Построение текста

Термин «композиция» происходит от латинского глагола componere, что значит – складывать, строить, оформлять. Композиция осуществляет единство и цельность текста. П.В.Палиевский утверждал, что композиция «дисциплинирующая сила и организатор произведения. Ей поручено следить за тем, чтобы ничто не вырывалось в сторону, в собственный закон, а именно сопрягалось в целое. Её цель – расположить все куски так, чтобы они заключались в полное выражение идеи». (Палиевский П.В. Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Стиль. Произведение. Литературное развитие. М. 1965, с. 425.)
          Одной из важнейших особенностей композиции является последовательность воссозданной предметности и последовательности введения в текст единиц речи.
                Структурные части текста
         Особую роль играет начало и конец текста, так как эти части несут в себе сильный смысловой акцент. Они отграничивают поданную информацию, событие, действие или переживание в том потоке внешней и внутренней реальности. Именно начало и конец оттеняют целостность всего произведения. Начало и конец речевого произведения – это своего рода рама, ее очертания могут быть четкими, твердыми, и, наоборот, размытыми. Начало произведения носит в себе предмет особых творческих усилий и имеет форму либо «решительного приступа к действию, либо «обстоятельного развертывания экспозиции», а финал или идеально закончен, или имеет открытую перспективу. Начало и конец – это «вершины, с которых мы вновь (уже в ретроспекции) обозреваем художественное целое». (Грехнев В.А. Словесный образ и литературное произведение. С.123)
            Но как подать материал? Ведь все часть должны быть связаны между собой.
            Традиционный способ подробного изложения материала похож на перевернутую пирамиду, в основании которой лежит самая важная информация, а далее подаются менее значительные и интересные факты. Такая подача материала рассчитана в первую очередь на читателя, который быстро схватывает главное. Читатель может в любой момент прервать свое знакомство с газетным материалом и при этом не упустит ключевых моментов. Однако подобный способ подачи материала может разрушить хронологическую последовательность событий и не будет ясны взаимоотношения между частями текста. Поэтому необходимо обратить внимание на временно-пространственные отношения событий.
           Наиболее оптимальным для такого способа подачи информации является следующее распределение частей текста:
1. Лид-резюме, основанный на самых свежих фактах
2. 2-4 абзаца, в которых они излагаются более подробно
3. Абзац-предыстория или абзац-связка, которые связывают эти факты с теми, что произошли раньше, или демонстрируют общественную значимость.
Дополнительная информация об этих фактах. 
           Хронологический способ подачи материала. В данном случае материал излагается в том порядке, в котором происходили события.
            Сериал или эпизод как способ подачи материала.
            Монтажный способ подачи характеризуется тем, что материал разделен на подтемы, каждая их которых рассматривается по очереди. Концовка должна связать их в одно целое.
            Нарастание напряжения – это обратный поворот «перевернутой пирамиды» - концовка с сюрпризом.  Читатель знакомится с совершившимися событиями, но о результате узнает в последнем абзаце. По своей частотности этот способ подачи материала употребляется реже остальных. Используется же тогда, когда ход событий замысловат или  комичен.
            Лид как начало статьи связан и с концовкой. В одном случае   начало связано с окончанием логической цепочкой, в другом происходит возвращение к началу, текст как бы закольцовывается, в третьем – читателя поражает неожиданный вывод. 
                План текста         
               Когда говорится о композиции какого-либо текста, то в большей или меньшей мере, слову «композиция» синонимичны такие слова, как «конструкция», «диспозиция», «компоновка», «организация», «план».  Составление плана текста – достаточно известный вид работы. Для чего он нужен? Формулируя и записывая пункты плана, мы регистрируем результаты сложного мыслительного процесса деления текста на смысловые части. Чтобы сформулировать пункт плана, необходимо осознать его тематическую цельность, определить или запланировать смысловые части будущего текста, осознать цельность каждой смысловой части, сформулировать ее, озаглавить ее. Этот заголовок и будет пунктом плана.   План текста  - это прежде всего перечень названий микротем, потому что микротема текста является  составной частью темы и продолжает её развитие.
         План текста может отражать членение темы и развитие основной мысли.
        Составление плана  - эффективный прием, позволяющий лучше понять прочитанное или подготовиться к написанию собственного текста. План – это своеобразный вид смысловых опор, признаки которых выделил А.А.Смирнов: способность выполнять роль «носителей смысла» и представлять собой «нечто краткое, сжатое… но в то же время служащее опорой какого-либо широкого содержания» (Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. – М., 1966. – с.175, 188).  Пункты плана, которые отражают развитие темы и основной мысли текста и показывает особенности его членения, являются формой выражения понимания текста. Однако наименование частей – это всегда проявление собственного языка и собственных суждений. По традиции же в качестве названий микротем выбираются назывные или вопросительные предложения. В них могут прятаться неотчетливо понятые мысли.
                Простой план
             Составим простой план к очерку В.Пескова «“Опреация“ яйцо».
          Простой план характерен для простых текстов с единой общей темой и прозрачной структурой. Поэтому при составлении простого плана ограничимся только одной темой данного очерка. Озаглавим эту часть и составим план:    
               
