Колобок - кибернетический клубок

В кабинет ворвался старик с воплями:

- Получилось! Получилось!

Секретарша удивленно посмотрела на этого странного старика и не успела сказать ни слова, как он уже вбежал в кабинет ее босса.

- Получилось! – сказал старик грузному человеку, сидящему в кресле.

- В чем дело, Александр Георгиевич? – спросил он, заранее улыбаясь.

- Искусственный интеллект!

Этот грузный человек поднялся и подошел к Александру Георгиевичу. После того, как босс отстранил вбежавшую секретаршу, они продолжили разговор.
 
- Вот он, – торжественно сказал старик и положил круглый шар на стол.

- И что это?

- Это мой первоначальный вид головы человека. Этот искусственный интеллект будет воспринимать информацию в 3 раза лучше от обычного человека.

Он поднял полотенце от шара, и большой человек увидел не голову человека, а колобок.

- Так это же колобок! – удивлено воскликнул он.

- Да, знаю. Дело в том, что виртуальный мозг стал идеально круглым и пришлось сделать также и голову.

Внезапно грузный человек разразился смехом.

- Нет чтобы жить как все, придумываешь эти все твои изобретения. У меня еще голова болит от твоего недавнего «мозгоускорителя».

Александр Георгиевич покраснел от такой насмешки.

- Нет, Борис Алексеевич. Я так жить не могу. Надо ведь кому - то миру помочь.

- Таких помощников в мире полно…

- Но не всякий может создать вот это. – И он еще раз показал на колобка.

- Ладно. Покажи мне, что он может.

Александр Георгиевич взял один перочинный ножик.

- Его оболочка – непробиваемая, и поэтому его мозг очень хорошо защищен. В состав этого защитного слоя я добавил резину, животин… и хлеб.

- Хлеб?

- Да. Я заметил, что тот хлеб, что готовят сейчас, очень… ну, его трудно разжевать, и добавил его в состав. Результат замечательный!

Старик взял нож и со всей силы ударил его в голову колобка. Нож потонул до ручки, но после того как Александр Георгиевич вытащил его, там осталась только маленькая вмятина.

- Дело в том, что вся эта масса смещает мозг в другую сторону и мозг остается невредим.

Борис Алексеевич задумался.
- Что ты хочешь мне предложить?

- Этот робот сейчас, скажем так, только зародыш, - кинулся обьяснять Александр Георгиевич, - и как всякий другой зародыш он должен будет развиваться, но только в отношении интелекта! Потому что видите ведь – тело у него ни туды-ни сюды развиться не сможет!

- Да, да, вижу…

- И вот значит мне нужно узнать, - продолжил старик, не давая никаким факторам шанса остановить его речь, -  насколько быстрее он развивается, в сравнении с обычными детьми.

- А он не будет угрожать здоровью наших детей? – с некоторым подозрением отнесся к сей идее Борис Алексеевич. 

- Нет. – категорично и твердо заявил пожилой изобретатель, - У него совесть развита в трое больше, чем у других существ.

- Ну хорошо. – Со вздохом все же согласился „босс”, и не надеясь, что его собеседник примет какой-либо отказ, - Вот только как его зовут?

- Я решил назвать «ультромескопическиплазменоманический мозг.»

- Не надо нам этих названий. – отмахнулся Борис Алексеевич, -  Пусть будет просто Колобок! Колобок, колобок – кибернетический клубок. – начал вдруг он напевать себе под нос, взяв в руки ручку, давая этим движением знать, что закончил. - Не надо нам таких названий, от которых язык сломаешь.

- Но такое… простое… или даже смешное название. – все не сдавался старик.

- А ты посмотри на него! Он сам смешной и простой. Ладно, ладно, значит так… Сперва пусть познакомится с миром у тебя дома. После отдай его в детский сад для общения с детьми и там уже в школу. Посмотрим, что вы наделали на этот раз.

***

Старик сидел на кресле и ждал свою старуху. Старуху звали Елена Семеновна. Она была отвечающая за дом, или даже его хозяйка.

Вот сейчас она уже должна была прийти, но прошел час, а там и два. Телевизора у них не было, Александр Георгиевич предпочитал чтение книг. Но сейчас читать не хотелось. Он ждал свою супругу, чтобы разделить с ней впечатление от появления на свет колобка. В конце концов от ожидания он начал входить в дрему и проснулся от сильного хлопка двери.

- Наполеон он мне! А кто отвечать будет за газ и воду?

