08-09. Вселенная тантры

В чем же состоит практика, которую здесь, в группе Сергея,  в ее окончательной,  «продвинутой» форме именуют тантрической? Слово «Тантра» переводится как «тайный или оберегаемый текст». Еще одно значение слова – «обеспечение расширения, размножения». Тантризм, если брать это понятие в его высшем философском, а не в вульгарном, бытующим в наших кругах смысле, является теорией единства природы и человеческого тела. Он  рассматривает оба этих объекта в качестве двух сторон единой реальности. Основным инструментом тантрической садханы  является тело. Тантры считают, что для расширения сознания не существуют орудия более совершенного, чем человеческое тело.

Индуистский тантризм, а позднее и буддийский, занимается концентрацией на  теле, данном нам  во внутреннем восприятии – на «тонком теле». Это тело состоит из  невидимых энергетических каналов «нади» и из ряда центров или чакр – средоточий сил, правящих как телом, так и миром. В нижнем из центров спит сотворившая мир, свернувшаяся кольцом сила – Кундалини Шакти. Пробужденная посредством специальных йогических приемов, Кундалини может восходить вверх и, проходя от центра к центру, растворяет их в себе. Тем самым человек освобождается от цепей «явленного мира» и обретает свою подлинную природу.  На наших занятиях мы тоже пытаемся поднять Кундалини, а вернее, для начала учимся чувствовать свою энергетику, приводить ее в движение, очищая каналы, по которым эта энергия должна подниматься.

 Каналы нади загрязняются вследствие наших ошибочных действий, накоплений дурной кармы.  С помощью специальных физических упражнений и концентрации на чакрах мы ощущаем эту энергию и изменяем свое сознание. Тантрические тексты отражают итог многовековой практики освобождения от мира явлений, но что такое чакры и в чем состоит тантрическая картина мира, мы не говорим на наших занятиях и даже не задумываемся об этом. К счастью, есть книги и авторы этих книг, знакомство с которыми мне всегда было интересно. Один из них – мой современник Владимир Данченко, скрывающий свое имя под псевдонимом «№20».  Мой дальнейший рассказ о маленьких  открытиях последних дней я буду сопровождать цитатами из его книги «.Принципиальные вопросы общей теории чакр и тантрическая концепция тела»

 Физиология не знает чакр и не может их знать, поскольку они не существуют вне переживания. Чакры – это результат взаимодействия внешней и внутренней сред организма. Вне зависимости от того, спим мы или бодрствуем, в кору нашего мозга непрерывно поступает поток импульсов, несущих информацию о том, что происходит вне и внутри организма. Лишь их малая часть  поднимается на уровень сознания. Для того, чтобы «квант информации» обрел какую-то значимость в рамках более широкого информационного поля, вслед за первичными импульсами, несущими конкретную информацию о среде, в кору мозга  должен поступить поддерживающий его вторичный импульс, отражающий актуальные в данный момент потребности человека.

Владимир Данченко называет этот импульс – неспецифической активирующей системой (НАС). Мне больше нравится называть его «вниманием» или «концентраций». Когда человек концентрирует свое внимание на чем-либо, он не замечает ничего вокруг, но зато замечает то, что при отсутствии внимания было для него «несуществующим» - энергия отводится с нерабочих участков для усиления рабочих. Йогические практики развития внимания (концентрации) являются попытками овладеть сознательным контролем над функцией НАС во всей ее творящей миры полноте.  Происходит расширение сферы сознательности. Получив поддержку со стороны НАС, внутренняя информация о состоянии нашего организма становится  осознаваемой наряду с внешней. Появление видений  так называемых тонких миров связано  с полным вытеснением с уровня сознания информации о внешней среде и заменой ее информацией, поступающей изнутри организма. Необходимым условием для этого является максимально полное отвлечение всех органов чувств от внешнего мира.

 По мнению ряда специалистов, мозг не способен осуществлять процесс мышления, если лишен сенсорной информации.   Наше сознание не автономно, оно является процессом переработки поступающей информации. Когда сознание лишается информации о внешнем мире, наступает ментальная тишина. Однако способом существования коры мозга является его непрерывная активность – обработка поступающей информации. При отключении от внешних чувств, наше внимание усиливает  те импульсы, которые протекают в особых  зонах телах – чакрах. Реальность человека начинает строиться теперь этими импульсами, и он попадает в иной мир.

