Типология очерка

              Прежде всего рассмотрим предмет очерка и его тему, идею – как основную мысль автора.
             То, что выбирается предметом очерка и есть его тема. Когда тема уже выбрана, необходимо собрать материал: проверить факты, провести наблюдения, сделать выводы. Необходимо изучить предмет очерка.  Чем лучше изучен предмет, тем полнее и яснее будут представления о нём. Знакомство с изучаемым объектом или субъектом приобретается или в процессе собственных наблюдений или в процессе изучения чужих наблюдений. Постепенное изучение предмета темы и есть её развитие. Сведения и мысли о предмете темы, данные в определенном порядке, и есть содержание   очерка. Основная мысль (идея) непосредственно связана  с темой текста.     Идея – это основная мысль автора, то, к чему он призывает, Часто идея не выражена определенно.         
                Портретный очерк. 
             
             Портретный очерк вообще в литературе и в публицистике в частности можно разделить на следующие виды: биография, автобиография, жития, некролог и, собственно, сам портретный очерк.
        Биография – это жизнеописание, в котором связно и последовательно изложено о жизни какого-нибудь лица.
         Если последовательное изложение о свое жизни даёт сам автор, то это автобиография.
          Жизнеописания святых (биография)  назывались в старину житиями. В последнее время они постепенно возвращается в нашу жизнь  и не только  в оцерковленной литературе.
          В некрологе даётся краткая биография, соединенная с известием о смерти.

                Композиция очерка
            Продумывание композиции очерка: вступление, главной части и заключения. Вступление как способ введения основной мысли. Разнообразность вступлений. Особенности вступления, виды и формы. Основная часть очерка. Приёмы подачи материала в основной части. Заключение как вывод из основной мысли. Многообразие вариантов заключений.
              Композиция очерка весьма разнообразна. Она зависит и от типа очерка, и от замысла автора, и от разнообразия подобранного материала.
              Очень часто очерк строится по трехчленному типу: вступление, основная мысль и заключение.
                Отчасти такую композицию использовал В.Песков в своём очерке «За спиной родителей». Предложением, организующим текст, является заголовок. Сам же очерк начинается с наблюдения читателей: вороны нападают на людей.   Ответ для автора очень прост. Вороны заботятся о птенцах, которые ещё плохо летают. Как только молодые птицы научатся хорошо летать, нападения прекратятся. Итак, первый абзац как бы подводит к теме очерка: «Как звери и птицы в живой природе оберегают своих детёнышей».  Тема уже заявлена в заглавии,   а  первый абзац  является и вступлением, и переходом к примерам заботы о потомстве. Основная часть очерка –  это перечисление того, какие виды животных каким образом оберегают своих детёнышей. Причём в каждом абзаце даются новые сведения, и не просто перечисляются факты, а интерес поддерживается новизной, необычностью и даже экзотичностью.  Завершается очерк обобщающим выводом: «Защита потомства – важный закон у всего сущего на земле».
             Схематично это можно выразить так:
                Заглавие, организующее текст:
                За спиной родителей.


                Основная часть:
                Кто как спасает  потомство.
               
        вороны                сороки                куропатка                ласточки
(объяснение нападения)    (аналогия)           (пассивная защита)           (курьёзная защита)

поморник, коростель, удод     сова, лебедь, овцебыки        кенгуру, хомячки,
  (активная защита)                (силовая защита)                рыба-тилапия
                (экзотическая защита)

бабуины, опоссумы, енот-полоскун         страус, бегемот, медведь
волчица, вальдшнеп                (с решительной силой)      
 (переправить в другое место)

 Оживляют повествование в основной части и две фотографии:
1) страус ведет своих птенцов; (сколько грации, изящества и силы у страуса; фотография с доброй ироний названа: «Следом за папой»);
2) кабан-бородавочник спасает поросёнка от орла, по прозвищу птица-нахал.
      Автор поддерживает  интерес к повествованию в каждом абзаце, раскрывая тему защиту потомства  каждый раз по-новому, а не просто перечисляя факты.

