Глава 3. Исторический 1961-й

         

          Что вы подумаете, когда увидите цифры: 1941?  О чем говорит, что напоминает число? Без каких-либо указаний и ссылок. У граждан России, переживших войну либо знающих её по школьному учебнику истории, будет ассоциироваться с 1941 годом, началом Великой Отечественной войны с фашистской Германией.


          Приведу другие числа: 1812, 1914, 1917. Отечественная война с Наполеоном, начало Первой мировой войны, год Великой Октябрьской социалистической революции. Не все мы достаточно прилежны в изучении истории. Серьезного отношения требовали математика, русский язык и литература. За ними шли физика и химия. Биология и география не требовали больших усилий, в большинстве случаев изучать их было даже интересно.


          К урокам истории мало кто относится всерьез. Захватывающе интересно изучать историю Древнего Египта, Междуречья, Вавилона и, безусловно, Древней Греции.
          На Древнюю Индию и Древний Китай учебного времени отводится мало, но обе страны оставляют в памяти ощущение соприкосновения с волшебным, сказочным миром. Искусство мастеров древнего Востока – скульпторов, архитекторов, строителей – поражает воображение.


          Исторические даты с неизменным указанием – до нашей эры – редко у кого сохранились в памяти. Лишь Новое время и современность, когда мы оказываемся участниками или современниками исторических событий, запоминаются в виде отдельных дат, запечатлённых на ленте исторической хронологии.


          Студент исторического факультета Аркадий любил воскресные дни проводить в Публичной библиотеке, которую уважительно называли «ленинкой», носившей имя вождя революции. Наряду с учебной любил заказать что-нибудь интересненькое, случайно замеченное в картотеке. На этот раз заказал Гастино «Гениальные личности». Полное название «Гениальные личности в области науки, техники и промышленности».  Обратил на себя год издания: 1905, СПб, Сойкин. Для студента-историка 1905 – год начала первой русской революции. Кровавое воскресенье. Забастовки фабричных рабочих. Крестьянские бунты. Восстание на броненосце «Потемкин».


          И вдруг издание книги, не имеющей ничего общего и никакого отношения к событиям, которые потрясали  Россию. Вот ведь, как оказывается, все было на самом деле. В промышленных городах выступали рабочие. Недовольные крестьяне сжигали помещичьи усадьбы, матросы на «Потемкине» убивали офицеров и бросали за борт. А в это время в стране ежедневно пекли хлеб, издавали книги, рождались дети. Жизнь продолжалась как в обычное время. Это было открытием для Аркадия. Как ясновидение. Вот ведь как устроена жизнь.


          1961-й. Аркадию, как и всем советским людям, запомнился двенадцатым апреля. Кто-то услышал по радио торжественный голос Левитана, извещавший о первом в мировой истории полете человека в космос. Кто-то из газет. Для студентов-историков вторая пара началась со знаменательного сообщения. Аудитория дружно и восторженно зашумела.  Все были радостно возбуждены. И лишь у Аркадия сообщение вызвало чувство глубокого огорчения. Первым космонавтом мог  и должен быть он. Нелепые придирки женщины-терапевта и он не попал в авиационное училище. А если бы…


          После лекций в вечернем выпуске газеты прочитал. Оказалось Гагарин всего на два года старше. И если бы тогда сразу же после школы оказался в училище, у него был шанс попасть в отряд космонавтов. Пусть не стал первым. Но космонавтом обязательно. Кому и быть космонавтом, если с пятого класса зачитывался книжками о Циолковском, вместе с Жюль Верном летал на Луну, вчитывался в прогнозы Штернфельда в его знаменитой книге «Полет в мировое пространство». У кого, как не Аркадия, было полное право быть зачисленным в космонавты.


          Но оказалось, не всем желающим стала доступна дорога в космос. Вот их школьный друг Володька, как и Гагарин, окончил Оренбургское училище. Проходил вместе с другими лётчиками-сослуживцами комиссию в команду по освоению новой техники. Не прошел. Но ему все равно повезло. Станет летчиком-испытателем.


