Булгаков. Размышления в музее

На Музей Михаила Булгакова я наткнулся случайно, пойдя в задумчивости не в ту сторону. Вся моя внешняя часть литературной деятельности связана с Большой Никитской, на которой с одной стороны дом литератора, а напротив, чуть наискосок – офис издательства «Авторская книга». Я добирался сюда от метро «Баррикадная» через подземный переход под Садово-Кудринской улицей, которая  плавно переходит в Большую Садовую.
В доме номер 10 (это данные из Интернета при написании статьи - авт.), чуть в глубине двора скромно, без претензий на огромную посещаемость,  музей-квартира  создателя «Мастера и Маргариты».
У входа швейцар. Билетов не берут - ходи, изучай документы под стеклом и представляй события, описанные Булгаковым. И жди некой «чертовщины», без которой не может быть никакого экскурса в прошлое. 
Как правило, по квартире суетятся девчушки и мальчишки, которым ничего здесь   интересного не светит. Они ещё не доросли до взрослых переживаний и, при  нынешнем воспитании и обучении, вряд ли созреют.
Увидел в зале сидящего за столом актёра Стеблова. Что он здесь делает? Кто  привёл его сюда? Прапрадед  Павел Акинфиевич, крепостной из Нижнего Тагила? Или дед  Павел Павлович из Нижнего Новгорода? Или отец  Юрий Викторович, радиоинженер? Нет, наверное, дядя, московский библиофил, первый директор книжного магазина «Москва». А с книгами у нас в стране всякие истории.
Творческая судьба Михаила Булгакова – это скорбная драма Художника. Это судьба, поражающая воображение балансированием на грани страха и отчаяния. Без этих чувств писатель вряд ли смог обращаться к Сталину, которому нравилось быть покровителем и вершителем судеб. Он высшая и последняя инстанция… Разве не эта внешняя оболочка сюжета о высшем суде  держит сущность романа «Мастер и Маргарита»?
Из разговоров персонала музея я узнал, что актёр здесь по причине постановки спектакля, связанного с жизнью Михаила Афанасьевича…
Поворачиваюсь к экспонатам. Рядом две посетительницы.
- Тебе здесь не страшно? – спрашивает подруга подругу - такую же студентку, не доросшую до двадцатилетия.
- Страшно… Ведь всех (?) актёров, снявшихся в фильмах о Воланде, настигла кара.
И дальше пошло перечисление имён несчастных знаменитостей кинематографа и театральных подмостков, которых поразил то ли паралич, то ли недужная хворь, а то и мгновенная и странная смерть…
- А что будет с нами после музея? – со страхом вопрошает её товарка.
Они почему-то посмотрели на меня.
- Выходя, перекреститесь, - посоветовал я. – Как в церкви.
И они успокоились.
Что такое атмосфера дома? Это сгусток чувств, деяний, мыслей, который занимает своё место и связывает души жильцов. Что такое квартира-музей? То же самое, подкреплённое некоем чувством ожидания Необыкновенного каждым посетителем.
Что несём, то и ощущаем.
Но приходит некое разочарование материальным содержанием экспонатов. Ручка, письменный прибор, исписанные листы, документы с печатями и без них. Личные вещи. Чтобы стать посетителем музея надо до воображать. И тогда получишь, то, что желаешь…
А ещё лучше, спрятаться и дождаться ночи. Все внутренне прижатое к стенкам души оторвётся  открытиями, потому что музей оживёт:  проявятся призраки автора, героев его произведений, произойдут события, немыслимые при дневном свете.
Я невольно оглядываюсь, отыскивая взглядом потаённые места. Увы, они все доступны швабре уборщицы…
В очередную поездку в издательство я уже намеренно направился в сторону музея, но… в тот день я не смог его найти. Заглядывал во все дворики, искал вывеску. Музей исчез!
Я мог спросить прохожих о том, как к нему пройти. И спрашивал. Но никто из встретившихся мне на пути - старушек, мужчин импозантного вида,  молодых людей - не знал даже о существовании такого музея. Это было поразительно для полтора десятка снующих на моих глазах людей!
Такая вот «поразительность», порождённая нашим избирательным отношением к жизни.
Мы, писатели и авторы, наивные люди. Нам кажется, что весь мир знает Булгакова и стремится ко всему, что связано с ним. Но это «кажется» и есть ожидаемая мной «чертовщинка».
И я пошёл дальше, и вышел к памятнику Маяковскому, к которому мечтал сходить.


Рецензии
Уважаемый Владимир, спасибо Вам за совместные переживания о Михаиле Афанасьевиче! Да, дома прячутся, как Вы замечательно заметили. Бывает, даже целыми улицами. Я была в соседнем в Его честь музее (частном), первом из подворотни (их теперь там два, может, ещё появятся?)Кота черного, разлёгшегося на полу дощатом видела, только это не настоящий Бегемот, но -- настоящий Кот, с характером своим. Разглядывала фотографии последней, второй и первой жен его. Интересные были люди. И фото домика, в котором "жили" Турбины в Киеве... чудного...
А "эдакое" со мной случилось там такое. В прихожей на стеллаже московский поэт оставил несколько экземпляров своей книги - понравились мне стихи. Подписал каждую своему потенциальному читателю. Я спросила у сотрудников музея - сказали "можно брать так". Я взяла .... и только дома увидела, что унесла экземпляр, предназначенный самому Михаилу Афанасьевичу (когда рассматривала - было написано, что дескать, дорогому читателю от Автора).Так что считаю,что это подарок самого М.А. (спросила - он подтвердил).
Я только-только доросла до полноценного восприятия "Дней Турбиных", а сколько лет прошло со дня моего рождения! Надеюсь и верю, что это только начало. Свет Истины разгорится! И тогда.... Будьте здоровы, Владимир, радостей Вам!

Лариса Тямаева   13.06.2025 01:27     Заявить о нарушении
Дорогая Лариса! Спасибо за понимание и сопереживание в музее. Не знаю, как другие посетители, но я сумел "настроиться" и попал под очарование этой квартиры. Ещё скажу такую вещь: мысленно я представил самого Булгакова и увидел его жизнь в той суете времени работы над "Мастером и Маргаритой". Именно его упрямое, через "не могу", стремление придать роману законченный вид. Он был великим тружеником пера, летописцем своей действительности... И подаренная Вам книга... Это чудо от дарителя своего наследства!
Спасибо вам за интересный и живой отклик! Только с таким трепетом души можно прикасаться к великому!
С уважением,
Владимир

Владимир Вейс   13.06.2025 06:14   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.