Этапы работы над текстом

            Работа над любым речевым текстом, в том числе и газетных жанров,  включают в себя мотивационно-ориентировочный, планирующий, исполнительный и контрольный этапы.
              Первый этап речевой деятельности – это мотивационно-ориентировочный. Происходит ориентировка в условиях работы и задачах очерка.  На данном этапе цель –  наметить    условия реализации, что значит определить  роль высказывания, его место, объём содержания и границы темы.  Речевое высказывание подчинено основной мысли. В общих чертах намечается жанровая форма и решается вопрос о типе и стиле высказывания.
              Планирование – это отбор материала,  его систематизация и программирование методов работы над речевым произведением. Решающую роль здесь играет предмет речи: тема и основная мысль. Конкретизируется выбор форм: жанр и стиль. Происходит отбор содержания, определяется ведущий тип речи. На этом этапе происходит взаимосвязь идейной установки и стилевой тональности жанра.   
           На третьем этапе идея реализуется  в языковом коде.  Содержание очерка получает  языковое оформление. В этом случае характерен выбор слова, работа над ним, сопоставляются синтаксические варианты. Происходит отбор языковых средств, адекватно передающих предмет речи, раскрывающих тему и основную мысль и соответствующих целям о форме высказывания, в данном случае очерку. Необходимо выразить мысли точно, правильно и, по  возможности, ярко.   
             Четвёртый этап – это фаза контроля, на котором пишущий сопоставляет результат и замысел. В случае несовпадения анализируется работа над речевым произведением на всех этапах его возникновения и претворения. Анализируется соотношение содержание и формы, учитывается тональность произведение и выбор языковых средств. Таким образом происходит редактирование текста.
                Фазы реализации
           Говоря о создании публикации, мы понимаем речь как деятельность. Основные понятия теории деятельности – деятельность, действие и операции.
            Понятие деятельности связано, конечно, с понятием мотива. Деятельности без мотива не бывает. Все, что мы делаем, мы делаем почему-либо и ради чего- либо.  Статья не самоцель, собственного речевого мотива речевое высказывание не имеет. Побуждением к написанию является редакционное задание, желание поделиться своими мыслями с другими, рассказать об интересном человеке. Мы пишем не для того, чтобы написать, а чтобы что-то сказать, на кого-то воздействовать.
            Любая деятельность включает в себя систему действий. Подобно тому как понятие деятельность связано с понятием мотива, понятие действия соотносится с понятием цели. Действие и его цель – одна из возможных конкретизаций деятельности и мотива. Структура действия такая же, как и структура деятельности,  поэтому не всегда можно разграничить эти понятия.  Прежде чем перейти к структуре речевого воздействия, уточним ещё одно понятие деятельности – «операция». Если понятие действия соотносится с условием деятельности, то понятие операции соотносится с условиями действия. Изменяются условия, в которых протекает действие, изменяются  и способы осуществления действия, т.е. операции.   Способ осуществления действия, или его операционный состав, весьма подвижен и зависит от условия общения.
            Структура действий по написанию статьи практически одна и та же. Она включает в себя четыре фазы: планирование, ориентировку, реализацию и контроль.

фазы речевой деятельности
планирование (составление программы действий)
ориентировка:
1) в условиях и задачах общения;
2) в содержании высказывания
реализация программы
контроль

речевые действия
определить (осмыслить) объем и границы статьи;
собрать информацию по данной теме
собрать материал по теме;
систематизировать собранный материал, привести его в порядок, т.е. отбирать нужное и определять последовательность его расположения в очерке
написать статью, используя различные типы речи (описание, повествование, рассуждение);
выразить свои мысли точно, правильно с точки зрения литературных норм и по возможности ярко
совершенствовать написанное

