Куприн

Укротители стихий и животных в мире А.И.Куприна.

Хотя между первым, опубликованным в «Русском сатирическом листке» рассказом «Последний дебют» (1889), - рассказом еще подражательным, и публикациями в журнале «Русское богатство» (1893), где были напечатан рассказ «Лунной ночью», прошло лишь несколько лет, но за них Александр Иванович Куприн (1870-1938) осознал себя писателем и даже получил первое признание от Н.Михайловского и В.Короленко. В результате он решил подать в отставку и в 1894 г. покинул 46-й Днепровский пехотный полк. Живя преимущественно в Киеве, но и много путешествуя (посещая различные города, например Ялту, Одессу, Москву, а также в Полесье, где недолго служил управляющим имением), постоянно нуждаясь, сменяя одну профессию за другой и испробовав, наконец, ремесло репортера, А.И.Куприн возводит его в свой творческий принцип: «Ты – репортер жизни… суйся решительно всюду… влезь в самую гущу жизни…».
Рассказом «Дознание» (1984) (авторское название «Экзекуция» изменено по цензурным соображениям) – лучшим из ранних произведений А.И.Куприна – начинается его военный цикл. В рассказе впервые появляется любимый купринский герой – молодой интеллигентный человек, мягкий, сострадательно-безвольный, но подавленный средой и обстоятельствами. В душе подпоручика Козловского чувство ответственности как за своего подчиненного, так и за все происходящее – в целом – сменяется сперва чувством вины, «как будто бы в жалкой пришибленности и беспомощности Байгузина был виноват не кто иной, как сам подпоручик Козловский», а затем состраданием, даже эмпатией: «У Козловского мелькнула мысль, что татарину, должно быть, очень холодно, и от этой мысли офицер задрожал еще сильнее». Герой кажется слабым, потому что духовно он удивительно силен и может поставить себя как в центр мирозданья и почувствовать ответственность за все происходящее в нем, так и на место каждого страдающего человека. В поединке с миром сильных не бывает. Герой слаб слабостью Гамлета, чувствующего, что его миссия – исправить мир. Впрочем, в произведениях А.И.Куприна есть творческая сила, способная преобразить мир – это любовь. И дается она сильным женским характерам. Так, в рассказе «Куст сирени» (1894), описывающем быт военных в мирное время, Вера Алмазова спасает своего мужа от служебной катастрофы тем, что предлагает в какой-то мере подправить мир – чтобы он более соответствовал тому, что изобразил на карте ее муж, – то есть посадить уже «выросшие» на месте кляксы кусты, - посадить реально, в землю, и тем самым довести мир до картографического совершенства. Любящий человек не вступает в поединок с миром, он чувствует глубинное интуитивное родство с ним и поэтому говорит на его языке. А поступок – лишь одна из форм общения с миром – форма, доступная лишь любящим.
Женщины в произведениях А.И.Куприна часто сильны благодаря таинственному диалогу, который они ведут с миром природы – и это придает сил их любви; мужчины слабы – слабостью цивилизации, которая делает их либо неспособными глубоко чувствовать, либо бессильными перед роковой страстью.
Рассказы военного цикла стали этюдами к повести «Поединок».
Для рассказов А.И.Куприна конца 90-х гг. характерно противопоставление молоха цивилизации, требующей все новых человеческих жертв, и «живой жизни». Влияние Л.Н.Толстого здесь сочетается с внутренним императивом самого А.И.Куприна, благоговевшего перед мистической связью человека с природой и воспевшего эту связь в  рассказе «Лесная глушь» (1898).
