Серебряный голубь
Главный герой - студент и поэт Петр Дарьяльский - в начале книги живёт в аристократическом имении Гуголево, среди положительных, но скучных людей. Однажды в церкви он замечает крестьянку, взгляд которой вызывает в нем необыкновенное волнение. С этого момента он начинает приобщаться к странному и жестокому, но завораживающему миру. Дарьяльский не догадывается, что его давно заприметила для своих целей местная секта "голубей". Возглавляют её два человека - столяр Кудеяров, которого приверженцы считают обладателем сверхъестественных способностей, и загадочно-притягательная крестьянка Матрена, своим первобытным магическим очарованием напоминающая языческую жрицу.
Отчасти случайно, отчасти по собственному желанию Петр оказывается в Целебееве. Он страстно влюбляется в Матрену, соглашается вступить в секту и даже нанимается работником к Кудеярову. А в избе столяра и вправду творятся чудеса - не то Кудеяров ловкий гипнотизёр, не то действительно пророк - но добра или зла? Легко понять желание Петра поверить в чудо, постичь истину. Но жизнь в секте оказывается опасной - бедному поэту придётся дорого заплатить за приобщение к её таинствам...
"Серебряный голубь" - первая часть трилогии Белого "Восток или Запад", в которой, как видно уже из названия, поднимается проблема выбора. "Голуби" являются носителями восточного, т.е. народного начала России, которое в книге предстает во многом опасным и разрушительным. Но при этом "восточные" персонажи значительно ярче "западных". Место действия романа также делится на Запад (Гуголево) и Восток (Целебеево, Лихов) в миниатюре. "Гуголевская" часть книги изобилует бледными тонами, символами старости, увядания (намеки на угасание европейской культуры), а Целебеево предстает полным сочных красок, но постепенно оно начинает казаться довольно страшным местом, как и Лихов.
Роман написан удивительно красочно, каждая фраза обладает ритмом. Местами язык книги иронически-прост: "Что произошло в лавке Ивана Степанова, отчего там звенели разбитые склянки, на каком таком основании сам лавочник вылетел из избы, а у него с головы на лицо текло липкое вишневое варенье..."
А вот как Белый пишет о "духовной жажде", которую с детства испытывал Петр: "...он, юный нехристь, молился красным он зорям и невесть чему, снисходящему в душу с зарей... вот он странник, один средь полей со странными своими, не приведенными к единству мыслями, но всегда с зарей, с алыми её переливами, с жаркими, жадными её поцелуями..." Или о глазах Матрены: "Погляди ей в глаза, и ты скажешь: "какие там плачут жалобные волынки, какие там посылает песни большое море, и что это за сладкое благовоние стелется по земле?.." Такие синие были у неё глаза - до глубины, до темноты, до сладкой головной боли... два аграмадных влажных сафира медленно с поволокой катятся там в глубине - будто там окиан-море-синее расходилось из-за её рябого лица, нет предела его, окиан-моря-синего, гульливым волнам..." (авторская орфография и пунктуация сохранены).
Я бы назвала язык книги фольклорно-поэтическим, и он настолько заразителен, что после прочтения "Серебряного голубя" хочется говорить именно так - нараспев, с изобилием образных выражений.
Советую прочесть эту книгу всем любителям интеллектуальной литературы.
Свидетельство о публикации №214110700835