Рецензия на спектакль Сиротливый запад

"Сиротливый запад". Второй состав (театр "СОбытие")

"Бывают священники и похуже тебя, святой отец, намного хуже. Точно тебе говорю. Просто ты духом слабоват, выпить любишь, да и в вере своей не крепок."

И снова хочу возвратиться к прекрасному московскому молодому драматическому театру "СОбытие" и их спектаклю "Сиротливый запад", поставленному по пьесе известного ирландского драматурга Мартина Макдонаха (к слову говоря, ещё и автора таких шикарных фильмов, как "Залечь на дно в Брюгге" и "Семь психопатов").
Кто читает мои рецензии, помнят, что я уже рассказывал ранее об этом замечательном спектакле, но после просмотра постановки с новым составом просто не могу не написать об этом чуде ещё раз. Причём, я совершенно не собираюсь каким-либо образом сравнивать два этих похода в театр, потому что, по сути, то были два совершенно различных спектакля. Первый - абсолютно театральная постановка, по всем драматическим сценическим канонам. Это была именно шикарная театральная постановка. То, что я видел сейчас - была сама жизнь. Актёры не играли. Актёры жили, наплевав на всё. Отличалась и режиссура, и герои, и эмоциональный накал произведения. Абсолютно невероятное действо с практически полностью обновлённым (по крайней мере, для меня) составом. Это было сравнимо с открытием пакета чипсов и нахождением в нём выигрышного лотерейного билета! Очень приятный сюрприз и море новых эмоций. Так что - встречайте рецензию на целиком и полностью другой "Сиротливый запад".
Пьеса переносит нас на ирландский остров Коннемар, в небольшой городок Линэйн, и ведает нам историю двух братьев - Коулмэна и Валена Конноров, живущих в нескончаемой взаимной ненависти в доме и на деньги погибшего отца, в атмосфере вечных ссор, упрёков и конфликтов. И как ни старается примирить братьев их друг, испытывающий "кризис веры" священник местного прихода отец Уэлш, похоже, только смерть способна что-то изменить в отношениях между братьями. И эту обстановку только накаляет прекрасная семнадцатилетняя тайная любовь обоих молодых людей - девушка по имени Гёрлин Келлехер, живущая по соседству и продающая "из-под полы" братьям самогон.
Действие как бы помещает нас в это накалённое, сжимающееся в приступе клаустрофобии пространство, полное злобы и безысходности, заставляя в напряжении ждать каждого следующего шага развития истории. Пьеса трагична и глубока, искромётна и жестока своей прямотой и агрессивностью. Вместе с её героями, зритель заглядывает в самую глубину человеческой природы, вытаскивая наружу все её тайны и желания. Мне сложно назвать жанр спектакля чёрной комедией, потому что это самая, что ни на есть настоящая трагикомедия, причём первая часть слова является ключевой. Да, чёрного юмора в пьесе предостаточно, но вместе с тем она настолько житейская, настолько близкая и откровенная, настолько настоящая и проникновенная, что по-настоящему пугает! Пугает своей природой. Ведь за каждой шуткой стоит довольно таки глубокий смысл. За каждым событием - своя трагедия. И просто нельзя не задуматься о жизни, о взаимоотношениях, о семье, о ценностях и о любви, преданности и долге. Произведение, достойное классиков!
И не подкачали в передаче всей глубины смысла пьесы на сцене и сами актёры! Состав был на высоте!
Ребята не играли пьесу - они по-настоящему вжились в свои роли, и проживали жизни своих героев прямо там - на сцене - настолько невероятно и реалистично это выглядело! Эмоции так и фонтанировали в зал, откровенно пугая порой. Реальность происходящего завораживала. Я целиком и полностью перенёсся в этот забытый Богом маленький ирландский городок. Я просто "видел" эту прекрасную изумрудную зелень там, за стенами, ощущал её всей душой!! Атмосфера была настолько накалённой, что, казалось, что-то вот-вот, да и вспыхнет! Даже драки были так живописны, что создавалось ощущение, что актёры вот-вот покалечат друг друга - какие-то невероятные полёты, схватки, кучи.
Роль Коулмэна традиционно исполнил Вадим Чибисов - очень яркая игра, запоминающийся образ, прекрасная его подача. Его Коулмэн получился именно такой, каким он представлен в пьесе - злой, безответственный, ленивый и подлый неуравновешенный подонок, с прячущимся где-то очень глубоко внутри желанием быть нормальным человеком, имеющим своё человеческое счастье.