                Заключение:
                Вывод, обобщающий конкретные факты, подчеркивает типическое.
                Герой очерка
           Наверное, портретный очерк  можно назвать преобладающим типом очерка. Каким должен быть герой очерка?          
            В портретном очерке чаще всего присутствуют три элемента: человек, сам герой очерка, его дело, и люди его окружающие. Поэтому в портретном очерке сочетаются рядом и описание внешности, и биографические факты, и характеристика персонажа, и описание среды, в котором происходит действие.   В портретном очерке даётся описание внешности героя, рассказывается о его деле, профессии, творчестве, приводятся отдельные факты биографии, показаны особенности характера героя, его речи, приводится эпизод или несколько эпизодов раскрывающих в герое главное.
                Несмотря на свою целостность, герой обладает определенной структурой: внутренней и внешней. Внутренний мир героя включает в себя его намерения, мысли, осознаваемые чувства, а также сферу бессознательно. Именно когда мы говорим о внутреннем мире героя, об изменении его внутреннего мира, становится востребованным понятие «психологизм», который и есть художественное освоение человеческого сознания, воспроизводящее переживания в их взаимосвязи, динамике и неповторимости. Такие сложные умонастроения героев, переживания, связанные с восприятием природы, бытового окружения, с фактами личной жизни и духовными исканиями. Психологизм связан с многогранностью и сложностью героя и его внутреннего мира. Психологизм – это процесс формирования мыслей, чувств, намерений человека, их переплетение и взаимодействие, порой причудливые.
             Существует два вида изображений человеческой психологии, два вида психологизма: явственный, открытый, демонстративный, и  тайный, «подтекстовый», когда импульсы и чувства едва угадываются.
              Психологизм связан с активизацией человека нашего времени. Современная философия различает сознание, «которое само себя осуществляет», и «сознание, изучающее себя». (Рикёр П. Конфликт интерпретаций: Очерки о герменевтике. М., 1995, с.339.) Самосознание осуществляется через рефлексию, своеобразного акта возвращения к себе. Все это связано у людей Нового времени с переживаниями разлада человека с самим собой и с окружающим миром, целостность которого оказывается не существует.   
               Внешняя структура это описание лица героя, его походки и т.п., то есть то, что и подразумевается под понятием «портрет героя».   Портрет героя – это описание его наружности    и того, что сформировано социальной средой, культурной традицией и индивидуальной инициативой.
                Во время сбора материала необходимо обращать внимание на осанку, выражение лица, голос, интонации, характерные движения, походку своего героя, на его поведение в сложных ситуациях, его профессиональное мастерство. Облегчит написание портретной характеристики лексические заготовки, описывающие героя очерка.            
         Телосложение человека – коренастый, плотный, крепкий, сильный, полный, толстый, худой, сутулый.
         Фигура, осанка – атлетическая, спортивная, высокая, приземистая; выглядит усталым, здоровым, грустным, весёлым; похож на…; важная, горделивая, величественная, надменная.
        Походка – энергичная, спокойная, неторопливая, нервная, подпрыгивающая, вразвалку.
         Голова – маленькая, круглая, величавая, массивная, квадратная, изящная.
         Лоб (высокий, крутой, благородный,, гладкий, с глубокими морщинами, покатый узкий, открытый, гордый.
         Лицо – овальное, круглое, удлиненное, продолговатое.
         Глаза – большие, маленькие, круглые, миндалевидные, узкие; голубые, карие, темные, серые, светлые, зеленоватые; навыкате, раскосые, прищуренные; искрящиеся, дымчатые, сверкающие, живые, бархатные,  бездонные.
