Когда под ним струится кровь.. Н. Некрасов

Из цикла "Как ты провёл лето?"

Два мальчика в летнем лагере поспорили. Дело обычное, я бы сказал, заурядное. Подумаешь! Лето. Лагерь. Два мальчика. Вот только существо спора меня несколько озадачило. Даже не несколько, а весьма. В наше время о таком вроде бы не спорили.
Впрочем не уверен. Описан в газетах был случай: мальчики поспорили, кто лучше выдерживает боль. И один на спор положил руку на рельсы перед идущим поездом... На этот раз спор был несколько иной. Поспорили о том, кто быстрее перережет себе вены...
Представляете себе эту сцену? "Мёртвый час"... дети мирно "спят" по своим комнатам. А в одной из них - спор. Видимо под одеялом.
Воспитатели лагеря к этому спору никакого отношения не имеют. Им и в голову не могло придти, что пацаны о таком могут поспорить. Мне, честно говоря, тоже. Наверно я также сидел бы тихо-тихо в своей амбулатории, пока они там того... "спят".
В конце концов, летний лагерь рассчитан на нормальных детей. У нас со времён Иосифа Виссарионовича в лагерях исключительно нормальные пребывали. По себе знаю. Я там родился. Нормального веса и росту. Так что дети - отдельно, воспитатели - отдельно. Они на то и воспитатели, чтобы отделять и властвовать.
А вот школу, где эти два мальчика учились, я бы посмотрел. Любопытен всё-таки генезис этого спора, его происхождение, скажем так. Подозреваю, что математику там преподают в одних кабинетах, а биологию - в других. Такой спор в голове, в которой биология и логика не отделены друг от друга, возникнуть не мог.
В общем два мальчика поспорили. Однако наши мальчики - самые мальчиковые мальчики в мире. Слово и дело у них не расходятся, даже тогда, когда расходятся логика и биология. В общем один оперативно резанул себе по руке...
Признаюсь честно: меня на месте происшествия не было. Подробности мне неизвестны. Просто рядом, если не сказать"поблизости" находились другие мальчики. Мальчики - не воспитатели. Они всегда где-то рядом. Они-то и поведали о существе спора. А ещё какая-то девочка с совершенно дикими глазами пронеслась вдаль... Мальчик,  по словам очевидцев, самостоятельно метнулся в медсанбат, или как там это у них именуется... В общем в дальнейшем этот мальчик в этом лагере вроде бы не наблюдался.
Осталась только кровь его группы. На память о происшествии.
И вот теперь я размышляю об этом удивительном споре.
Есть в нём что-то такое, почти мистическое.
В каплях крови этого мальчика отражаются основные проблемы надвигающегося человечества. Нет уже споров типа: кто выше, кто быстрее, кто дальше. Верне они уже не столь актуальны. Не столь заметны.
Теперь возникают споры о том, кто быстрее перережет себе вены.
Вспоминается известный антисоветский анекдот, рассказанный мне какими-то сволочами в автобусе.

Видя, что нет протестов против режима в СССР иностранцы попросили провести эксперимент и в отдельно взятом городе стали издавать специальные газеты и журналы о том, как всё у нас якобы плохо. Но на каждое сообщение об ухудшении общего положения граждане города отвечали трудовым подъёмом и новыми свершениями. Под конец всех собрали на площади и сообщили, что принято решение о сокращении поголовья населения и жребий пал на этот город. Потому "Завтра всех поголовно вешать будут!" Народ молчал. И вдруг поднялась одна рука. Иностранные журналисты напряглись: вот он - протест!
-Что у час, товарищ?
-А верёвки и мыло с собой приносить, или выдавать будут?

И вот через тридцать пять лет после того случая в автобусе, когда я впервые услышал этот анекдот, я дожил до дня, когда мальчики во время - обратим  внимание! - "мёртвого" часа спорят на тему: "Кто быстрее перережет себе вены?"
Только вдумайтесь!
Библейское время!
Быть иль не быть?
To be or not to be?
Я смотрю на цепочку капель крови.
Человек - это капля воды с примесями.
По крайней мере я теперь ясно вижу - у этого мальчика кровь не голубая.
Не индиго.
Примеси самые обычные. Лейкоциты всяческие... Железо...
И вдруг всплывает из школьной программы в памяти почти забытое от Николая Некрасова:

"Дело - прочно, когда под ним струится кровь..."

Мальчик непонятным мне лезвием провел черту по собственным жилам и под эпохой.
Теперь я уже не сомневаюсь: наше общее образование прочно...
И не спрашивайте у меня: "А был ли мальчик?"
Я его в глаза никогда не видел.


Рецензии