению Урбанскому: его отец, Яков Самойлович Урбанский, видный комсомольский и партийный работник, заместитель заведующего Отделом пропаганды и агитации ЦК Компартии Казахстана, был репрессирован в 1938 году и отбывал срок в лагере в городе Инта Коми АССР. Отца реабилитировали только в 1955, но непосильная работа в шахте и невыносимые лагерные условия подорвали его здоровье: в 1958 году Урбанский-старший скончался.

«Он был такого могучего телосложения, что в перерывах между съёмками перекусывал батонами хлеба и колбасы, не разрезая ни того, ни другого. Сила у него была колоссальная: есть фотография, где он держит на вытянутых руках двух Жанн –Прохоренко и Болотову». Юрий Крюков, актер Театра им. К. С. Станиславского
В 1959 году на кинофестивале в Москве актёр встретил главную любовь своей жизни. Главную и последнюю.

Латышская актриса Дзидра Ритенберга была красива яркой, пышной, щедрой красотой и поразила Урбанского ещё заочно: он был очарован её экранным образом в кинофильме «Мальва», который принёс исполнительнице главной роли приз Венецианского кинофестиваля.

Дзидра Ритенберга
Однако реальная Дзидра его просто ослепила. Страшно волнуясь, в один из вечеров он подошёл к ней и сказал: «Я вас знаю. Вы – Мальва». «Я тоже вас знаю», – ответила актриса, имея в виду роль Урбанского в картине «Коммунист».

Это не была взаимная любовь с первого взгляда: на момент встречи с Евгением Урбанским у Дзидры Ритенберга был многолетний роман с главным красавцем советского экрана Вячеславом Тихоновым, состоявшим в браке с Нонной Мордюковой, боявшимся огласки и не желавшим разрушать семью, в которой рос сын Владимир.

Жизнь расставила точки над «i»: когда через три недели после знакомства с Евгением Дзидра легла на операцию в связи с врождённой патологией сердца, Урбанский ежедневно навещал её, окружил заботой и вниманием.

Читайте также:;"Италия, ciao! СИЕНА: божественная мера красоты (часть I)"
Евгений и Дзидра поженились. Молодожёны два года ютились в шестиметровой комнате общежития театра имени Станиславского, и только стараниями знаменитого Михаила Михайловича Яншина получили однокомнатную квартиру.

Урбанский и Ритенберга были абсолютными антиподами: в отличие от рациональной, уравновешенной, здравомыслящей Дзидры, демонстрировавшей чисто прибалтийскую невозмутимость, Евгений оставался открытым, порывистым, увлекающимся, горячным. Двери их маленькой квартиры никогда не закрывались: дома у супругов собиралась почти вся труппа цыганского театра «Ромэн», они дружили семьями с Чухраем, Рождественским, принимали у себя Иннокентия Смоктуновского, которого Евгений очень любил.

«Мы обожали его за неуёмный характер, за талант, за то, что он ничего не делал вполсилы. Если пел, то гитара раскалывалась пополам; если пил, то несколько дней, а уж если любил... Вот Дзидра как-то умела сдерживать Женю, она создала ему дом, которого у него сроду не было... Она его любила, и последние годы жизни Урбанский был счастлив». Алла Константинова, актриса Театра им. К. С. Станиславского
Евгений боготворил жену и нежно-шутливо называл её «Дзидряга».

На момент утверждения Урбанского на роль Зворыкина в картине «Директор» в 1965 году Дзидра была беременна. 37 лет, первый долгожданный ребёнок – она неукоснительно выполняла все рекомендации врачей и именно поэтому не поехала вместе с мужем на съёмки в Среднюю Азию: не хотела подвергать риску своё положение в жарком климате и походных условиях натурных съёмок.

5 ноября 1965 года в Узбекистане, в 40 километрах от Бухары снималась сцена проезда автоколонны по пескам. Сама сцена опасности не представляла, технически сложным был только прыжок машины Зворыкина с одного из барханов. Несмотря на невысокие риски, Урбанскому предложили, чтобы в этом фрагменте снялся дублёр, но актёр отказался. По одной из версий, предпочитал сам выполнять сложные трюки, по другой – спешил заработать на кооперативную квартиру для семьи: прыжок на машине с трамплина стоил 280 рублей, что составляло более половины месячной зарплаты киноактёра высшей категории.

Позднее его назовут «советским Марлоном Брандо»
Друг Урбанского, постановщик трюков Владимир Балон, снимавшийся вместе с ним в картине «Директор», вспоминал, что накануне Евгений поднялся над пустыней на вертолёте, чтобы осмотреть место предстоящих съёмок. Увидев строящийся трамплин, пошутил: «Смотри, могилу мне копают».

Первый дубль прошёл без эксцессов, но второму режиссёру хотелось, чтобы машина подпрыгивала выше. Второй дубль стал роковым: машина рванула с настила, на миг зависла в воздухе, перевернулась и воткнулась бампером в песок.


Вероятность такого исхода составляла 1:1000: должны были определённым образом совпасть скорость движения, сила ветра, угол наклона горки, вес машины... И они совпали.

Евгений Урбанский прожил ещё 45 минут и скончался по дороге в больницу. Его последние слова были: «Боже мой, как больно!..»

Чистое небо, в которое он смотрел так бесстрашно, было теперь навеки у него под ногами.


Дочь Евгения и Дзидры появилась на свет через три месяца – в феврале, как её отец, и была названа Евгенией в его честь.

