Ермолова Палентологии
О наставниках
ОЛЬГА ИВАНОВНА СЕРГУНЬКОВА
(1896 – 1992 )
ДРЕВО, лес … испокон веков были спутниками русского человека, его кормильцем и самым надежным другом. Развитие нашей жизни – это тоже своего рода Древо. Един ствол – много плодов.
По каждому из них можно представить Целое, его историю …
Родословное Древо – наша общая память о былом, не только история отдельной семьи или целого народа, но и летопись того или иного коллектива. Она как нить связывает настоящее с прошлым, но и свяжет настоящее с будущим.
Гордится своей, пусть еще относительно небольшой, но уже славной историй ГГЦ, гордится своими делами, успехами, достижениями, своей ролью в преобразовании некогда отсталого края…
В этом наибольшая заслуга, прежде всего, тех, кто еще недавно трудился в стенах одного из старейших подразделений вуза ( горного и геологического факультетов ), тех, кто стоял у его истоков, создавая горно-геологическую службу края.
Среди имен первопроходцев особое место принадлежит ветерану геологической службы Средней Азии, одному из старейших преподавателей Индустриального института ( СазПИ, ТашПИ, ТашГТУ…) – профессору Ольге Ивановне Сергуньковой.
Жизнь и судьба её были поистине трудны и необыкновенны… О ней, об её делах, о Времени ( в котором она жила, трудилась и действовала ) можно написать не одну книгу…
Думается, всё это еще впереди. А пока только малые заметки о незаурядном уме, высокообразованном специалисте, великой труженице, бескорыстном энтузиасте… прекрасном педагоге и наставнике.
Так уж получилось, что вместе с нею вошли в наши души, тогда начинающих студентов-геологов навсегда такие звучные… и в то же время какие-то загадочно-таинственные понятия, как « Трилобиты», « Белемниты», «Гастроподы», « Шунгиты», « … Мамалия», и, как оказалось, любимые ею - « Брахиоподы»…
Именно от неё мы узнали исторически сложную « судьбу» громадного суперматерика « Гондвана». Она, как хороший « художник» рисовала в нашем сознании сказочно-таинственный мир девонского, каменноугольного и других периодов богини Геи.
Необычайно для нашего уха звучало: «Юра», «Мел», « палеозой», « докембрий» … За ней чувствовалось не только прекрасное знание предмета ( Палеонтологии и её разделов ), но и какая-то необычайно-нежная « любовь» к далеким временным отрезкам Земли.
О фауне и флоре девона и карбона она могла говорить часами… Помнится, как на старом Бричмуллинском полигоне мы втроем от имени группы геофизиков и гидрогеологов «поползли на разведку» на предъэкзаменационную консультацию (были тогда такие эксперименты – читать лекции в поле… прямо на полигоне).
Она за 2.5 – 3 часа прошла с нами « снова» почти всю дисциплину. Причем это прослушивание дало намного больше, чем сказанное для всего потока: здесь она не диктовала, а говорила… говорила, да что там говорила – « словно пела песню» о красоте тех древних периодов Земли. Здесь она была … раскрепощена, ничто « не давило» на неё … (например, жесткая регламентированная вузовская программа).
Тут она творила, « играла, как в театре»: мы были её слушателями-зрителями, а она актером - « Ермоловой палеонтологии»…
Даже по прошествии почти 30 лет… немного краснею и каюсь перед нею, что из мальчишеского озорства решил проверить заверения старших товарищей по факультету, говоривших, что Ольга Ивановна, несмотря на свой физический недостаток (глухоту) легко реагирует на ошибки и всевозможные неправильности… стал я неправильно называть и искажать отдельные термины, а она … на полном серьезе стала меня поправлять.
Тогда-то я понял, что с ней « шутки – плохи»: стал дальше старательно, не допуская дальнейших неточностей, отвечать на все вопросы экзаменационного билета.
И сейчас, много лет спустя, считаю свой устный отчет (да и письменные зачеты по отдельным параграфам и темам…) лучшим своим экзаменом за все годы, проведенные в институте … да и много после.
Причина - в высоком профессиональном « рейтинге» профессора О.И.Сергуньковой: очень хотелось убедить настоящего и значительного преподавателя- профессора в своей « компетентности» и « не лыком шиткости…» .
Так уж случилось, что по иронии судьбы, когда в августе 1992 года в компании однокурсников мы живо вспоминали студенческие годы, друзей-однокашников, свою родную кафедру, своих учителей и наставников, то больше всего говорили о самых значительных Ф.Ш.Раджабове, И.М.Мирходжаеве., Е.А.Репман … и больше всего об О.И.Сергуньковой, о её чертах и достоинствах: феноменальной работоспособности и подвижности, порядочности… удивительном долголетии … и нужно этому случиться – именно в эти часы она ушла из жизни.
Она была одним из последних МОГИКАН в геологии, одна из тех кто вместе с друзьями и коллегами, - стояла у истоков становления горно-геологической службы Узбекистана, да и, пожалуй, и всей Средней Азии.
Вспоминали её добрым словом и потому, что с этим именем связано множество легенд действительных и просто выдуманных.
Одна из таких легенд: « … О.И. приехала в Ташкент с «поездом Ленина», спасаясь от несчастной любви к будущему геологическому светиле… для того, чтобы быть как можно дальше от него и, в то же время, оставаясь его коллегой»…
Из-за «свой - несчастной любви» она проколесила практически все наиболее интересные объекты Центральной Азии.
