Художник Петер. Сказка

                ХУДОЖНИК  ПЕТЕР.


       Я знаю, дружок, что ты очень любишь сказки. Сегодня я хочу рассказать тебе одну из них – это сказка о художнике Петере.
       Когда-то в давние времена на берегу Балтийского моря в большом и красивом городе жил да был один художник.  Звали его Петер, Петер Мюллер. Кстати,  «Мюллер»  означает «мельник», и художник Петер был сыном самого настоящего мельника, Иоганна Мюллера, и внуком мельника, и правнуком мельника – все мужчины в родне Петера кроме него самого были мельниками. Мельником должен был стать и Петер, тем более, что братьев у него не было, и Мюллер-старший хотел передать свое ремесло сыну вместе с прадедовской мельницей. Можете себе представить, что творилось в доме, когда мельник-отец впервые прослышал  о  мечте сына податься в художники, тем более, что  художество в глазах Мюллера-старшего было занятием пустым, делом для вертопрахов и щелкоперов!  Правда, задолго до того, как мечта обнаружилась, еще тогда, когда мальчишка-Петер просто рисовал в свое удовольствие, или бегал через дорогу к соседу-граверу, господину Штукману, Мюллер-отец тяжело вздыхал, и говаривал жене:
    - Переживаю, Марта, я за нашего сына – того и гляди, собьется с пути. - некому и мельницу будет оставить!
     - Что ты,  Иоганн! – отвечала добрая Марта. – Вот увидишь, все будет хорошо! Мальчик такой смышленый – все соседи, а особенно господин Штукман, говорят, что он далеко пойдет!
     - Далеко – не всегда значит хорошо! – опять вздыхал старший Мюллер, натягивая при этом на голову ночной колпак.
     Когда отец узнал, что Петер  все-таки собирается идти учиться на художника, он сказал, что никакого  благословения и денег на это дело сыну не даст, но Петер был упрям, однажды утром мать нашла у постели записочку, в записочке  сообщалось, что он уходит в ученики к мастеру живописи, господину Крукенбергу,  который  проживает в таком-то доме на такой-то улице. Отец хотел сначала сразу же поехать по указанному адресу и вернуть Петера домой, но мать отговорила его от необдуманного поступка, родители немного подумали, и смирились с желанием юноши учиться  писать картины.   
      Четыре года Петер пробыл в учениках у знаменитого  художника, мастера Крукенберга. Мастер кормил его, одевал, и давал работу. Кроме Петера у мастера было еще несколько учеников, ученики были дружны между собой, и свободное время проводили довольно весело – иногда они прогуливались, и пытались познакомиться с хорошенькими барышнями, а иногда заходили в какую-нибудь корчму, и так заказывали по небольшой кружечке пива с горячими колбасками.
      Дела у Петера шли неплохо – работа получалась, мастер его любил, денежки потихоньку скапливались и Петер начал подумывать о том, что через несколько лет можно было бы попробовать открыть собственную мастерскую, но тут произошло событие, которое переменило его жизнь.
      Как-то утром, в понедельник, жена мастера Крукенберга попросила Петера сходить за молоком.  Молочница жила недалеко, но день начинался так замечательно, на улице было так хорошо, что Петер не удержался, и отправился исполнять поручение окольным путем – через городской парк. В парке, к его удивлению, оказалось много людей в одежде королевских слуг. Петер остановился, и стал к ним присматриваться.
.     – Эй, простофиля! Что тебе надобно? – грубо окликнул молодого художника один из слуг.
     -  Молока у молочницы, - простодушно ответил Петер.
    Королевский слуга расхохотался:
     -  Ну. и проваливай к этой своей молочнице! Тут без тебя обойдутся!
    От такого обращения настроение  у Петера мгновенно испортилось, и он быстрым шагом направился в сторону дома молочницы, но вдруг под большим зеленым кустом боярышника заметил что-то тоже зеленое, но зелень эта была немного другая – глаз художника легко определил это!  Петер нагнулся,, раздвинул колючие ветки и достал из-под куста замечательную женскую шляпку изумрудного  цвета с какими-то дивными перьями и украшениями. Петер быстро спрятал шляпку в сумку и широкими шагами отправился дальше по своему делу..
    Вечером, когда вся работа была сделана, и ученики мастера вышли прогуляться,  они узнали из разговоров на набережной о том, что вчера принцесса, младшая дочь короля потеряла свою любимую изумрудную шляпку. скорее всего. проезжая мимо парка, и  в городе по этому случаю объявлено вот что: всякий нашедший шляпку принцессы может в любое время беспрепятственно явиться во дворец с находкой и там взамен шляпки ему будет вручено щедрое вознаграждение.
    Петер с трудом дождался воскресенья, и сразу после церковной службы, как был, в самой лучшей одежде со шляпкой в руках отправился в королевский дворец. Там его безо всякого промедления пропустили в королевские покои и оставили ожидать  выхода принцессы в большой приемной зале. Дожидаясь принцессы, Петер стал рассматривать картины замечательных художников, повсюду  висевшие на стенах. Некоторые картины были так хороши, что Петер даже на минуту забыл о том, где он находится, но тут кто-то громко объявил:
    - Ее королевское величество принцесса Анна!
