Отзыв о фильме Никиты Михалкова Солнечный удар

Считаю этот фильм кульминацией всего существования человечества. Это то, к чему мы должны были прийти, и вот, наконец, пришли. Что нас всех ждёт дальше - уже другой вопрос. Возможно, всем по вере воздастся...

Демонстрировался фильм на канале "Россия-1" во вторник, 4 ноября, "на ночь глядя". Смотрела я его чувствами, и потом, усталая, легла спать с душой, напичканной этими чувствами-занозами, как сырое мясо - опилками, сразу заснула. В среду утром надо было вставать в пять, чтобы собрать дочь на занятия, собраться самой на работу, поэтому времени для размышлений не было. На работе, раньше восьми, на меня обрушилась гора проблем, которые срочно надо было решать, напряжение снялось только к вечеру. И тут как тут, один знакомый задаёт мне прямо в лоб вопрос, смотрела ли я "Солнечный удар", и каково моё мнение о нём. От неожиданности я словами только и смогла частью выразить засевшие во мне чувства; но зато они были настоящие, чувства мои страдальные. Дальше пошло "со скрипом" логическое вспоминание фильма, и возникло желание расспросить кого-нибудь о непонятом мною отрывке фильма, связанном с фотографией в витрине. Оказалось, что фильм у нас смотрели редкие единицы. Я уже давно замечала, что лучшие, знаковые фильмы проходят мимо нашей публики. И очень обрадовалась, когда одна дама, сказала, что смотрела "Солнечный удар" в кинотеатре, и там он выглядел более эффектно, особенно момент с летящим шарфом как символом неуловимой, "лептонной" связи с любимой девушкой. Но эта дама разочаровала меня своим заблуждением насчёт дальнейшего эпизода с фотографией семейства.

Вообще, весь фильм, являясь фрагментом реальной российской жизни (действие происходит на Черноморье в ноябре 1920 года), ассоциируется со старой фотографией времён гражданской войны, недаром в нём в скупых серых тонах отрывочно показана история фотографирования группы белогвардейских солдат и офицеров, согласившихся отречься от воинского звания. Каждый кадр его наполнен особым смыслом.

Ошеломлённость главного героя картины - одного из белогвардейцев, молодого офицера - кажется, более всего прочувствована мной. Мы все понимаем, что герой на самом деле получил не солнечный удар, а удар о любовь как о верх возможностей человека. По воле судьбы он смог совершить скачок в любви так, что вышел из житейских рамок, смог тем самым ощутить себя богом. Но из-за отсутствия настоящей веры перестал быть им, вернулся к обычной человеческой жизни, хотя и остался надолго потрясённым пережитым.

Без веры в любви невозможно удержаться от схождения к обывательщине. Человек в любви становится богом, когда верит. Вера даёт человеку крылья, которые держат его под самым "потолком". Лишившись внезапно веры, человек в любви может упасть и разбиться насмерть... Обычно опускание идёт постепенно. Но в данном случае память "солнечных дней" не отпускает молодого человека, перекошенность и распятость "между небом и землёй" делают его поведение "не от мира сего".

Кажется, что этот молодой офицер не лишён веры - он заботится о своём нательном крестике. Но на самом деле, безверие его больше, чем у маленького мальчика. Гриша удивляется и не верит словам учителей, которые говорят о происхождении человека от обезьяны. Мальчик не может верить и попу. Поэтому вынужден убеждаться сам, на деле - убивая людей. В своём поиске истины Григорий более прав, чем офицер, которому он был готов поверить, видя искренние чувства и приподнятость влюблённого юноши, но тот равнодушно согласился с тем, что произошёл от обезьяны. Поэтому жить (и активно экспериментировать) остаётся именно он, а не офицер, который инертен в своём развитии.

Надо понимать, что цель любой жизни - развитие, а не просто сохранение жизни. И понять это по-настоящему возможно, когда есть вера. А мы теперь смотрим "Солнечный удар" и с высоты времён осознаём, что теория Дарвина принесла людям крутой "драйв", чистилище для этой самой веры.

Бывают и такие мнения:
"Это "Солнечный удар" лучший фильм? Я с трудом смог досмотреть до эпизода с фотографированием. Торжество на экране вредного для общества постмодернизма. От такого фильма тошнит. Сюжет, характеры, мотивы, исполнительское мастерство актёров - всё нелепо и позорно для Михалкова, хорошо хоть не он писал сценарий и не он снимал".

Факт есть факт. Не все к вершине у нас пришли одновременно, многие дойдут потом. Но об обществе не судят по отстающим.


Рецензии
Последняя рецензия у Вас тут от некоего саморазрекламированного мастера маркетинга светской композиции и пера С. Лихачева.

