08-10. Чистка подсознания или цветы у дороги

Фиксация памяти - частое и настойчивое повторение определенных идей, незаметно, но неотвратимо оказывает влияние на наш тонкий план. Я не придала бы этому особого значения, если бы не стала замечать в себе изменений, которых не ожидала. Так прежде отвергаемые книги, автором которых является наш Гуру, стали вдруг воспринимаются мною иначе. Испытанный мистический опыт, полученный во время практических занятий, дал новый, важный толчок к пониманию того, что мы делаем в группе.

 Подсознание, которым мы не управляем, создает мотивы наших желаний. А желания, как известно, главная причина наших страданий. Чтобы овладеть подсознанием, необходимо освоить особую практику -  медитацию. Во время медитации наше обычное сознание не работает, а внимание обращено на  подсознание, которое «мыслит» очень просто, без полутонов – либо да, либо нет. Достаточно записать в него новую информацию, чтобы рассеять опыт («опыт различения»), который наше истинное Я приобрело во времена, когда погрузилось в астральный мир и захватилось им. Для возврата в прежнее состояние нужно либо убедить себя в ошибочности прежних идей, либо ввести в подсознание противоположную информацию, то есть выполнять фиксацию памяти на процессе, обратном процессу отождествления с жизнью. Задача медитации –сделать сознание прозрачным – стереть с него всякие фиксированные идеи.

Нечто подобное без всяких заслуг с моей стороны я испытала во время  медитации Завершения, когда мы практиковали на квартире одного из наших практикующих. То ли тогда сказалась моя усталость от 20-и минутного выполнения довольно трудного упражнения - «Молитвы стоя», то ли я получила подарок свыше, но в тот момент все мысли, пролетавшие  в моей голове, меня никак не затрагивали: они казались чем-то внешним по отношению ко мне. Я  совсем не чувствовала своего тела: ничего меня не сковывало, даже несмотря на позу лотоса, в которой я пребывала. Я также не имела мнений по отношению к тем, кто занимался рядом, и к тому, чей портрет висел на стене, выполняя роль иконы. Не было во мне ни экстаза восхищения, ни критики, и в этом состоянии «пустоты» мне было очень комфортно. По словам Гуру, на которые я наткнулась в его книге днем позже, «пустота – это совершенное состояние, в котором вся информация приведена в порядок, а фиксированные идеи отсутствуют».

От описания «цветов при дороге» снова перейду к теории. После очищения астрала мы должны сделать прозрачным и свой каузальный мир – стереть из него мотивы наших желаний. Если в астральном мире мы имеем фиксированные идеи, делающие различения между тем, что нам нравится и тем, что не нравится, то в каузале, видимо, хранится опыт, предшествовавший этому различению – еще более глубокий источник нашего отождествления.

Так ли уж отличается данная школа от пути Успенского? Последний нацеливает нас на пробуждение – достижение состояния, свободного от отождествления: от воображения, механистичности, от подверженности отрицательным эмоциям и вообще – влияниям жизни. Ну чем не фиксированные идеи? Ясно, что все перечисленное - наши препятствия,  которые крайне трудно преодолеть. Эзотерический буддизм, похоже, предлагает специальные техники избавления от отождествления.

В моей голове постепенно всё вставало на свои места и уже не противоречило друг другу. Прочие любимые мной школы давали  мне теорию и играли роль «будильников», здешняя помогала измениться, воздействуя на тело. Опыт приходил в результате упражнений, способствующих накоплению праны, и дарил состояния, которые убеждали сильнее, чем слова.

Что такое прана? Понимаем ли мы  ее природу  или просто даем имя тому, чего  не знаем? Согласно индусской традиции, прана – всеобщий нематериальный принцип, сущность любых форм движений. Все живые существа представляют собой машины, приводимые в движение внешними силами – праной, все живое черпает свои жизненные силы из всеобщего океана праны.