    Одновременно с этими словами принцесса не вошла, а впорхнула в залу. Следом за ней, пытаясь придать делу должный порядок вошли две фрейлины. Принцесса, не обращая на них никакого внимания,  подбежала к Петеру
    - Так это Вы нашли мою любимую шляпку! Огромное Вам спасибо! – воскликнула она.
Петер смотрел на принцессу во все глаза: впервые в жизни он видел такую очарователь-ную  девушку, и, к своему стыду, ничего не мог ей ответить – у него просто дух перехватило в горле от изумления! Принцесса немного кокетливо глянула на него – кажется, она поняла, что происходит, сама  взяла из рук совсем потерявшегося Петера шляпку, немедленно надела ее на голову, и спросила:
     - Как Вас наградить?
    Петер растерялся еще больше, и густо покраснел. Принцесса кинула на него быстрый взгляд. засмеялась, легким движением руки вынула откуда-то маленький платок с королевским вензелем, подала его Петеру, и сказала:
     Когда Вы наконец решите, что Вам нужно, Вас пустят с этим платочком в королевский дворец, и Вы сможете получить заслуженную награду, а пока – до свидания, добрый и внимательный юноша! – после этих слов она снова засмеялась своим волшебным смехом, повернулась к Петеру спиной, и упорхнула из залы. Петера провели из дворца до золоченых ворот. Под впечатлением от встречи с принцессой он до самого вечера один гулял по городским улицам, а потом до полуночи не мог заснуть.
     С этого воскресного дня жизнь Петера полностью переменилась. Внешне все оставалось, как прежде, но думать по-настоящему молодой  подмастерье мог только о принцессе, и до поры одно художество кое-как выручало его от этих постоянных мыслей – сидя за мольбертом с кистью в руках, он уходил в работу, и, право же, работы его день ото дня становились все лучше и лучше.
     Как-то раз , на праздник, Петер с товарищами задержался в подвальчике у господина Конрада, и там они хорошенько повеселились. Петер немного захмелел, и после очередного стаканчика вдруг сказал:
     - А знаете, братцы, мне очень нравится младшая дочь нашего короля! Так  нравится, что я бы с удовольствием на ней женился!.
     Товарищи, конечно. подняли Петера на смех – одни просто смеялись, а другие говорили, что другие дочери у короля тоже хороши, и что они женятся на них вместе с Петером в один день.
      - Эх, ничего вы не понимаете! – только и ответил им расстроенный Петер. Слова его тут же потонули в дружеском смехе и еще долго после этого над Петером при случае в мастерской подшучивали насчет его возможной женитьбы на младшей принцессе, даже старый добряк Крукенберг,  которому конечно же пересказали эту историю,  пару раз мягко подшутил над своим любимым учеником. Петер не злился ни на товарищей, ни на хозяина, но стал довольно замкнут, и однажды  вдруг  сказал учителю, что уходит от него.
      - Куда? – удивился добрый старик.
      - Хочу работать сам,  - потупясь  ответил Петер.
      Старый мастер почуял неладное, и взялся отговаривать Петера, как умел, но так ничего и не добился своими уговорами – очень трудно отговаривать человека, если он знает, чего хочет, и еще труднее – если не знает.
        Когда старик увидел, что отговорить Петра от его затеи ему не удалось, он печально вздохнул, и сказал:
       - Ну, как говорят, вольному воля! – после этого он рассчитал его до последнего талера, выдав Петеру все его прежде заработанные денежки. Кроме того, старый художник подарил Петеру много красок, кистей и рулон отличного холста. У Петера в глазу сверкнула слезинка, он крепко обнял старого учителя, поцеловал  его в щеку, погрузил вещи в коляску извозчика и уехал на съемную квартиру. Так началась его самостоятельная жизнь. Поскольку художник он был малоизвестный, то и заказы  получал редко, если не сказать больше – почти совсем не получал, поэтому Петер довольно долгое время вынужден был пробавляться случайными заработками – в основном, он рисовал в гавани городские или морские пейзажи, и потом продавал их заезжим господам прямо на улице. Вырученных денег едва хватало на то, чтобы можно  было оплатить жилье  в чердачном этаже, на плохонькую еду и на краски – краски Петер покупал обязательно, даже если денег едва хватало на хлеб.
     Может быть, ты подумаешь, что Петер перестал думать о принцессе от того, что ему случалось подолгу сидеть голодным? Или, может быть, ты думаешь, что ему хотя бы раз пришло в голову пойти во дворец и попросить там в награду за найденную шляпку приличную сумму денег? Ты правильно думаешь – никогда он не забывал о принцессе, и никогда он не собирался идти во дворец за какими-то деньгами, а вот платочек, подаренный принцессой  Петер берег. как  самую большую драгоценность, потому что видел в нем свою единственную тропу к возможному счастью. Кроме того, он постоянно выискивал возможность где-нибудь увидеть свою возлюбленную, и это во время больших городских празднеств несколько раз ему удалось – то он видел, как она выходила из кареты, а то – как она вместе с матерью, отцом и сестрами стояла на балконе королевского дворца. Принцесса при этом, конечно же. Петера не видела, и видеть не могла, да если бы он ей и попался на глаза, вряд ли бы она его узнала – мало ли молодых людей крутится вокруг королевской особы!  Может быть, ты тут подумаешь, что Петер всего этого не понимал? Еще как понимал, только вот любовь и мечта часто бывают в человеке сильнее самой разумной мысли, такое случилось и с Петером.
