Предисловие

     Эти рассказы появились на свет в 1999 году, когда Берат Вушизович Касмахунов, создатель Кыргызского общества блокадников Ленинграда, задумал издать книгу с их воспоминаниями. Меня в качестве автора он выбрал потому, что я была внучкой блокадницы и на тот момент училась на третьем курсе факультета журналистики.

     Объем работы был приличный, я разделила список фамилий и адресов пополам со своей подругой и сокурсницей Таней Трофимовой, вооружилась пачкой писчей бумаги, и начала методично обзванивать своих потенциальных соавторов. Кто-то отказывался говорить о блокаде сразу и наотрез, и я их понимаю, но многие согласились поделиться своими воспоминаниями, свой болью, залечить которую не в состоянии никакое время. Ведь наши близкие живы до тех пор, пока мы их помним. Подавляющее большинство блокадников потеряло в то страшное время своих родных, и возможность увековечить их память в книге, я думаю, подтолкнула чашу весов в мою пользу.

     Практически все, с кем мне довелось пообщаться двенадцать лет назад, встречали меня так радушно, что мне, молодой девчонке, становилось даже неловко. Накрытые столы, пироги, чай, домашняя наливка – меня ждали как самого дорогого гостя. И все улыбались… до того, как начинали вспоминать войну. И улыбались потом, потому что жизнь – то продолжается, и даже внуки уже подросли… И мне кажется, что мы, нынешняя молодежь, жидковаты против этого поколения, словно отлитого из стали, не запуганного и не сломленного самыми страшными бедами, которые только могут выпасть на долю человека.

     Конечно, тема блокады не раз затрагивалась у нас дома, поскольку бабушка ребенком пережила это страшное время вместе с сестрой – близняшкой и 15-летним братом. И все трое, круглые сироты, каким – то чудом остались живы в осажденном, холодном, разбомбленном городе, где трупы убитых и умерших от голода взрослых людей лежали на улицах до самой весны… Но ее воспоминания – это была одна «картинка», одно виденье того ада. Когда же я стала записывать воспоминания других блокадников, эти «картинки» окружили меня со всех сторон, как в трехмерном кино, и ад ожил.

     Я плакала тогда, переписывая от руки каждую строчку этих воспоминаний, потому что компьютера у меня еще не было и в помине. Плачу сейчас, отстукивая на клавиатуре то, что записала 12 лет назад. Потому что по-другому невозможно, иначе я не человек вовсе…

     В общем, я сделала тогда свою часть работы, подруга – свою, и мы передали аккуратно исписанные разноцветными ручками листки Берату Вушизовичу. Не знаю, что не задалось в тот раз, но книгу издать не удалось. Бабушки вскоре не стало, я переехала из родного дома, и меня закружила совсем иная, неформальная жизнь - переходы, клубы, гитары, драные джинсы и бритые виски. Книга воспоминаний «Когда они были Ленинградцами» вышла только в 2004 году, составляли ее уже совсем другие люди.

     Некоторые мои работы тоже вошли в книгу, хотя новые авторы это и отрицали, но разве не узнаешь свое «дитя», особенно если человек, с которым я когда-то общалась, к моменту создания книги ушел из жизни или уехал из страны? Не было в этом издании и воспоминаний моей бабушки, они якобы потерялись. Благо, они сохранились у меня, и в книгу, которую должны были переиздать в Санкт – Петербурге, мы с Бератом Вушизовичем их добавили.

     На презентации книги Берат Вушизович вернул мне мои рукописные работы. Не все, а те, что сохранились - девять штук, и они так и лежали у меня до этой весны, пока я вдруг не решила – а почему бы их не опубликовать? Почему наш совместный с блокадниками труд должен пылиться на полке? Книга издана. И девять рассказов, записанных мной двенадцать лет назад, ничего не отнимут у нее. Но, может быть, что – то добавят в сердца тех, кто не поленится прочесть исповеди людей, переживших ад на земле.


Рецензии