Прошлое рядом с нами

          Недалеко от Рыкова есть небольшой хуторок  под необычным названием Нижнеподпольный. Он похож на другие населенные пункты, но и в тоже время в нем есть нечто особенное. И эта изюминка связана с его историческим прошлым. Оно необычно и удивительно, хотя ни к революционному прошлому, ни к военным событиям не имеет особого отношения.
         Местные жители часто свой хутор называют Бунтами. Откуда такое непонятное название? В словаре Ожегова это слово имеет несколько значений. Первое значение слова «бунт», означающее вооруженное возмущение народа, как уже говорилось выше, не имеет к данному населенному пункту никакого отношения. А вот второе значение – «связка», «кипа» - относится к хозяйственной деятельности. Товар в бунтах – это сложенный в штабеля товар.
           Историческая память народа запечатлела событие, произошедшее здесь еще в конце XIX века - начале ХХ века.   Именно тогда развернулась грандиозная стройка: были построены складские помещения, мельница, оснащенная, по тому времени, самым лучшим оборудованием.
             Дело в том, что с 70-х годов XIX века происходила  переориентация крестьянских  хозяйств на производство товарной пшеницы, так как  возник спрос, обусловленный  требованиями всероссийского рынка и экономического развития страны.
               Главным  товаром на Дону являлся хлеб. Донские производители начали играть большую роль в русском хлебном экспорте. В 1883 г. из России  было вывезено хлеба 26,5 млн четвертей. Через  Ростов и порты Азовского моря, экспортировавшие главным образом донскую пшеницу, было  вывезено 10,3 млн четвертей или  33,8 %  всего общерусского хлебного экспорта. В 1888 г. с Северного  Кавказа через Новороссийск, Ейск и Темрюк было отправлено одних зерновых 19 млн пудов. В 1893 г. с Кубани было вывезено более 60 млн  пудов различных грузов, в том  числе зерновых более  45 млн 533 тыс. пудов. В 1899 г. с Терека только по железной дороге было отправлено более 38,4  млн пудов,  из них хлебных грузов – 15,7 млн пудов.
       В начале  XX в. масштабы  торговли хлебом ещё более  увеличились. По количеству вывозимого хлеба Донская область занимала в 1908 – 1913 гг. третье место среди губерний страны (без Северного Кавказа) после Екатеринославской и Саратовской,  причем доля вывоза в общем валовом сборе хлеба за  1884 – 1913 гг. ежегодно возрастала. Перед  первой мировой войной по вывозу  пшеницы Ростов занял первое место среди других черноморских и азовских портов. Пшеница поступала в Ростов в основном из Донской области. Вторым крупным портом Дона был Таганрог,  вывоз пшеницы из которого перед войной увеличился более чем в 1,8 раза по сравнению с последним пятилетием XIX века.
          Донская пшеница вывозилась в Англию, Германию, Италию, Турцию. В эти и другие страны  вывозились также ячмень и рожь.
         Местоположения хутора Нижнеподпольный было очень выгодно. Во-первых он находился рядом с Задонско-Кавказским трактом, и мог принимать хлеб с тех территорий, которые были удалены от железных дорог. Во-вторых, данный населенный пункт стоял на достаточно высоком месте, поэтому весенний разлив Дона ему был не страшен. В-третьих, к нему подходила небольшая река, по которой можно было доставлять зерно на баржи. Вывоз баржами значительно удешевлял стоимость перевозок.
         Но что же это были за люди, которые   осуществляли развитие сельского хозяйства?
         Слой предпринимателей в разных отраслях хозяйства области войска Донского сложился, как и в России в целом, в течение нескольких десятилетий после отмены крепостного права. На Дону этот процесс особенно быстро стал развиваться после 1868 года, когда территория казачьей области была открыта для свободного поселения представителей всех сословий Российской империи.
         Донские предприниматели отличались рядом особых черт экономической деятельности и социального  облика от предпринимателей других районов страны. Эти отличия во многом определялись спецификой становления и функционирования рыночного хозяйства в экономике области. До отмены в 1861г. крепостного права на Дону не было мощного крепостнического помещичьего хозяйства, а в пореформенный  период не столь значительными оказались экономические пережитки крепостничества. Поэтому формирование рыночных структур происходило в более благоприятных условиях, чем в центре страны, и шло быстрее.