     Как-то в невеселый осенний день Петер стоял с возле небольшого мольберта в гавани, и рисовал маяк. Он так увлекся изображением волн, что не заметил, как сзади к нему подошел красиво одетый господин, похожий на иностранца. Господин долго смотрел на картину, которая рождалась у него перед глазами, а потом вдруг обратился к Петеру на чистейшем немецком языке:
      - Скажите, господин художник, а не могли бы Вы по заказу написать нужную мне картину?
      Петеру еще никто и никогда не делал заказов прямо в гавани, он  удивился,  на минуту задумался, и решил не обманывать возможного заказчика:
      - Не знаю – смотря какую картину вы захотите заказать…
      - Видите ли, господин художник, - медленно сказал иностранец, -  я, в некотором роде, моряк, и мне очень нужна картина, на которой был бы изображен  мой корабль, входящий в вашу гавань в солнечный день.
      - Но, господин, - промямлил Петер, - сейчас октябрь, и в это время у нас солнца почти не бывает!..
      - Знаю! – твердо ответил иностранец. – но повторю, что эта картина мне очень нужна.
Я должен подарить ее одной…  одному человеку. Итак, вы беретесь за работу?
       Петер неожиданно для  самого себя согласился и тут же сговорился с новым заказчиком на завтрашний день об осмотре его корабля.
       С утра шел дождь. Проклиная свою вчерашнюю сговорчивость, Петер напялил дождевик, и отправился в гавань. На набережной не было никого. В условленном месте молодой человек остановился, немного подождал, и с облегчением собрался уходить, как вдруг услышал сзади знакомый со вчерашнего дня голос:
        - Здравствуйте, господин художник!
      Петер обернулся. увидел прямо перед собой своего  красиво одетого нового заказчика и неуверенно ответил ему:
       - Здравствуйте, господин…
       - Капитан! – подсказал ему незнакомец. – Вам, господин Петер удобнее всего будет называть меня капитаном.
       - Откуда вы знаете, как меня зовут? – удивился Петер.
       - Не очень трудно узнать в гавани  имя способного художника, пропадающего чуть ли не каждый день возле причалов. – усмехнулся  капитан, при этом он вынул из внутреннего кармана ручные часы, величиной с гусиное яйцо. Таких красивых и дорогих часов Петер в своей жизни еще не видывал. Капитан открыл часы, посмотрел на циферблат, и одобрительно качнул Петеру головой:
       - А Вы, молодой человек, точны, - хорошая привычка.
       Они прошли шагов пятьсот, и остановились у черного, отделанного золоченой резьбой парусника. Капитан махнул в его сторону рукой:
      - Вот мой корабль, господин Петер.
      Петер внимательно посмотрел на корабль, на небо, и грустно качнул головой:
      - Я даже не представляю, как мне удастся сделать эту работу…
      - Господин художник, надо постараться, -  сказал капитан, - в случае успеха Вас ждет щедрое вознаграждение!
       Петер невесело улыбнулся. условился с капитаном о встрече и попрощался с ним.
      Все следующие дни шел дождь. Петер каждый день приходил в гавань, но все, что он мог  сделать – это нарисовать сам корабль карандашом на листе влажноватой бумаги. Дома он пробовал рисовать корабль красками по памяти, но ничего не получалось. Между тем, прошла уже половина срока, оговоренного капитаном. Корабль капитана  через две с половиной недели должен был покинуть порт, а на холсте.  уныло белевшем на подрамнике посреди чердачной мастерской еще не было изображено ничего, совсем ничего. Прошло еще четыре дня, и вот Петеру под утро приснился удивительный сон: во сне он увидел, как по сияющим лазурным волнам южного моря с попутным ветром несется  прекрасный, отделанный золотом парусник!..
      Петер тут же проснулся, почти ничего не соображая, вскочил, схватил уголь и полуодетый кинулся к подрамнику с холстом. Рисунок картины был готов за какие-то полчаса. Потом Петер отложил уголь, быстро взял палитру, тюбики с красками, и где большими кистями, а где – просто пальцами стал накладывать цвета на черно-белый рисунок. Еще никогда в жизни он не работал так легко и быстро – казалось, кто-то невидимой рукой помогал ему. Молодой художник опомнился только часов через пять, когда основное дело было почти закончено.  Следующие полторы недели он потратил на отделку картины, не  появляясь при этом в гавани ни на минуту – Петер побаивался  самого себя, ему казалось, что настоящая гавань и настоящий корабль помешают ему довести картину до завершения.
      Пока молодой художник работал, он почти ни о чем не думал, но когда картина была наконец закончена, Петер вдруг погрузился в размышления о том, что он может не получить от заказчика никаких денег, потому что ему заказывали совсем другое, не то, что он сделал…
      Чем ближе был день расчета, тем сильнее на душе у Петера скребли кошки. Он сидел в мастерской, вздыхал,  смотрел на картину, отводил от нее взгляд, и снова вздыхал. Спорить было нечего и не с кем – картина получилась удачной, но толку из этого могло не выйти никакого.
      В день расчета капитан приехал на большой карете минута в минуту. Зайдя в
мастерскую он галантно поздоровался с Петером и спросил его:
      - Ну, как дела7 Получилось что-нибудь?
      Петер как-то неловко пожал плечами в ответ, подошел к холсту, и бережно снял с него тонкое белое покрывало.