И там, в пустыне азиатской,
на съёмке горько-залихватской,
среди, как жизнь зыбучих, дюн,
ломясь всей кровью, шкурой, шерстью,
как сумасшедший, к совершенству,
ты крикнул: «Плохо! Новый дубль!»
***
Так ты упал в пустыне, Женька,
как победитель, а не жертва,
и так же вдаль – наискосок –
тянулись руки к совершенству –
к недостижимому блаженству,
хватая пальцами песок...
Евгений Евтушенко, отрывок из поэмы «Баллада о совершенстве» памяти Евгения Урбанского

Евгений Яковлевич Урбанский, 27 февраля 1932 — 5 ноября 1965
Вас может заинтересовать:
 

Комментарий автора. В 1978 году во время своих пирушек на съёмках сериала "Д*Артаньян и три мушкетёра "  разболтавшийся и огнедышащий бахвальством Владимир Балон ,забыв об осторожности / они и в КГБ тогда угодили за свои языки../ хвастался, как они со Славкой Иваньковым,приехавшим на съёмки фильма "Директор" в Бухару к своим дружкам- автогонщикам Ефима Слепого, спёрли весь гонорар /800 рублей/  из тумбочки Евгения Урбанского , который оставил деньги в общаге и поехал на концерт в воинскую часть с актёром из БДТ по фамилии Гай  и не стал заявлять даже в милицию....Вспоминал Балон и о том случае, когда из номера гостиницы "Советская" в Ленинграде на съёмках фильма "Дворянское гнездо" в 1968 году  у режиссёра Андрея Михалкова-Кончаловского  украли все  драгоценности его матери, которые она дала своему сыночку Андрюше, а он хвастался этим по всему свету...В его киногруппе снимался и Николай Губенко ,который учился в цирковом училище /ГУЦЭИ/ в одно время со Славкой Иваньковым , в последствии ставшим авторитетом  по кличке ЯПОНЧИК...Такие дела.



Приложение. Интервью постановщика трюков  Владимира Балона в фильме "Директор"
«БУЛЬВАР ГОРДОНА», № 8 (356) 2012, ФЕВРАЛЬ
21 ФЕВРАЛЯ, 2012
Эпоха
Знаменитая актерская примета: если на съемках лег в гроб, значит, скоро умрешь — в отношении Евгения УРБАНСКОГО сработала на 100 процентов
 ЛЮДМИЛА ГРАБЕНКО. «БУЛЬВАР ГОРДОНА» 23 ФЕВРАЛЯ, 2012 00:00
27 февраля культовому советскому актеру исполнилось бы 80 лет
Людмила ГРАБЕНКО
Евгений будто знал, что судьба отмерила ему короткий век, и старался в полную силу прожить каждое отпущенное ему мгновение. После школы поступил в дорожный институт, потом перевелся в горный, где неожиданно для самого себя увлекся художественной самодеятельностью. Год спустя, прочитав на вступительных экзаменах своего любимого Маяковского, Урбанский стал студентом престижного театрального вуза — Школы-студии МХАТ. Первый же фильм — «Коммунист» Юлия Райзмана — сделал его знаменитым на весь Советский Союз. Поклонницы обрывали ему телефон днем и ночью, а режиссеры наперебой приглашали в свои картины. Так появились «Баллада о солдате», «Испытательный срок», «Чистое небо», «Неотправленное письмо», «Большая руда». И, наконец, фатальный «Директор», который стал последним для Урбанского. Говорят, Евгений не хотел сниматься в этой картине, но молодой режиссер Алексей Салтыков, для которого это была первая самостоятельная работа (предыдущие он снимал в соавторстве), уговорил его. Жена актера Дзидра Ритенберг впоследствии вспоминала, что накануне съемок его одолевали дурные предчувствия. Однажды, вернувшись домой, она застала мужа в подавленном состоянии. «Знаешь, — признался ей тогда Урбанский, — вокруг было так пусто и одиноко, что мне на мгновение показалось, будто я умер». Ожидание чего-то ужасного не отпускало его и на съемочной площадке. За день до смерти он сказал своему партнеру по фильму, актеру и каскадеру Владимиру Балону, с которым они на вертолете облетали огромный трамплин, приготовленный для завтрашней съемки: «Смотри, мне могилу роют!». Его слова оказались пророческими.«Он умер так, как жил, - написал об Урбанском впоследствии Роберт Рождественский, - целиком отдав себя делу, во имя которого смеялся и плакал, шептал и кричал, любил и ненавидел. Он не мог, не умел экономить, играть вполсилы. Он привык жить на сцене и экране. Жить, а не существовать!».

 
А Евгений Евтушенко посвятил памяти актера стихи:

Так ты упал в пустыне, Женька,
Как победитель, а не жертва,
И так же вдаль - наискосок -
Тянулись руки к совершенству -
К недостижимому блаженству -
Хватая пальцами песок...

АКТРИСА ЛАРИСА ЛУЖИНА: «ЖЕНЮ МОГЛА ВЫБИТЬ ИЗ РАВНОВЕСИЯ ЛЮБАЯ НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ, ДАЖЕ ЕСЛИ ЛИЧНО ЕГО ОНА НЕ КАСАЛАСЬ»
Еще будучи студенткой, Лариса Лужина снималась с Евгением Урбанским в фильме «Большая руда».


Лариса Лужина: «Он был очень честным, откровенным, добрым, открытым»
- Лариса Анатольевна, вы помните, какое впечатление произвел на вас Евгений Урбанский при первой встрече?

- Еще бы! Видели бы вы его в жизни. Высоченный мужчина с широкими плечами, огромной головой и красивым лицом - с крупными губами, зубами, глазами. А сильный какой! Ему ничего не стоило, как его герою в фильме «Коммунист», взять и сломать спиной сосну. А еще он был очень честным, откровенным, добрым, открытым. В этом смысле Женя мне очень напоминал другого кинобогатыря - легендарного Бориса Федоровича Андреева. Такие большие и добрые мужчины в душе остаются детьми, их очень легко ранить, обидеть. Женю могла выбить из равновесия любая несправедливость, даже если лично его она не касалась.

- Вы много общались?


«Коммунист», 1957 год. «Это колоссальная картина, в наше время незаслуженно забытая»
- Это было в те времена, когда мы подолгу жили в экспедициях и, естественно, много времени проводили вместе. Фильм «Большая руда» снимали в Губкине Белгородской области, там есть открытый карьер, где, собственно, и добывают руду. Сейчас город стал очень красивым, а тогда был каким-то полуразрушенным, зачуханным. Представьте, два месяца мы жили в маленькой, деревянной, одноэтажной гостинице. После съемок все в ней собирались, чаще всего - в номере оператора Германа Николаевича Лаврова. Пойти в свободное время было некуда, да и не очень хотелось. Дело в том, что в то время под Губкин отправляли заключенных на так называемую «химию». Те, кого освобождали с зоны, оседали тут же, потому что ехать дальше им было запрещено. В то время это был криминальный город.