         К концу XIX века в Донской области сложился относительно  устойчивый слой предпринимателей как в аграрном секторе, так и неземледельческих отраслях экономики. По данным министерства финансов России в 1905 г. на Дону проживали  6831 обладатель годового дохода свыше 1000 рублей,  получаемого в разных сферах хозяйственной деятельности. Больше половины таких, получателей (54,3%) приходилось на сельское хозяйство, что объяснялось довольно высоким развитием в этой отрасли производства, ориентированного, в основном, на мировой рынок.
          Среди представителей  делового  мира юга  России особое место занимают  Е.Т. Парамонов и его  сыновья, чья судьба была наиболее типичной, и, в то же время, наиболее  удачливой  для предприимчивого человека.
         Е.Т. Парамонову пришлось пройти долгий путь к богатству  и к общественному признанию своих заслуг перед  населением Донского края. Происходил  он из почтенной семьи донских казаков Парамоновых, которые уже с начала  XIX века успешно  занимались торговлей. Как  младший сын  Ельпидифор  Парамонов  был несколько  ограничен в своих возможностях. Значительная доля семейного капитала досталась  старшему брату  Ивану, который к 1854 году имел уже приличное, по тем временам, состояние в 12 тысяч рублей. Его сыновья в  начале XX века основали торгово-промышленное товарищество «Братья Парамоновы» и плодотворно трудились во благо  российской экономики вплоть до 1919 года.
           Более благосклонной судьба оказалась именно к  Е.Т.Парамонову, хотя удача пришла к нему несколько позже.
          Е.Т.Парамонов  разворачивал свою  деятельность осмотрительно, не спеша. В 1863 году вступил в торговое  общество. Торговал в станице Нижнечирской галантерейным  (красным) товаром. Его капитал тогда не превышал  2 тысяч рублей. На таком уровне  его торговля оставалась долгие двадцать лет.
          Взлет его предпринимательской  активности относится к 80-м годам  XIX  века. К этому времени ему удалось  организовать в родной станице обширную  торговую сеть из десяти  заведений,  торгующим лесом, зерном и мануфактурой. Однако  Е.Т. Парамонов  мечтал о деятельности  совсем иного масштаба, обратив  свои взоры к городу Ростову, который быстро превращался в крупный торгово - промышленный центр  юга  России. К тому же этот город был свободен от стеснительных  традиций и условностей казачьего войскового общества.
            Обосновавшись в Ростове, Е.Т. Парамонов сделал первый шаг к завоеванию обширного  ростовского  рынка, купив мельницу, снабжавшую мукой все население города. Когда мельница в 1896 году сгорела, то резко подскочили цены на хлеб. Но как всякий  предусмотрительный человек Е.Т.  Парамонов  успел застраховать её в четырех страховых компаниях и сумел  быстро отстроить новую мельницу. Занятие мукомольным  производством было выгодным, но и весьма рискованным делом. Рост  городского населения и повышение товарности сельского хозяйства  увеличили  спрос на хлебопродукты. В то же время предельно высокие тарифы на железнодорожные перевозки ограничивали размах деловых операций, снижали прибыль. Многие владельцы мельниц  в Ростове просто  разорились. Лишь парамоновская мельница  держалась благодаря деловой хватке своего хозяина.
          Рядом с Ростовом протекает судоходная река Дон. Поэтому  Е.Т.Парамонов позаботился о создании  собственной торговой флотилии. Самую крупную баржу он по сложившейся традиции назвал своей фамилией. Страстной его мечтой стала  доставка зерна в далекие порты, на большой торг в Европу. Больших затрат потребовало  создание соответствующей  инфраструктуры: реконструкция порта,  строительство  складских помещений,  предприятий по первичной обработке  зерна, наем и организация работы портовых грузчиков, разнорабочих, учетчиков и т.д. Е.Т. Парамонов проявлял заботу о своих рабочих, давал  возможность дополнительного заработка, устраивал для них магазины, больницы. По праздникам лично вручал им подарки. Поскольку тогда праздников насчитывалось до 70-ти в год, то подобная благотворительность требовала значительных затрат.
            Предпринимательская деятельность Е.Т.Парамонова не замыкалась в узкие рамки производства и торговли зерном и хлебопродуктами. Он занимался также пассажирскими перевозками, разорив своих конкурентов тем, что на его судах пассажирам подавали бесплатный чай  и бутерброд с красной икрой. Другой сферой приложения его деловой активности стала разработка угольных шахт. До 1904 года он не приобретал шахт, а лишь эпизодически торговал углем, исходя из рыночной конъюнктуры. Цены на уголь то росли, то резко падали вниз. Дождавшись стабилизации цен на уголь, он сразу приобрел обширное горное хозяйство и значительно расширил добычу угля.