       Капитан устремил на картину глаза, и его лицо тут же переменилось. На нем сперва появилось изумление, а потом – с  трудом сдерживаемая восторженная улыбка.
       - Не ожидал, господин Петер, не ожидал! – воскликнул он . – это просто восхитительно! Вот только не знаю, как мне с вами за такую картину рассчитываться!
Пожалуй, у меня с собой и денег-то таких нет! – он задумался, а потом с довольным лицом сказал. – Впрочем, кроме денег я смогу отблагодарить Вас одним очень необычным подарком!
      После этих слов капитан вынул из кармана кошелек и передал его Петеру. В кошельке глуховато звякнули тяжелые монеты. Петер учтиво поклонился заказчику. Вслед за этим капитан достал из внутреннего кармана сюртука золотую табакерку. Табакерка была украшена затейливым орнаментом и несколькими блестящими камушками.
      - Примите от меня на память эту вещицу, господин Петер! – сказал капитан. – О деньгах я говорить Вам ничего не буду – Вы отлично знаете, что с ними делать, а вот о табакерке несколько слов обязательно скажу. Если вам вдруг потребуется перенестись куда-либо, и Вы захотите при этом остаться незамеченным, попробуйте понюхать немного табака из этой табакерки, загадайте при этом свое желание, и оно тут же исполнится. Милости прошу! – капитан мягко улыбнулся и передал табакерку в руки Петеру. – Могу я забрать свою картину?
      - О, да, конечно! – засуетился вконец растерянный от неожиданностей Петер. Капитан подошел к чердачному окну, подал из него на улицу знак, по которому через минуту в мастерскую Петера вошли два слуги. Еще через минуту слуги уже вынесли картину. Следом за ними из мастерской вышел и капитан, на прощание приподняв шляпу и легко кивнув Петеру подбородком. Петер немного постоял посреди комнаты, потом подошел к окну,  долгим взглядом посмотрел на отъезжающую карету и задумался. Потом он плотно закрыл дверь, дважды пересчитал деньги – денег было в два раза больше, чем он надеялся получить за работу при первом договоре.
      - Вот удача, так удача!  - подумал Петер. – Теперь несколько месяцев  можно будет жить, не думая ни о чем, кроме живописи! – потом он перевел взгляд с денег на странную табакерку, и его мысли приняли другое направление. – Интересно, что он такое говорил о табаке из этой вещицы? Неужели такое и вправду возможно? Когда-нибудь стоит попробовать, а если ничего не получится – табакерку можно продать – она должна стоить немалых денег!
      Думая так, или примерно так, Петер легонько приоткрыл табакерку, и увидел, что она до краев наполнена каким-то порошком, похожим на нюхательный табак, но от этого табака по комнате сразу же распространился какой-то удивительный, ни на что не похожий сладковатый аромат.
       - Интересно было бы сейчас оказаться в гавани на том месте, где я впервые встретился с капитаном, а потом пойти, и посмотреть на его корабль! – вдруг подумалось Петеру. Рука его как бы сама собой вновь приоткрыла закрытую было табакерку, взяла оттуда щепоточку табака, поднесла ее к носу, Петер вдохнул и…  и к величайшему собственному удивлению оказался на том месте, где когда-то он встретился с капитаном. Мимо Петера одна за одной прошли две небольшие матросские компании, Петер немного посторонился, пропуская матросов мимо себя, но они, казалось, его вовсе не замечали.
      - Вот это да! – негромко сказал Петер. Один из матросов  услышал его голос, оглянулся, но, видимо, никого не обнаружил, пожал плечами и пошел дальше со своими товарищами. Тут Петеру вдруг стало немного страшно во-первых, от того, что не очень удобная встреча с капитаном может состояться прямо тут и сейчас, а во-вторых, молодой художник вдруг подумал, что обратного превращения может не произойти. Он тут же достал табакерку, снова вдохнул немного табака и с великим облегчением оказался опять в собственной мастерской.
      Наверное, с полчаса он не мог придти в себя от впечатлений – в  голове крутились встреча с капитаном, неожиданное вознаграждение  появление в гавани и исчезновение из нее. Постепенно Петер  пришел  в замечательнейшее настроение и тут ему опять подумалось о принцессе – ведь теперь он сможет увидеть ее, когда  только этого захочет!
Сразу же после того, как он додумался до этого, Петер  захотел увидеть принцессу. Не очень-то долго думая, он открыл табакерку, взял оттуда немного табака, вдохнул его, и очутился во внутренних покоях  королевского дворца.
      Принцесса в это  время принимала каких-то гостей, весело переговаривалась с ними, делала красивые жесты маленькой ручкой и вообще, была необычайно мила. Петер смотрел на нее во все глаза и сожалел только об одном – что ему никак нельзя присоединиться к веселой компании, и вообще нельзя никоим образом обнаружить свое присутствие во дворце. Но мечты мечтами, а жизнь – жизнью, и часика через полтора Петер, глядя на то, как гости с аппетитом поедают поданное им угощение, вдруг вспомнил, что он самого утра ничего не ел. У него тут же разыгрался просто невыносимый аппетит и он был вынужден достать табакерку, понюхать немного табака для того, чтобы вернуться в мастерскую. В мастерской у Петера в шкафу было несколько кусков черствого  хлеба, но он съел только один из них для того, чтобы немножко успокоить желудок, а дальше!.. дальше – у него ведь теперь быди деньги, достаточно денег для того, чтобы пойти в хороший магазин и купить там себе кусок вкусного сыра, свежую булку и несколько яиц.