Стремление цивилизованного человека обрести свободу внутреннюю через внешнее соприкосновение с естественной свободой диких народов характерно не только для героя «Казаков» Л.Н.Толстого, - эту художественную идею А.И.Куприн унаследовал от романтиков – в частности от А.С.Пушкина, манифестировавшего ее в «Цыганах», «южные поэмы» которого, как известно, являются интерпретацией байроновских «восточных поэм». В творчестве В.В.Вересаева («Записки врача», завершенные в 1900г.) и М.А Булгакова («Записки юного врача», 1925-1927) эта тема обретает черты единоборства цивилизованной личности с первобытной дикостью народа. На смену мифологизации народа приходит мифологизация цивилизованной личности, постепенно обретающей черты культурного героя, или Прометея.
К аристократам духа А.И.Куприн в первую очередь относил творчески одаренных людей, противопоставляя их не народной массе, а внесоциальной безличностности. Герой его рассказа «Тапер» оказывается в ситуации прямо противоположной той, в которую попал покинутый почти всеми слушателями гофмановский виртуоз Крейслер. Преодолевая романтическую идею иномирности музыки, которую могут понять лишь избранные, А.И.Куприн повествует о чудесном преображении стихии душ человеческим под влиянием гениальной музыки.  В рассказе  «Гамбринус» (1907), героем которого стал старый одинокий еврей-музыкант Сашка, безличное начало, враждебное личности гениального исполнителя, вторгается в рассказ, войной и японским пленом, революцией, еврейскими погромами и, наконец, местью сыщиков. Рыбаки, завсегдатаи пивной под названием Гамбринус, знающие «прелесть ежедневного риска», знающие, какова «бешеная жажда  жизни», сродни той же стихии. Но «Сашка действовал на них, как  Орфей, усмирявший волны». Ведь сила музыки стихийна. А личность – это лишь недолговечный компромисс между  стихией человеческой души и стихией музыки. Судьба служителя муз у А.И.Куприна безусловно трагична: ему предстоит либо погибнуть под натиском стихии безличного, либо раствориться в стихии музыки. И об изувеченном Сашке А.И.Куприн говорит: «Человека можно искалечить, но  искусство все перетерпит и все победит». Даже личность гения обретает бытие и ценность лишь в той мере, в какой она причастна стихии вечного искусства.
Искусство и любовь стали в творчестве А.И.Куприна теми великими силами, которые наделяют человека красотой личного бытия: «От любви к женщине родилось все прекрасное на земле», ибо
самое умное, чего достиг человек,— «это уменье любить женщину, поклоняться ее красоте», - говорится в созданном весною 1910 года автобиографическом рассказе «Леночка».
Революцию А.И.Куприн застал в Гатчине, где жил с ноября 1911 г.,  а затем, полностью подчинившись обстоятельствам, отступал с войсками Юденича и оказался за границей.
В 1920 г. А.И.Куприн поселился в Париже. Связанный с эмиграцией творческий кризис выразился, например, в одном из писем 1924г.: «Боль и тоска по родине не проходят, не притерпливаются, а все гуще и глубже». И все-таки А.И.Куприн продолжает писать и развивать темы, вошедшие в его творчество еще в России. Для своего третьего заграничного сборника «Рассказы для детей» (Париж, 1921) Куприн отобрал свои дореволюционные детские произведения: «Бонза», «Фиалки», «Скворцы», «Слон», «Бедный принц», «Белый пудель», «В недрах земли», «На реке».
В цикл мемуарных рассказов об артистах русского цирка вошли произведения эмигрантского периода «Домик», «Ольга Сур», «Дочь великого
Барнума», «Соловей», «Блондель». В дореволюционном цирковом рассказе «Allez!» (1897) и в «Ольге Сур» (1929) показано, как привычное восклицание «Allez!» мобилизует личность для достижения максимально результата – для преодоления себя, то есть своих страхов, а в полете Никаноро Нанни, бывшего наездника Пьера – этого вечно влюбленного Пьеро, – для преодоления ради любви даже всемирного закона тяготения: «Но во время этого полета, в какой-то необходимый, но неуловимый момент, он бросает обе гири, и тут-то, преодолев закон  тяжести,  ставши  внезапно легче на пятьдесят фунтов, он неожиданно  взвивается  кверху  и  потом  уж кончает полет, упав на тамбур». Восклицание «Allez!» помогает герою достичь максимальной духовной сосредоточенности, показать, на что – на какие подвиги и безумства – он способен ради любви. Привычка к риску, пиковые состояния, предельная духовная и физическая сосредоточенность, порожденная любовью, и жажда самовыражения вырывают личность циркового актера из стихии бессознательного и из-под власти мира. Риск, как и стихия искусства, обладает в художественном мире А.И.Куприна удивительной способностью помогать духовному созреванию личности, делает ее ярче и масштабнее.
