Отдавать ли ребенка в кружки?
Как и все я желаю своим детям лучшего в этой жизни. Чтобы они были успешнее нас. В чем заключается успех? Здесь каждый определяет сам, в меру своего воспитания и личных притязаний. Но никто не хочет, чтобы его ребенок «жил в трущобах городских и добрых слов там не слыхал». Очевидно, что нами движет страх неудач. Поэтому начинается работа над сопротивлением к этому страху. Сюда идеально вписываются многочисленные кружки, секции и прочее, как инструмент преодоления страха.
Моя подруга Настя в один прекрасный момент решила, что её дочь должна учить английский, потому что «без языка никуда» и записала малышку на языковые курсы в 4 года. А что? Молодец. Приняла решение и записала. Ну не дочь же спрашивать, на самом деле. Настя умная, Настя по жизни столкнулась с этим фактом, даже работу потеряла, потому что знания языка не хватило. Иные возразят, ну это же твои личные убеждения, а ребенок человек самостоятельный и, вообще, разве же можно ребенка в 4 годика напрягать инязами! А чем тогда «напрягать»?
Формулировка «личные убеждения» это такой особый пунктик стороннего человека. Говорят, нельзя навязывать свое. Ну, конечно, можно у дяди Васи соседа спросить, пусть он свое навяжет вашему ребенку. Вот мечтал он стать танцором, пусть ваш Гриша или ваша Даша балетом займутся, потому что плохо это - свое навязывать.
Мы своего парня отдали на хоккей, когда ему было 3 года с парой месяцев плюсом. Вот такая у меня мечта. Люблю я высоких и сильных мужчин, умеющих и в шлем дать и клюшкой узоры на льду выписывать. Моя личная прихоть. Мои мужчины приняли её со всей ответственностью, и вот уже три года мы хоккеисты. За это время только ленивый, не высказался в нашу сторону на тему, что мы губим детство ребенку. Мне просто интересно, неужели гибель детства заключается в том, чтобы овладеть техникой катания на льду, научиться дисциплине, расширить круг своих знакомых, держать свое тело в тонусе, улучшить свои социальные навыки и научиться принимать решение без контроля родителей в доверенной сфере ответственности? Помимо всего перечисленного, задача тренировок в спорте, длительных занятий в кружках показать, что любое красивое действие на сцене достигается немыслимым трудом и упорством. Дети учатся отсекать лишнее по пути к достижению цели, а родители предоставляют эту возможность.
Прошу, здесь, не путать понятия «мама» и «родитель». Мама – это милый, умеющий любить без условий своего самого родного и самого лучшего в мире ребенка. Родитель – это, человек, показывающий на своем примере отношение к жизни, формулирующий это отношение и авторитетно управляющий эмоциями ребенка. Вот в образовательном процессе, самое сложное это разделить эти две роли. Мы поставили ребенка на лед в три года, мы запретили ему оттуда уходить, мы не разрешили ему плакать и закатывать истерику, будучи родителями на тренировках. Я вытирала сыну слезинки, когда он жаловался, что какой-то мальчик его подрезал на льду, я обнимала его, когда он говорил, что не справляется и боится быть неудачником, я говорила ему теплые слова, когда он выглядел уставшим после тренировки, будучи мамой.
За эти годы укрепилось желание дальше заниматься спортом, мы видим результат. Результат не обязателен в спорте, понимаете, невозможно вырастить спортсмена без искры желания в самом ребенке. Самое главное, что наш сын в первую очередь научился находиться в коллективе. Дома этому не научишь. Я не смогу при всем своем желании показать иерархию отношений внутри коллектива, потому что наш ребенок всегда вне конкуренции дома. Коллектив учит понимать роль каждого в нем, а наша задача объяснить ребенку: принимать эту роль или нет. Я не знаю, каким бы он был, если бы мы не стали посещать дополнительные занятия, но это мой ребенок и на нем такие эксперименты я ставить не буду.
Мой друг Олег, еще только собирающийся обзавестись ребенком, решил, что пусть он сам делает свой выбор и сам решает, куда ему пойти заниматься. Олег не хочет принуждать ребенка к занятиям, он будет ждать момент, когда малыш скажет – я хочу в планетарий или в бассейн. У меня вопрос, а каким образом можно будет услышать от ребенка, чего он хочет, не предоставив ему возможность узнать предмет потенциального желания?
Детство, это прекрасный период жизни, когда у тебя есть множество возможностей для пробы себя. Можно записаться в кружок ИЗО, фотографии, начать заниматься каратэ или айкидо, можно спортивными танцами или пением, можно научиться играть на музыкальных инструментах. Можно заниматься даже всем перечисленным. У ребенка есть на это время, у ребенка есть талант, ребенок еще пластилиновый человек, чтобы научиться быть незаурядным.
Мы хотим, чтобы ребенок стал успешным, а к успеху идут методом проб и ошибок, падая и поднимаясь с колен, обучаясь и совершенствуясь в процессе. И весь этот путь называется тренировкой. В жизни может случиться всякое и цель у ребенка может поменяться, это не страшно. Я не буду давить на ребенка, когда он вырастет и примет решение, что не будет больше заниматься хоккеем. Но в данном случае парень должен будет выбрать себе иную деятельность. И если я его не научу принимать решение и совершать выбор, то я не справилась со своей задачей быть родителем.
Свидетельство о публикации №214110600347