Рецензия на спектакль Плаха

«Плаха» (Московский государственный музыкальный театр под руководством Геннадия Чихачёва)

"Не будет меж нами объятий,
Согласья не будет меж нами.
С волками люди не братья.
Не братья люди с волками!"

Сегодня хочу поделиться с вами лучами счастья, которым меня зарядил недавний новый поход в ставший столь любимым Московский государственный музыкальный театр под руководством Геннадия Чихачёва на один очень необычный и желанный спектакль. На мюзикл-притчу "Плаха", поставленный по мотивам одноимённого романа советского киргизского писателя Чингиза Айтматова.
Дело в том, что книгу Айтматова в своё время я прочитал, и был ею буквально сражён. Невероятно сильное и глубокое произведение, рвущее струны души, проникающее в самое сердце и оставляющее там неизгладимый след. Роман Чингиза Торекуловича - это смесь лучшего от Джека Лондона и Михаила Булгакова с драматизмом Фёдора Достоевского. Весьма тяжёлая книга, навсегда отпечатавшаяся в моей памяти и душе. Очень трагичная и бескомпромиссно честная. И при том - весьма длинная, разносторонняя и поднимающая так много тем, что для полного её освещения понадобится целый сериал снимать, а не трёхчасовой спектакль ставить. Так что на мюзикл я шёл с большим интересом, зная, что Геннадий Александрович ерунду ставить не будет, а значит, меня ждёт большой сюрприз в плане сюжетных находок и решений.
И именно так и оказалось. Сразу скажу - ни в коем случае не нужно воспринимать этот мюзикл как попытку дословного переноса романа Айтматова на сцену. Нет. Это достаточно вольная постановка именно по мотивам книги, имеющая с ней какие-то общие черты. Даже, скорее, по мотивам двух первых частей романа. Было изменено очень многое, введены новые персонажи, пересмотрены акценты произведения, вынесены на передний план новые сюжетные линии. Словом, роман был весьма сильно перекроен и видоизменён. И при том - он остался именно "Плахой", что удивительно! Остались все идеи Айтматова, остались поднятые им проблемы, рассуждения и вопросы о Боге, религии, вечных ценностях, истине и семье. Авторы настолько аккуратно и внимательно подошли к работе над романом, что, несмотря на такие глобальные перестановки, сумели достаточно точно передать суть книги. В том числе - именно благодаря своим смелым находкам и нововведениям!
Теперь - непосредственно, о самом спектакле. Мюзикл охватывает первые две части книги и повествует о судьбе трёх ключевых персонажей - Волчонка, сына главенствующей пары волчьей стаи Акбары и Ташчайнара, Иисуса и Авдия Каллистратова - многообещающего семинариста, изгнанного за свои богохульные взгляды из лона церкви.
В то время, как Авдий ищет истину и нового Бога, по пути, пытаясь нести людям добро и стараясь наставить их на путь истинный, нам показывают, как бы проводя параллели, историю Иисуса, отданного на распятие Понтием Пилатом. И как не отвернулся от своей веры и веры в людей Иисус, так и не отказывается от своих убеждений и Авдий, отправившийся со своей великой миссией сначала в Моюнкумскую пустыню с собирателями конопли, а затем - туда же - и на травлю сайгаков в откровенно бандитской компании.
Практически сведена к нулю в постановке любовная линия романа, и Инга Фёдоровна лишь как бы напоминает нам, что Авдий - такой же человек как и мы, и ничто человеческое ему не чуждо.
А вот чья роль к моему удивлению выведена на первый план - так это роль Птицы - вот уж неожиданная и очень удачная находка!
Также удивили категорически успешно введённые авторами мюзикла персонажи Бромберг и Волчонка, отсутствующие в оригинале, но исполняющие ключевые роли в постановке. Вообще, тогда как в романе основной связующей и идейной нитью являлся образ волчицы Акбары, здесь её роль явно перенесена на второй план, акцентировав сюжет на её щенке. Именно Волчонок, как мне показалось, является главным действующим персонажем спектакля, и именно вокруг него строится всё действие мюзикла. Весьма неожиданная и потрясающая находка!