          Позже Аркадий узнает, что отбор был жесткий. Со своими погрешностями в здоровье точно не прошел бы. Оставалось смириться. Видно не судьба. Значит, надо проявить в избранной специальности наилучшим образом. Добиться заслуженного успеха там, где это оказалось доступно. Девиз Чкалова: «Если быть, то быть первым!» применим к любой профессии, к любой специальности. Жизнь не утратила смысла, не перестала быть значимой от того, что не стал знаменитым певцом или не смог прыгать  выше Брумеля.


          Надо сообразовываться со своими природными данными и врожденными способностями. Как часто можно слышать: «Нет бесталанных детей. Все дети талантливы». Спрашивается: «Откуда в таком случае мы встречаем множество бездарных работников, неудавшихся специалистов?» Все они ранее были детьми. Понятно, что талант может проявиться в чем-то одном. И человек в силу обстоятельств может избрать не ту профессию. Его призвание и талант в чем-то ином. Но признаемся, положа руку на сердце, способности интеллектуальные и физические у людей неодинаковые. А талант – большая редкость. Не будем всех зачислять в таланты.


          Аркадий на протяжении всех школьных лет не сомневался, что будет отличным, превосходным летчиком. Сумеет так летать, что наверняка прославится. А теперь  не знал, есть ли к чему другому у него талант. Хотелось бы. Очень хотелось. Но как узнать?


          Нравится история. Но и здесь надо определиться. Сколько разных специализаций. Научная деятельность. Копаться в земле – археология. Зарыться в архивах – объективное воспроизведение исторических событий, хода истории. Преподавать в школе, а ещё лучше в вузе. Писать и защищать диссертации или делать настоящие открытия в науке. И чтобы достичь подлинного успеха, нужен талант. В любой области, в любой сфере человеческой деятельности.


          Хотелось бы изначально знать свой талант. Как бывает у художников, спортсменов, артистов. У них талант сразу виден. А как определить талант к науке, к той же истории? Когда ты только начинаешь. Когда ты только приступаешь к изучению этой дисциплины. Ох, как все сложно в жизни. А так хочется успеха, признания, славы. Слава достается единицам. Вот и Гастино в своей книге «Гениальные личности» насчитал за всю историю от силы четыреста гениев. Но были еще великие. В каждое области человеческой деятельности, в науке, культуре, искусстве число великих значилось сотнями. В каждой эпохе, в каждом столетии свои великие. А уж знаменитых можно насчитать неведомо сколько, если брать отдельные узкие отрасли и специальности.


          Всем этим размышлениям Аркадий предавался и в школьные годы, тем более теперь в студенчестве. Полет Гагарина огорчил молодого человека, но не утратилась надежда, что у него есть еще время, что он сумеет увековечить своё имя. Будучи атеистом, однозначно понимал, что человек смертен. Единственный способ обрести бессмертие, обессмертить имя. Для Аркадия уже не имело значение, где и в чем себя проявит. Чтобы это было что-то значительное, такое, чтобы вызвало изумление всех живущих на земле, восхищение и всеобщее признание.


          Вслух такими мыслями никогда и ни с кем не делился.  Прослыть тщеславным не хотел. Но себе самому признавался. Все считают меня скромным, в меру честолюбивым. А я не скромный, я застенчивый. Мою стеснительность, робость в самоутверждении принимают за скромность. На самом деле я человек, тщеславный, славолюбивый. Я хочу выдающегося жизненного успеха, жажду славы. Но благодаря застенчивости этого никто никогда не заметит и не узнает. И превосходно. Пусть меня почитают, когда славу обрету, заслуженную славу. А эта моя слабость пусть останется при мне и со мной.


          Во время каникул  опубликован проект новой Программы КПСС. По возвращении с каникул разговоров среди студентов-историков было много. А после принятия на XXII съезде материалы были включены во все учебные дисциплины. Ссылки, цитирование.

