История с историей

     Памяти моего отца посвящается

     Саша Соколов родился в довольно большой деревне. Его босоногое детство пришлось на годы войны, на которой без вести пропал его отец. Мать, работая в колхозе, как и все односельчане, помогала обеспечивать продовольствием фронт. Поэтому мальчик за свои неполные двенадцать лет уже многое успел повидать, вернее даже - хлебнуть. Еще до школы пас колхозных коров, осенью помогал оставшимся в тылу убирать зерновые и лен, зимой участвовал в заготовке дров. В послевоенные  голодные годы собирал цветки клевера и оставшиеся на полях после жатвы колоски пшеницы и ржи. Домашнее хозяйство также лежало на детских плечах. К тому же, родившись в голодные времена, еще в младенчестве Саша не раз находился на границе жизни и смерти, и местные бабушки, занимавшиеся его лечением, скептически относились к возможности выздоровления. Однако, жажда жизни и физический труд помогли справиться с недугом и окрепнуть не хуже сверстников. Единственное, чего не видел мальчик, как, впрочем, и остальные дети той поры, так это детства. Из всех забав запомнились только катание на деревянных санках для перевозки дров зимой, да джигитовка верхом на козле летом.
     В школу вместе другими детьми Саша пошел в соседнюю деревню за несколько километров от родной. Ходили целой оравой, поэтому как раз в дороге могли почувствовать себя детьми, шаля и играя друг с другом. К учебе Сашка относился довольно прохладно - из всех учебных предметов любил только историю. Но и к ней редко готовился дома, а просто запоминал все сказанное на уроке учителем, внимательно слушая того и переживая изучаемые события. Во время опроса домашнего задания занимался какими-либо своими делами или просто мечтал. Рассказ учителя представлялся гораздо более интересным, чем не всегда внятные и связные ответы одноклассников.
     …Набегавшись за время перемены, Сашка плюхнулся на свое место за партой, достал из сшитой матерью холщевой сумки чернильницу-непроливайку, перьевую ручку, химический карандаш, амбарную книгу, служащую общей тетрадью по всем предметам, и в ожидании появления учителя в классе обратил свой взор за окно, наблюдая за таянием сосулек под лучами весеннего солнца. Урок начался, учитель отметил явку учеников и приступил к опросу домашнего задания… Внимание Сашки привлекла муха, очнувшаяся от зимней спячки и летающая в пространстве между внутренней и наружной оконными рамами. Вырваться наружу или попасть ей в помещение не представлялось возможным – форточек не было, а щели оконного проема были законопачены мхом и заклеены полосками газет. В одном из углов замкнутого пространства была свита паутина, в которой уже находилось несколько мух. Долго ли этой удастся находиться на свободе и чем она будет питаться?..
     - Соколов! – услышал свою фамилию ученик из уст учителя.
     Сашка встал, одернул носимую на выпуск рубаху, поправил ремень, вышел к доске, поправил несколько растрепанные волосы и начал:
     - В сентябре 1380 года между реками Доном и Непрядвой состоялась битва русского войска с войском татаро-монгольской Орды…
     Учитель улыбнулся и молча отошел к окну. Класс дружно улыбался, но сколь мог внимательно слушал отвечающего. Саша не обращал внимания на одноклассников, изредка поворачивая голову в сторону учителя. Тот с улыбкой кивал в ответ, подтверждая достоверность сказанного.
     - …Перед битвой состоялся поединок между Пересветом и Челубеем, в котором оба погибли. Но победа осталась за русским воином потому, что к рядам своих войск его тело привез на себе конь, враг же остался лежать в поле, - вдохновенно продолжал докладчик, описывая события прошлого так ярко, что казалось, сам был их свидетелем.
     - … В честь победы в этой битве князя Дмитрия Ивановича прозвали Донским, – торжествующе закончил свою речь юный любитель истории.
     Учитель подошел к столу, нашел в журнале нужную фамилию, поставил отметку и, подняв голову, с улыбкой обратился к классу, подводя итог проверки домашнего задания:
     - Исчерпывающий ответ. Отлично!
     Затем повернулся в сторону Сашки, потрепал его по голове и, уже обращаясь к нему, продолжил:
     - Только, Александр, я не вызывал тебя к доске, я просто сделал замечание, чтобы ты не рассматривал мух, а вернулся на урок.


Рецензии
Интересная история, на уроках много чего происходило смешного и нелепого. Детство!

Любовь Ковалева   15.05.2018 14:24     Заявить о нарушении
Да, иногда такого, что вспоминать стыдно...
Спасибо за отзыв!

Николай Мельников 3   16.05.2018 15:35   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.