Очерк

Очерк, написанный в различных функциональных стилях               
                речи.

                Литературный очерк   
      
Литературный очерк. Задача литературного очерка в том, чтобы нарисовать живую картину. Автор изображает то, о чем рассказывает, и передает читателю  свои чувства, эмоции. Основные черты литературного очерка в конкретности, образности и эмоциональности. 
              Основные признаки художественной речи: образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств а также языковых средств других  функциональных стилей речи.
        Языковые средства, используемые в художественном стиле речи, в том числе и литературном очерке:
а) конкретные слова: не птицы, а грачи, скворцы, ласточки; не сказал, а напомнил;
б) слова в переносном значении: море огней, спит земля;
эмоционально-оценочные слова: а) с уменьшительно-ласкательными суффиксами: берёзка, ключик, звездочка, серенький; б) с суффиксом –оват- (-еват-): сладковатый, синеватый; в) увеличительно-неодобрительные суффиксы: -ищ- (домище), -онк- (книжонка); элемент торжественности вносит приставка вос- (востребовать, восполнить). Суффиксы субъективной оценки вносят разнообразные значения слов, уточняют, конкретизирует его, выражают авторскую позицию и проясняют идейный смысл произведения. Слова с суффиксами оценки оказывает влияние и на тональность очерка: выражают расположение к собеседнику, придают ироническую окраску, создают фамильярно-непринуждённый тон.
в) глаголы совершенного вида с приставкой за- со значением начала действия (зацвёл сад);
г) глаголы настоящего времени вместо прошедшего. (Ходил я за грибами. Вдруг вижу…)