Энергия, обеспечивающая жизнедеятельность организма, поступает в него извне. Из чего? Из пищи? Воздуха? Впечатлений? Процесс пищеварения лишь отнимает силы, хотя  в результате его из пищи высвобождаются особые вещества, дающие энергию. Бодрящее воздействие воздуха и солнца общеизвестно. Философия Санхья называет объекты внешнего мира «пастбищами чувств», Гурджиев  рассматривал внешние впечатления как одну из форм пищи наряду с воздухом и едой. Природа через наши восприятия передает нам энергию.

Мы получаем прану в процессе восприятия внешнего мира, а не из самих восприятий,  не из воздуха, а в процессе дыхания. И пищеварение, и дыхание, и восприятие аналогичны в том смысле, что это – процессы взаимодействия организма с внешней средой. Такое взаимодействие происходит посредством рецепторов – особых нервных аппаратов, преобразующих  энергию нервных раздражителей в энергию нервных импульсов. Рецепторы расположены по всему телу и собирают энергию  из внешних зон – органов чувств, и из внутренних – чакр. То есть, в организм поступает не энергия, а вещество и информация, энергия образуется внутри нас за счет процессов взаимодействия. Эта энергия (Шакти)  соединяется в мозгу со своей информационной половиной (Шивой), и в результате этого мы осознаем то, что нами постоянно бессознательно воспринимается.

Дыхание – единственная непроизвольная функция организма, поддающаяся сознательному контролю, ею и пользуются йоги, чтобы установить контроль над Шакти – энергетическим подпитывающим импульсом или Вниманием, которое может быть направлено как на внутренние, так и на внешние миры - на различные Покровы майи. Тренируя задержки дыхания и отключение от чувств (пратьяхару), йогин овладевает силой, творящей миры – энергией взаимодействия, благодаря которой осознается информация, которая всегда присутствовала в нас или вокруг нас.

Чтобы испытать на практике все мои измышления по поводу происходящего в нашем теле, я посетила несколько занятий для «продвинутых» (весьма относительное определение наших практикующих!) по системе Тантры Ваджраяны. Суть ее – предельная концентрация на установлении энергетической связи с Достигшим – с ныне живущим и реальным Гуру, через которого к нам идет помощь и приобретается  мистический опыт, который был бы недостижим для практикующих на их собственном уровне. Эта связь устанавливается путем постоянного представления образа Гуру, длительного повторения мантры в унисон с голосом Учителя, выполнения мудр и пранаям и, конечно же, почти часовой «Молитвы стоя». В последнем упражнении контакт с Гуру – просьба к нему о помощи в достижения освобождения и просветления – устанавливается через речь (громкое произнесения вслух обета приверженности), мысль (мысленную визуализацию образа Гуру) и тело (многократные опускания из вертикальной стойки  на пол в позу 8-и точек и возвраты, желательно без помощи рук, в ту же стойку).

Происходившее отдаленно напоминало «Сан Киртан» кришнуитов, на которых мне случалось присутствовать и участвуя в их многочасовом хоровом пении мантры «Хари Кришна» с постепенным вхождением в экстаз слияния с Кришной. Но напоминало только отдаленно. Если там после, да и во время занятия, у всех возникало состояние блаженного отупения с безумно счастливыми и ничего не видящими вокруг себя глазами участников медитации, то здесь моя голова оставалась абсолютно ясной, как во время занятия, так и после него. Более того, неожиданно появлялось ощущение ментальной тишины, пустоты, в которой оставались мои мысли – ясные и спокойные, но без всякой примеси эмоций, пристрастий – возражения или, наоборот, восторженности.  Я как будто бы созерцала и свои мысли, и все происходящее, и саму себя, и становилась процессом деяния, независимо от того, нравилось ли моему телу участвовать в этом процессе или нет. Мне почему-то нравилось.