Планирование включает в себя
постановку цели,
выработку задач,
составление программы действий,
отбор определённой информации.   
Ориентирование в условиях общения зависит
от места встречи с героем публикации,
от правильно поставленных вопросов, от умения делать наброски, имея в виду конкретную цель.
Реализация – это
отбор материала,
выбор стилевого решения,
использование изобразительных средств и стилистических фигур,
написание статьи.
Следующий этап – фаза контроля. Во-первых, это сопоставление цели и результата, с целью выяснить не был ли допущен просчет в планировании; во-вторых, это анализ своих действий, полностью ли отвечает задачам ситуация речевого общения; в-третьих, это редактирование, удалось ли выразить мысль языковыми средствами. Таким образом прослеживается операционный состав речевого действия во всех фазах его формирования и выясняется, где был допущен просчет: возможно программа была нарушена на стадии её реализации или не были учтены какие-то существенные для данного случая условия речевой ситуации, может быть, неудачно было спланировано содержание публикации.
        Чтобы публикация состоялась, важна не только фаза его создания, не только написание определенного текста, но и процесс становления его во времени, т.е. идет речь о деятельности, растянутой во времени.
         Задание редакция это одно, но есть и мотивация более высокого порядка. Написанное будет важно читателю.
          Каковы же условия и задачи общения?
          Вызвать потребность в коммуникации. Продумать речевую ситуацию. Чтобы приблизить общение с героем очерка к естественным условиям общения, надо продумать речевую ситуацию, ориентироваться в ней и управлять ею, т.е. ясно представить собеседника, условия и задачи общения. 
Подготовить свою речь как естественное высказывание, направленное на достижение определенных, существенных для публикации целей. Определить сферу общения – официальная или неофициальная, условия общения – персональное, групповое или массовое, функцию речи – воздействия, сообщения или получения информации.
          В лингвистике существует две сферы исследований: в одной изучается языковая система, в другой – речь. Объектом изучения лингвистики речи являются те типизированные явления, которые зависят как от участников общения, так и от обстановки общения. Лингвистика речи обращается к прагматической стороне речи, основу которой составляют компоненты речевой ситуации, т.е. все внеязыковые факторы, без которых речевой акт не может состояться. Это и говорящий субъект, и адресат, и обстановка речевого общения, и тот фрагмент объективной действительности, о которой идет речь. Это действительно, когда речь идет об устной речи. А подчиняется ли этим законам речь письменная? И в письменной речи сохраняется  адресат и адресант, хотя обстановка речевого общения видоизменяется. Что же касается отражения объективной реальности, то без этого ни устная, ни письменная речь состояться не может.
              В психолингвистике понятие «речевая ситуация» определяется как совокупность условий, речевых и неречевых, необходимых и достаточных для того, чтобы осуществить речевую деятельность.  В этом случае можно различить две стороны – описываемую ситуацию и саму ситуацию общения. В первом случае – это фрагмент действительности, который найдет отражение в речевом высказывании или ревом произведении, собственно говоря, та информация, которая и составляет предмет речи; во втором случае речь идет об условиях и задачах общения: характеристики участников коммуникации, обстановка общения и коммуникативное (операционное) задание – цель общения.
                Систематизация и структурирование материала
              Систематизировать и структурировать собранный по теме материал –  значит приводить его в порядок, отбирать нужное и определять последовательность расположения его в очерке.
            Первым этапом над очерком может быть обдумывание замысла и составление   предварительного плана. В простом и сложном плане отмечают главное и основное в тексте.
            Простой   план перечисляет факты и события в линейной последовательности.  Пункты простого плана логически взаимосвязаны и равноправны.
           Сложный план обычно трехчленный: введение, основная часть и заключение. Каждый пункт сложного плана может быть распространён.
          Следующий этап работы –  это составление тезисов. Каждый тезис не просто называет часть текста, озаглавливает его, коротко излагается мысль, основное положение, даётся какой-либо факт, передаётся какое-то событие. Правильно составленные тезисы облегчают дальнейшую работу.
           Если нужно представить мнение писателя, политика, дать сноску на какой-то материал делаются выписки. Выписки – это дословная, документально-точная запись части текста. 
            Важным этапом работы является и отбор собранного материала. Он должен соответствовать замыслу, раскрывать тему и основную мысль. Второстепенный материал не должен мешать восприятию будущей публикации.
           Как же лучше продумать структуру будущей публикации?


Рецензии