          Взгляд – спокойный, ласковый, приветливый; умный, проницательный, испытывающий; суровый, гневный, ненавидящий, мрачный, пасмурный, лукавый, насмешливый, заискивающий, усталый.
          Волосы – густые, редкие, прямые, вьющиеся, блестящие, тусклые, буйные, непослушные, непокорные, короткие, кудрявые, волнистые; русые, тёмно-русые, каштановые, белокурые, рыжие, пепельные, седые, соломенные; он брюнет, блондин, шатен.
         Губы – бесцветные, яркие, суровые, пухлые, толстые, упрямые, алые, маленькие, бантиком.
         Зубы – крупные, белоснежные, ровные, великолепные, редкие, мелкие.
         Руки – большие, сильные, грубые, мозолистые, нежные, белые, мягкие, пухлые. 
          Нос – короткий, крохотный, большой, с горбинкой, прямой, курносый,, острый, хищный, пуговкой, широкий, орлиный, правильный.
           Можно обратить внимание на шею, улыбку, его излюбленные позы, жесты, телодвижения.
            Такая  работа  мобилизует внимание на элементах портретах, его составных частях, на разнообразии внешних и внутренних проявлений, на взаимосвязи  внешнего и внутреннего мира человека. 
            Создавая словесный портрет, важно найти, заметить что-то особенное  в человеке, отличающее его от других, и выразительно, образно сказать об этом. Кроме внешнего портрета, необходимо нарисовать портрет внутренний, рассказать о чертах характера героя очерка: злой он или добрый, откровенный или скрытный, веселый или скучный, энергичный или вялый, медлительный. В портрете должна отразиться сложность и многоплановость героя.
           В портрете запечатлевается не только статическое, но показана и жестикуляция, и мимика, т.е. те портретные черты, которые динамичны по своей сути. Иногда эта динамика движений настолько совершенна, что ее, по определению Ф. Шиллера, называют грацией.
          Человек всегда ведет себя в соответствии со своим характером и воспитанием, поэтому поведения героя  достаточно подробно описывается. Формы поведения человека – это совокупность изменений лица, позы, жестов и движений. Они динамичны и претерпевают изменения в зависимости от ситуации. Вместе с тем в основе лежит стабильная данность, которую принято называть поведенческой установкой.  А.В.Лосев писал, что по манере говорить, по взгляду, по держанию рук и ног, по голосу, не говоря уже о цельных поступках, он всегда мог узнать, что за личность перед ним. Наблюдая за человеком, за выражением его лица, «вы видите здесь обязательно нечто внутреннее». (Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991, с.75).   
            Формы поведения людей весьма разнообразны. В одном случае поведение предначертано традицией, ритуалом, в другом случае поведение исходит только от самого человека. Люди могут вести себя свободно,  непринужденно, быть свободными, но могут вести себя, используя силу воли и рассудка, нарочно демонстрируя это. Человек может доверчиво вести себя с теми, кто рядом, а может контролировать и сдерживать свои чувства и эмоции. Он может даже одеть маску. В поведении человека может обнаруживаться легкость, игривость, веселость и смешливость, а может обнаруживаться серьезность и озабоченность.
          Очень важна для поведения коммуникативная установка: то есть какова цель общения. Человек проявляет себя как носитель речи, когда произносит слова вслух или про себя. Героя характеризует манера, способ, характер «говорения».
           Важна и ролевая установка: в какой роли видит себя человек в эту минуту. Он проповедник, оратор, поучает других людей, или, напротив, выбрал позицию послушного ученика и всецело полагается на авторитет другого человека. А может выбрать ситуацию полного равенства.  И даже со стороны внешнего эффекта человек может себя вести по-разному: в одном случае поведение яркое, броское, движения актерские, а в другом случае – непритязательное и будничное.
            Общество и литература обладают даже языком поведения.
