Рецензия на оперу Микадо, или город Титипу

«Микадо, или город Титипу»  (Театр Старинной Музыки)

"Это недопустимо! Я не могу казнить себя! Ведь, во-первых, я же не могу сам себе отрубить голову, а во-вторых, это будет самоубийство, оскорбительное для государства. А самоубийство у нас карается смертной казнью!"

Вчера довелось мне открыть для себя очень необычный коллектив - Театр Старинной Музыки - с его комической оперой "Микадо, или город Титипу" - наверное, самой знаменитой из "Савойских опер" драматурга Уильяма Гильберта и композитора Артура Салливана. Эти достопочтенные английские джентельмены всегда славились своими острыми пародиями, жёсткой сатирой и яркими постановками, а их популярность в Англии носит просто колоссальный характер. К сожалению, в России не так уж легко найти их чудесные постановки. Тем более, что на русский язык они почти не переведены. Так что особо приятно было, наконец-то, увидеть столь нашумевшую на весь мир постановку в родном городе, и, наконец-то, на сцене, а не на экране!
Мюзикл рассказывает историю небольшого вымышленного японского города Титипу, где от имени микадо всем правит верховный лорд-палач Ко-ко. Жить там совсем нелегко -  ведь любой мужчина, уличённый во флирте, будет немедленно обезглавлен, а его жена - заживо погребена! Несмотря на это, в городе уже давно не происходило ни одной казни, и разъярённый сим фактом император пригрозил лорду-палачу казнью, если хотя бы раз в месяц с плахи не будет слетать чья-нибудь головушка. И как раз в это самое время на горизонте появляется Нанки-Пу, тайно путешествующий сын микадо, влюблённый в невесту лорда-палача. И тогда Нанки-Пу с Ко-ко заключают обоюдовыгодное соглашение...
Должен сказать, что сама опера невероятно смешная и по жанру я бы определил её скорее к острой политической сатире. Своим Титипу Гильберт высмеивает в первую очередь Англию своего времени с её несуразными законами, продажными политиками и проблемами простого человека. Чего только стоит пронырливый чиновник Пу-ба, занимающий в городе все посты и, соответственно, получающий все зарплаты. Или законы, которые столь запутанны, что практически невозможно ненароком не совершить преступление. Словом, замечательное подчёркивание столь животрепещущих вопросов, не потерявших актуальности и по сей день. По своей остроте я бы сравнил "Микадо" с замечательным фильмом "Хвост виляет собакой" Барри Левинсона. Немало параллелей и общих идей.
Очень порадовал присутствующий на сцене камерный оркестр Театра - всегда приятно видеть музыкантов вживую, тем более, что здесь они показали высший класс, за что спасибо, конечно, нужно сказать концертмейстеру Лидии Тарасенко и каждому музыканту лично. Я искренне насладился каждым звуком, каждой нотой! Низкий вам поклон!
Интересная идея оказалась и с видеоинсталляцией на заднем фоне, только вот в отличие от того же недавно посещённого мною "Белого парохода" БГАТДа им.М.Гафури, здесь она не несла вообще никакого смысла и, на мой взгляд, попросту была загублена как абсолютно, к сожалению, неиспользованная возможность. Момент, когда есть куда постановке расти.
А вот актёры вызвали ну очень противоречивые чувства. Потому что создалось ощущение, что спектакль играют 2 группы людей - студенты и случайно затесавшиеся в их ряды профессионалы. Разница в уровне мастерства труппы была просто колоссальной. Очень неравномерный состав со странным распределением ролей, хотя, думаю, для университетской труппы это вполне нормально. Только вот очень уж бросается в глаза.
Только вот при всём при том артистам Театра удалось добиться того, что я очень редко слышу в операх, а именно - я разбирал весь текст! Я понимал, что поют актёры и мне не приходилось сидеть со скучающим видом и смотреть на очередную арию, лишь смутно догадываясь, что происходит на сцене. Молодцы! Было очень приятно!
Что же касается самих актёров, то отдельно хочется выделить, в первую очередь, Сергея Бобыря, великолепнейше исполнившего роль того самого хитрого лорда-чиновника Пу-Ба. Шикарный, сильный и красивый, мощный вокал вкупе с замечательной и весьма эмоциональной актёрской игрой, ярким и запоминающимся созданным сценическим образом. Чёткая игра, прекрасное владение сценой и зрителем, шикарная пластика. Однозначно, главное действующее лицо всей постановки! А уж его веер, неповторимый грим и невообразимый костюм!! Браво, Сергей!