Как и многие бабушки, Елена Семеновна очень любила говорить сама с собой. Этим она, наверно, показывала своему мужу с порога свое настроение.

- Что случилось, душенька? – спросил он ее реторическим вопросом.

- А. Этот Сименон… Даже не хочу о нем говорить.

Взяла кусок отрезанного хлеба и запихала его в рот.
 
- Наш завхоз, - продолжила она, немного прожевав, -  говорит, что не имеет ничего общего с продырявленной трубой газа в нашем подъезде. Меньше пить надо, говорю ему я. А он отрицает… эй, что это?

Она подошла к креслу и увидела нашего колобка.

- Ха! До сих пор играешь в игрушки, Александр Георгиевич.

Это значит, что теперь настала очередь Александру Георгиевичу говорить.

- Не игрушка это, Елена Семеновна. А робот с микроскопическим плазменным устройством.

- Да где же здесь микроскопическое устройство? Во какая голова у него!

Александр Георгиевич, смутившись, постарался сменить тему.

- Это виртуальный человек, но сейчас это только робот. Будет теперь с нами жить!

- ЧТО! Мне еще не удается стереть огромное пятно от твоей ускорительной соковыжималки.

- Да это же ты неправильно нажала.

- Не хочу ничего слушать. Все.

- А я настаиваю.

Постарался дать отпор ей, проявив мужественность.

- Чего? - спросила она снова, заметив то, как брови ее мужа сдвинулись к переносице. 

- Если ты не хочешь иметь электронного внука, то я хочу!

Бабушка ничего не сказала.

- Ну ладно, делай что хочешь. Мне все равно.

Она сделала вид, что хотела уйти, но быстро вернулась и начала смотреть открытие великого изобретения.

Старик дрожащими руками нажал на кнопку. Глаза робота медленно открылись и колобок впервые увидел мир в лице бородатого человечка с маленькими очками и открытой от изумления челюстью старухи.

- Ну вот. А я что говорил!

Колобок начал крутить глазами во все стороны, осматривая свою комнату.

- Добро пожаловать, внучек.

***

Старик не медлил и тут же отправил его в детский сад.
- Так он быстрее освоится, – говорил он старухе.

Он положил колобка на ковер в садике и объяснил воспитательнице получасовую лекцию, из которой она, естественно, ничего не поняла.

А колобок в то время уже вовсю смотрел на этих детей, которые залазили на столы, шкафы и игрушки. Он обратил внимание, что они передвигаются с помощью рук и ног. Рук в большей мере. И попробовал сделать это сам. Как странно, что он не уперся в землю, а покатился по ней. Он не чувствовал опоры. И резко завернув, остановился. Другие дети с любопытством смотрели на катившийся шарик и все, как один, начали крутиться и думать – почему он умеет катиться, а они нет. Колобок же думал, почему они могут ползать, а он нет. Такой вид ползания продолжался час, когда колобок полностью научился управлять собой. Труднее всего было научиться языку. Целыми днями старик показывал какое - нибуть действие и потом обьяснял это действие. Через несколько недель колобок уже мог разговаривать и далеко ушел от своих сверстников.
Его перевели в старшую группу, где учили азбуку и граматику. Это было очень легко благодаря обширной карте памяти мозга колобка.

В один обычный день колобок сидел и наблюдал за другими детьми. Внезапно один мальчик упал, ударил себе коленку, и из его глаз полилась вода. При этом он издавал очень странные звуки, похожие на вой водосточной трубы, что находилась в квартире колобка. Только намного громче.

- Хм. Странно, что это?

Колобок испугался.

- Кто это говорит?  Что это за голоса внутри меня?– все изумлялся он.

Колобок начал оглядываться, но не нашел никого, кто мог все это говорить. Не находя ответа, колобок решился обратится с вопросом к воспитательнице – именно к той, кто должен был знать ответы на абсолютно все вопросы.

Он покатился к учительнице и спросил:
 
- Извините. Вы не знаете, кто это говорит то, о чем я думаю?

Учительница немного подумала и ответила:

- Это твои мысли…

- Мысли?

- Да… Как бы тебе обьяснить. Никогда не думала, что хоть кому-то это придется обьяснять! – изумилась она самой себе не вольно засмеялась, - Люди ведь никогда не задаются вопросом, откуда их мысли взялись. Они к этим мыслям привыкают. Эти мысли у них явно с рождения. Мысль вероятно зарождается вместе с человеком. А ты, кто родился вот прям так… ты к этой мысли явно не привык…

- А я что, не такой, как все?