С Владимиром Ивашовым в одном из лучших советских фильмов «Баллада о солдате», 1959 год
А Женя очень любил творчество Маяковского, ассоциировал себя с ним (он действительно был очень похож на поэта и, проживи немного дольше, мог бы его сыграть) и всегда читал его стихи. Однажды он привел к нам в гостиницу парня-ровесника, который обожал Есенина и был будто его близнецом - невысокого роста, с голубыми глазами и светлыми волосами, очень нежный. Потом оказалось, что поклонник Есенина отсидел 10 лет за убийство.

Мы все собрались и ужинали после съемки. Каждый приносил то, что у него было, в результате получался хороший стол - такое тогда было время, не единоличное. И вот этот парень с Женей начали соревноваться, кто больше стихов знает.


Евгений с женой актрисой Дзидрой Ритенберг. Через два месяца после смерти Урбанского у него родилась дочь, которую назвали в честь отца
Гость декламировал любовную лирику Есенина, а огромный Урбанский ему громко и раскатисто отвечал: «Я достаю из широких штанин дубликатом бесценного груза...». Не помню, кто из них победил, но сам факт очень интересен: отбывший наказание убийца и известный актер наперебой читают стихи.

- Друг Урбанского актер Валентин Никулин вспоминал, что Евгений Яковлевич великолепно пел...

- Особенно он любил романсы. Когда брал гитару, все слушали, затаив дыхание, - у него был великолепный, завораживающий голос какого-то бархатного тембра.

На память о тех съемках у меня сохранилась смешная любительская фотография, где Женя с кислой миной держит в руке кружку пива (видимо, содержимое ему не нравилось). Тут же его автограф, посвященный мне: «Ах, как я тебя люблю!».


Василий Ливанов, Евгений Урбанский и Иннокентий Смоктуновский в драме Михаила Калатозова «Неотправленное письмо», 1959 год
Все хочу увеличить это фото, а потом отсканировать и распечатать, чтобы было не в одном экземпляре.

«О ТОМ, ЧТО ПРОИЗОШЛО НА СЪЕМКАХ «ДИРЕКТОРА», ГОВОРЯТ КАК О МИСТИКЕ»
- Урбанский не любил пиво?

- Женя пил только коньяк, а тогда в Губкине действовал сухой закон, поэтому ничего с хорошим градусом нельзя было купить. В местном магазине продавалась только болгарская «Гамза» в плетеных бутылях. Когда мы заходили в магазин, видели только эти бутылки с красным сухим вином, а на стене - большую фотографию Урбанского: видимо, продавщицы были его поклонницами. Он приходил и спрашивал: «Девочки, что у вас все «Гамза» да «Гамза», покрепче ничего нет?». Они виновато отвечали: «Нет, не завезли». - «Ну и чего ж вы тогда мою фотографию здесь повесили? - обижался Женя. - Уберите ее отсюда». Несмотря на дефицит спиртного в губкинских магазинах, ребята все равно что-то доставали, тайком провозили. И вот на Новый год, который мы встречали там, ребята во главе с Женей поставили елку, а на ней вместо обычных игрушек почему-то висела... килька, ею мы закусывали «контрабанду».


С Олегом Табаковым и Ниной Дробышевой в «Чистом небе», 1961 год
В Москве в мосфильмовском буфете у него была хорошая знакомая - буфетчица Марина. На киностудии выпивать было нельзя, но она специально для Урбанского держала его любимый коньяк. И вот как-то Женя, который относился ко мне покровительственно, как к девчонке (я тогда была студенткой-третьекурсницей), предложил: «Пойдем пообедаем!». Подходим с ним к стойке, и он говорит Марине: «Налей нам чаю покрепче: мне стакан, а ей - полстакана». Оказывается, так они уговорились называть коньяк. И мы стояли и ложечками в стакане помешивали, как будто у нас там сахар.


Последняя картина Урбанского «Директор». «После его гибели почти все актеры отказались сниматься в новой версии, а Цыганкова, которая подавала такие большие надежды, ушла из кино навсегда»
- Вот это конспирация!

- Урбанский, как и все большие мужчины, любил поесть. И вот когда мы уже вернулись в Москву и начали снимать павильонные сцены, наш режиссер Василий Ордынский ему сказал: «Что-то ты очень здоровый стал, тебе нужно похудеть!». В обед того же дня, придя в нашу актерскую столовую, Женя сказал официантке: «Так, милая, принеси-ка мне пять хеков без гарнира!». Вот такая у него была диета.

- Почему он решил сам делать трюк с машиной, который и стал для него роковым?

- Так ведь Женя всегда все трюки делал сам, не признавал никаких каскадеров. О том, что произошло на съемках «Директора», говорят как о мистике. Я не очень во все это верю, но Пронякин, которого он сыграл в «Большой руде», ведь тоже погибает. Такое впечатление, что Женя просто повторил судьбу и смерть своего киногероя. Ну, и потом есть актерская примета: если на съемках лег в гроб, значит, скоро умрешь. В отношении Жени она сработала на все 100 процентов.


Александр Рекемчук: «Ничьей вины не было, но на «Мосфильме» все равно пытались найти виноватых»
Жаль, что мы потеряли этого замечательного актера так рано. Они с женой, латвийской актрисой Дзидрой Ритенберг, которая стала известна на всю страну после фильма «Мальва», были очень красивой, яркой, гармоничной парой. И очень друг друга любили - это было видно всем окружающим. Незадолго до съемок в том злополучном фильме им дали отдельную однокомнатную квартиру. Туда они переехали из шестиметровой комнаты общежития Театра имени Станиславского, где работал Женя.

- В кино он успел сыграть всего в девяти фильмах, один из которых - короткометражный...

- Зато мы смотрим их до сих пор. А можно, подобно современным актерам, сняться в доброй сотне фильмов (особенно это касается сериалов), а о них помнят, пока идет картина. И едва появляются титры «конец», тут же забывают.

КИНОДРАМАТУРГ АЛЕКСАНДР РЕКЕМЧУК: «ПЛАНИРОВАЛОСЬ, ЧТО НА МЕСТЕ УРБАНСКОГО БУДЕТ СИДЕТЬ КАСКАДЕР, НО ЖЕНЕ ОЧЕНЬ НУЖНЫ БЫЛИ ДЕНЬГИ, И ОН УГОВОРИЛ РЕЖИССЕРА»
Будучи главным редактором «Мосфильма», Александр Рекемчук курировал последний фильм Евгения Урбанского.