Темы детства, цирка, животной и растительной жизни вдохновляли А.И.Куприна всю жизнь. Особенно интересен в этой связи рассказ «Мысли Сапсана о людях, животных, предметах и событиях», написанный в 1916г. и переработанный в 1921г. В художественном отношении рассказ восходит к письмам собаки Меджи к «милой Фидель» из гоголевских «Записок сумасшедшего». В рассказе Куприна старый пес Сапсан часто высказывает действительно верные мысли о  людях и событиях. Кроме того, пес любит детей за их чистоту и ясность, особенно маленькую дочку хозяина, и с презрением относится к хозяйке дома и ее любовнику, ненавидя их за лживость и распутство. Сквозь резонные замечания старого пса сквозит обаяние личности самого писателя.
Соединившись, темы детства, цирка и мира природы создают удивительную художественную ткань рассказа «Белый пудель» (1903), в котором люди и животные говорят на разных, но равно доступных пониманию автора языках: «Арто неистово лаял и скакал по  берегу.  Его  беспокоило,  что  мальчик заплыл так далеко. “К чему показывать свою храбрость? - волновался пудель. - Есть земля - и ходи по земле. Гораздо спокойнее”».
КУПРИН ВОССОЗДАЕТ В ОБРАЗАХ МНОГИХ ЦИРКАЧЕЙ ЕДИНСТВЕННЫЙ ТИП СВЕРХЧЕЛОВЕКА, КОТОРЫЙ ПОДЧИНИЛ СЕБЕ И ТЕЛО, И СУДЬБУ. – ТАК ПРОЯВИЛСЯ ИТЕРЕС ПИСАТЕЛЯ К ФИЛОСОФИИ НИЦШЕ.
Кажется, А.И.Куприн сорвал в детстве цветущий папоротник, и все стихии заговорили с ним и любимыми им героями на родном им языке, и сами получили дар быть понятыми миром животных: «Молодой  крупный  азиатский  лев рыкнул на Блонделя не злобно, но  чересчур  громко,  так  что  в  конюшнях тревожно забились и  затопали  лошади.  Блондель  отеческим  жестом  обвил вокруг звериной морды свою волшебную зеленую  ветвь  и  сказал  воркующим, приветливым голосом: «О мейн кинд. Браво, шон, браво, шон». И лев, умолкнув, тяжело пошел следом за ногами Блонделя,  как  приказчик  за строгим хозяином». («Блондель», 1933) Личность в творчестве А.И.Куприна проявляет через власть над миром стихийной природы – над миром животных. Этой властью обладал ветхий Адам в райском саду. А.И.Куприн неустанно ищет отсветов вечных сюжетов и мифов в столь недолговечном цветении человеческой личности на земле.
Личность в творчестве А.И.Куприна часто проявляется себя как укротитель законов и стихий мира, бессознательных страхов и страстей души человеческой. Поэтому тип циркового актера стал для А.И.Куприна художественным воплощением его представлений о тайне личности. Поэтому он так дорог писателю, так часто появляется в его творчестве.
Русская природа оживает для А.И.Куприна в написанных за границей рассказах «Ночь в лесу», «Вальдшнепы».
Ностальгия стала десятой музой русской эмиграции.
Незадолго до смерти, в мае 1937 г., старому и больному А.И.Куприну удалось исполнить свою мечту – вернуться на Родину.


Рецензии