Воспитательница вдруг вся вздрогнула, додумавшись наконец, что таким замечанием явно могла бы задеть чувства колобка, если же все таки они у него есть… чувства эти. Она еще некоторое время размышляла, будет ли колобок доволен тем, что не похож никак на других, или же это его наоборот разочарует. Ведь все же каждый стремится быть особенным… Но все же каждый желает оставаться таким же человеком, дабы остаться в обществе и не быть всеми презираемым до конца своих дней.

- Нет. Такой же, как и мы все. – сдалась она и выбрала последний вариант.

Она задумалась еще раз. Но было уже поздно… Колобок покатился дальше.
 
***

И наконец колобка перевели в школу. Естествено, тот этап по познанию жизни, самый трудный, был пройден, и теперь нашему колобку было очень просто использовать свою карту памяти, которая в любой момент могла найти нужную информацию.

В первые дни школы колобок только получал знания от учебников, но наступил день контрольной работы.
Ему дали листок и ручку. Все ученики взяли ручку в руки и начали писать. Конечно, наш колобок написал бы все на отлично, намного лучше всякого другого отличника в этом класе. Но он просто не мог взять ручку. Даже его гениальный мозг не мог понять – почему они все пишут, а он не может? Появилось то же непонимание, что и при его первом появлении  среди людей. Он ведь не знал, что он не относится к людям и поэтому пытался взять ручку в руку, которой не было. Так он провозился с ручкой весь урок, пока не прозвенел звонок.

- Всем издать листы на стол. Утром я проверю ваши работы. – проговорила громко учительница.

Все вышли. Колобок подкатился к доске, у которой сидела за огромным столом преподовательница и потому не могла его увидеть.

- Извините! – крикнул он учительнице.

Она подняла голову от контрольных работ, но никого не увидела. Решив, что этот мальчик маленького роста, она наклонилась и увидела маленькую круглую головку, которая все пыталась прыгнуть и тем самым привлечь внимание учителя.

- Ой! – вскрикнула учительница.

- Ну что же вы так долго-то? – спросил колобок учительницу, уставший от постоянных попыток подпрыгнуть.

- Ох, простите, не приметила, - автоматично выкрикнула колобку девушка, сама себе удивишись, потому что очень трудно впрочем не приметить голову без тела, сидящую за партой, готовящуюся к тесту.

- Извините. Я не могу взять ручку. – пояснил проблему колобок.

Учительница покраснела, но после взяла себя в руки и вышла в свой кабинет. Через минуту она вновь появилась, неся с собой большую доску. Но это была не простая доска.

Вдруг он увидел на ней круглого коричневого человечка. Колобок подкатился ближе, чтобы разглядеть его получше. Незнакомое существо повторило движение. Колобок склонил голову. Странное существо тоже. Тогда колобка осенило: „Это же я!” Это маленькое существо так не похоже на тех, с кем он был рядом! Без тела, без рук, без ног. Он понял, что он – другой. И мысль эта была шокирующая… Все те слова воспитательницы из детского сада были ложью. Нет, к сожалению, он не такой как все. У него нет рук, нет ног, нет тела… Он молча покатился из класса. Прохожие молча и удивленно смотрели на него и проходили мимо.
 
***

Колобку так и не хотелось входить в квартиру. Он долго стоял у двери и ждал, когда кто – нибудь откроет. Внезапно дверь отворилась и колобок вкатился в комнату.

- Что случилось? – спросил старик своего теперешнего сына и внука, заметив, что колобок явно сегодня не в духе. Он уже приготовился к тому самому разговору, которого ждал день ото дня.

- Почему ты мне не сказал, что я другой?
 
„Момент настал!” – молвил себе дедушка теперь. Он озадачено поглядел на колобка и присел около него.
- Видишь ли… В начале я даже и не считал это нужным. Я думал, что роботу с искусственным интелектом это знать не к чему. А потом вдруг я узнал, что у тебя есть эмоции, а не просто интелект... Это меня, конечно, очень удивило, потому что откуда же взяться эмоциям, когда только одна голова и имеется?
 
Колобок грустно посмотрел на дедушку.

- Так кто же я?

Старик усмехнулся и потрепал колобка по единнственной части тела.
 
- Честно говоря, я и сам не знаю. Ты – чудо! Ты есть чувство, созданное одним лишь интелектом, а не сердцем. Тебе повезло.