 
          Преподавателем марксистско-ленинской этики студентам этих лет обучения достался доцент из полковников запаса. Он сам время от времени подчеркивал свою значительность внушительным воинским званием. На студентов его звание впечатления не производило. А вот то, что он из военных, скоро почувствовали.


          Двенадцать пунктов морального кодекса строителя коммунизма потребовал к экзамену выучить наизусть. Как статьи воинского устава, для него это привычная процедура. Во время службы Аркадий на всю жизнь запомнил статью 30-ю Строевого устава – строевая стойка, статью 57-ю Устава караульной службы – обязанности часового, там же 58-ю о том, что часовому на посту запрещается пить, курить, отправлять естественные надобности, и множество других уставных предписаний. Но учить наизусть основные принципы морального кодекса, это даже Аркадию, не говоря о сокурсниках, представлялось абсурдом. Только с преподавателем, принимающим экзамен, не поспоришь. Выучили.


          На лекциях по философии не раз напоминали и подчеркивали, что попытки философов прошлого сформулировать моральные кодексы, с помощью внедрения которых решить социальные проблемы, сделать жизнь общества благопристойной, не принесли успеха. Та же судьба ожидала и моральный кодекс строителя коммунизма. Но против самих принципов никто не возражал. В благополучном обществе люди должны соблюдать нормы морали.


          Правда, появились со стороны верующих, в церковной печати заявления, что в основе морального кодекса христианские заповеди. Но это сравнение официальной идеологией отрицалось. Коммунистическое общество – безрелигиозное.


          Не было у студентов возражений и против того, чтобы через двадцать лет была построена материально-техническая база коммунизма. Не за двадцать, а через двадцать. Студенты были не настолько сильны в экономической науке, чтобы подвергнуть сомнению, за такой срок увеличить объемы производства в три раза невозможно. Такой рост не под силу никакой экономике.


          Но то, что к 80-му году все советские граждане будут жить в благоустроенных квартирах, все материальные потребности в разумных пределах будут удовлетворены, устраивало всех. Просто люди постарше не очень в это верили. А что скажешь про студентов, которым перевалило едва за двадцать? Для них двадцать лет громадный срок. Почему бы и не производить всего столько, чтобы перейти к распределению: каждому по потребностям? Почему бы питание не только в студенческих, но и в общественных столовых не сделать бесплатным. Очень даже удобно.


          Так что споры по поводу Программы касались не экономических вопросов, а воспитания личности. Как воспитать человека, чтобы имея бесплатный доступ ко всем материальным благам, он не утратил желания добросовестно трудиться, нравственно относился к другим людям, проявлял сопереживание, сочувствие, способность прийти на выручку, поддержать в нужную минуту, не взять благ больше других, на всякий случай, про запас. Меньше задумывались над тем, как произвести изобилие, сколько над тем, как распределить по справедливости. Вообще как обеспечить нормальные гуманные человеческие отношения при всеобщем изобилии.


           Нравственные люди, самоотверженные, соблюдающие мораль, люди чести жили во все времена, в любую эпоху. Как сделать всех такими? Этого никому не удавалось. Смогут ли все быть нравственными при общем достатке? Идеологи коммунизма в это особенно не вникали. Руководствовались конечными выводами классиков. А доктора общественных наук, профессора в своих диссертациях и монографиях заверяли, что смогут. Убежденно. Сами не рассчитывали дожить до этих счастливых времен. Если и ошибались, кто с них после смерти спросит. Мертвые сраму не имут.


          В журнале «Вопросы философии» целая дискуссия развернулась. В одном из номеров квалифицированный слесарь из Ленинграда обратился к ученым с вопросом: как при коммунизме будут сочетать физический труд с умственным. Он - слесарь  так и будет продолжать слесарничать, а в свободное от работы время посвящать себя науке и искусству? Развиваться духовно. А ученые в то знаменательное время станут к станку? Будут, занимаясь наукой, создавать материальные ценности?