- Не слушайте его. Это, скорее, один из тех подмерших духом, не русский душой, и вряд ли православный, которые нам всучивают эту свою мастерски раскрашенную мертвечину, везде, изощренно и чванливо. Из глубины истории влезающих в наши души циничным хихиканием над святостью и душевной болью, настырно навязывая свои похотливо-тряпичные ценности.

- Внимайте и верьте только Христовой Любви в душеньке своей, голубушка сестрица. и никогда не ошибетесь.

Боль и скорбь по ушедшей чистоте, вере, чести, культуре и духовности наших предков, выраженных в таком кратком художественном калейдоскопе деталей этого фильма... разве может быть внимаемо теми, чьи, возможно, мертвечинные духом предки и топили всё это?

- Не ходите на совет нечестивых и не сидите в собрании развратителей... -

Сергей Одиниз   03.02.2015 16:23     Заявить о нарушении
Спасибо и Вам за душевные слова.

Только Вы тоже идеалистичны. Неприятие чего-то или кого-то - это и есть идеализм. Будьте терпимы к миру, даже к такому. Тогда он станет светлей.

Мариша Лапина   07.02.2015 17:44   Заявить о нарушении
Именно терпение к пороку, злу и осквернению (слова, культуры, восприятий и целей...) неизбежно приводило всегда, и привело к нынешней ситуации во всём... войнах, повсеместному навязыванию содома-педерастии, скотству и уже к начавшемуся полному обезличиванию...
Ныне это называется толерантность (терпение содома, обезьяньей "культуры", насилия и рабства, с отвержением чистоты, святости и добродетелей...)

Так что, сестрица, будьте уже внимательны к собственным мыслям и устроению, преимущественно навязанных всем нам, повсеместно, рулилами и иже с ними..

Сергей Одиниз   08.02.2015 20:59   Заявить о нарушении
/просто вдумайтесь в свои же слова: - от терпения увеличивающегося цинизма, наглости, осквернения истинного и пошлости в мире... станет светлее, да?/
??

Сергей Одиниз   08.02.2015 21:26   Заявить о нарушении
Конечно же не от пошлости и цинизма станет светлей, а от возлюбления врага своего.

Мариша Лапина   12.02.2015 21:17   Заявить о нарушении
Любовь (жалость) к своим личным врагам, подразумевает - жертвенные молитвы о их обращении... Что возможно было святым и настоящим православным.
И только от этого истинного свет от Господа, молящейся к Нему душе за ближних.
А просто некое самоумилительное терпение скверны, в безнаказанности и неоотторжении, по-определению лишь увеличивает её, приучая к ней всех и вся.
Что, собственно, и происходило, и ныне уже в самом разгаре...

- Люби врагов (личных), гнушайся врагами Божиими и сокрушай врагов Отечества -

Сергей Одиниз   18.02.2015 12:35   Заявить о нарушении
Всё так, только любовь не есть жалость. Не о жалости было сказано Христом.
Спасибо за доброе общение.

Мариша Лапина   19.02.2015 06:42   Заявить о нарушении
И о чем же именно, по-Вашему, было сказано Спасителем?
И что же, тогда - любовь? Как Вы себе это представляете?
- Варианты вожделений и сюсюкающих всёоправдывающих умилений по личной мере того же?

Э-эх, всё перевернули, вывернули и извратили. На православной Руси раньше не разделяли жаление и любовь.
Любовь - это сожаление, сопереживание, озабоченность и соучастливое жертвенное жаление о состоянии ближнего.

Или у Вас есть иное видение? Поделитесь.

Сергей Одиниз   20.02.2015 12:11   Заявить о нарушении
Бог есть Любовь, которая для каждого. И для вожделённого, и для сюсюкающего, и для осуждающего и критикующего. И для преступника, и для благодетеля.
Сказано же было: не суди, да не судим будешь.
Бог всех прощает за всё. Направляет и учит всех (без зла, без скрипа зубов).

Мариша Лапина   24.02.2015 21:00   Заявить о нарушении
Чтобы хорошо понять что-то, надо это самому познать на собственной шкуре.
Попробуйте Вы тоже познать любовь, а не рассуждать о ней. Попросите у Бога любви. Я тоже попрошу у Него для Вас любви, помолюсь за Вас, а то Вы, извините, не понимаете, что она есть. Любовь не жаление. Любовь это любовь.

Мариша Лапина   24.02.2015 21:10   Заявить о нарушении
За Ваши молитвы искренняя благодарность.

И взаимное пожелание Вам, Вышней милости.

Сергей Одиниз   24.02.2015 23:40   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.