Очень много сцен было вырезано для постановки, но при этом немало - и добавлено. Так что, читавшим книгу будет очень интересно посмотреть на новый взгляд на это произведение - он, действительно, весьма необычен и впечатляющ! Тем же, кто роман не читал, после мюзикла, думаю, очень захочется это сделать. Хотя, если вы пролили слёзы на спектакле - то будьте готовы захлебнуться ими при чтении, потому что сюжетная линия была очень и очень смягчена!
Ну и конечно же - нельзя не остановиться на актёрском составе спектакля, потому что именно благодаря им постановка так глубоко запала в душу и тронула сердце!
И начну я с исполнительницы роли Птицы - Елены Яздовской. Потрясающий голос, обрамлённый эффектами, шикарный костюм и пластика, превосходные партии - всё это вкупе поражает и заставляет сердце биться всё чаще и чаще! Мало того, что эта роль действительно введена очень своеместно и в тему, так ещё и Елена настолько хорошо вписалась в неё и исполнила, что у меня есть только слова восхищения! Превосходно!
Отдельной похвалы заслуживает и Волчонок Вадима Поповичева. Без сомнений, главная роль и находка пьесы! Несмотря на отсутствие персонажа Вадима в романе, здесь не только не удивляешься ему, но и хочешь видеть ещё и ещё! Вадим просто и-де-аль-но исполнил свою роль! Я искренне не могу представить, кто бы сыграл лучше - он настолько натурально вжился в роль Волчонка и сыграл его так естественно, правдоподобно, что я замирал и не верил своим глазам - у меня до сих пор мурашки бегут от его исполнения - великолепного, яркого, незабываемого, столь эмоционального и волшебного! Какой же милый, наивный и честный, открытый и добрый Волчонок получился! Хотя, конечно, немного выбило из колеи, когда впервые Вадим запел. Я и забыл, какой сильный и низкий (по крайней мере, для маленького щенка) у артиста голос. Но - к нему быстро привыкаешь, потому что таким чистым и красивым вокалом нельзя не восхититься. Браво, Вадим!! Для меня это - без сомнений, лучший персонаж постановки!
Очень впечатлил, в очередной раз, и неподражаемый Юрий Красов, играющий одновременно роли как святого отца, так и самого Владыки Понтия Пилата. Превосходнейший, сильнейший и глубочайший вокал, потрясающая игра и роскошная подача образов! Примите мою искреннюю благодарность!!
Нельзя не упомянуть и очаровательную Анну Альт с неподражаемым Григорием Захарьевым, исполнившими роли волков Акбары и Ташчайнара. Идеальный дуэт! Бесподобная игра и пленительная пластика, шикарные голоса и сказочные вживания в образы! Именно такими я и видел эту пару, читая книгу! Именно такими!! Они меня просто поразили! Анна настолько точно передала образ Акбары, что я замирал, не веря своим глазам! Всё - все эмоции, движения, чувства - все они досконально соответствовали книге!! Даже финальная сцена с Волчонком - несмотря на то, что в прямом виде, как таковая, она отсутствовала в романе, тем не менее, была передана в точности так, как описывался её аналог!! Бесподобно! А Ташчайнар Григория - у меня нет слов от удивления, насколько он был близок к своему книжному прообразу! Браво! Бра-во!!
Отдельного упоминания стоит нововведённый персонаж Людмилы Полянской - Бромберг. Несмотря на отсутствие её персонажа в книге, здесь Людмиле Юрьевне была отведена достаточно важная, сюжетообразующая роль. И - как всегда - она с ней превосходно справилась!! Замечательный и очень яркий персонаж!
Нельзя не отметить и Наталью Репич в образе Инги Фёдоровны - прекрасная игра и голос, пусть даже и совсем в небольшом количестве сцен. А уж её поездки! Неееет - это надо видеть!! Очень здорово и неожиданно!