          Целое письмо накатал. Его так и опубликовали. Ученые умными статьями откликнулись. Никто из признанных метров не упустил возможности сказать свое авторитетное слово. Несколько месяцев в журнале обсуждались вопросы, поставленные работником физического труда. Выдвигали свои научно обоснованные версии, как будет происходить слияние умственного труда с физическим, стираться грани между городом и деревней. Задавались вопросом, сохранится ли профессиональное театральное искусство, живопись, художественная литература. Некоторые полагали, что театры станут народными, а музыка, изобразительное искусство, литература станут общедоступными.


          Студенты читали, снисходительно посмеивались наивности ученых, признавали за ними способность предаваться фантастическому бреду. У них была своя точка зрения. Они лучше ученых знали и представляли, как это произойдет. Потому что не сомневались в установлении коммунизма на всей планете.


          По окончании съезда узнали, что забальзамированное тело Сталина вынесли из мавзолея и предали земле. Но похоронили вежливо, тут же за мавзолеем в отдельной могилке.


          Аркадий не первый год в Москве, но все никак не получалось побывать в мавзолее. Отпугивала длиннющая очередь, чтобы туда попасть. Всё откладывал. Всякий раз проходя по Красной площади, читал на мавзолее два имени «Ленин. Сталин». Казалось, что тела увековечены здесь, еще успеет побывать и посмотреть. Правда, после разоблачения сталинских репрессий пребывание Сталина рядом с Лениным, от которого отступился, извратил ленинские принципы социализма, было несообразным. Но что поделаешь. И Хрущев нашел выход из неудобного положения. Похоронил Сталина.


          Аркадий сожалел, что упустил возможность посмотреть на вождя, которому народ на протяжении всего времени правления рукоплескал и преклонялся. Но не очень. А на Ленина посмотрел. Потом лукаво делился с сокурсниками: «Видел Ленина в гробу. А Сталина даже в гробу увидеть не довелось». Шутка двусмысленная. Только к Ленину продолжал относиться с большим почитанием, признавал гением.


          Хотя при изучении истории КПСС и чтении ленинских работ возникали иногда спорные вопросы, сомнения, всегда ли прав был Ленин. Например, при заключении Брестского мира. Не соглашалось ближайшее окружение. Не получалось голосование. После нескольких неудачных попыток Ленин пошел на крайность: заявил, если не согласятся на признание Брестского мира, выходит из правительства. Крутая мера убеждения. Знал, что не допустят. Добился соглашения. Возникло у студента подозрение, что вождь спекулировал своим положением в правительстве. Но тут же нашел оправдание. Согласен был с Лениным, Брестский мир нужен, положение безвыходное. Хотя соратники продолжали считать Брестский мир позорным для России.


          Но учебники об этом умалчивали. Заключение Брестского мира объявлено гениальным ходом вождя революции. Это уже позже, десятилетия спустя сомнение вновь потревожит добросовестные мысли учителя истории: в марте Брестский мир с Германией заключен, а в ноябре война окончится, и среди стран-победительниц России, которая четыре года успешно воевала, оказывая неоценимую помощь и поддержку союзникам, не окажется.

 
          Известие о том, что вводится новый предмет, студентов-историков не удивило. Они неплохо знали и владели марксистской теорией. Партия приняла Программу построения коммунизма. А как строить без науки? Коммунисты переделывают мир, строят новый мир, руководствуясь марксистско-ленинским учением. Но классики не успели, да и не могли в свое время всё предвидеть и предусмотреть.


          Маркс разработал и написал «Капитал», где дал анализ капиталистической экономики. Политэкономию социализма пришлось изобретать самостоятельно, руководствуясь научными идеями и предначертаниями. Маркс со своим другом Энгельсом разработали путь, по которому можно прийти к социализму и коммунизму. Как строить коммунизм, должны решить строители. Им предстоит разработать науку, на основании которой архитекторы изобразят проект, и строители приступят к исполнению.