- Александр Евсеевич, вы ведь Урбанского знали с юности, а встретились с ним на съемочной площадке его последней картины...

- В школе будущий актер учился в Инте, в Коми АССР. Его отец, второй секретарь ЦК Компартии Казахстана, был репрессирован и выслан сначала под Воркуту, а потом - в Республику Коми. Я работал там журналистом, а мой двоюродный брат Коля Приходько учился в одном классе с Урбанским.

Я был совершенно потрясен дебютом Жени в кино - в фильме «Коммунист». Это колоссальная картина, в наше время незаслуженно забытая, но думаю, что о ней еще вспомнят. В то время я видел его на сцене (он работал в Театре имени Станиславского), на киностудии, но близко мы не общались. Познакомились мы с ним на съемках картины «Директор», сценарий для которой написал мой друг - замечательный писатель Юрий Нагибин. Прообразом главного героя Зворыкина был знаменитый основатель ЗИЛа Иван Алексеевич Лихачев.

- Кто предложил пригласить на эту роль Урбанского?

- Ни Нагибин, ни я, в то время бывший главным редактором киностудии, не представляли себе в этой роли Урбанского. Но когда мы увидели пробы, были просто ошеломлены, настолько этот образ в его исполнении вырос до уровня легендарного, я бы даже сказал, былинного героя. В сценарии ничего подобного не было, но нам очень понравилось.

Вскоре мы на студии уже смотрели первый отснятый материал. Помню, как меня поразила сцена свадьбы Зворыкина - это было что-то потрясающее! Помимо самого Урбанского, там была великая Нонна Мордюкова. Она играла сестру невесты монашенку Феню, которая, захмелев, начинала петь песенку о «милом мальчике, пупсике». Все было настолько точно, ярко и смешно, что киночиновники, которые обычно на таких просмотрах демонстрировали чрезмерную строгость, хохотали до слез. Не могли мы с Нагибиным не обратить внимания и на исполнительницу роли невесты Зворыкина - молодую актрису Антонину Цыганкову. Уже тогда было понятно, что после выхода картины на экраны на актерском небосклоне взойдет новая звезда. Увы, после гибели Урбанского почти все актеры отказались сниматься в новой версии картины, а Цыганкова, которая подавала такие большие надежды, сыграв несколько эпизодов, ушла из кино навсегда...

- Что произошло в пустыне Кызылкум 5 ноября 1965 года?

- Снимали международный автопробег, в котором впервые принимали участие советские грузовики. Машину в голове колонны вел директор завода Зворыкин. Урбанский не должен был сниматься в этой сцене, планировалось, что на его месте в кабине будет сидеть каскадер. Но актер уговорил режиссера.

- Зачем ему это было нужно?

- Поговаривали, что в экспедиции у него украли весь гонорар, который он получил за несколько месяцев, - что-то около 800 рублей. А у него в это время жена была беременная, лежала в роддоме на сохранении. В общем, ему очень нужны были деньги, а за съемки платили сразу и наличными.

Что там произошло, мы увидели позже, в закрытом директорском зале киностудии, куда пригласили только начальство - генерального директора, его заместителей, главного инженера, меня как главного редактора. Никто поначалу даже не понял, в чем дело: на экране было только изображение, без звука, и от этого было еще страшнее. По пустыне мчался автомобиль, взлетал, как с трамплина, на бархан, на какие-то мгновения зависал в воздухе и падал на песок.

Эпизод был очень хорошим, можно было на нем остановиться, но Урбанский настоял на том, чтобы сделать дубль, во время которого машина рванула с гребня бархана, перевернулась и упала на крышу. В кадре появились члены съемочной группы, они бежали к машине, а заглянув в нее, в отчаянии хватались за голову руками. Оказывается, оставленная без присмотра камера продолжала снимать происходящее...

«ГОВОРЯТ, ЕГО ПОСЛЕДНИМИ СЛОВАМИ БЫЛИ: «ГОСПОДИ, КАК БОЛЬНО!»
- Актера погубило отсутствие каскадерских навыков?

- Да, там, где водитель, опытный каскадер, сгруппировался бы, сжался, и почти не пострадал, Женя, наоборот, распрямился и сломал шейный позвонок. Он жил еще несколько часов, его отвезли в больницу, пытались что-то сделать, но тщетно. Говорят, последними словами Жени были: «Господи, как больно!». Он погиб в 33 года - в возрасте Иисуса Христа. Никто не знал, как сообщить о том, что случилось, его жене Дзидре. Но она приняла новость мужественно - видимо, сработали защитные силы организма, который уже приготовился к тому, чтобы произвести на свет новую жизнь. Через два с лишним месяца у Дзидры родилась дочь, которую назвали в честь отца - Евгенией.

Прощались с Урбанским в Театре имени Станиславского на улице Горького. Туда мы привезли венок от киностудии и там стояли в почетном карауле у гроба. Помню, как заплаканная Майя Менглет (она прославилась главной ролью в фильме Ростоцкого «Дело было в Пенькове». - Авт.) с горечью бросила нам: «Что вы с ним сделали?!».

- Разве в этом была ваша вина?

- Да ничьей вины не было, мы очень тяжело переживали произошедшее. Но на «Мосфильме» все равно пытались найти виноватых. Выяснилось, что режиссер Алексей Салтыков в тот момент на съемочной площадке отсутствовал, его заменял второй режиссер, что, конечно же, было серьезным нарушением. Обоих отстранили от съемок, картина была закрыта. Дело даже хотели передать в прокуратуру, а Салтыкова привлечь к уголовной ответственности и уволить с «Мосфильма» с волчьим билетом. Молодой режиссер был совершенно сломлен всем происходящим. Его судьба решалась на парткоме киностудии, а он при этом даже не присутствовал, потому что не состоял в партии.

В конце концов, Салтыкова нам удалось отстоять, но встал вопрос, что же делать с картиной дальше. Я предложил оставить в новой версии фильма все эпизоды, снятые с Женей Урбанским, а те, в которых он не успел сыграть, сделать с другим актером.

- Это был бы очень интересный ход!

- Конечно, ведь это дало бы картине какой-то дополнительный заряд - зрители ходили бы смотреть на последний фильм Урбанского. Самым ярым противником этой идеи был Салтыков. Сейчас, спустя много лет, я понимаю: ему не хотелось заново переживать эту трагедию, она слишком тяжело ему далась.