А на поверку « вышло» всё прозаичнее - родилась она в Ташкенте, в крестьянской среде; также как её коллега – Я.С.Висьневский – она была интеллигентом в первом поколении…
На первых порах выучилась на учительницу и только потом, в далеком Томске приобщилась к геологии, став студенткой геолфака, но все же свое геологическое образование завершила на родной земле - в Ташкенте.
Как одну из перспективных учениц её « оставили» для ведения сначала научной, а потом и педагогической работы.
Труженица она была необыкновенная – увидал её впервые, когда ей было далеко за 60 лет, т.е. тогда, когда наиболее яркие и плодотворные годы были уже позади.
Многое поражало в ней: и высокая подвижность – когда мы, самоуверенные юнцы, « немного отпустив» в горах не могли угнаться и догнать « бабу Олю»… часто наблюдал, как она отчаянно поднималась на 3-ий этаж, где находилась возрожденная ей кафедра « Геологии» и незаурядные музеи, в создании которых принадлежит ей по праву ведущая роль.
Реже приходилось видеть её сосредоточенной ( силящейся понять из-за своей « глухоты» содержание докладов на метод .комиссиях, Ученых советах, конференциях…
Приходилось слушать её , где она, несмотря на свой почтенный возраст ( ибо наиболее яркие годы были у неё уже позади…), пусть несколько суховато, но всё же не пустопорожне выступала… были тут и сугубо специальные выступления, но и сообщения по учебной и методическим тематикам…
Несмотря на солидный возраст, она не была ретроградом и консерватором… смело внедряла в учебный процесс последние достижения передовой педагогической мысли и ТО, что мы называем высокоэффективным ТСО.
Талантливый человек везде – незауряден, даже в не основной работе.
Никогда не видел её отдыхающей и ничего не делающей … это видно было противно её нутру, даже когда выдавались «пустые минуты» вынужденного ожидания; она всегда находила себе занятие: заполняла пикетажку ( возможно, вела дневник ) или читала « серьезную» книгу.
Был на моей памяти случай, когда я с друзьями пообещал « подбросить» её на машине от Бричмуллинского полигона до Чаваты…, но по безалаберности молодости все свои вспомогательные дела делали не спеша, а она терпеливо не делая нервозных замечаний нас спокойно ждала… Ждала своеобразно – примостившись на камне, где что-то читала и делала выписки в небольшую тетрадь.
В этом она вся - Ольга Ивановна !!!
Вот и по прошествии многих лет ярко видится, как при затяжном подъеме за Устарасаем она спрыгивает с автомашины и бежит впереди неё ( Это – нужно было только видеть ! ? ) Лишь перед самой Чаватой удалось уговорить её сесть в кабину « Колхиды».
Едва добравшись до палаток Чаватинского лагеря и поздоровавшись с коллегами, она двинулась вверх…к Саргардону, туда, где должны быть её студенты.
И даже вмешательство её ученика М.Махаматрахимова: « … покушайте плов, сделанный специально к Вашему приезду», - не остановило её.
Только после шутливых заверений: « … мы заказали на сегодня дождь… и
студенты уже давно спустились в лагерь ...» несколько охладили её неуемный пыл.
Порою о ней ходила молва, как о человеке « суровом», « угрюмом», «недоступном» и даже немного « отпугивающим от себя».
В действительности же она отличалась удивительным обаянием и готовностью всегда помочь людям.
Её отличительные черты: незлобивость, принципиальность, бескомпромисность, и справедливость,
Оценивая подготовленность студентов и аспирантов, экзаменовала строго, но непривзято… ценила людей за знания. Упросить её поставить кому-либо незаслуженный балл, было просто невозможно… двоек ставила изрядно и часто выгоняла с экзаменов детей « сильных мира сего» и, конечно, не подстраивалась под настроение некоторых своих должностных коллег.
Была отзывчива, не отказывала в консультациях ни кому, не считаясь со своим временем, которым очень и очень дорожила.
Могла быть резкой, прямолинейно принципиальной, неприступной и неподкупной …
Думается, что она никогда не кривила душой, никогда не шла против своей совести.
Перефразируя слова поэта, можно сказать:
« Девушке обдумывающей житье,
можно посоветовать: берите пример –
с Ольги Ивановны Сергуньковой…»
И в то же время она была по-детски беззащитной перед хамством, порою не могла защитить себя от воинствующего невежества.
Труд её все же был оценен: тут и присвоение почетного звания « Заслуженный геолог» и правительственные награды, среди которых был и орден Ленина и многочисленные Почетные грамоты Верховного Совета Уз ССР и медали.
И все легкой и безоблачной жизнь её не назовешь: от её коллеги проф. Я.С.Висьневского слыхивал, что у неё была « судимость» ( !?) - во время Отечественной войны опоздала на 15 минут на работу … проспала из-за напряженных трудовых часов накануне.
Из-за этого « проступка» в сложное и тревожное время были у неё неприятности – долго не присваивали ей полагающего по праву почетного звания « Заслуженный геолог».
И пока живы её ученики, в памяти нашей сохранится образ Ольги Ивановны Сергуньковой - « Человека с большой буквы», личности поистине легендарной, создателя целого научно-практического направления в геологии, оригинального исследователя-палеонтолога, незаурядного педагога и действенного человека-примера-образца, как нужно работать. Творить, относиться к порученному делу … и всему… остальному.
Свидетельство о публикации №214110800337