                Эссе.
              В традиционную триаду (эпос, лирика, драма) не вписывается эссеистика. Эссеистская форма – это непринужденное, свободное соединение суммирующих сообщений о единичных фактах, описание реальности и различие мнений о ней. Мысли, высказанные в эссе, не претендуют на законченность и полноту, и допускают совсем иную трактовку событий, допускают возможность иных суждений. Эссеистика тяготеет к синкретизму: художественные начала в ней сливаются с художественными и публицистическими.
               М.Н.Эпштейн полагал, что основу эссеистики составляет особая концепция человека: в ней человек не носитель знаний, а создатель мнения. Её призвание – не провозглашать готовые истины, а расщеплять закоснелую, ложную целостность, отстаивать свободную мысль. Главное в эссеистике – уход от централизации смыслов: здесь имеет место «сопребывание личности со становящимся словом». Эссеистика – это внутренний двигатель культуры нового времени», средоточие возможностей «сверххудожественного обобщения. (Эпштейн М.Н. На перекрестке образа и понятия (эссеизм в культуре Нового времени)// Эпштейн М.Н. Парадоксы новизны: О литературном развитии XIX - XX веков. М.1988. с.368).
                Эссе – это   разновидность очерка, научного, исторического, критического, литературного и публицистического характера. Однако если в очерке имеет значение событие или герой, то в эссе главную роль играет не сам факт, а впечатление и ассоциации, которые он вызывает у автора, раздумья и размышления о жизни, о событиях в науке, искусстве, литературе. В последнее время термин эссе употребляется всё чаще и чаще. Но в чём же ещё отличие эссе от портрета и очерка? Конечно, в свободной композиции и неограниченности тематики. Эссе, как правило, посвящено какому-то спорному, дискуссионному положению, событию, которое порождает разные, а иногда и противоречивые взгляды. Однако в заявленной проблеме важен персонифицированный подход, мысли и  взгляды самого автора. Эссе – прозаическое произведение небольшого объёма и свободной композиции, в котором передаются индивидуальные (субъективные) впечатления при реальных обстоятельствах.
                Особо важными являются такие признаки как:
1) неограниченность тем;
2) важность и неисчерпаемость темы;
3) личностная ориентированность в вопросах темы и проблемы;
4) достаточная освещённость данной проблемы в литературе;
5) индивидуальный авторский подход к освещению проблем и свобода в оценках и комментариях;
6) отсутствие задачи исчерпывающе осветить тему;
7) свободная композиция, фрагментарность;
8) соединение различных жанровых вариантов в рамках одного высказывания;
9) как правило, небольшой объём;
10) прозаическая форма
11) непринуждённый, естественный тон рассуждения.
           Эссе не предполагает определённой типовой композиции, систематичности в изложении материала, исчерпывающе полное, определяющее освещение избранной темы. Но свобода формы  и аморфность (бесформенность) не одно и тоже. Свобода формы, фрагментарность  эссе даёт возможность показать биографию писателя не полностью, систематично,  а выбрать отдельные, наиболее интересные и важные   с точки зрения  автора эссе факты жизни творчества.
            Эссе не притязает на аналитичность и доказательность, в них является опыт субъективный, по преимуществу эмоциональный.
            В эссе «Гёте и Толстой» предмет речи представлен оригинальным способом, так как это оправдано осведомленностью автора и его личностной ориентированностью в вопросах темы высказывания.
            То, что Т.Манна творчество Гёте и Толстого, Шиллера и Достоевского глубоко взволновало, привело к повышенной авторской  модальности текста. В своих оценках  и комментариях Т.Манн  совершенно свободен.
             Использование прецедентных текстов (цитат, крылатых выражений) обеспечивает мыслям и взглядам  Т.Манна метасмысловой контекст и позволяет рассматривать предмет речи, творчество великих русских и немецких писателей, в культурологическом и философском планах. 
             Эссе «Гёте и Толстой» - это свободное течение мысли, допускающее соединение и литературно-критической статьи, и психологического этюда и философского размышления.
              Эссе «Гёте и Толстой» характерен непринужденностью, естественностью тона рассуждений, писатель не претендует на определяющую трактовку творчества Гёте и Толстого, Шиллера и Достоевского.
               Эссе предполагает непринуждённость стиля, в нём сочетаются и взаимопроникают разные типы речи: описание, повествование, рассуждение.
               В эссе предполагается непосредственное восприятие и индивидуально-авторская позиция по каждому вопросу. 
               Эссе может быть и литературно-критическим, и публицистическим, и художественным, и воспоминаниями.
               В эссе используются такие речевые приемы, как вопросно-ответная форма изложения, цепь вопросов, именительный представления, параллельный способ связи предложений, ряды однородных членов, расчленение предложений. Эссе характеризуется субъективным характером изложения.         
                Научно-популярный очерк.
                Основные признаки научно-популярного очерка: логичность, точность, отвлеченность и обобщенность, объективность изложения. Учет лексических морфологических, синтаксических особенностей научно-популярного стиля.
 Особенность научно-популярного очерка прежде всего в объединении в одном тексте общеупотребительной лексики, общенаучной и терминологической.
             Общеупотребительные слова в научной речи, как правило, называют не конкретный предмет, обладающий своими неповторимыми признаками, а класс предметов, то есть выражают не частное  а общее значение, характерное для определенного ряда предметов.  Поэтому выбираются слова с обобщённым и отвлечённым значениями.
             Общенаучная лексика – второй пласт языка, используемый вообще в научной и научно-популярной речи. При помощи научных слов описывается явления и процессы в разных областях науки и производства. Эти слова обозначают определенные слова, но не являются терминами. Как правило, это многозначные слова, одно из значений которого используется в научной речи.          
             Терминология – третий пласт языка, используемый в научно-популярном очерке. Термин – это слово или сочетание слов, обозначающее строго определённое, научное, техническое или общественно-политическое значение. Термин в большей степени – однозначное слово, что ограничивает его употребление и исключает неправильное толкование. В научно-популярном очерке употребление терминологии не только показывает специфичность данного понятия, но и привносит неповторимый колорит.
                Публицистический очерк.
                Основные черты публицистического стиля сочетание экспрессивности и стандарта, логичности и образности, эмоциональности и оценочности. В очерке публицистического текста ярко выражается авторская позиция и дается авторская оценка предмету или явлению, о котором говорится. В нём может использоваться лексика высокого стиля, морально-этические слова и выражения. Широко используются в публицистическом стиле, том числе и очерке, фразеологические обороты. Тексты публицистического стиля отличается логичностью, последовательностью, призывностью. Лексические, морфологические, синтаксические особенности публицистического стиля.


Рецензии