      После того, как Петер сходил в магазин, с удовольствием  наелся  и немного отдохнул, ему вдруг снова захотелось посмотреть на принцессу. Поскольку теперь с этим не возникало никаких трудностей, он снова достал табакерку, и…   и снова очутился во внутренних покоях королевского дворца. Принцесса уже лежала в своей постели, и, кажется, спала. Ее безмятежное спокойное лицо показалось Петеру еще милее, чем прежде. Молодой художник долго стоял возле постели и смотрел на принцессу. Время сначала летело почти незаметно, но к двум часам ночи Петеру захотелось спать,  он с сожалением достал табакерку и вскоре очутился в своей комнате, а чуть позже – и в своей постели.
      Остаток ночи и почти половину следующего дня он проспал. Другую половину дня Петер потратил на хождение по магазинам – там он подбирал себе новую красивую одежду,  а вечером влюбленный художник снова очутился во дворце и во все глаза разглядывал там свою принцессу, проводившую время в окружении фрейлин. Петеру вдруг очень захотелось написать портрет принцессы, но он не знал, будут ли так же как он незаметны кисти и краски и потому не решился взяться  за дело прямо во дворце.
      Как вы догадываетесь, с тех пор каждый вечер он проводил во дворце, стараясь каждый раз оказаться как можно ближе к принцессе. Иногда ему удавалось оказаться так близко возле нее, что он чувствовал тонкий запах ее духов. От этого запаха у Петера кружилась голова. Потом он обычно терпеливо дожидался отхода принцессы ко сну, чтобы еще раз увидеть ее безмятежное лицо.
      Со временем Петеру стало казаться невыносимым то, что он принцессу видит, а она его – никогда. Всем своим существом он старался найти выход из этой ситуации, и, кажется, однажды нашел его!..
      В приемный день Петер надел один из двух своих самых лучших костюмов, взял платочек,  когда-то  подаренный  ему принцессой, и отправился во дворец. Туда, как и было ему когда-то обещано, Петера пропустили и провели в уже знакомую залу.  Принцесса в этот раз ниоткуда не выходила – она сидела посреди залы на маленьком аккуратном трончике. Петера  она вспомнила не сразу, а когда все-таки вспомнила, то засмеялась своим приятным  смехом и спросила его о желании, которое вновь привело его во дворец. Петер собрался с духом, и сказал, что очень хочет попробовать написать портрет принцессы.
      - Это интересно, - сказала принцесса, - но у нас есть свой очень хороший придворный художник, который пишет все наши портреты…
      Петер при этих словах очень сильно огорчился, принцесса заметила его огорчение, улыбнулась и добавила:
      - А, впрочем, если у меня будет еще один портрет, разве это плохо? – после этого она назначила ему дни и время сеансов,  и счастливый Петер покинул дворец.  В свою мастерскую  он летел, как на крыльях, - еще бы, - сама принцесса назначила ему время будущих свиданий! Петер был почти уверен, что уж теперь-то при встречах он сумеет вызвать у нее  какой-то интерес к себе!
      Никогда прежде Петер с таким желанием не работал ни над одной своей картиной, никогда ни одна работа не приносила ему столько радости, как эта картина и эта работа над этим портретом!  Даже те часы истинного вдохновения, которые он провел над картиной для капитана казались ему не такими яркими,  как то время, которое он посвящал портрету принцессы – каждую мелкую черточку ее  лица, каждый лучик ее сияющих глаз он стремился перенести на холст, и очень многое ему удавалось!
    Но время летело просто стремительно, и Петер с сожалением для себя  стал замечать, что портрет почти готов, что очень скоро его надо будет подарить  хозяйке, и после этого его встречи с красавицей принцессой прекратятся. Между тем, Петер до сих пор никак не осмеливался сказать принцессе о своей любви, и это его очень мучило.
      В тот день Петер собирался во дворец в последний раз – накануне принцесса заявила ему, что портрет ей очень нравится, и она не допустит в нем никаких переделок, но по просьбе художника она согласилась посидеть и попозировать  еще минут пятнадцать-двадцать для окончательного завершения работы. В самом начале этого последнего сеанса Петер взял палитру, взял кисти, подошел к действительно готовой картине, и вдруг, пользуясь тем, что рядом в эту минуту никого не было, негромко сказал:
     - Принцесса, я люблю Вас!
     Она вначале не расслышала его слов, или сделала вид, что не расслышала, мило улыбнулась и переспросила:
     - Вы что-то сказали, господин художник?
     - Я люблю вас, принцесса! – повторил покрасневший чуть ли не до кончиков волос Петер.
     В ответ принцесса громко рассмеялась своим очаровательным смехом:
     - Господин художник, я благодарна за такое внимание ко мне! Приятно, что подданные уже любят свою будущую королеву!
     - Но, - начал было Петер…
     - Никаких «но»! – категорическим тоном возразила ему принцесса и погрозила при этом тоненьким пальчиком. После этого она встала со своего места, подошла к картине, и добавила:
     - Портрет просто замечательный! Спасибо вам за работу. Министр двора, к сожалению, отлучился, и вам необходимо будет завтра еще раз придти  во дворец для того, чтобы получить деньги за работу, но мы с Вами уже не увидимся. До свидания, господин художник! Очень приятно было с вами познакомиться.
