Ах, гармонь- трехрядка!

             

                АХ,  ГАРМОНЬ-ТРЕХРЯДКА!
Я –профессиональный баянист. Этот дорогой моему сердцу инструмент поил, кормил и одевал меня всю жизнь, плакал и радовался вместе со мной. И даже сегодня, когда мне уже довольно много лет и я живу не на его родине, баян вносит свой вклад в семейную экономику.
А началось все в деревне, куда Сталин  загнал нашу семью из шести человек, выселив из Биробиджана. Нашим соседом оказался мой ровесник, Степан, из семьи сосланных с Западной Украины, якобы, бандеровцев. Стёпа прекрасно играл на гармошке, типа «Хромка» - «25 –на 25».Это- простейшая гармонь с 25-ю клавишами-кнопками на каждой клавиатуре. Он играл виртуозно, впитывая все новое, что слышал у взрослых гармонистов, которыми славилась наша деревня.Его техника становилась все более и более виртуозной с каждым днем.
Моей маме, учительнице русского языка в школе, где Степа однажды выступил, очень понравилась егo игра, и она купила мне «хромку», в надежде, что я ее смогу освоить. Основания у моей мамы были, так как я проучился в музыкальной школе Биробиджана четыре года на скрипке, пока нас не выселили в деревню, где музыкальной школы не было. Надо сказать, что мои  деревенские одноклассники никогда в жизни не видели и не слышали «живьем» скрипку. Только по радио,  в кино и в книгах.
Гармошку я освоил быстро, смог играть на деревенских танцах, что вызывало уважение всех жителей, но  уровня Степана я не смог достичь никогда.
В возрасте 19-ти лет, уже будучи студентом пединститута, я, с помощью мамы,  купил настоящий «туляк» первого выпуска – тульский баян на 100 басов. Хороший инструмент, даже по современным меркам, тем более, что он был серийным. Хороший ответ, прекрасная настройка и звучание. Я быстро понял, что моя любовь к этому инструменту взаимна, и поступил в Хабаровское музыкальное училище , едва зная ноты, правда, с самостоятельно подготовленной  программой. Меня приняли и определили в класс Юрия Ивановича Трофимова, замечательного музыканта, выпускника Одесской консерватории. Когда Трофимов уехал в Норильск из Хабаровска, меня перевели в класс Анатолия Хижняка. О нем я хочу рассказать особо.
Анатолий Хижняк, уроженец Западной Украины, поступил в Киевскую консерваторию в класс профессора Марка Моисеевича Гелиса. Ассистентом у профессора был Алексеев, слепой баянист. Надо сказать, что после войны в СССР было довольно много слепых баянистов, потерявших зрение  на фронте: Алексеев, Тышкевич, Паницкий и много других, имена которых я не помню. Они внесли большой вклад в популяризацию баяна.
В классе Гелиса Анатолий встретился с двумя другими талантливыми баянистами, победителями конкурсов – Иваном Шепельским и Николаем Худяковым, который имел склонность и к композиторству, и к музыкальной обработке. Профессор Гелис обьединил эту тройку талантов в «Трио баянистов», которое по окончании учебы приехало в Хабаровск. Все трое, помимо Хабаровской филармонии, работали преподавателями в муз. училище.Так я попал в класс к Хижняку, у которого и закончил училище. Позднее, «Трио» переехало в Свердловск и приобрело мировую известность как «Уральское трио баянистов»
Я следил за их выступлениями, затем, следы потерялись.
И вот- я в Иордании. Еду в Петру в одном автобусе с русскими туристами. Рядом женщина, которая все время спит. Наконец, всех попросили выйти на экскурсию, и я впервые увидел ее лицо. Интеллигентного вида женщина, в годах.Через полчаса, отведенные на экскурсию и осмотр достопримечательностей, она не вернулась к автобусу. Меня, как владеющего английским, послали на поиски. Нашел ее в ближайшем полицейском участке. Заблудилась. Увидя меня, страшно обрадовалась, бросилась ко мне и все время держала за руку, пока мы не сели в автобус. Разговорились. Зовут- Вера. Она – виолончелистка из Свердловска. Узнав, что я – музыкант, много говорила о своей виолончели, которую она перед отьездом  уронила и повредила корпус. Ее печалило то, что после ремонта корпуса дорогого инструмента, по-прежнему звонко звучала лишь одна струна из четырех.
Я ее спросил об Анатолии Хижняке, моем педагоге. Оказалось, что Вера работает в одной музыкальной школе  с его женой, преподавателем фортепиано. «Уральское трио баянистов» распалось – умер его руководитель Николай Худяков. Анатолий впал в глубокую депрессию, которая продолжалась много месяцев. Но жизнь берет свое. Он уже выздоравливает. Трио снова на сцене с новым участником.
Такая вот удивительная встреча в Иордании, за тысячи километров от Свердловска.
А что баян?
  Растет его популярность. Прекрасные инструменты: «Юпитер», «Левша», «Ясная Поляна» разных модификаций: с готовыми аккордами, готово- выборные, выборные, детские, маленькие, большие,дорогие и подешевле  можно купить в Москве. О других городах – не осведомлен.
Смотрю передачу «Играй баян» с баянистами Сергеем Войтенко и Валерием Сёминым. Крепкие, красивые ребята, замечательные музыканты. Импровизируют на лету, любую мелодию в любой тональности. Не каждому дано. Я встречал музыкантов-профессионалов, которые не могут играть «на слух», только по нотам.
Мне, как бывшему гармонисту, это всегда казалось странным.
В последней передаче принимали участие гениальный, как мне кажется, баянист Ростислав Мудрицкий, мальчик девяти лет, ученик знаменитого детского педагога Натальи Васильевны Пуриц.Наталья Васильевна, вместе со своим мужем Иосифом Григорьевичем Пурицем, создала уникальный инкубатор талантливых детей-исполнителей. Её сын, Иосиф Пуриц, стал, недавно, победителем международного конкурса, завоевав первое место. Ростислав, на своем готово-выборном небольшом по размеру баяне – уже лауреат шести конкурсов, в том числе, и международных.
Баян был всегда популярен в России, особенно, после войны, когда солдаты-победители навезли в страну трофейных аккордеонов.
Как сказал Сергей Войтенко, по крайней мере, половина высших чиновников России, включая Думу и олигархов, умеют или учились играть на баяне. Далее, он в шутку заметил, что «Путин тоже учился в муз. школе по классу баяна, может , поэтому и стал президентом».
Многие известные композиторы и, даже, всемирно известные дирижеры играли на баяне. Например, Игорь Крутой, известный композитор Репников, как и я, игравший на деревенских танцах, Главный дирижер Большого театра Александр Лазарев и другие.
Большой любитель баяна и аккордеона и экс-президент Украины Кучма, который и сам хорошо играет на баяне. Он даже, в бытность президентом,  из своего президентского фонда выделил деньги на покупку в Италии прекрасного, дорогого  инструмента для известного украинского аккордеониста Яна Табачника.
Сегодня воскресла и традиционная гармонь, причем разных модификаций: татарская, русская, кавказская, мексиканская. Все – очень популярны в народе.
 Кстати сказать, что слабых, физически, баянистов, я в своей жизни не встречал.
                СТАРШИЙ БРАТ.
Гармонь- старший брат баяна, душа народа, как сказал о гармони Валерий Сёмин. А Сергей Войтенко, исполнитель мирового класса, вспомнил русскую пословицу;
Всё  пропью – гармонь оставлю!
Считают, что русскую гармонь изобрел тульский оружейник  Сизов. А гармони бывают разные: русские, в том числе саратовские с колокольчиками, тульские  и шуйские, немецкие, венские, кавказские, татарские, мексиканские, концертино, видел даже однорядные гармоники. Русская хроматическая гармонь «Хромка» самая доступная и многогранная, способная вместить в себя исполнителя любого уровня, любой одаренности. Венская, немецкая гармони очень отличаются от традиционной «хромки» . Звук меняется при смене направления движения меха. Различный звук при Push и Pull. ( как бы, вдох и выдох). У мексиканской гармоники система звукоизвлечения еще сложней. Слушал оркестр из мексиканских гармоник – потрясающее впечатление. Конечно, столь сложное звукоизвлечение можно рассматривать, как недостаток, но есть и преимущества в такой системе.
Имею на своем компьютере видео с замечательными виртуозами русской гармони : Михаил Морозов, всем известный, и Сергей Власов, откуда-то из русской глубинки, замечательный гармонист. Недавно смотрел передачу «Играй баян» с гармонистом из Пензы Николаем Архиповым, чувашом, который пел песни на чувашском языке под свою гармонь. Прекрасный музыкант, не уступающий профессионалам, настоящий самородок. До этого на эту передачу пригласили гармониста из Татарии, тоже талантливого музыканта, который произнес удивительную для меня фразу:
-Какой татарин без гармони!