            В одном случае они носят знаковый, условный характер, преднамеренны и понятны тому, кто их осуществляет, и тому, кто за ними наблюдает
           В другом случае поведение выходит за рамки условности. И это естественное поведение, при котором естественны признаки душевных переживаний, проявляющиеся в интонациях, жестах и поведениях. Не всегда такое поведение позволяет понять, что же на самом деле переживает человек. Смятение души может прятаться за спокойное достоинство.   
            Достаточно часто кроме реалистического портрета используются еще два вида: идеализирующий и гротескный. В идеализирующем портрете показано телесно-душевное совершенство, в гротескном преобладает материально-телесное начало, то, что в современном обществе называют витальной энергией.
        Сам портрет в очерке может даваться экспозиционно. Читатель знакомится с внешним обликом героя в самом начале. Но это знакомство может быть растянуто по всему тексту очерка, в таком случае портрет дан лейтмотивно. 
         В очерке может осмысливаться и оцениваться как собственно сам портрет, так и формы поведения. В чем же их отличие? Портретные характеристики однократны и исчерпывающе, один раз дав портретную характеристику, автор, как правило, к ней не возвращается. Поведенческие характеристики многовариантны, рассредоточены в тексте и вариативны. Вчера человек был весел и остроумен, а сегодня он задумчив   и поглощен заботами. С близкими у героя одна интонация, на работе другая, а с друзьями третья. Такие поведенческие характеристики обнаруживают изменения в человеке, внутренние и внешние.
         Герой является стимулом развертывания событий, составляющих сюжет. Герой - это фактор движущихся событийных рядов. 
         Соответственно тому, о чём рассказывается, используются и наиболее подходящие типы речи: описание с элементами повествования и рассуждения, повествование с элементами описания и рассуждения, рассуждение с элементами повествования и описания.
           В литературных портретах важно то, чтобы они соответствовали бытийной и художественной правде, то, что они выражают, какие оставляют впечатление и какие мысли и чувства вызывают.
            Итак, портретный очерк – это литературный жанр, в центре которого – человек с его характером, мировоззрением, поступками.
            Написание портретного очерка требует хорошего знания жизни героя очерка, понимание характера, личности. Для этого требуется наблюдательность и желание увидеть внутренний мир героя.
             Очерк  В.Пескова «Во саду и в огороде» - пример такого  портретного очерка. Его герой – Владимир Николаевич Морозов. Как уже было сказано, цель очерка –  показать типическое на конкретном материале, на реальной обстановке. Начало очерка служит именно этой цели, так как рассказывает об огороде, о людях, которые добивались прекрасных урожаев, «приучали» овощи к условиям северного климата. Автор представляет садоводов-новаторов, прославивших своё имя трудом на пользу людям. Это и Ефим Грачёв, и Иван Мичурин, и  Даниил Бокарёв.  Такое начало подготавливает читательское восприятие. В этот же ряд В.Песков ставит и В.Н. Морозова.
            Основная часть очерка начинается с того, что энтузиасты по-прежнему  вносят свою долю в создание новых сортов и в получении богатого урожая. Речь идёт об увлечении, о страсти, начало которой в детстве В.Н.Морозова. Трудности, выпавшие на долю героя, только укрепили его волю.   Его первые шаги в качестве садовода-любителя выделило его сразу среди других огородников. Кем же он считает себя? – Сортоиспытателем. Чем он известен? – Своим трудом. Тем,  что за заслуги ему было присвоено звание «Заслуженный работник сельского хозяйства».
            Соотношение содержания и композиции можно представить в следующей таблице.   
    Материал очерка
1. Вступление. Что значил и значит огород в нашей жизни?
Краткие достижения Ефима Грачёва,  Ивана Мичурина и  Даниила Бокарёва.