                Операция первая.
1. Интересные снимки.
2. Фотографу повезло.
3. Забота о птенцах.
4. Старший птенец выпал из гнезда.
5. Возвращение в гнездо.
6. Природа посвящает в свои тайны.
                Сложный план
             Сложный план характерен для  больших по объему текстов, в которых тема разделяется на ряд подтем и в которых структура достаточно сложная. Поэтому при составлении сложного плана рассматривается весь текст данного очерка.
           Составим сложный план к очерку В.Пескова «“Операция“ яйцо».
 Сложный план характерен для всего текста и включает в себя элементы простого.
I. Две «операции».
II. Операция первая.
1. Интересные снимки.
2. Фотографу повезло.
4. Забота о птенцах.
5. Старший птенец выпал из гнезда.
6. Возвращение в гнездо.
7. Природа посвящает в свои тайны.
III. Операция вторая.
2. Заметила кукушка гнездо трясогузки.
3. Яйцо-подкидыш должно быть похоже.
4. Удачный снимок.
5. В гнезде разыгрывается драма
IV. Эксперимент Сергея.
1. Брошенное яйцо кукушки.
2. Из гнезда в гнездо.
3. Как же поведут себя мухоловки.
4. Природный инстинкт.
5. Спасение птенцов.
V. История кукушонка.
1. Заботливые родители.
2. В дупле всегда чисто и сухо.
3. Птица-подросток.
4. Встреча с родителями.
5. Наблюдение за кукушонком.
6. Опасное соседство.
7. Для чего крылья.
8. Самый желанный крик.
9. На двадцать четвертый день.
VI. Вот и конец операции с яйцом.      
                Логико-смысловое развертывание текста
               Для понимания прочитанного важно расположение частей относительно друг друга, т.е. смысловая группировка. План позволяет эту группировку не производить, а подавать все микротемы текста как рядоположенные, следующие одни за другими, что является искажением действительных логико-смысловых отношений. К тому же в самом плане не заложено выяснение смысловых связей между частями высказываний.  А без этого невозможно полное понимание текста.  Возможности плана как приема понимания при чтении и выражения замысла собственного текста ограничены и их нужно корректировать использованием других приемов.
        Одним из таких приемов может быть построение логико-смыслового развертывания текста. Принципиальным для этой опоры является выражение основной мысли каждой структурной части текста в ясной «развернутой» формулировке и разъяснение логико-смысловых связей между ними путем подбора языковых средств: вопросов, союзов, вводных слов, частиц, различных оборотов. Четкое выражение мыслей и выявление их логико-смысловых связей достигается путем использования линии смыслового развертывания.
       В сравнении с планом линия смыслового развертывания показывает логико-смысловую связь внутри одной темы. Обнаруженные понятия, суждения, действия показаны в  их связи друг с другом.
                Линия смыслового развертывания.
                Сергей обнаружил гнездо лесного конька
                И
                В нем лежало яйцо кукушки
                Но
                птицы бросили свое гнездо
                Потом
                Сергей подложил его зябликам
                Но
                Их гнездо было слишком открыто.   
                И
                Сергей подложил его дроздам
                Однако
                Было уже поздно
                Так как
                У дроздов вылупились птенцы
                Поэтому
                Яйцо подложили в дуплянку мухоловки-пеструшки
                Хотя
                Кукушки в дупла яиц не кладут
                Между тем
                Кукушонок появился на свет
                И
                Стал выталкивать «братьев и сестер»
                Поэтому
     Сергей подселил два яйца и двух птенцов к двум другим мухоловкам.

                Подобная линия смыслового развертывания помогает понять причинно-следственные связи в тексте.
                Схема текста
         Способ обработки прочитанного и развития замысла собственного текста  в построении логико-смыслового развертывания текста – промежуточный этап на пути к созданию другой смысловой модели текста – его схемы.

       Схема текста есть модель логико-смысловых связей, отношений между понятиями, явлениями, фактами, которые в нем излагаются. Деятельность по построении схемы базируется не только на структурно-смысловом, на и на логическом анализе, так как дает понимание характера выраженных в тексте логических связей и отношений: родо-видовых, причинно-следственных, сравнительных, понятие и его следствие, обобщения, логического равенства.
 
                Особенность схемы составляет пространственно-наглядное расположение содержательных элементов текста (слов, терминов, предложений), при котором каждый из них выступает в виде отдельной смысловой точки. Логико-смысловые связи между точками фиксируются их позицией относительно друг друга и графическими средствами соединения: линиями, стрелками, скобками. Большие возможности в создании логико-смысловых отношений представляют компьютерные технологии.В сравнении с планом и линией смыслового развертывания схема не просто фиксирует обнаруженные понятия, суждения, действия и их связи, но и показывает их иерархию. Поэтому смысловая точка первого уровня, соответствующая основной мысли  или ключевому понятию, оформляется «центром» или «верхним этажом» схемы. 
                Схема, как и таблица, позволяет представить все компоненты текста, а также их иерархию. При помощи схемы составляется пространственно-наглядное расположение содержательных элементов текста.
                Таблица
 Смысловое содержание текста можно переложить как в схему, так и в таблицу. Таблица и схема различаются графическими средствами раскрытия системных отношкений между элементами содержания. В таблице информация передается таким образом, что логико-смысловые отношения, отбраженные в графах, табличных рубриках, столбцах и графах, варажаются в замкнутом пространстве.Основная трудность в построении таблицы - изображение через сопряженность делений таблицы логико-смысловых отношенеий содержательных элементов текста.


Рецензии