В роли Валена в этот раз был представлен Дмитрий Воронин. Никакого сравнения с Михаилом Мерценом - это два абсолютно разных персонажа! Шикарный скряга-добряк, помешанный на своих статуэтках и считающий каждую копейку не хуже героя Терри Крюса во "Все ненавидят Криса". Прямой, эмоциональный, дотошный, и такой обиженно-милый, несмотря ни на что! Прекрасное исполнение!
Поразил отец Уэлш Сергея Лаврентьева - что-то невероятное и просто потрясающее! Совершенно неожиданное прочтение образа, но настолько точное и яркое! Единственное, что у Сергея, на мой взгляд, получилось не так хорошо - это слёзы. Вот в них я сомневался, всё таки. Но не во всём остальном! А уж как ему доставалось во всех заварушках, что случались на сцене!! Бросок на стулья, когда пол-зала аж вскрикнули от страха и неожиданности, а его полёт через братьев - тут я апплодирую стоя!! Завораживающе!! И, наверное, не было ни одного человека, который бы не хохотал над его пьяным персонажем, потоянно кувыркающимся со стульев! Я чуть ли не плакал от смеха! Браво, Сергей! Браво!!
Вообще, если говорить о сценическом бое, то в этот раз он меня действительно поразил! Несмотря на камерность зала и, соответственно, невероятно маленький размер сцены, актёры умудрялись использовать её по полной, и при том каким-то невероятным образом, не вылетать с неё. В сцене с пьяным в стельку отцом Уэлшем и Валеном первый ряд, думаю, поседел на пару волосков от пытающегося выпрыгнуть на них Сергея, еле сдерживаемого Дмитрием. У меня самого сердце замерло на этой сцене!
Ну и конечно же, отдельно порадовала Гёрлин Ольги Бек-Булатовой. Бесподобная игра! Очень живая, яркая, эмоциональная! Сцена с ножом и последующей истерикой действительно задела и потрясла - очень трагично, реалистично и сильно! Я был по-настоящему восхищён! Низкий поклон! Было сыграно действительно очень близко к оригиналу - именно так, как я представлял себе её героиню, что, конечно же, весьма порадовало! Молодец!!
В целом, спектакль смотрелся как одна большая импровизация - настолько актёры вжились в свои роли. Чувствовалось, что крепкие словца из них вырывались действительно от переполняющих эмоций - всё - их движения, речь, действия и мимика показывали, что сейчас на сцене не актёры. Сейчас на ней - жители Линейна - со своими проблемами, своей жизнью. Но, несмотря на эти ощущения, спектакль действительно был поставлен максимально близко к оригиналу - и никакой неуместной отсебятины актёры себе не позволяли. Потому что пьесу я помню очень хорошо. Единственное, что они сделали - это усилили эмоциональный фон произведения, потому что в описании эмоций Макдонах был весьма и весьма скуп, предоставляя разбор их режиссёру и труппе. и "СОбытие" с этим полностью справились, а в этом составе, я бы даже сказал, план перевыполнили!
Очень понравилась работа со светом и сценой - вообще, театр славится своим минималистическим подходом к декорациям и максимальным использованием всего, что оказывается на сцене. Атмосферу раздолбанного ирландского дома им передать удалось абсолютно точно! Аутентичнее некуда.
Ну и отдельного упоминания заслуживат музыка! Потому что саундтрек Dropkick Murphys и Blur не отметить нельзя просто ну никак! Я, вообще, большой фанат отношения "СОбытия" к музыкальному сопровождению своих спектаклей и считаю, что в этом они преуспели как никто другой!
Так что, резюмируя, очень советую сходить на эту абсолютно безбашенную постановку и порадоваться её вместе со мной!

"Да никакого психического сдвига у меня нет. Абсолютно. Просто... когда у тебя на душе тоскливо и одиноко, ты чувствуешь, что живым все-таки быть лучше, чем лежать в земле или на дне озера. Потому что... хоть и маленький, но шанс порадоваться жизни, у тебя все-таки есть. Пусть даже малюсенький, – у них-то нет никакого, абсолютно никакого. Не то, что ты говоришь: "Ха, а я еще поживу!" Нет, ведь жизнь может сложиться так, что этим самым мертвецам еще позавидуешь. Но в тот самый момент, когда бродишь среди могил, готовишь себя на мысли, что в жизни будет что-то хорошее. А покойнички словно это чувствуют и говорят: "Живи и радуйся.""


Рецензии