2. Основная часть. Многое в человеческой жизни произрастает из детства.
Судьба нередко валит с ног человека в самом начале пути.
Как всякий рачительный хозяин завел огород, насадил вокруг кустов и деревьев.
Я же место свое в саду и в огороде определяю как сортоиспытатель.
Есть свой небольшой питомник.
Репутация испытателя нарабатывается  годами.
Удивительные плоды (фотография).

3. Заключение. Земля всегда благодарно относится к тем, кто поливает растения на ней не только водой, но и потом.

      Комментарии.
       замысел как средство типизации

дополнительная информация



воспоминания


 факты биографии


 рассказ о герое

деятельность в качестве огородника

практическое воплощение
достижения и награды

это интересно

обобщение как средство типизации
                Некролог               
           Может ли быть раскрыта тайна рождения человеческой личности, человеческой души, сознания? Когда-нибудь, возможно, человечество разгадает эту величайшую тайну мироздания. Но как быть, когда эта философская проблема отзывается  человеческими страданиями. Детскими страданиями… Как быть, когда видишь рядом человеческую боль, человеческое горе. Слепо-глухо-немой ребёнок…  Можно ли помочь ему? Что нужно сделать, чтобы разбудить его сознание?
             Философ Э.В.Ильенков и рассказывает о человеке, посвятившем свою жизнь больным детям. И не просто больным, а слепо-глухо-немым. А.И.Мещеряков, по моему мнению, его главным качеством было сострадание и к больным детям, и к их родителям. Видеть страдания детей, стараться вернуть их к нормальной жизни мог только человек большой доброты и великого сердца.
            А.И.Мещеряков со своим учителем, И.А.Соколянским, разрабатывает специальную  педагогику, тифлосурпедагогику. С её помощью воспитывают и обучают детей лишённых и зрения и слуха сразу.
            Всем понятна та беда, которая поражает детей и их семьи. Ведь последствия её катастрофические: не возникает человеческая психика, не развивается сознание,  отсутствуют всяческие потребности и желания.
             А.И.Мещеряков понимал трудности, но ставил перед собой цель и добивался её. Э.В.Ильенков указывает специфику проблемы, в том числе её философскую сторону. До этого считалось, что перед барьером слепоглухонемоты бессильна любая педагогика. А редкие исключения, казалось, подтверждали общее правило.
             Как же достичь успеха? Чем руководствоваться в своей работе? И.А.Соколянский, О.И.Скороходова, А.И.Мещеряков создали в Загорске интернат  для слепоглухонемых детей, определив следующий круг задач.
             Во-первых, было определено, что болезнь не создаёт ни одной специфической проблемы. Специфика в технике общения и воспитания детей.
             Во-вторых, работа с ними исключают половинчатые педагогические меры, педагогическое легкомыслие, педагогическую рутину. Воспитатель берёт на себя полную ответственность за плоды своих стараний. Слишком велика цена ошибки, ведь её нельзя исправить. 
             В-третьих, необходимо видеть ту грань, где надо предоставить малую толику самостоятельности, которая потом разбудит потребность в общении с другими людьми.
             Развитие человеческой личности происходит в процессе совместной деятельности, в процессе делового общения. В основе всего обучения  лежит простой метод: все действия совершает рука взрослого, а рука ребёнка вначале просто повторяет рисунок движения. И если вначале всё делает воспитатель, то в конце обучения ребёнок всё делает сам. Поэтому активность руки взрослого должна убывать, а должна расти активность ручонки ребёнка.
             Э.В.Ильенков отмечает философскую проблему развития человеческой личности: вначале воспитывается способность жить по-человечески, затем  идёт вовлечение в активную жизнедеятельность, на почве развитой потребности в деловом общении ребёнок усваивает язык как могучее средство мышления. Э.В.Ильенков делает вывод, что труд создаёт человека, что труд – основа возникновения и развития человеческой психики, человеческого сознания, человеческого мышления, человеческой речи. И это понимание роли труда лежит в фундаменте педагогики А.И.Мещерякова.
              Эксперимент всегда оправдывается или не оправдывается результатами.    Но может ли быть доказательство более глубоким, чем то, что его воспитанники стали его друзьями и сотрудниками, участниками эксперимента, продолжателями его дела.
                Этапы написания портретного очерка
            Работу над написанием портретного очерка можно разделить на три этапа.
            Первый этап – это сбор материала: биографические данные (документальный материал), наброски к описанию внешности героя (в необходимом случае привлекаются фотографии), суждения окружающих героя людей, записи, относящиеся  к характеристике героя, записи своих размышлений, раздумий.
            Второй этап – это написание очерка. В очерке сочетаются документальная точность, художественная выразительность и публицистичность. Обратимся  к наброскам. Во-первых, еще раз надо обратиться к биографии героя…    Желательно включить  в очерк один-два эпизода … И, наконец, надо продумать композицию очерка и речевое оформление, чтобы ярче выразить основную мысль очерка и свою авторскую позицию. 
            Третий, и не менее важный этап, это редактирование написанного очерка.

                Проблемный очерк.

             В центре его стоит какая-то политическая, или нравственная или экономическая проблема. В этом случае очерк пишется для того, чтобы утвердить свои взгляды, что-то устранить, вступить в спор с противниками, поддержать единомышленников. Соответственно на первый план выступает умение корректно вести спор, приводить аргументы, примеры и факты. Языковые средства, подчеркивающие движение мысли в проблемном очерке. Соединение частей текста.
            Первый этап – это постановка проблемы и работа над ней.
        Постановка проблемы.
   Как она может раскрываться.
Через героев.

Посредством умозаключений.

Взгляд на проблему с разных сторон.

Место этой проблемы в политике, в морали, в нравственной жизни.
Второй этап – это написание очерка.  Выбор форма рассуждения: вопросно-ответный, или тезис – доказательство с аргументами и примерами – вывод, или небольшое вступление – доказательство с аргументами и примерами – тезис-вывод. В качестве доказательства выдвинутых положений можно использовать систему логических умозаключений.
           При редактировании очерка проблемного характера обращается внимание на полноту и последовательность раскрытия темы, на убедительность использованных аргументов, на языковое оформление. Не надо забывать, что цель очерка – убедить читателя, произвести на него впечатление, заставить задуматься.
               
                Путевой очерк. 
            