            Ему хотелось выйти на мировой уровень производства, построить предприятия по последнему слову техники,  но возраст был уже не тот, пошаливало здоровье. Поэтому  он передоверил большую часть дел своему управляющему и занялся общественной деятельностью.
              В начале 90-х годов 19 века имя Е.Т.Парамонова стало часто появляться в составе различных комиссий и собраний. С 1893 года он председательствует на отраслевых собраниях и съездах промышленников России. В1901 года он на три года становится председателем биржевого комитета. Его пребывание на этом посту оставило столь хорошую память, что в 1905 году он вновь был избран на эту должность, в которой пребывал вплоть до своей смерти, последовавшей в 1909 году.
             В своем завещании Е.Т.Парамонов, как это было в обычае русского купечества, пожертвовал значительную сумму на благотворительные цели:  устройство больниц, приютов, помощь народным училищам, учредил две стипендии для слушательниц женской гимназии, двадцать тысяч рублей передал на единовременное пособие рабочим и служащим. Всего получается около 83 тысяч рублей.
           Его сыновья, Петр и Николай, продолжили его дело, основав Товарищество «Е.Т.Парамонова и С-вья в Ростове-на-Дону». Они владели паровыми мельницами и элеватором в Ростове, многочисленными зернохранилищами и антрацитовыми рудниками на Грушовке. Являлись также владельцами 21 парового судна, вели хлебную торговлю на внутреннем рынке, совершали самостоятельные экспортные операции с зерном.
           На биографии наследников Е.Т.Парамонова отразились политические катаклизмы начала 20 века. Правда, старший сын Е.Т.Парамонова активного участия в них не принимал. Он просто продолжал дело своего отца и был скоро избран председателем Биржевого комитета и оставался на этой должности до 1919 года, когда частная предпринимательская деятельность стала невозможна.
              Младший сын Е.Т.Парамонова, Н.Е Парамонов, напротив, оказался захвачен водоворотом  революционных событий и играл довольно заметную роль в антиправительственной деятельности накануне и в годы первой русской революции, за что не однократно подвергался арестам. В 1903 году он с поистине купеческим размахом организовал книжное издательство «Донская речь», наводнившее страну демократической литературой. 5 декабря 1904 года Н.Е.Парамонов произнес в Коммерческом клубе речь, где  звучали требования свободы слова, печати и демократизации образования, о чем сообщила большевистская газета «Вперед». На его деньги в Петербурге издавался журнал «Былое» по истории народничества и террористической борьбы. За столь смелый шаг он попал под суд и избежал тюрьмы лишь благодаря амнистии в связи с 300-летием дома Романовых.
              Однако со временем былой революционный экстремизм  в душе Н.Е.Парамонова  угас и он отошел от демократического движения. Когда у него в очередной раз попросили деньги на поддержку демократического издания, он отказал, зато пожертвовал 250 тысяч рублей на нужды обороны отечества. Вскоре Н.Е.Парамонов был избран Председателем Донского областного военно-промышленного комитета. Тогда же он стал гораздо меньше уделять внимания издательской деятельности, переключившись на торгово-промышленное предпринимательство, которое тоже рухнуло в 1919 году.
            Все представители этого, известного не только в пределах Донской области, но и по всей России, торгового семейства, растаяли в вихре революционных событий, разделив судьбу многих видных российских предпринимателей. Их судьбу не смогла прояснить  даже гостившая и  Ростове в сентябре 1992 года  правнучка Е.Т. Парамонова по дочерней линии Ч.А.Федоровская. Она, жительница Франции, хорошо знающая русскую эмиграцию, не смогла сказать ничего нового судьбе последних представителей знаменитой казачьей торговой династии Парамоновых. Скорее всего, они где-то тихо скончались в эмиграции, а их останки покоятся среди многих неизвестных русских могил, рассеянных по всему миру.
             Многое ушло в прошлое. Но остается человеческая память. Да гордо высится каменное здание прошлого века как свидетель минувших лет. Она сейчас стоит и ждет нового хозяина, готовая к дальнейшей работе. А совсем недавно на берегу Дона построили причал, откуда грузится донской хлеб на баржи и отправляется в страны Европы.


Рецензии