     Вконец расстроенный Петер тоже попрощался с принцессой, собрал кисти, краски, сложил мольберт и отправился домой.
      Остаток дня он провел в тягостных мыслях о том, что же именно думает принцесса  насчет  его нынешнего,  довольно нелепого признания в любви. Часов в семь Петер открыл табакерку, в которой, кстати говоря, уже почти не оставалось табака, и взял оттуда  тремя пальцами небольшую понюшку. Уже через секунду он был во дворце, где принцесса в дальних покоях секретничала с двумя кузинами и старшей фрейлиной.
      - Вы представляете! – весело говорила она. – Вы представляете, этот городской бедолага-художник сегодня всерьез признавался мне в любви! – и она при этом просто залилась своим замечательным смехом.
      - Но согласитесь, ваше Высочество, - ответила ей фрейлина, - он очень талантливый художник! Такого красивого женского портрета в нашем дворце до сих пор не было!
      - Ах, оставьте! – легко махнула нежной ручкой ей в ответ принцесса. – Если он замечательный художник, то пусть идет, и занимается своим замечательным художеством. За его работу мы заплатили ему хорошие деньги.
       - Вообще, что может быть общего у особы королевской крови, и какого там городского художника! – поддакнула одна из кузин. Принцесса улыбнулась ей в знак согласия и добавила:
       - Вы знаете, кроме всего прочего, его лицо показалось мне немного грубоватым еще с тех пор, когда он принес во дворец случайно потерянную любимую  мной изумрудную шляпку!
       - Я просто не понимаю, о чем можно говорить  с каким-то художником! – вздохнула вторая кузина.  Примерно в этом же духе они побеседовали между собой  еще минут пять, а потом постепенно переключились на обсуждение придворных кавалеров – особ гораздо более  обходительных и учтивых, чем городской  портретист.  Петер немного послушал дворцовые сплетни, с раздражением достал табакерку  и понюхал волшебный табак, желая при этом поскорее возвратиться в свою мастерскую. Там его ожидали кусок сыра, кувшин воды и краюха душистого хлеба – несмотря на то, что деньги у него еще были, Петер не тратил их, куда попало, и питался сытно, но скромно. Плотно поужинав, он долго вертел в руках табакерку, недоброжелательно глядел на нее, а потом лег, и уснул тяжелым сном.
       Утром Петер проснулся с мутноватой головой, однако некоторые вчерашние мысли, например, мысль о том, что неплохо было забросить подальше волшебную табакерку, сами собой отодвинулись в сторонку, тем более, что и табака в ней почти уже не оставалось, от чего табакерка вскоре должна была превратиться просто в красивую вещицу. Петер взял снова взял ее в руки, открыл, посмотрел внутрь, закрыл, потом еще раз открыл и закрыл, да и спрятал подальше за чистые холсты, натянутые на подрамники, и сложенные в дальнем углу мастерской. После этого он позавтракал и отправился во дворец за деньгами. В этот раз он не наряжался, хотя, конечно же. оделся почище, чем обычно. Во дворце он не пытался что-либо узнать о принцессе – просто получил деньги у министра двора  - и все. Кстати, министр двора, рассчитываясь с Петером сразу же заказал у него свой портрет, портрет дочери, портрет жены и портрет одной обворожительной особы средних лет.
      И потянулись у Петера обычные рабочие дни – он писал портреты, растирал краски, натягивал на подрамники холсты, а потом грунтовал их, высушивал, и снова писал портреты…  Иногда Петер встречался со своими товарищами – они до сих пор еще были учениками, не имели своих заказов и потому все немного завидовали Петеру. Теперь они уже никогда не подшучивали над его любовью к принцессе – во-первых, потому, что Петер часто угощал их за свой счет, а во-вторых, потому, что они ничего не знали о действительной истории любви Петера.
      Временами Петер продолжал очень сильно грустить – он, конечно, понимал, что принцессу его скромная персона не интересует, но ему никак не хотелось смириться с потерянной любовью. При этом нельзя сказать, чтобы он совсем уж перестал интересоваться девушками – ни в коем случае! Но сегодня ему могла понравиться одна девушка, завтра – другая, послезавтра – третья, и когда он начинал задумываться о том, которая же из них лучше, как-то само собой оказывалось, что без всех этих девушек можно довольно неплохо обойтись.
      В таком, или почти в таком настроении у Петера прошел целый год. Постепенно он стал чувствовать себя гораздо здоровее и спокойнее – что ни говорите, а время лечит любые раны. Работы теперь у него хватало, денег – тоже, но поскольку ему теперь заказывали в основном портреты, то для души Петер в погожий день иногда отправлялся куда-нибудь на природу, устраивался там в укромном месте и писал маленький симпатичный пейзажик.