              Путевые заметки – одна из разновидностей путевого очерка. Это зарисовки, сделанные во время путешествия или сразу по возвращении домой по свежим впечатлениям. В них автор рассказывает обо всем, что заинтересовало его внимание. Все новое, интересное, необычное. Все, что запомнилось: описание природы, местностей, достопримечательностей; рассказы о людях, с которыми повстречался в пути; местные нравы и обычаи.
              Путевые заметки всегда субъективны: в них раскрывается автор и содержится его оценка – позитивная или негативная. Их назначения – заинтересовать читателя, как они заинтересовали автора. Поэтому путевые заметки всегда эмоционально окрашены.
              Путевые заметки подобны фотоснимкам, на которых изображены этапы путешествия.
             Ведущий тип речи – обычно повествование, в котором отражается перемещение во времени и пространстве. Однако в тексте преобладают описательные фрагменты (местность, природные объекты, людей, животных). Возможны и рассуждения с обоснованием оценки или рассуждения-объяснения.

            природный объект       встреча с интересным   достопримечательность
                (описание)      человеком (описание)                (описание)

   А                В                С                Д             Е
                п      о      в       е      с     т     в      о     в      а     н     и      е
               
               рассуждение                рассуждение       рассуждение            вывод
                по поводу                о людях            по поводу

             В центре путевого очерка – действия, процессы, протекающие во времени. Наша речь обладает временной протяженностью. Обстоятельное описание неподвижных предметов вряд ли может надолго привлечь читательское внимание.
             В путевом очерке даются картины природы и быта, эпизоды и события, свидетелем которых был автор во время командировок, поездок, путешествий.
            Пейзаж – один из обязательных качеств путевого очерка.
        Природа может воспроизводиться в зависимости от целей и задач автора.
         Природа может быть изображена статично, заключена в рамки пространственно-видовой характеристики. Отношение автора в этом случае не будет выражено вообще, а если выражено, то через крайнее проявление оценки пейзажа, в том числе и рукотворного, и даже промышленного: красиво – безобразно, романтично – скучно, грубо – изыскано.
           В отличие от пространственно-видовой картины  природы, которая требуют авторского отношения, есть картины природы данные в динамике. Природа – явление неизбывно изменчивая, пребывает она в самых разных неповторимо изменчивых проявлениях. Образы природы рождаются каждый раз как бы заново. Созерцание картин природы сопровождает рефлексия. Это этап индивидуально-авторского видения и воссоздания природы. И здесь прослеживается эмоционально напряженное восприятие природы.
         Несмотря на различное восприятия природы, остается в нашем сознании одно  - общение с природой благо. Узнать о тайнах природы, о красивых местах, о повадках диких животных хотят жители и города, и деревни.
         В нашем отношении к природе нет безразличия. Человек видит ценности возделанной невозделанной природы.
           В постмодернистской литературе   отчуждение от природы приняло радикальный характер. И природа уже не природа, а язык, система моделирующих категорий, сохраняющих только внешнее подобие природных явлений.
            Пейзаж одновременно и звено словесно-художественной образности.
           Первый этап – наблюдение и запись того, что поразило в дороге: впечатления от необычной  природы, встречи с интересными людьми. Но через конкретные описания  выражается  видение мира, решаются затронутые общественные проблемы.
            На страницах путевого очерка ярко проявляется личность автора: он должен показать свое понимание мира, свое отношение к затронутым в заметках общественным проблемам. Безусловно, не стоит обо всём писать очень подробно. Нужно суметь определить главный и второстепенный материал. Это важно уже при написании очерка. Ведь  в путевом очерке большое место отводится публицистическому описанию местности. Важно определить замысел, определить с какой  точки зрения будет идти речь. Что же может быть объектом публицистического описания? Те места, которые вызывают эстетические, художественные, нравственные, гражданские чувства автора. 
           Кроме того, чтобы написать путевые заметки, в ряде случаев нужны не только личные впечатления, но и специальное изучение материалов, связанных с маршрутом путешествия. Это могут быть и исторические, и географические, и социологические, и этнографические экскурсы.
           Путевые очерки требуют таких слов и выражений, с помощью которых читатель приобщается к наблюдениям, раздумьям, переживанием автора. А это и риторическое восклицание, и риторический вопрос, и риторическое обращение. Это образно-выразительные средства, которые придают описанию торжественность, помогают выразить гражданскую позицию автора и вызвать  у читателя отклик: сочувствие или негодование, гнев или радость, неприятие или сострадание. 
            При редактировании путевых очерков  следует помнить, что шаблонные, мертвые фразы ничего не проясняют и не воспринимаются. Чрезмерное нагромождение изобразительно-выразительных средств приводит к затруднению восприятия. Излишняя красивость, вычурность слога осложняет понимание авторской позиции


Рецензии