Через несколько лет он начал делать вторую версию картины. Сохранил все - сценарий, раскадровку, музыкальное оформление, места натурных съемок, а вот актеров, занятых в первой версии, ему собрать не удалось. Почти все они отказались сниматься по второму разу, посчитав это неуместным.

Во второй версии картины Зворыкина играл Николай Губенко, сходство которого с прототипом картины было просто поразительным. Николай Николаевич очень хороший актер и режиссер, к тому же мой земляк (мы с ним оба уроженцы Одессы), так что я ничего против него не имею. Но у него не было ни капли той романтики, которая отличала Урбанского. Губенко играл хитренького, жуликоватого мужичка, который обеими ногами стоит на земле. На мой взгляд, вторая версия фильма «Директор» просто не получилась, с первой ее даже сравнивать нельзя. Знаю, что и Юрий Нагибин был от этой картины не в восторге.

- Сейчас уже нигде нельзя увидеть кадры, снятые с Евгением Урбанским?

- По моему сценарию режиссер Екатерина Сташевская сняла документальную ленту «Евгений Урбанский». Там есть и отрывки из фильма, и хроника гибели актера - нам удалось их спасти от неминуемого уничтожения.

Позже я обратился к руководству Республики Коми с предложением присвоить имя Урбанского школе, в которой он учился. Мое письмо было опубликовано в газете «Известия». Но партийные боссы решили, что актер такой чести не достоин. Сослались на то, что он не коренной житель Коми АССР, а приезжий. Но, думаю, дело в другом: Урбанский из семьи репрессированного. Несмотря на то что его отец был реабилитирован после смерти Сталина, в советское время к таким «пятнам» в биографии относились с подозрением.



ГАЗЕТА.РУ
23 ноября 2022, 20:51 Культура
«Мосфильм» нашел в архивах видео гибели звезды советского кино Урбанского в 1965 году
Смертельная авария с участием актера породила много слухов
Михаил Родионов

Киностудия «Мосфильм» впервые опубликовала архивные кадры гибели актера Евгения Урбанского во время съемок картины «Директор» в 1965 году. Смерть актера породила множество слухов и домыслов: от спланированного убийства до подозрений в том, что артист был пьян и не справился с управлением во время исполнения автомобильного трюка. Что случилось на съемочной площадке и какое влияние артист оказал на Владимира Высоцкого — в материале «Газеты.Ru».
«Мосфильм» опубликовал кадры смертельной аварии с участием актера Евгения Урбанского спустя 57 лет. Пленка была найдена во время внутренней инспекции служебных помещений на «Мосфильме», сообщила пресс-служба киностудии.

«На «Мосфильме» проводились масштабные внутренние инспекции служебных помещений. В одном из них была обнаружена коробка с 70-мм негативом. Выходные данные указывали, что материал содержит рабочие моменты съемки картины «Директор» режиссера Алексея Салтыкова. Найденная пленка содержит документальную запись трагической гибели артиста Евгения Урбанского на съемочной площадке», — говорится в сообщении.


«Главный урок – нельзя слушать внешние голоса»
Последствием неудавшейся революции в Бахрейне стало резкое ухудшение положения шиитского большинства...
23 ноября 15:47
Директор «Мосфильма» Карен Шахназаров заявил, что ранее не видел этих кадров.

«Это действительно уникальные кадры, о существовании которых я лично до этого момента не знал. Хотя в то время я еще учился в школе, хорошо помню весть о трагической гибели Евгения Урбанского – он был знаменитым актером, любимцем советского зрителя.

Внезапный и трагический уход из жизни человека такого масштаба вызвал большой резонанс. Но всех деталей случившегося, мы тогда, конечно, не знали. Все укладывалось в короткую формулировку: «машина перевернулась» — и все...», — сказал Шахназаров.

На опубликованном видео последние минуты жизни артиста: автомобиль с Урбанским и его коллегой переворачивается во время прыжка через бархан. Съемки проходили в Узбекистане. Актер получил тяжелые травмы и скончался в больнице. Это подтверждают записи из съемочного журнала. Трагедия случилась в ноябре 1965 года. На момент гибели Урбанскому было 33 года.

Во время съемок «Директора» супруга Урбанского, латвийская актриса Дзидра Ритенбергс была беременна, ей не сообщили об аварии. В феврале 1966 года она родила дочку, и только после этого ей рассказали о гибели супруга.

Слухи и домыслы
Гибель артиста породила много версий. В одной утверждается, что актер был пьян, когда садился за руль. Друзья Урбанского опровергали эти слухи и настаивали, что артист очень серьезно относился к работе и не мог появиться на съемках в состоянии опьянения.

Еще одна версия – что Урбанского убили. Авария якобы была подстроена, чтобы скрыть другое преступление — из его гостиничного номера украли около 800 рублей, и актер подозревал кого-то из съемочной группы, в том числе каскадера — его и называли виновником трагедии.

Утверждалось также, что Урбанского вовсе не было в автомобиле.

Ответственный за постановку трюков Владимир Балон рассказывал, что Урбанский находился в автомобиле, однако за рулем был каскадер Юрий Марков.

«Открытым «роллс-ройсом» управлял мастер спорта Марков. Женя [Урбанский] стоял во весь рост справа, держась одной рукой за натянутую веревку. На заднем сиденье лежал мощный танковый аккумулятор для фар. Оттолкнувшись от помоста, машина взлетела над барханом. И вдруг, резко клюнув носом, перевернулась. Передняя ее часть оказалась тяжелее задней. Вместе с оператором Толей Ниточкиным мы все рванули туда», — говорил Балон в интервью «Экспресс-газете» от 11 мая 2004 года.

Сам Марков, которому удалось выжить в аварии, не приводил дополнительных подробностей происшествия.

«Машина легко рванула с места, промчалась по настилу, на миг повисла в воздухе и вдруг накренилась и стукнулась передними колесами о песок. В следующее мгновение меня оглушила тупая боль... Чьи-то руки тащили меня по песку. Когда я открыл глаза, увидел перевернутый «газик», а под ним — Женю», — так вспоминал этот день каскадер.

По мнению Шахназарова, «трюк не был подготовлен должным образом».