Пару Наталье на сцене в очередной раз составил звезда театра Костя Скрипалёв. Вот уж о ком можно говорить бесконечно, останавливаясь только на вдохи! Прекрасный, разноплановый артист, с шикарнейшей и неподражаемой пластикой, красивейшим голосом и изумительным умением перевоплощаться в кого угодно, стопроцентно вживаясь в роль! Костя идеально подошёл под образ как Авдия, так и Иисуса, исполнив их настолько точно и аутентично, что тут не нужно описывать - тут нужно идти в театр и смотреть на это волшебство, создаваемое им! Низкий поклон, Константин! Это было великолепно и я получил истинное наслаждение!
Очень порадовали и исполнители ролей анашистов и загонщиков - весьма правдоподобно и живо! Не могу не отметить тут Евгения Башлыкова с Вячеславом Амосовым, исполнившими роли предводителей банд Гришана и Обера, а также Антона Фадеева и Олега Зимина, идеально сыгравших своих персонажей - я им верил всем сердцем! Потрясающе!
А вот отдельно из ролей второго плана я хотел бы отметить Зинаиду Громоздину. Это находка!! Это одна из лучших ролей постановки!! Во-первых, потрясающая находка режиссёра - сделать персонаж Лёньки - пацанкой! Это, действительно, гениально и очень вписывается в повествование! А во-вторых - это бесподобное исполнение своей роли Зиной!! Невероятно! Шикарно! Пленительно! Божественно!! Как же она здорово изобразила молодого анашиста!! Я радовался как ребёнок! Настолько отвязный, но наивный, очаровательный и яркий образ! Вот оно - волшебство на сцене! Я был просто сражён!! Браво, Зина! Браво!! Огромное спасибо за эту радость и отжиг!
Ну и конечно же - превосходная игра всех остальных артистов театра - выверены были даже самые маленькие и фоновые роли - всё смотрелось абсолютно гармонично, красиво и к месту! Великолепные голоса, прекрасно поставленная хореография, просто шикарный восточный базар - это отдельная "песня", вообще! Потрясающие находки режиссёра! Всё было филигранно и максимально качественно!
Кстати, если уж говорить о находках, то, конечно же, очень хочется упомянуть декорации и костюмы. То, что сделали Юрий Доломанов и Елена Бочкова заслуживает самого настоящего и искреннего восхищения! Это нечто неописуемое! Костюмы поражают своей красотой и передачей персонажей, идей! Волчья стая - это воистину бесподобная красота! Костюм Понтия Пилата восхищает и поражает, а уж Птица-то - так вообще, как говорят: "умереть, не встать" - бесподобно! То, что художники сделали со сценой - отдельное волшебство! Абсолютно неожиданное и невероятное! Небесный трон Птицы, живой помост, потоянно меняющий не только цвет, в зависимости от сцены, но и трансформирующийся в самые различные пейзажи! У меня самым натуральным образом отвалилась челюсть от удивления и восхищения! Такое нельзя пропустить - просто нельзя! Гениальное, воистину гениальное решение! Рукоплещу! И особенно - финалу! Какая же красота сказочная!! Молодцы!
Ну и конечно же, отдельное, огромнейшее спасибо - создателям сего чуда: автору либретто Льву Григорьевичу Яковлеву, композитору Александру Павловичу Кулыгину и режиссёру-постановщику Геннадию Александровичу Чихачёву! Они проделали просто невероятную работу и перенесли прекраснейшее произведение на сцену, создав нечто по-настоящему гениально, красивое, сильное и волшебное. Потрясающая работа!! Спасибо Вам огромное за эту сказку и этот замечательнейший вечер!

Ну а вам, друзья, я настойчиво советую в новом сезоне оторвать свою недвижимость от стула и посетить этот прекраснейший спектакль! Я, к примеру, обязательно сделаю это снова!

"- А вдруг человека встретит,
И с ним не сумеет сладить?
- Скажи, с человеком этим
Нам драться чего ради?"


Рецензии