- Мне не повезло, что я не человек. Везет вам. Вы и не подозреваете, как вам повезло, людям. Вы - идеал. А я - только большая голова. 

Дед, не зная, что можно еще сделать, только обнял колобка.

- Ты больше, чем обычный человек…

- Потому что у меня виртуальный мозг?

- Нет. Потому что ты осознаешь, что такое быть человеком. Это не осознают многие из тех людей, которых ты встречал.

Колобку полегчало. Полегчало не только от того, что он больше, чем человек. А от того, что около него есть близкий, который принимает его за человека.

Внезапно в квартиру ворвались полицейские и люди в халатах. Они без объяснения вырвали колобка из рук деда и понесли его прочь.

- Дедушка!

- Колобок!

Воскликнули они в один голос.
 
- Что случилось? Я требую объяснений!

- Успокойтесь, Александр Георгиевич. Мы вам за него заплатим большую сумму. Только не говорите другим фирмам об этом открытии.

- Не нужны мне ваши деньги. Только отдайте его мне.

- Ага. – протянул неприятный человек в халате. – Вы думаете, что другие фирмы заплатят больше! Я на это и надеелся. Инспектор, объясните ему, – сказал этот ученый и удалился прочь.

- Да. – Инспектор в форме подошел к Александру Георгиевичу. – У вас есть документ о принадлежности этого изобретения вам?

- Нет,- неуверенно протянул старик.

- Вот так. По закону все никому не принадлежащие изобретения принадлежат какой - нибуть фирме.

- Это абсурд. Нет такого закона.

- Как знаете. Я свою работу выполняю до конца.

- Да он же не изобретение. Он человек!

Со всех сторон понесся нечеловеческий смех.
 
- Только с очень огромной головой и несуществующим телом, – крикнул инспектор, выходя из комнаты. За ним вышли и другие.
 
***

Старик уже давно не вставал с постели. Беспощадная болезнь все сильнее и сильнее тащила его к смерти. Как ни старалась Елена Семеновна излечить его, все было напрасно. Конечно, она знала причину болезни. Совсем недавно к ним приходил Борис Алексеевич с адвокатом. Были плохие вести. Та фирма, которая отобрала колобка, была очень богата и было бы бесполезно сражаться против нее в суде. После этого Александр Георгиевич перестал есть и принимать лекарства. Через месяц его похоронили.

*        *         *

Колобок сидел в своей камере и не отвечал на вопросы людей в халатах, которые стояли вокруг него.

- Может этот старик знает какой – нибудь код за работу этого колобка? – спросил один ученый после очередной попытки проявить знания колобка.
 
- Да вот только он несколько дней назад умер.

- Дедушка! – прошептал колобок, услышав слова ученого.

Он лег на бок и бессмысленно посмотрел в стену. Теперь он понял, почему у того маленького мальчика в детском саду из глаз текла вода. Но к сожалению у колобка не было желез, вырабатывающих эти капли. Колобок полежал еще не много и закрыл глаза.

*         *         *

На следующий день заведующий кафедрой этих ученых зашел в камеру колобка. Он каждый день заходил туда, чтобы проверить – все ли на месте?

- Эй, вставай! – крикнул он ему. Колобок не двигался.

- Эээй! – крикнул он ему еще раз. Та же реакция.

Подняв его, он открыл пластинку, лежавшую на глазу колобка. Там не было зрачка.

Когда собрались все ученые и обследовали тело колобка все было на месте. Начались предположения.

- Он не работает, потому что поврежден складочный диск. Вот посмотрите.
 
- Куда посмотрите? Куда смотреть? Диск в полном порядке! Нет никаких шансов, чтобы какое-нибуть тело вошло внутрь робота и повредило диск. Защита максимально прочная!

- Вот я и говорю... – выкрикивал еше один ученый, - Он не работает, потому что карта памяти истерлась. Перенагрузка, или еще чего… Не каждая память может выдержать информацию больше четырехсот гигабайтов например.

- Да нет, с ней все нормально!

- Эй!

Все повернулись к одному очень старому ученому. Он был настолько стар, что паутина у него находилась в переднем кармане рубашки вместо платка, а борода его свисала до пола. Он пользовался столь большим авторитетом среди остальных ученых, что никто не посмел разинуть рот и промолвить хоть слово еще раз. 

- Да оно же просто умерло. – проговорил тихо он.

Все-все молчали.

- Неужели он действительно… человек? 
 
 


Рецензии