«Об этом говорит хотя бы тот факт, что группа несколько раз меняла точку съемки. Создается впечатление, что трюк делался спонтанно – без предварительной подготовки. <…> Присутствие в этой сцене Урбанского, на мой взгляд, вообще не принципиально. Съемка велась на общем плане – главного героя почти не видно. Его вполне мог заменить дублер. Почему Урбанский остался в машине – непонятно. Думаю, если бы съемочная группа настояла – его бы там не было», — заявил директора «Мосфильма».

Карьера и жизнь Урбанского
Урбанский родился в Москве 27 февраля 1932 года в семье партийного работника Якова Урбанского и телефонистки Полины Урбанской. Будущему актеру было 6 лет, когда его отца репрессировали и отправили в лагерь в город Инта (Коми), мать с детьми уехала в Алма-Ату, а в 1946 году переехала к мужу в Коми.

В юношестве Урбанский вернулся в Москву. Сначала он учился в техническом ВУЗе и даже не думал о кино. В тот период Урбанский впервые женился на девушке по имени Ольга, у них родилась дочь. В 1952 году Евгений, хотя мать была против, поступил в Школу-студию МХАТ, которую окончил в 25-летнем возрасте.

Известность пришла к молодому актеру сразу после выпуска – он снялся в фильме «Коммунист» Василия Губанова. Тогда же принят в труппу Московского драмтеатра имени К. С. Станиславского. Первая роль, и сразу крупная – купец Лопахин в «Вишневом саде».

Заметные роли буквально посыпались на молодого актера: в 1959 году он снялся в «Балладе о солдате» Григория Чухрая и в «Неотправленном письме» Михаила Калатозова, в 1960м — в «Испытательном сроке» Павла Нилина.

Актер оказал влияние на ряд известных личностей, так, кинорежиссер Геннадий Полока утверждал, что артист Владимир Высоцкий перенял манеру исполнения песен как раз у Урбанского.

«Высоцкий, который в те времена как раз начинал свою кинокарьеру и делал первые шаги в песенном творчестве, взял за образец манеру исполнения песен под гитару Урбанского», — говорил Полока (из книги Аллы Демидовой «Владимир Высоцкий. Каким помню и люблю»).

Также Урбанского упоминал в стихах поэт Евгений Евтушенко («Баллада о совершенстве»):

...Так ты упал в пустыне, Женька,
как победитель, а не жертва,
и так же вдаль – наискосок –
тянулись руки к совершенству –
к недостижимому блаженству,
хватая пальцами песок...


Сайт МОСФИЛЬМа

Уникальная находка на «Мосфильме». Обнаружена киноплёнка с записью последних минут жизни актёра Евгения Урбанского
 23 ноября 2022 Пресс-служба 15278
Уникальная находка на «Мосфильме». Обнаружена киноплёнка с записью последних минут жизни актёра Евгения Урбанского
Фотогалерея
Фотография со съемок фильма "Директор" (1965), Мосфильм-Инфо
Фотография со съемок фильма "Директор" (1965), Мосфильм-Инфо
Фотография со съемок фильма "Директор" (1965), Мосфильм-Инфо
Фотография со съемок фильма "Директор" (1965), Мосфильм-Инфо
Фотография со съемок фильма "Директор" (1965), Мосфильм-Инфо
Фотография со съемок фильма "Директор" (1965), Мосфильм-Инфо
На съемках фильма "Директор" (1965)
На съемках фильма "Директор" (1965): один из последних дублей
МосфильмЕвгений Урбанский"Директор"1965 год
; Вернуться к списку
ИСТОРИЯ, ДОСТОЙНАЯ ЭКРАНИЗАЦИИ


В ноябре текущего года на «Мосфильме» проводились масштабные внутренние инспекции служебных помещений, используемых при чрезвычайных ситуациях. В одном из них была обнаружена коробка с 70-мм негативом. Выходные данные указывали, что материал содержит рабочие моменты съемки картины «Директор» режиссера Алексея Салтыкова. Особое внимание специалистов «Мосфильма» на пленку обратили рукописные пометки «Весьма важно!» и «Урбанский».



20221108_094102.jpg
Коробка с 70-мм негативом



Трагическая смерть популярнейшего актёра Евгения Урбанского в 1965-м году на съемках фильма «Директор» за десятилетия успела обрасти массой слухов, домыслов и самых невероятных версий. Каково же было удивление сотрудников киностудии, когда при просмотре материала выяснилось, что найденная плёнка содержит документальную запись трагической гибели артиста на съемочной площадке!



Карен Шахназаров, кинорежиссер, генеральный директор Киноконцерна «Мосфильм»: «Это действительно уникальные кадры, о существовании которых я лично до этого момента не знал. Хотя в то время я ещё учился в школе, хорошо помню весть о трагической гибели Евгения Урбанского – он был знаменитым актёром, любимцем советского зрителя. Внезапный и трагический уход из жизни человека такого масштаба вызвал большой резонанс. Но всех деталей случившегося, мы тогда, конечно, не знали. Всё укладывалось в короткую формулировку: «машина перевернулась» - и всё...»

126783.jpg
Евгений Урбанский в фильме "Баллада о солдате"



«Для нас это неожиданная и, без преувеличения, удивительная находка. Документальные трагичные кадры, которые проливают свет на события более чем полувековой давности!» - отметил главный инженер-технолог «Мосфильма» Алексей Сеньковский, руководивший процессом восстановления плёнки.



Бесценный кинематографический документ и архивные данные сегодня позволяют отчасти восстановить картину тех событий - как на съемочной площадке, так и за её пределами. Но обо всём по порядку.