Основной поток астральных событий протекает независимо от нашего сознания – внутренняя жизнь тела не зависима от нашей воли, но от ума визуализируемые события получают свою форму. То, что мы видим в тонком мире, обусловлено нашими подсознательными ожиданиями или культурным багажом. Например, прежде, чем достичь определенных мистических сил, практикующие долгое время изучают Учение и  фиксируют на нем память. Так  что же иное, кроме собственного, нажитого и впитанного во время своей предварительной практики, они могут увидеть в своих опытах? Именно поэтому рассказы практикующих о их мистических достижениях внушают мне доверие, но ровно ничего не доказывают!

Для классических йогинов проблема реальности получаемой в тонких мирах информации не существовала, их практика преследовала другую цель – освобождение. Все прочее рассматривалось как искус, уловки майи. Приученная к такому подходу, я все еще испытываю дискомфорт от публичного обсуждения наших мистических опытов – настоящих и будущих. В моей прежней школе это считалось дурным тоном и невежеством, а интерес и привязанность к этим достижениям - «цветам у дороги к истинной цели» - считалось препятствием к достижению самой цели, а не совсем не стимулом и не показателем «продвинутости».

Интересен вопрос, порождены ли тонкие миры, которые мы действительно способны увидеть,  нашим телом или они существуют сами по себе? Существуют ли объективно миры, более тонкие, чем физический мир? Многим любителям ментальной экзотики не нравится такое сомнение. Не прибегая к умножению сущностей, то есть к представлениям о космических планах и мирах, такой подход заземляет полет нашей фантазии и обедняет возможности наших интеллектуальных игр .

Но, думаю, что подлинная причина нашего «умножения сущностей» заключена не в ментальных иллюзиях, она обусловлена смутным ощущением нашей изначальной родственности всей остальной вселенной. Глубинное чувство единства с миром не дает нам принять идею о том, что мы изолированы от мира своими анатомическими границами. Например, оккультная теория утверждает, что наш индивидуальный внутренний мир представляет собой лишь крошечную часть огромного невидимого мира. Более того, не мы, а мир в нас  порождает большинство внутренних  процессов, а мы только воспринимаем их. Теория тантризма считает, что  воспринимаемые нами тонкие миры порождены не только нашим индивидуальным телом.

Тантризм не исчерпывается индуиистскими и буддистскими Тантрами, в которых он обрел свое наиболее полное изложение. Элементы тантрического  видения мира обнаруживаются в учениях даосов (Китай, Книга Перемен), у кельтских друидов, у мексиканских индейцев (книги Карлоса Кастанеды), у христианских гностиков. В основе всех этих учений  лежит идея о  единстве природы и человеческого тела – двух сторонах одной и той же реальности.

 Основным инструментом тантристов  является тело, тогда как в более привычной для меня, ведической концепции – сознание.  Для тантристов сознание можно изменять, изменяя точки его подключения к телу. Именно так делал Дон Хуан, сдвигая у Карлоса его «точку сборки» и этим перемещая его в мир иных реальностей.

Понимание тела в тантрах  не сводится к видимому физическому, оно глубоко мистично. Существо человека не имеет какой-либо формы, оно состоит из сил, токов, энергий, конденсация которых создала физические органы. Точки тела, в которых эти космические энергии кристаллизуются в качестве тела и, наоборот, качества тела трансформируются в психические силы, есть чакры.  Не правда ли, интересно? Для тантриста  тело есть совокупность физических проекций всех планов реальности. Сознание отражает мир через тело, поэтому, если мы хотим увидеть мир в его истинности, наше тело должно стать подобным отполированному зеркалу. Тело не только микрокосм, копирующий макрокосм, но и посредник между мирами, точка как физического, так и любого другого мира, через которую можно вступить в контакт со всеми уровнями проявлений, стать проводником их сил и, победив их, вернуться «к Себе».

 Мы состоим из некоторого количества центров сознания, которые располагаются от макушки головы прямо вниз до основания позвоночника. Каждый из центров напоминает станцию приема различных волн. Индивидуальное сознание, подобно фильтру, отбирает отдельные вибрации, более предпочтительные для нас  в соответствии со средой, традициями, «фиксированными идеями».  Такова оккультно-йогическая точка зрения. Тантризм же утверждает, что всеобщие миры – космические планы - создает  наше индивидуальное тело. Визуализированные события обусловлены и нашим телом, и мирами, порождающими наше тело. А откуда берутся эти миры? Они порождаются мирами других людей, животных, растений и даже минералов.

Как объяснить тот факт, что в результате деления клеток, образуется столь сложный, неоднородный организм, как тело человека? Только наличием всеобщего поля, которому эти клетки соподчинены, формообразующему биологическому полю, не сводимому ни к одному из известных физических полей.