Хочу поделиться с читателями еще одним ярким впечатлением:
Во время круиза на теплоходе посетил концерт канадского музыканта, исполнителя на небольшой губной гармошке в  сопровождении инструментального ансамбля . Очень трогательное, проникновенное исполнение, вызывающее теплые эмоции слушателей.

Дорогие читатели! Я, вслед за Андреем Мироновым и Сергеем Войтенко повторяю: учите музыке детей, не жалейте на это денег и времени. Успех ребенка – на кончиках его пальцев. Уверяю Вас. Музыка – это навсегда!
Вся Россия  играет на баяне,
В этом тоже России обаянье,
Под баян у нас поют, грустят, влюбляются,
Русские свадьбы без баяна не играются.
Кнопочки, кнопочки, слушать не устану я.
Вся Россия  любит  вас
Кнопочки баянные!


(На верхней фотографии – моя внучка.)


Рецензии
Владимир, Вы бы опубликовали свои видео с игрой на баяне.
Инструмент очень интересный. Звук баяна или аккордеона имеет специфику, свои исследования по синтезу музыкального звука я начал именно с него - http://proza.ru/2015/05/13/876
На Ютубе имеется видео на эту тему - http://www.youtube.com/watch?v=CxyDkKNKpGs

Дмитрий Маштаков   03.05.2022 07:30     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.