          Так в учебных планах сначала университетов, а затем и всех вузов СССР появится «Научный коммунизм». Студенты без энтузиазма  приняли новую дисциплину. Для них это ещё одна дополнительная нагрузка. Преподаватели сразу предупредили, что учебников пока нет. Усваивать и готовиться к экзамену предстоит по материалам лекций. Вновь надо читать и конспектировать труды классиков, провозгласивших неизбежность коммунизма в результате мировой революции.


          После Второй мировой войны студенты знали, что время для мировой революции безвозвратно ушло. Но официальная идеология установила, что в новых исторических условиях победа коммунизма в мировом масштабе возможна в результате крушения колониальной системы и национально-освободительной борьбы. Студенты доверяли авторитету партийных идеологов, для разработки марксистско-ленинской теории привлекались лучшие кадры философов и обществоведов всей страны, в том числе и самые известные профессора Московского университета. Студентам льстило, что некоторые их наставники являются референтами в Политбюро и Правительстве. Когда победит коммунизм во всем мире, никто не знал. Но студенты не сомневались, установится непременно. И первой страной победившего коммунизма будет Советский Союз.


                http://www.proza.ru/2015/03/25/844


Рецензии
Здравствуйте, Георгий!
С удовольствием и интересом прочитала главу из романа, в которой Вы прекрасно описали то время и ту, ушедшую эпоху.
Мне близко и понятно все, о чем Вы вспоминали.
Я тоже учила в мединституте диамат, истмат и историю КПСС, и научный коммунизм, а еще на втором курсе два семестра у нас был научный атеизм. Я и все мои друзья любили этот т.н. атеизм, потому что рассказывали нам о разных религиях мира и об искусстве, которое было тесно связано с религиозными сюжетами.
Также, как и Вы, я конспектировала труды классиков марксизма-ленинизма - без этого невозможно было получить зачет, а преподаватели общественных наук, на удивление все, были строгими.
Но ничто не проходит бесследно.
И по капельке, по капельке учеба, идеология, классическая музыка, заполнявшая радио, замечательные научно-популярные передачи по ТВ, радио,"Театр у микрофона" с лучшими произведениями классиков и лучшими актерами - все это воспитывало.
Поэтому в 61-ом полетел в Космос Гагарин, и поэтому были в те годы споры физиков и лириков, а не разговоры кто во что одет, кто с кем развелся.
Поэтому мальчики и юноши того времени, как и Вы, мечтали стать космонавтами (а не олигархами и чиновниками как сейчас!) и мечтали приносить пользу обществу и людям, и нет в этих словах ничего пафосного, так было.
Спасибо за замечательно переданную атмосферу и дух прекрасного нашего прошлого, в котором царил не дух потребления как сейчас, а дух созидания и романтики.
С уважением!