Основу организма, как саморегулирующей системы, составляет определенный энергетический каркас, имеющий внутреннюю и внешнюю части.  Внутренняя часть обнаруживается в виде точек акупунктуры, выходов энергетических каналов, внешняя  - в виде энергетической оболочки, гораздо более объемной, чем контур физического тела. Чем тоньше оболочка, тем больше ее объем. Самое тонкое тело (атмическое), возможно, занимает объем Вселенной и есть одно единственное для всех живущих. (Вспомним изречение Вед: «Я есть ТО»). Таким образом, все живое на земле связано друг с другом полями различных свойств и в различной степени. Убивая других, мы тем самым не можем не убивать себя – вот убедительное объяснение необходимости соблюдения заповедей, присутствующих почти в каждой религии.

Характерной особенностью тантрической теории является представление об иерархии миров,  создающих целостный организм человека. Индуизм называет их Покровами майи. Наиболее грубым и очевидным уровнем восприятия является наше физическое тело – вещь среди других вещей предметного мира. Материал для него поступает из пищи, поэтому его и называют Покров Пищи – Аннамайя.

Однако тело дано нам в ощущении, а ощущения связаны с движениями тела и в теле. Движется то, что дышит, да и сами движения в теле напоминают нам дуновения ветра – вайю. Поэтому второй покров – восприятие схемы тела - назван Покровом Дыхания или Жизни (праны) – Пранамайя.

Далее объектом нашего восприятия могут становиться сознаваемые нами психические и познавательные процессы – содержание нашего внутреннего мира, чувства и мысли. Это Покров Ума или Души – Маномайя. Тантрическая традиция  не разделяет витальный и ментальный планы, рассматривая их как два взаимопроникающих аспекта Маномайи – мы переживаем содержание нашего внутреннего мира, а не просто знаем его, мысленная информация воспринимается нами  в образной форме.

 Мудрецы оказались способны различить, что наши мысли, творческое разрешение трудных проблем приходит к нам из какого-то надсознательного источника. Причины наблюдаемых нами интеллектуальных и эмоциональных явлений лежат не в сфере нашего мышления, а в наших неосознаваемых  мотивах, установках и стереотипах. Это мир каузала, место, где фиксируются наши санскары – подсознательные следы наших прошлых действий, стремящихся к проявлению. Этот уровень восприятия дан нам лишь через  его  плоды и назван Покровом Мудрости – Виджнянамайя. Каузальное тело, формирующееся на этом уровне, слабо восприимчиво к случайным внешним воздействиям (в отличие от астрального тела), но оно программируемо: если достаточно активно и целенаправленно заряжать его определенными санскарами, то есть фиксировать память на определенных идеях – Истинах, мы в конце концов обнаружим, что наши действия начинают естественно  без усилий с нашей стороны течь в требуемом направлении. Это как раз то, что я наблюдаю в себе в последнее время: не слишком впечатляющая меня мантра Приверженности, многократно повторяемая нами в состоянии автомата на каждом занятии, невидимо, но явно меняет мое восприятие, отношение, поведение и даже пристрастия. Но об этом позже.

К Покрову Виджнянамайи относится так же Ишвара, та часть сознания,  что не запятнана санскарами. Ишвара воплощает в себе источник наших качественно новых проявлений в познании  и творчестве, он нацелен не на сохранение частного постижения, а на преодоление его, на процесс развития. Ишвара – это божественное в нас, наш Хранитель Пути, источник внутренних интуитивных озарений и переходов от старых форм знания к новым.

Далее  совсем интересно. Мудрецы пришли к выводу, что истинное счастье не может быть основано на каких-то объектах, поскольку они непостоянны, но становится достижимым в случае преодоления конфликта между Я и не Я. Уровень восприятия, на котором постигается единство человека и мира, назван Покровом Благодати – Анандамайя. Некоторые авторы называют подобное восприятие  космическим сознанием – ощущением единства со всей жизнью – высокой и низкой, большой и малой, доброй и злой. Это  новый способ бытия, а не его новая форма. Анандамайя не исчерпывается внешним миром, но включает в себя мир внутренний. Наступает тантрическое видение, когда Зрящий полностью сливается со Зримым, предаваясь созерцанию всего, что есть. Тантры используют при этом эротическую символику: Пракрити (зримое) встречается с Пурушей (зрящим) и отдается ему, сбрасывая с себя все покровы иллюзии. «Откажись от Пуруши в себе и стань Пракрити, - призывают Тантры, - Тем самым ты обретешь единое тело и займешь место в вечности»

Все описанные  покровы сознания скрывают нас, «Свидетелей покровов» от самих себя, от своей истинной сущности. Освобождение от всех покровов составляет цель йогической практики.


Рецензии