Кризис цели

Если учесть все слагаемые продукции, то существующие экономические отношения стали бы невозможны. Доля человеческого труда в уже готовой вещи до смешного ничтожна. Человек лишь преобразует материю и энергию, а иногда и информацию. И эта его лепта как преобразователя не идёт ни в какое сравнение с вкладом природы в производство материи и процессы энергообмена.
 
Этот поверхностный тип хозяйствования может приносить финансовую прибыль исключительно за счёт нанесения ущерба – экологического или физиологического. Прибыль можно извлечь только из дармовой солнечной энергии, дармовой площади планеты Земля, дармовых полезных ископаемых, дармового человеческого труда, дармового здоровья и дармовой жизни. Экономика не считается с базовыми понятиями. Она экономит на них.
 
Среди марксистов распространено мнение, что капиталист-работодатель оплачивает труд своих сотрудников, исходя из их потребностей в пище, крыше над головой и социальной защиты. Прибыль – это всегда ущерб. Любое наступление на социальные права рабочих – чистая прибыль в кармане дельцов. Это верно, но этого мало. Прибыль – это ущерб не только для тех, кого эксплуатируют, это ущерб природе и смыслу. Нужно так же понимать, что ориентированность на производство как на цель будет неизбежно порождать такую систему ценностей, где на одном полюсе – любование своим вкалыванием, а на другом – культ потребления. В этой системе координат нет места бесплатному труду, познанию или творчеству, которые зачастую идут рука об руку, и имеют более высокие стимулы для своего развития, чем деньги. Кроме того, в индустриальном обществе человеку незачем жить долго. Долголетие – лишняя идея для общества с полюсами производственной гордыни и потребительского разгула.
 
Включение базовых параметров физического мира в экономические расчеты неизбежно приведёт к банкротству существующей модели экономических отношений, а впоследствии – и экономики в целом. Одухотворённая мысль, солнечный луч, проблеск в понимании устройства Вселенной – понятия, не поддающиеся формализации в индустриальной системе координат. Они просто взорвут изнутри нынешний тип экономики, а впоследствии - вообще приведут к краху того, что принято считать экономикой.
 
Смысл экономики таков, что кто-то должен быть в убытке. До сих пор развитие общества происходило по причине нарушенного равновесия: разница в имущественном положении или во властных полномочиях стимулировала социальное развитие, правда с огромными издержками на силу трения, то есть социальной борьбы. Экономика ущерба как способ развития общества рано или поздно исчерпает себя. Однако то идеальное состояние обретённого равновесия при господствующих ныне представлениях о количестве измерений и свойствах мира не сулит человечеству ничего хорошего. Нужно искать парадоксальный ход за пределы шахматной доски наших современных представлений о свойствах материи и энергии. Нужен ход конём.
 
Не исключено, что новый тип хозяйствования будет связан не со сжиганием материи с целью получения из неё энергии, а с нахождением человечеством своей информационно-энергетической ниши во взаимоотношениях с природой. Игра в одни ворота – сжигание нефти, газа, угля – в силу экологических ограничений подходит к концу. Альтернативой может стать ловля энергии ветра, прилива, солнца. Расщепление – это то же самое, что и уничтожение материи, и поэтому оно, несмотря на свои тактические преимущества выглядит стратегически проигрышным. Диаметрально противоположная возможность – из энергии создавать материю. И между двумя этими хозяйственными подходами возможен разумный баланс. Человеку стоит перестать тянуть одеяло на себя – перспективней встроиться в круговорот энергии в природе, разнообразить свою роль.
 
Относительно текущего экономического кризиса. Он пройдёт. Глобального поумнения человечества не случится. Возможно, это к лучшему: шире выбор возможностей. Но это не просто кризис производства или перепроизводства. Это кризис цели пути. Можно и дальше жить трудовой проституцией. Для этого есть веская причина – капитализм не исчерпал своих возможностей, он только достиг предела роста вширь. Дальнейший захват всё новых и новых рынков стал невозможен. Возможен только их передел и развитие капитализма вглубь. Но и в этом случае, хотя и в меньшем объёме и при совершенно ином распределении ролей, торговцы трудом будут востребованы.
 
Новая тенденция, которая в перспективе имеет шансы стать главным направлением, едва забрезжила на горизонте. Тунеядцы как революционный класс? Да, представители творческого самовыражения в познании себя и свойств мира, которые контрабандой пронесли сквозь наше тёмное время нетленную искру свою сущности. Нас вытаптывали с младенчества - закаляли школением, дрессировали семейным воспитанием, учили ходить строем и думать готовыми штампами. Целью этого бьющегося в конвульсиях общества являлось производство и потребление товара. Чтобы мы, не дай бог, не стали потреблять меньше, нас учили хотеть потреблять много. Учили в школах, в университетах, дома. Потребление стало целью жизни миллионов людей. Да что там миллионов – миллиардов. И на всякую творческую завитушку обрушивался молот железной логики: а что ты жрать будешь?, кто тебя на работу возьмёт?, будешь сидеть на родительской шее?
 
Нас закалили позором. Когда позорят часто, если останешься живой, становишься матёрым, начинаешь не просто чувствовать свою внутреннюю правду, но и говорить её сквозь панцирь готовых на случай нападок ответов. Молчаливое большинство прогнуло шею под хомут. В ячейках доходных (и не очень) мест происходит смена поколений. И, кажется, что так будет всегда. Но это легко опровергнуть. Когда это перестанет иметь экономический смысл, отомрёт и система ущербных ценностей.
 
Сложившиеся на Земле отношения, несмотря на серьёзную разницу в экономических возможностях между обворованными странами и обворовавшими их, в первую очередь характеризуются интенсивностью взаимодействия между людьми, количеством связей. Очевидно, что информационное взаимодействие между людьми и их объединениями будет тем интенсивней, чем людей на Земле будет больше, чем будет больше энергии влито извне в социальную систему (например, от солнечной активности зависит биологическая и социальная активность масс). Уже больше не существует рабочих образца 1917 года. Пройдёт и нынешняя мещанская мода на гордость за то, что он, работяга, вкалывает на двух работах, что он на износ ишачит на капитализм. Ведь мода на укор куском хлеба за последние лет сто серьёзно сдала свои позиции. Да и человечество прибавило в «весе» с 1,7 млрд. человек в начале 20 века до 6 млрд. - в конце. К середине 21 века ожидается увеличение численности до 10 млрд. человек. Те, кто учили нас ишачить, уже в ближайшие лет 10 плавно выйдут … на обочину жизни. Откроются новые возможности. Под демографическим давлением произойдёт переоценка ценностей. На первые роли выйдут ещё вчера казавшиеся неказистыми какие-то там травоядные идеи по изучению законов информации, энергии, материи, пространства, времени; какое-то там культурное самовыражение; какие-то там творческие эксперименты; какие-то там галактические экспедиции. Приоритетом будет какое-то там здоровье, какое-то там счастье, какое-то там долголетие, какая-то там биоэнергетическая вторая жизнь.
 
В деталях будущее предсказать трудно, но тенденция однозначна. А прошлое просто обречено. Каких бы самоуверенных поз оно не принимало. Хорошему прошлому – хорошую обочину.
 
20.07.2009
Вадим Тюменцев
http://vadim1980.livejournal.com/24450.html


Рецензии