Галина Кузина   14.03.2016 13:11     Заявить о нарушении
Галя! Ты пишешь, что в прекрасном нашем прошлом царил не дух потребления как сейчас, а дух созидания и романтики. Это не совсем так. Дух потребления существовал и в советское время. Естественная потребность иметь необходимые для жизни материальные блага. Экономика в СССР не могла обеспечить прожиточный нормальный уровень для всего населения страны.
Ты - медик, знаешь о нормах питания на душу населения. Эта норма составляет одну тонну зерна в год. В конце XIX века Канада производила зерна одна тонна на душу населения, Соединенные Штаты - полторы тонны, Аргентина - две тонны на душу населения. Россия производила в это самое время зерна больше, чем эти три страны вместе взятые. Но парадокс - на душу населения выходило 450 кг, т.е. около полтонны. Зерно успешно экспортировалось, но не с крестьянских наделов, а с хорошо оснащенных техникой успешных помещичьих хозяйств и зажиточных хозяев, которых и в царское время пренебрежительно называли кулаками.
По сельскому хозяйству ни Программа КПСС, принятая при Хрущёве, ни Продовольственная программа, принятая при Горбачеве, не были реализованы. Не удалось найти достоверных цифр, но по отдельным высказываниям высшего партийного руководства, можно предположить, что одна треть, если не больше, населения страны жила на черте бедности. Более значительная часть имела прожиточный минимум. Остальные, не только номенклатура и государственные чиновники из высших эшелонов власти, шахтеры, железнодорожники, моряки, промышляющие рыбой в мировом океане либо ходившие в загранку, квалифицированные рабочие, рабочие и работники военно-промышленного комплекса, зарабатывали по советским меркам довольно хорошо. Хотя шахтёры и моряки сетовали, что за рубежом их коллеги получают значительно больше. Часть общества, имеющая высокий уровень жизни была достаточно значительной. Им и при социализме жилось не плохо. Вот почему, по данным социологов, на сегодняшний день до 30 процентов населения России страдают по социализму, выходят на митинги с портретами Сталина. Правда, среди них немало тех, кто в советское время жил худо-бедно, но в новых условиях, после обвала экономики в связи с распадом СССР оказался ещё в более худшем положении.
У моих героев жизнь складывается благополучно, опять-таки по советским меркам. Когда они поступали и поступили в университет, конкурсы в вузы были по 10-12 человек на место. Что стало с теми 9-11-ю непоступившими? Думаете они получили работу, которая соответствовала уровню их образования?
Социализм не справился, не решил тех социально-экономических проблем, которые обещали вожди революции.
Мои герои получили советское коммунистическое воспитание. Прожили жизнь, убежденные в правильности коммунистической идеологии. На протяжении всей жизни оставались верными идеалам коммунизма. И в возрасте, далеко не молодом, оказались перед фактом, что их всю жизнь обманывали. Обманывали вожди, обманывало высшее партийное руководство, которому безраздельно принадлежала вся власть в стране. Правящие верхи полагали, что строят коммунизм, но организовать строительство не умели. И чтобы прикрыть свою неумелость, лгали. Иногда непреднамеренно, чаще чтобы оправдать свою некомпетентность. Потому нет им оправдания.
Пострадали при Ленине, от сталинского и после сталинского правления не только миллионы репрессированных. Как не велика цифра, речь идет о миллионах, но это лишь несколько процентов от числа тех, кто не сидел, не был репрессирован, не диссидентствовал, полагая, что служит народу, спасает народ от неправедного режима, а строил Магнитку и Днепрогэс, добывал уголь, растил хлеб. Их трудом жила страна, их трудом обеспечивалось существование советского государства. Мирились с неудобствами жизни, низкой зарплатой и неустроенным бытом, при этом полагали, что все правильно, что строят социализм и если сами не поживут, потомкам проложат дорогу в коммунизм.
Выжившие репрессированные, диссиденты мнят себя героями. Они пережили, они выжили, и вот теперь дожили, когда с коммунизмом покончено. В войне победу обеспечивают не герои, не отдельные подвиги, а победа, одержанная всей армией, всеми участниками войны.
Главы, которые ты прочитала, из второй и третьей книги трилогии о простом советском человеке. Том самом человеке, который составлял самую большую, главную часть населения страны. Который был введен в заблуждение высшей властью страны, поддался этому заблуждению, а когда, пусть не в полном объеме, узнал правду, узнал, что вся история советского государства была мифом, мифом, сочиненным победителями, назвавшими себя коммунистами, с сожалением, с горечью принял, признал рыночную экономику и перемены, которые произошли с государством, со страной, которая для него осталась Родиной.
Но и здесь не все пошло гладко и удачно. Ожидания всеобщего благополучия не оправдались. Снова значительная часть населения оказалась обманутой. Потребуется время, прежде чем рыночная экономика выведет страну из экономического хаоса, экономического падения в бездонную попасть. И вот мы свидетели того, что возрождение Росси происходит на наших глазах. Медленно, не так как хотелось. Особенно тем, кто после всех этих потрясений оказался на черте бедности. Но перелом произошел.
Вторая книга у меня имеет подзаголовок "Обманутый советский человек". Третья - "Оболганный советский человек". Оболган властью, писателями и кинематографистами, страдальцами за народ - диссидентами. Даже Солженицын, осуждая ленинизм и сталинизм, вину за их правление возлагает на народ. Несправедливое обвинение.