ЕВГЕНИЙ УРБАНСКИЙ: РОКОВОЙ ДУБЛЬ


Кинематографическая карьера Евгения Урбанского была похожа на короткий, но яркий полёт звезды. Он буквально ворвался в советское кино и сразу же засиял. За дебютный фильм «Коммунист» (Ю. Райзман, 1957) - главные призы на фестивалях в Венеции и Киеве. Через два года - главная роль в фильме «Неотправленное письмо». И снова успех! В 1961-м на экраны вышла лента Григория Чухрая «Чистое небо» - её признают лучшей картиной года. Запомнил зритель и его небольшую, но пронзительную роль в «Балладе о солдате». Всенародная популярность! Евгений Урбанский буквально купался в народной любви. И никто тогда даже предположить не мог, что в фильмографии актёра, мгновенно ставшего народным любимцем, останется всего лишь десять фильмов...



evgenij-urbanskij-v-filme-chistoe-nebo.jpg
Евгений Урбанский в фильме "Чистое небо"



Евгению Урбанскому было всего тридцать три года, когда он погиб в автокатастрофе. Это случилось в ноябре 1965 года на съемках фильма «Директор» - киноповести Алексея Салтыкова по сценарию Юрия Нагибина об истории создания первого советского грузовика–«полуторки». Прообразом главного героя Зворыкина стал легендарный директор Московского автозавода Иван Лихачёв. Архивные документы подтверждают, что с самого начала работа над фильмом шла тяжело: Юрий Нагибин был вынужден не раз переписывать сценарий, оператор Владимир Николаев ушел с картины на этапе проб, вскоре заявление об уходе на имя директора Второго творческого объединения Ивана Пырьева попытался подать и режиссер Алексей Салтыков. Через несколько месяцев после запуска фильма с площадки ушёл директор картины Карлен Агаджанов, ссылаясь в объяснительной записке на "слишком сложную работу". Исполняющим обязанности директора ленты был назначен Семен Марьяхин. Кстати, сам Евгений Урбанский был утверждён на роль перед самым запуском – до него активно и небезуспешно пробовались артисты Николай Губенко и Георгий Мартынюк. Случайность? Рок?..



067.jpg
Фотография со съемок фильма "Директор" (1965) Мосфильм-Инфо



Часть съемок картины проходила в Узбекистане – в сорока километрах от Бухары. 5 ноября снималась сцена проезда автоколонны по пескам. При съёмке сложного трюка Урбанский находился в автомобиле, за рулём которого был каскадёр-автоспортсмен. Машина Зворыкина (героя Урбанского) должна была промчаться прямо через барханы и обогнать колонну. Наиболее сложный кадр в этой сцене — «прыжок» машины с одного из барханов. Сегодня у нас есть уникальная возможность разобрать съемки сцены максимально подробно – полностью трагические кадры публикуются впервые.



В первом дубле машина не смогла «взлететь» над песками – это подтверждается кадрами съемки.




Дубль№1



Во втором дубле «прыжок» состоялся, но оператор «упустил» машину из кадра. Обращает на себя внимание тот факт, что точка съемки изменена. Возможно, техническая неудача негативно повлияла на автогонщика, рядом с которым сидел Евгений Урбанский – ведь установку режиссера он выполнил, но трюк пришлось переснимать.





Дубль№2



В третьем дубле машина снова съехала по бархану без задуманного эффекта. Хотя вираж после проезда через бархан выполнен каскадёром вполне профессионально. Не «прыгнув», автомобиль, тем не менее, встроился в колонну грузовиков.





Дубль№3



Четвертый дубль оказался роковым. В ряде источников сообщается о том, что каскадер, вероятнее всего, не проверил измененный угол трамплина, который оказался завышенным. Машина, взлетев на предельную высоту, перевернулась. Плёнка зафиксировала момент страшной аварии.





Дубль №4. Возрастное ограничение 18+



Евгений Урбанский получил тяжёлые травмы – в их числе перелом свода черепа - и скончался в больнице. Запись в съемочном журнале, который вел помощник режиссера, сообщает, что актёр умер в 15 часов 50 минут по местному времени.



Запись о гибели.jpg
Запись от 5 ноября 1965 года в журнале съемок



Карен Шахназаров, кинорежиссер, генеральный директор Киноконцерна «Мосфильм»:

«На что лично я обратил внимание – очевидно, что трюк не был подготовлен должным образом. Об этом говорит хотя бы тот факт, что группа несколько раз меняла точку съемки. Создаётся впечатление, что трюк делался спонтанно – без предварительной подготовки. Возможно, он вообще «родился» прямо на съемочной площадке. А ведь сам по себе данный трюк является довольно сложным. Первый дубль достаточно эффектный – машина на приличной скорости съехала с бархана, круто развернулась, встроилась в колонну. Для того чтобы показать характер главного героя, которого играл Урбанский – лихость, бесстрашие – этого, на мой взгляд, вполне достаточно. Но, видимо, эпизод решили усложнить. От кого исходила данная инициатива? Может быть, от каскадёра. А может, инициатива исходила от второго режиссера Николая Москаленко, который в тот день руководил съемками вместо Алексея Салтыкова?.. Ответов мы уже не узнаем».



Главным оператором картины "Директор" являлся Анатолий Ниточкин. Вторым оператором, судя по выходным данным найденной на "Мосфильме" коробки с негативом - Александр Двигубский. Некоторые исследователи, в том числе каскадёр Николай Ващилин указывают на то, что рядом с Урбанским в момент аварии находился автогонщик Юрий Марков. Ряд источников сообщает о том, что Марков получил травмы, но выжил и даже впоследствии давал интервью о случившемся. Согласно журналу съемок фильма «Директор» (официальный документ, хранящийся в архиве «Мосфильма») в списке каскадёров значится сразу восемнадцать человек, в том числе и Марков. Однако установить личность водителя именно по кадрам киносъемки не представляется возможным.



Карен Шахназаров, кинорежиссер, генеральный директор Киноконцерна «Мосфильм»:

«Присутствие в этой сцене Евгения Урбанского, на мой взгляд, вообще не принципиально. Съёмка велась на общем плане – главного героя почти не видно. Его вполне мог заменить дублер. С тем же успехом можно было посадить на пассажирское сидение… куклу! Почему Урбанский остался в машине – непонятно. Думаю, если бы съемочная группа настояла – его бы там не было».



ПОСЛЕ ТРАГЕДИИ


После трагической смерти Урбанского картину закрыли. Но не сразу. Судьба фильма решилась на заседании Художественного совета Второго творческого объединения, который провёл Иван Пырьев. Среди участников обсуждения были режиссеры Эльдар Рязанов, Леонид Гайдай, Александр Столпер, сценаристы Юрий Нагибин, Морис Слободской, Эмиль Брагинский и другие известные кинематографисты. Режиссер картины Алексей Салтыков выдвинул три предложения: первое - продолжить фильм, «снимая всё дальше как бы глазами героя»; второе – сделать из отснятого материала ролик с прологом или эпилогом; третье – на основе отснятого материала сделать документальный фильм о Евгении Урбанском, а саму картину начать заново. Так в итоге и поступили.