Также нельзя не отметить и Евгению Малееву, исполнившуя в опере роль придворной дамы Катиши, влюблённой и преследующей Нанки-Пу. Невероятно красивый оперный голос и по-настоящему сильная и пробирающая до мурашек игра! Очень понравилось, спасибо!
Как порадовала и исполнительница роли Ям-Юм, возлюбленной Нанки-Пу, Екатерина Чудакова. Одна из немногих артистов театра, которая умеет не только петь - причём петь чисто, красиво, но и играть! Очень яркий и интересный, позитивный образ! Молодец!!
Ну и конечно же, обратил на себя внимание и Степан Кузнецов, воплотивший на сцене образ самого лорда-палача Ко-Ко. Потрясающий грим, живая и искренняя игра и очень и очень приятный вокал! Самое настоящее наслаждение от исполнения!
А вот кто неожиданно удивил, причём только ближе к концу спектакля - так это Анна Сильченко, играющая одну из подруг Ям-Юм. Как мне показалось, абсолютно незаслуженно отправленная на второй план актриса, совершенно не выделяющаяся на протяжении всего спектакля своей ролью и вдруг невероятнейше вспыхнувшая ярчайшим пламенем в конце. Очень чистые, искренние эмоции и по-настоящему потрясающий, сильный и волшебный голос!! Браво!! Был весьма приятно удивлён и обрадован! Так жаль, что у неё было столь немного первых выходов.
Кстати, их сольный номер с выходом Ям-Юм с подругами к краю сцены очень удивил, порадовал и был по-настоящему неожиданным и отличным решением! Шикарно получилось и надолго теперь запомнится!
Что касается самого исполнителя роли Нанки-Пу, Евгения Лиманова, тут у меня сложились очень двоякие ощущения. С одной стороны, это главная роль, с другой же, артист явно не дотягивает до собратьев по сцене. Красивый, но далеко не сильный вокал и, в общем-то, ничем особо не примечательная игра, не вызвывшая особо никаких эмоций.
И - да, очень часто замечал в спектакле, что отдельные артисты либо умели петь, но совершенно не умели держаться на сцене, играть, либо наоборот - отлично играли, в то время как с вокалом у них наблюдались явные проблемы - как, например, у Романа Шапиро, исполнившего роль друга Нанки-Пу. Интересный типаж, замечательный актёр, но абсолютно никакой именно оперный певец.
Так что иногда было достаточно забавно наблюдать некий кавардак, когда артисты то ли не знали, куда им двигаться и встать, то ли путались друг в друге и происходящей кутерьме. Думаю, труппа над этим ещё хорошенько поработает - тем более, спектакль ещё очень молодой, и через годик мы увидим совсем другую, по-настоящему взрослую и сильную постановку!
И, кстати, о постановке: категорически был не согласен и даже возмущён режиссёрским решением абсолютно не к месту время от времени вставлять оригинальные арии на английском языке - причём, совершенно необоснованно (это выглядело, как топор, который весь спектакль провисел на стене, но так и не был снят и объяснён), а также ни к селу ни к городу вставленные арии из совершенно другой оперы Салливана и Гильберта, с одной стороны, подходящие по действию, но с другой - напрочь убившие историческую и смысловую достоверность происходящего и выбившие меня из того волшебного мира Титипу, созданного артистами театра. Единственное искреннее разочарование от постановки. Интересно было бы увидеть реакцию Станиславского на такие неоднозначные режиссёрские ходы. Лично по-мне, если на сцене что-то происходит или используется, то это должно быть здраво объяснено и как-то связано с общей идеей, а не выбиваться из неё, грубо нарушая общую гармонию.
В целом же, должен отметить, что спектакль мне очень понравился, порадовал и здорово поднял настроение! Прекрасная, красивая и очень смешная опера под волшебную живую музыку и с настоящим добром, лучащимся со сцены. Так что очень советую посетить сиё мероприятие и порадовать себя чем-то необыкновенным и светлым!! Восхитительное зрелище!!

"Если микадо издал приказ, то это закон, и он, считай, уже выполнен. А если он, считай, выполнен, то почему бы его юридически и не зафиксировать! А если юридически он зафиксирован, то почему не сказать об этом."


Рецензии