     Однажды  в жаркий июльский день таким вот образом  он выбрался за город с небольшой коробкой красок и складным мольбертом, нашел там красивое место недалеко от берега небольшой реки, устроился в тени большого куста,  и стал рисовать. Солнце поднималось все выше и выше, припекало все сильнее и сильнее. Петеру вдруг совсем расхотелось работать, он отложил краски, прилег на траву и незаметно для себя уснул. Петеру приснился сон, как будто он вместе с очень красивой девушкой идет по берегу реки, Петер смотрит на девушку, она смотрит на него и оба они при этом весело смеются. Приятный девичий смех так радостно зазвучал у Петера в ушах, что он проснулся, но смех при этом продолжал звучать. Петер повернул голову и увидел на берегу  речушки трех девушек, стоящих по щиколотки в воде и весело болтающих между собой. Самая живая из девушек несколько раз повернулась, Петер смог рассмотреть ее, и увидел, что это та самая девушка из его сна.  Он осторожно сел за кустом так, чтобы девушки не смогли его сразу увидеть и продолжал разглядывать их до той поры, пока та самая живая девушка  не приметила его, не засмеялась озорным смехом и не убежала со своими подружками по тропинке между невысокими деревьями. Петер задумался, не очень охотно достал краски, кое-как закончил картинку и ушел домой.
      Дома его дожидался посланец из королевского дворца. Оказалось, что король желает заказать Петеру портрет своей матери, старой королевы. Петер почему-то поймал себя на мысли о том, что ему не очень хочется ехать во дворец, но делать было нечего – от королевских предложений не отказываются. Петер сел в поданную для этого случая симпатичную карету, взял краски, кисти, все остальное и поехал писать заказанный ему портрет.
      Старая королева оказалась на редкость приятной женщиной. Она не была высокомерна, умела мягко пошутить и много расспрашивала Петера о его жизни. Примерно в середине сеанса в комнате вдруг появилась принцесса. Петер встал со своего места и вежливо поздоровался с ней.
    -  Здравствуйте, господин художник!  - ласково ответила ему она, но Петера что-то покоробило в этой ласковости. Он внимательно посмотрел на принцессу и впервые увидел капризно поджатую нижнюю губу, надменный поворот головы, ощутил скрытое высокомерие во взгляде.
    - Мы с бабушкой – большие друзья, - сказала принцесса, - и очень часто встречаемся. Нам так интересно друг с другом! – после этих слов принцесса растянула губы в подобие милой улыбки.
     Петер с трудом довел сеанс до конца, поблагодарил королеву и уехал к себе домой. По дороге он все время думал о том, почему же так изменилась принцесса, и не мог найти ответа. Дома он достал из шкафа многочисленные наброски к портрету принцессы и стал их внимательно рассматривать. Но и в этих набросках теперь ему прекрасно стали видны и капризная губа, и надменный поворот головы и легкое высокомерие во взгляде…
     Работа  над портретом старой королевы шла не очень быстро, но довольно  успешно. Принцесса иногда забегала на сеансы, но ее приходы уже почти не волновали Петера. Суждения принцессы о живописи и музыке были очень поверхностны, а разговоры о балах и нарядах – просто скучны, и тот день, в который Петер смог торжественно передать старой королеве ее замечательный портрет был днем большой радости для самого художника,  кроме всего прочего  еще и потому, что больше не надо было ездить во дворец и встречаться там с принцессой.
      Ночью Петеру приснился тот же самый сон, который он видел во время работы над пейзажем у речушки. Снова он шел по берегу реки рядом с очаровательной девушкой, снова они смотрели друг на друга  и снова она смеялась своим замечательным смехом, глядя  прямо ему в глаза. Петер проснулся, открыл глаза, немного полежал, и поймал себя на мысли о том, что не хочет, чтобы сон закончился. С этим чувством он закрыд глаза, -
 и дивный сон продолжился, как будто не прерывался.
        Утром солнце осветило комнату Петера изнутри, и он проснулся  в замечательном настроении. Он легко поднялся с постели, сварил себе кофе, позавтракал и стал думать  над тем, что делать дальше. Прекрасный ночной сон не шел у него из головы. Наконец ему в голову пришла одна идея!.. Петер пошел в угол мастерской и там в углу за подрамниками нашел табакерку капитана. Табакерка немного покрылась пылью. Петер легонько сдул пыль, открыл табакерку, и увидел, что табака в ней оставалось едва на две понюшки.
       - Жаль! Очень жаль! – подумалось ему, но выхода не было, Петер взял одну понюшку, вдохнул ее и оказался в незнакомом для себя очень красивом месте возле водяной мельницы. Рядом с мельницей стоял дом хозяина и возле ворот дома  очень симпатичная девушка весело возилась с малышом. Петер сразу узнал ее – это была она, девушка из его сна, та самая красивая девушка с озорным смехом, увиденная им на берегу речушки.
      - Так она замужем! – разочарованно подумал Петер. -  Играет с ребенком. Вот не везет, так не везет!