Протокол.jpg
Фрагмент из стенограммы заседания Художественного совета



Сумму потраченных к тому времени на картину средств – 285 тысяч из запланированного полумиллиона рублей - студия списала в убыток. К моменту гибели актёра группа отсняла 1355 метров плёнки (из 4400 запланированных на 2 серии). Многие материалы первоначальной версии фильма вошли в документальную картину «Евгений Урбанский» (1967) режиссёра Е. Сташевской-Народицкой. В нем присутствуют кадры первых дублей, однако момента с падением автомобиля нет. Вероятно, после внутреннего рассмотрения дела о нарушении правил техники безопасности, в котором не нашли состава преступления, пленку всё же было решено изъять из общего массива рабочих материалов или просто… уничтожить.



Карен Шахназаров, кинорежиссер, генеральный директор Киноконцерна «Мосфильм»:

«Можно предположить, что в то время было принято решение смыть плёнку. Ведь то, что мы видим на этих кадрах – больше похоже не на несчастный случай на производстве, а на автокатастрофу в результате каскадерского трюка, исполненного ненадлежащим образом. Так или иначе, кто-то на «Мосфильме» тогда решил сохранить материал, понимая его ценность. И то, что данная пленка опубликована – хороший повод напомнить киносообществу о том, что кино – дело весьма ответственное и зачастую опасное. К сожалению, несчастные случаи на съемках по-прежнему, не редкость. Вспомнить хотя бы недавнюю трагедию с участием Алека Болдуина, по неосторожности застрелившим оператора. В 2018 году на съемках фильма «Подольские курсанты» под гусеницами танка погиб каскадер. У меня на съемочной площадке тоже возникали опасные ситуации – к счастью, никто не пострадал. Хорошее кино, конечно, не может существовать без трюков, но кинематографисты всегда должны помнить о необходимости тщательного планирования и подготовки таких сцен – здесь не бывает мелочей».

Акт о списании.jpg
Акт о списании затрат



И хотя официально никаких обвинений съемочной группе картины «Директор» предъявлено не было, трудно отделаться от мысли, что режиссер картины Алексей Салтыков всё же был «наказан» за случившееся в Бухаре – в 1966-м году он должен был получить Ленинскую премию за свою предыдущую картину «Председатель», снискавшую ошеломительный зрительский успех. Но, вопреки всем ожиданиям, награду получил только исполнитель главной роли - артист Михаил Ульянов… Позже режиссер в беседах с обидой подчеркивал, что фактически был отстранен от любых съемок на два года.



Фильм «Директор» всё же пересняли в 1969-м – в чёрно-белом варианте. Роль Зворыкина исполнил Николай Губенко. Но это было уже совсем другое кино. И всё же… Можно утверждать, что окончательная точка в истории этой ленты поставлена только сейчас – спустя 57 лет после трагической гибели всенародно любимого актёра Евгения Урбанского.



Исключительное право на видеоматериалы принадлежит ФГУП «Киноконцерн «Мосфильм». Использование текста и видеоматериалов возможно только с согласия правообладателя – ФГУП «Киноконцерн «Мосфильм».



Первый канал: «Мосфильм» впервые опубликовал кадры страшной аварии, в которой погиб известный советский актер Евгений Урбанский

ВЕСТИ: Правда о гибели актера дошла до зрителей 57 лет спустя

Звезда: Неподготовленный трюк: почему на съемках «Директора» произошла трагедия с Урбанским

НТВ: Тайна гибели актера Урбанского: «Мосфильм» показал найденные уникальные кадры


Поделиться новостью:
Комментарии (6)
Оставить комментарий
Georg27 ноября 2022
.... вечная память.... Запомнился Е.Урбанский по фильму "Коммунист". Видел его в далеком детстве, впечатление произвел очень сильное... на всю жизнь! ....... Господ да е милостив към него.... а ние - трябва да го помним!
Дмитрий25 ноября 2022
Действительно на первом дубле вполне впечатляющий трюк и так машина чуть набок не завалилась.
Елена25 ноября 2022
Мы помним Урбанского!!!???????
Сергей Насонов24 ноября 2022
Воистину уникальная находка. Я с волнением смотрел 4й дубль, где погиб Урбанский. Столько лет прошло, а мы только сейчас смогли увидеть эти кадры... Вечная память прекрасному Человеку - Актеру с большой буквы.
Людмила Саранская24 ноября 2022
Как интересно.... А что это за артист? Впервые о нем слышу.
Евгений Долгих24 ноября 2022
Вечная память выдающемуся артисту!

ФГУП «Киноконцерн «Мосфильм»

Адрес:
119991, Россия, Москва
ул. Мосфильмовская д.1

Телефон: +7 (499) 143-9100
Email: reg@mosfilm.ru

Заказ услуг:
E-mail: order@mosfilm.ru
Тел.: +7(499)143-9889

Список контактов / Реквизиты

Скачать презентацию компании

СТРАНИЦЫ
Павильоны
Ретроавтомобили
Костюмы и реквизит
Декорации
Каталог фильмов
Плакаты
VR-музей
Подпишитесь на новости «Мосфильма»! Будьте в курсе событий.

Меня поражает непрофессионализм  авторов публикации от Мосфильма, которые говрят о 4 х дублях - это ложь. Дублей, как и сообщалось в предыдущих публикациях и фильмах, было два / 2 дубля/ Второй дубль - трагический. А вот  оператора на картине было тоже два и у них по камере / две камеры/. Поэтому и получилось 4 фрагмента снятые двумя камерами только двух дублей...Карен Шахназаров заикнулся о том, что по его мнению такого трюка  по сюжету фильма было не нужно и его не было прописано в сценарии. Это бахвальство Владимира Балона, пустобола и фанфарона , а также поддержавшего его замысел супертрюка -второго режиссёра Николая Маскаленко, мало что понимающего в трюковых съёмках и драматургии фильма.

Автор статьи ,каскадёр , постановщик трюков , член Союза Кинематографистов  РФ, мастер спорта СССР по самбо с 1966 года  Николай Ващилин


Рецензии
Николай Николаевич Ващилин (07.04.1947 - 22.07.2023). Светлая память...

Константин Семынин   16.11.2023 14:10     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.