Поясню точнее. На наших основных занятиях по буддистской йоге  далеко не все позы и упражнения давались  мне легко. Но я старалась, вкладывая в свое старание всю страсть, превращая себя порой в Александра Матросова, кидающегося на амбразуру. Со стороны у меня, наверное, при этом бывало достаточно зверское выражение лица. Здесь же я была не деятелем, а действием, и саму себя ощущала спокойной. Сказали – выполняю, а оценивать это - возражать или упиваться своим страданием, усталостью - почему-то не хотелось. И это новое состояние скорее случалось со мной, чем было плодом моих намерений.

Далее. После занятия еще долгое время во мне сохранялась ментальная тишина. Куда-то полностью исчезли мои комплексы общения и неуверенности или, наоборот, апломба, возникло желание и возможность  жить только в сейчас, а не во вчера или в завтра. У меня чисто теоретически оставалась масса замечаний к технике или методике используемой практики, но я легко допускала, что они могут быть моими фиксированными идеями. Я ощущала себя Портосом, который любил говорить: «главное, ввязаться в драку, а там посмотрим». Я «ввязалась» и обнаруживала в себе интересные изменения, которые оценивала  как положительные, и хотя одной из моих Я было  все еще страшно стать жертвой зомбирования сектой, внешне смахивающей на еретическую, другой моей Я хотелось пройти этот путь, если не до конца, то хотя бы до получения какого-то плода.

Впрочем,  как раз о получении плода мне особо не думалось. Моя так внезапно наступившая  «ментальная тишина» как раз и заключалась в том, что меня на какое-то время перестала волновать цель, конец пути, а притягивал сам путь, как процесс. Получу ли я освобождение или нет (я даже не верила, что то, что здесь получают за какие-нибудь два-три года, можно считать действительным освобождением), подниму ли свою Кундалини или нет (заманчиво, но что с этим делать потом?), испытаю ли мистический опыт или нет (мои «фиксированные идеи» пока еще считали такой опыт соблазном и препятствием истинной практике), - не важно. Мне было хорошо и комфортно в самом процессе, я никуда не спешила. Эта «комфортность» благотворно отражалась на моей обычной  жизни, на моих отношениях с окружающими и снимала состояние «белой вороны» в любом обществе – состояние, когда я не могла найти себе место и применение в мире окружающих меня людей и, в то же время, не желала отшельничества, полного ухода от жизни  социума.

Еще несколько слов о «цветах у дороги». Однажды, во время выполнения последнего упражнения «Тренинга ветра», я явственно ощутила какое-то необычное шевеление в позвоночнике. По спине - от копчика до головы - как будто бы что-то ползло или лилось и немного вибрировало. Никакого предварительного разогрева копчика, описываемого знатоками, не было. Интенсивной практикой дома, помимо наших занятий, я  себя не утруждала – нет ни условий, ни времени. Разве что читала книги об «Учении» и «взбивала» в голове его идеи. Неужели этого достаточно для пробуждения Кундалини?

 Кроме того, даже не делая никаких упражнений я подчас ощущала легкое вибрирование вдоль спины и особенно в голове, где-то в затылке. Словно туда забралось и било крылышками маленькое насекомое. Сны стали яркими и более связными, я почти осознавала в них, что нахожусь в мире видений, но, в то же время, созерцала происходящее, а не воображала его. В других упражнениях Тренинга иногда ощущались интересные эффекты, описываемые Сергеем, иногда нет. Иногда не такие, как он описывал, но явно не стандартные. Менялся и мир вокруг меня – обстоятельства начали оберегать меня от соблазнов нарушать заповеди: мне либо не сходило с рук их нарушение, либо сама ситуация уводила меня прочь от греха. Уточнять не буду.  Все это крайне интересно, хотя многое можно объяснить либо моим психологическим настроем (к чему нацеливаешь внимание, то и замечаешь!), либо чисто физиологическими процессами в организме. 


Рецензии