Рецензия на спектакль Стриптиз

"Стриптиз". Состав второй (театр "СОбытие")

"- А вы откуда здесь взялись?
- Вам бы следовало скорее спросить: откуда меня тут взялось или откуда меня сюда взяло!"

Вчера выпала отличная возможность посмотреть второй состав спектакля "Стриптиз", поставленного молодым Московским драматическим театром "СОбытие" по одноимённой пьесе популярного у нас плодовитого польского драматурга Славомира Мрожека. Отличный, надо сказать, вышел вечер! Ребята были на высоте, и постановка явно удалась. Как, впрочем, и всегда.
Спектакль, являющийся ярким представителем рискованного жанра "психологический абсурд" (и с этим определением я полностью согласен), достаточно необычным способом раскрывает перед нами картинку маленького, сосредоточенного и сконцентрированного только на двух главных героях мира. Мира, являющегося отражением нашей с вами жизни. И Мрожек, с присущим ему мастерством, в очередной раз заставляет своих героев пуститься "во все тяжкие" - запутанные, но глубокие диалоги - друг с другом, самими с собой, выстраивая невероятные и неожиданные логические цепочки и создавая всё новые и новые парадоксы. Двух героев, оказавшихся неожиданно в неизвестном и мрачном, покрытым туманом, месте, объединяет лишь одно - оба они чётко знают, куда и зачем они направлялись и что они хотели от жизни. В остальном же они - полная противоположность друг другу. Она - волевая, решительная, порывистая, не привыкшая ждать подачек судьбы. Он - прячущийся за собственными убеждениями "робкий пингвин" - вечно сомневающийся, неуверенный и мягкотелый. Каждый из них по разному смотрит на свою ответственность перед судьбой и право совершать (или не совершать) выбор. И пока эти двое не придут к гармонии - свободы им не видать.
Надо отметить, что если вы читали оригинальную пьесу или смотрели постановки других театров, то "СОбытие" вас, всё же, удивит. Во-первых, режиссёр-постановщик Шаген Исмаилян очень необычно подошёл к воплощению главных героев на сцене, сделав одного из них... женщиной, что в корне меняет восприятие событий! И, во-вторых, визуальный ряд спектакля тоже претерпел немалые изменения в сравнении с оригиналом, так что множество интересных режиссёрских находок и ходов, уверен, доставят немало удовольствия от посещения сия действа. Чего стоит только сцена с шариками! Отдельной похвалы, кстати, заслуживает световое и звуковое решение спектакля! Визуальные эффекты - на высшем уровне и очень атмосферны! Дух захватывает! А музыка Чарли Чаплина приходится как нельзя кстати и здорово разбавляет напряжённость действия. Словом, авторы нашли чем удивить и даже немного шокировать зрителя.
Теперь - что касается актёров. Игра и персонажи абсолютно отличались от первого состава, хотя суть спектакля, как то, например, было с "Сиротливым Западом", от этого всё же не поменялась. Молодцы.
В этот раз роль первого исполнил Пётр Матюшков. Был очень удивлён, узнав, что для актёра данный показ был премьерным. Очень взрослая и серьёзная игра! Мало того, что актёр обладает очень яркой и характерной внешностью, от него ещё и прямо таки веет особой харизмой. Так что герой Петра вышел впечатляющий, запоминающийся. Мимика и захват зрительского внимания - на высоте! Поздравляю! шикарныый дебют и великолепная игра! Не мог оторваться от начала и до самого конца - живо, сильно, проникновенно. Хотя, у Петра Первый вышел, всё же, хоть и нерешительный, но совсем не мягкотелый, как изображал его Александр Яковлев. И такие отличия - очень приятны, потому что просматриваешь знакомый уже спектакль как совершенно новый!
Роль Второго досталась Кристине Савиной. И тоже - абсолютно новый для меня персонаж! Совершенно непохожий на Второго Юли Жуковой. Лёгкая, воздушная, мечтательная и даже, я бы сказал, немного легкомысленная героиня. Восхитительная игра, интересный подход и замечательная актриса - верил каждому её слову. Однако, лично мне Второй Юли понравился больше. Именно в эмоциональном, драматическом плане. Её второй пробирал и вызывал сочувствие, захватывал целиком и полностью, заставлял забыть о дыхании. У Кристины же получилась очень лёгкая героиня. Великолепное прочтение, заслуживающее внимание - однозначно! А вот с моим представлением Второго немного не сходящееся. Даже, скорее, с моим представлением акцента, баланса между героями. К самой игре же - никаких претензий.
Ну и конечно, нельзя не отметить самого атмосферного персонажа постановки и одно из самых интересных режиссёрских решений - Руку в исполнении восхитительной Полины Богуш! Шикарнейший и колоритнейший образ, выводящий постановку на качественно новый эмоциональный уровень, по сравнению с оригиналом! Очень понравилась эта идея, а её воплощение было абсолютно потрясающим - то, что надо! Этакий триллер-элемент. Достаточно мрачно, достаточно неотвратимо, достаточно смело. Отличный ход и исполнение!
Так что смело рекомендую спектакль к посещению любителям философских притч и неспешных абсурдных парадоксов. Однозначно, пьеса на любителя, потому что - и надо это признать - пишет Мрожек достаточно характерно и далеко не для всех. Ни о каком снобизме тут речь не идёт - скорее, "на вкус и цвет все фломастеры разные". И если решите досидеть спектакль до конца - уверен, он вас не разочарует!

"Прискорбно, что вы не желаете позаботиться о неприкосновенности сферы вашей личной свободы. Я ведь тоже мог бы стучать в стену, но не сделаю этого. Ибо тогда я исключил бы возможность, к примеру, читать газету, что в моем портфеле, или сосредоточить внимание на прошлогодних конных состязаниях."


Рецензии