Георгий Кончаков   15.03.2016 01:41   Заявить о нарушении
Куда-то исчезло указание "редактировать". Поэтому прошу прощения за пропущенную букву. Следует читать: бездонную пропасть.
К слову сказать, куда-то исчезла твоя предыдущая рецензия. Если сама удалила, правильно сделала. Не стоит много внимания уделять похвалам. Лучше указывать на замеченные просчеты.
Если не ты, значит, постарались модераторы. Они иногда удаляют излишне хвалебные, по их мнению, рецензии. Я с этим сталкивался многократно.

Георгий Кончаков   15.03.2016 01:53   Заявить о нарушении
Спасибо, Георгий, за такой подробный ответ!
Не смею спорить с Вами - знающим, осведомленным и компетентным человеком,
тем более историком.
В советские годы мы жили скромно, еда, одежда были простыми, выбора в магазинах не было, и в Москву ездили "за колбасой", все так.
Я о другом - был ДУХ другой, у всех, и было другое ТВ, радио (без этого
опустошающего трепа ни о чем!), другое кино... все другое.
В ведущие, престижные вузы конкурсы были большие, однако, поступить можно
было пусть не в МГУ, МГИМО или в ИнЯз Мориса Тореза, но получить такую же специальность можно было запросто не в Москве, в других городах, и образование
было на самом деле бесплатным.
А по поводу сегодняшних достижений... когда бОльшая часть населения живет
на грани нищеты, а работает (если находит работу!) вахтовым методом в крупных городах... зато по количеству миллиардеров мы впереди планеты всей.
Через 16 лет после ВОВ промышленность была не просто восстановлена, она была значительно развита, то же и наука!, и в Космос полетел Гагарин.
Что произошло у нас за последние 16 лет?!
Конечно, спасение утопающих - дело рук самих утопающих, и с этим не поспоришь.
Прошлой осенью я прочитала чУдную книгу Юрия Мамлеева "Россия вечная", ее название говорит обо всем.
Огромное, искреннее спасибо за этот разговор, Георгий!
С уважением!

Галина Кузина   15.03.2016 09:09   Заявить о нарушении
Предыдущую свою рецензию удалила я - к сожалению, пришлось это сделать,
потому что появились два замечания, совершенно безумные, их удалить
я не могла никак, поэтому пострадала рецензия.
Ничего, буду и дальше читать Ваши романы и рассказы
и буду делиться впечатлениями!
Всего доброго!

Галина Кузина   15.03.2016 09:14   Заявить о нарушении
Галя, ты - молодец! Правильная реакция. Нам ведь не мешает общаться тот факт, что ты верующая, а я не исповедую никакой религии. У меня хорошие отношения и взаимопонимание на сайте с Таней Кыровой. Геолог. Православная. Крещение принимала уже в зрелом возрасте. К слову сказать, раз тебе не надоело читать мои ученические опусы, загляни в статью "Скажу как атеист атеисту".
Аркадий Львович - не я. Его биография не совпадает с моей. Я окончил философский факультет, он - исторический. Я хочу рассказать, как рядовой школьный учитель всю жизнь преподавал историю и на старости лет выяснилось, что преподавал не ту историю, подлинной истории не знал, не ведал. В преклонном возрасте ему предстоит заново изучать историю. Трагедии не произошло, но это драма, серьезная душевная и нравственная драма.
В главе "Незачет по атеизму" мой герой знакомится и общается с верующим художником. Евгений Иванович - лицо настоящее. Я с ним был знаком, мы общались. Ленинградец. В романе поселил его в Москве. Личность яркая, запоминающаяся.
По поводу рецензии урок усвоила? Мы же не литературные критики, потому должны блюсти чувство меры в похвалах в адрес коллег на любительском литературном сайте.
Иду на твою страницу.

Георгий Кончаков   15.03.2016 23:56   Заявить о нарушении