13. Второй арест

                Гляжу на будущность с опаской,
                Гляжу на прошлое с тоской.
                М. Лермонтов       

На каникулы я всегда уезжал в свою глубинку - домой, к родителям. Однажды, (это был февраль 1949г.) приехав, дома никого не застал . Открыл квартиру, захожу и сразу почувствовал что-то неладное. Не могу понять что. Моя душа раньше сознания дала сигнал тревоги. Огляделся. На вешалке висят одёжки мамы и сестренки и ни одной отцовской. Его обуви тоже не было видно. Мне совсем стало не по себе. В буфете нашел отцовскую пепельницу, она была пустой и чистой. Значит, отца уже давно здесь нет. Страшная догадка, как молния, сразила моё сознание. Я присел, в голове стучит: Неужели опять? Неужели?
 Пришла мама. Снова, как в 38-м, мы оба в слезах. Второй арест отца был в конце 1948г. Мама не писала мне об этом. В себе держала эту беду. Сестренка потом рассказывала, как во время обыска она вернулась из школы и ничего не могла понять, какие-то дяди наводили хаос в квартире, её выставили за дверь. Она ждала, когда придет папа и выгонит этих дядей прочь. Папа не пришел, его арестовали на работе. Приговор, точнее разнарядка,(ведь суда никакого не было_ - бессрочная ссылка в Сибирь, в «тюрьму без решеток», как прозвали ее нашенские ссыльные на Енисей в Игарку.
   Этот второй наш семейный катаклизм я встретил не ребенком, а юношей, мне уже было 19 лет. Естественно, мои переживания по этому поводу были совсем не детскими. Но от этого, наверное, было тяжелее.
   Начинаю понимать, что подобные экзекуции – это не трагические ошибки, а чьи-то спланированные акции. Но чьи? Кому нужны были эти аресты, лагерные сроки, ссылки? Я терялся в догадках. Мысль о сталинской руке не приходила в голову. С мрачными мыслями вернулся с каникул в Ленинград. Продолжаю учебу.
------------* * * -------------
   Е щ е  о д и н  у д а р. Идет экзамен по военному делу, после которого присваивалось воинское звание инженер-лейтенант. Я прошел весь курс военного обучения и вот сижу в коридоре, жду, когда меня вызовут на экзамен. Выходит капитан, называет мою фамилию. Я встаю и направляюсь к двери кабинета на экзамен. Капитан останавливает меня: «Вам не надо сдавать экзамен, вы освобождены от него». Я сразу понял: меня освободили по анкетной причине. Слово-то какое неуместное «освободили». Эта "свобода" была  еще одним ударом по моему сознанию. Кто принимал решение о "свободе"? Какая тут была логика? На эти вопросы ответа не было. Да я и не пытался найти ответ.


Рецензии
Уважаемый, Болеслав! Эта беда не обошла стороной и мою родню. Мамин родной брат сгинул в бухте Нагаева. Меня тогда не было на свете, но почему-то эта тема меня зацепила однажды и я начал расспрашивать, потом стал собирать картотеку. К концу 80-х, после 12 лет поисков, моя картотека репрессированных стала одной из самых значительных в СССР. Благодаря этим материалам я смог ответить себе на многие вопросы, ответы на которые, раньше не знал. Потом начал писать на эту тему. Так появились очерки "Санька-рецидивист", "Стукачи"..."Носорог"
К моему горчайшему сожалению, сейчас начался процесс возврата Сталина, как "гениального вождя всех времен и народов". Что из этого получится? Время покажет.
Думаю, что мы с Вами знаем ответ на этот вопрос.
С уважением жму Вашу руку, Владимир.

Владимир Пастернак   26.03.2016 07:56     Заявить о нарушении
Рад приветствовать Вас, Владимир. Спасибо за визит и рецензию. Ваша картотека и публикации, думаю, весьма полезные творения. Постараюсь их поискать и прочесть.
А реанимация сталинизма меня тоже сильно беспокоит.
И я жму Вашу руку с уважением. Болеслав

Болеслав Вольтер   27.03.2016 12:28   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.