      В это самое время из калитки дома вышла женщина лет сорока, позвала ребенка к себе, а девушке дала в руки небольшую сумку и отправила ее за покупками. Петер облегченно вздохнул – оказывается, девушка играла не с сыном, а с братом, и отправился за ней. Пока девушка ходила в лавку за маслом и обратно. Петер хорошенько смог ее рассмотреть. Глазу художника не к чему было придраться – может быть, только немного вздернутый носик нарушал ее красоту, а может и наоборот – придавал ее лицу особое очарование. Когда девушка вернулась к калитке своего дома, Петер хотел проскользнуть вслед за ней, но дворовой пес, видимо, учуял незнакомый запах и взялся громко лаять – пришлось Петеру отказаться от задуманной затеи, и он остался дожидаться новых появлений девушки за калиткой. До окончания обеда он узнал, что девушку зовут Катариной, и смог несколько раз ее увидать. Когда день начал клониться к вечеру, Петер задумался о том, что он так и не знает, где именно он находится, а для новых появлений в этом месте у него уже совсем не остается волшебного табака. Примерно через полчаса ему в голову пришла необычная идея, а когда еще через полчаса никакой новой идеи не появилось, Петер достал из одного кармана перочинный нож, из другого – табакерку и на гладком торце табакерки ножом выцарапал свое имя и адрес. После этого он взял из табакерки последнюю щепоть табака, положил ее в не очень приметном месте возле калитки дома юной мельничихи для того, чтобы кто попало  не увидел табакерку сразу и вдохнул табак…
     Конечно,  конечно Петер надеялся на то, что юная  мельничиха найдет его табакерку, прочитает надпись на ней и принесет табакерку к нему в мастерскую, а уж дальше Петер сумеет с ней познакомиться, и узнать, где она живет!  Но прошел один день, второй, миновал третий,. А в мастерскую молодого художника никто кроме заказчиков не обращался. Петер уже начал подумывать о том, чтобы сделать себе выходной, и обследовать берега двух-трех местных речушек в поисках нужной ему мельницы, как вдруг на четвертый день ближе к обеду в двери его мастерской кто-то легко постучал
      - Войдите! – громко крикнул Петер.  Дверь открылась, и в мастерскую вошла юная Катарина с небольшой сумочкой в руках.
      - Простите пожалуйста, - немного запинаясь сказала она. – не Вы ли будете господин Петер?
      - Я! – радостно ответил Петер – его сердце готово было выскочить при этом из груди.
      - Скажите, Вы ничего не теряли в последние дни?
      - Ничего. - сказал Петер, девушка при этом смутилась, а Петер продолжил. – Ничего кроме  табакерки. Я несколько дней назад гулял по окрестностям города, заблудился и  где-то потерял свою золотую табакерку, вещь редкой работы.
     - Не грустите, господин Петер! – радостно воскликнула девушка. – Ваша табакерка нашлась, она лежала возле нашей калитки, - мы, правда, тоже не сразу заметили ее  - с этими словами Катарина достала табакерку из сумочки и отдала ее Петеру.
     Петер взялся благодарить Катарину, хотел дать ей золотой, но она отказалась от подарка и не взяла его, тогда Петер сказал, что он все равно хочет отблагодарить родителей девушки и выспросил у нее, где она живет.
      На следующий день молодой художник пришел к родителям девушки с цветами  и подарками. Гостеприимные хозяева были ему рады и угостили его обедом, во время которого Петер успел немало рассказать о себе  и между делом попросил у пожилого мельника, отца Катарины, разрешения написать несколько пейзажей с его мельницей. Мельник охотно согласился.
      О том, что случилось дальше, вы легко догадаетесь и сами – сначала Петер написал несколько небольших пейзажей со старой мельницей, потом он написал портреты пожилого мельника и его жены, мельничихи, а когда дело дошло до портрета Катарины всем вокруг стало ясно, что одним портретом тут дело не обойдется, а скорее всего кончится свадьбой. Так оно в конце концов и вышло. На свадьбу Петер пригласил всех своих товарищей, а на самых почетных местах сидели родители Петера, родители Катарины и добрый мастер Крукенберг, именно ему пришлось больше всех слушать от счастливого старого Мюллера мысли о том, что наконец-то у него теперь появятся внуки, один из которых непременно станет мельником и продолжит его, Мюллера семейное дело  - ведь у отца Катарины есть свои сыновья, пусть они ему и помогают, а маленький Мюллер пусть поможет дедушке.


Рецензии
Я в недоумении! Сказка вроде как немецкая, но капитан, иностранец, говорит на чистом немецком языке. Сделать привязку к Голландии? Но карты под рукой нет, а я сомневаюсь, что это прибалтийская страна. Эстония - Латвия отпадают сразу, не их стиль. Впрочем, Бог с ним с местом. Сказка понравилась. Есть интрига, есть сюжет, есть сказочная вещь. Вот только личность Капитана,его заказ и табакерка вызывают некоторые подозрения. Впрочем, на счастье главного героя, он живет в те времена, когда Святая Инквизиция уже сошла со сцены. И немного напрягается отсутствие отрицательных персонажей. Все, даже пусто -капризная принцесса такие милые, что становится как -то не по себе. Впрочем, это мое субьективное мнение. В остальном у Вас получилась очень хорошая сетиметальная история. Порадовали читателей. Спасибо.

Максим Рябов 2   01.12.2014 00:12     Заявить о нарушении
Если не лень, можете посмотреть какая немецкая сказочка получилась у меня: http://www.proza.ru/2013/04/01/2323

Максим Рябов 2   01.12.2014 00:29   Заявить о нарушении
В том-то и штука, что капитан не должен говорить на чистом немецком, а он говорит!
Кто он, этот капитан? Спасибо Вам за рецензию! - Остальное в рецензии на Вашу сказу о Гансе. С уважением!

Вячеслав Орлов Рязанец   01.12.2014 23:43   Заявить о нарушении
Очевидно, Капитан есть "часть той силы, что вечно жаждет зла, но получает благо". Так что то, что Петеру после встречи с ним попёрло, не его заслуга, а его недоработка :)

Максим Рябов 2   02.12.2014 15:37   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.