Ромео из Кургана

    Замполит батальона пробежал в свой кабинет. На ходу заметив дневальному.
- Вызвать Петренко.
Уже усевшись за стол, получил доклад, что «Рядовой … прибыл».
- Садись вот сюда и переписывай статью из газеты. Там где отметки красным, сделаешь пробелы по две строчки. Я сам впишу текст. Все понятно? И что нового?
- А Вам кличку новую дали. Сибиряки Оводом Вас зовут.
- Это неплохо. Войнич начитались?
- Не понял. Какого Воинича?
- Писательница. Она книгу написала «Овод». Про героя итальянской революции.
- Нее, товарищ капитан. Они Вашу фамилию переделали из Нусина в Гнусина, а потом в Овода. Который … коров кусает. А еще Ромка письмо получил. Плохое.
- С чего это так решил?
- А он фотографию порвал девушки.
- У него нет девушки. Он женат.
- Значит жены.
- Хорошо. Когда закончишь, позовешь его ко мне.
- Не получится, товарищ капитан, он в караул идет. Они уже из санчасти пришли. Все здоровы.
Нусин сорвался с места.
- Сидеть здесь. Я же предупреждал, что вначале самое главное.
- Откуда я знаю, что главное. - Проворчал рядовой, глядя на закрытую за капитаном дверь.

        Через полчаса заместитель сумел уговорить командира о замене.
- Вечно Вы, товарищ капитан, опаздываете. Приказ- то уже подписан. Может быть, не так все уж и страшно?
- Решать Вам. Но если, это самое случится, ни Вам, ни мне не сдобровать.  Звоните в строевой отдел. Замену я уже нашел.

        Вечером капитан прохаживался по казарме. Осмотрев несколько тумбочек, подошел к Роману. Солдат сидел на табуретке, уставившись в точку на стене. Замполит присел рядом. Он не сделал замечания на нарушение устава, что рядовой не встал. Тот просто, видимо, не видел никого.
- Покажите свою тумбочку, рядовой. Так, тут все в порядке. А как с документами? Ого. Обрывки какой-то фотографии.  Горячий парень. Не поторопился ли?
Роман протянул офицеру письмо.
- Читайте. Там все написано.
- Жена прислала?
- Нет. Друг написал все подробно.
- А я и читать не буду. Вранье все это. Вот если бы она сама написала, тогда другое дело.
- Как это? Вранье?  И зачем другу-то врать? Мы с детства дружим.
- Небось, все время втроем. И на свадьбе он «дружкой» был?
- А Вы откуда знаете? Я в отпуске женился. Она два года ждала. А еще год остался до «дембеля».
- Понятно. Провожала в армию девчонка, а встретила красавица. А чего друг не служит?
- Так он не годен. У него одна нога чуть короче другой. В детстве переболел чем-то. Поэтому своей девушки до сих пор нет.
- Тоже понятно. Вот он и пристал к твоей жене. А она ему «от ворот поворот». Со зла и написал кляузу. Поверь мне. Я обиженных людей хорошо знаю. Они на все способны. У меня был похожий случай…
- А я уже письмо ей написал. Что делать теперь?
- Пиши второе. Проси прощения, что поверил в измену.
- Не простит. Я знаю ее. Мы ведь и расписались, когда я засомневался, дождется ли меня. Три дня отпуска оставалось. Я и говорю ей. Вот если бы ты была хромая и не такая красивая, я бы спокойно дослужил. А потом женился бы обязательно. Она засмеялась и говорит. Предложение сделано. Пошли в сельсовет. Расписались. Мать ее в шоке была, но свадьбу справили. Все село гуляло. Хорошо, что не в городе живем. Там, говорят, сроки есть от заявлений до свадьбы. Она меня зовет Ромео, а себя Джульеттой. Имена у нас похожие. Я - Рома, она - Женя. А город рядом. Областной. Это сразу за Уралом.
- Ты мне географию не рассказывай. Я знаю, где Курган. Адрес друга забудь. Такое не прощается.

        Второе письмо пришло с опозданием на неделю. То ли выходные помешали, то ли другая причина. Но случилось то, что случилось. Мама молодой женщины уговорила соседку приготовить «зелье». Та, передавая бутылочку, предупредила.
- Ты еще раз подумай. Детей то может потом и не быть. Грех берешь на душу.
 Через день боли в животе закончились «освобождением». Евгения уехала в Курган к родственникам, оставив заявление о разводе в сельском совете. Там поступила в техникум и окунулась в новую жизнь. Второе письмо мать сожгла в печке. Все. За оставшиеся полгода Роман не получил от жены ни одного письма. Своим родителям писать не стал. Мамы давно уже нет, а отцу никогда не были интересны заботы сына.

       В сельсовете солдата встретили настороженно.
- Какая кошка между вами пробежала? Что делать будете?
- Не кошка. А кот, наверное. Давайте бумагу. Я согласен на развод. Будь все оно проклято.
Неделю пил и все искал бывшего друга. Но того, видимо, предупредили. Как сквозь землю провалился.  Потом поступил на курсы водителей профессионалов. «Полуторка» колхоза стала вторым домом. Через год женился. Жена сразу сообразила, что Роме неприятно соседство с родителями первой жены.
- Романчик. Давай уедем отсюда. В городе автопарк есть. Работы везде много. Квартиру дадут. И я там на работу устроюсь.  В Кургане предложили автобус. Водитель первого класса обрадовался тайной мысли, что, может быть, встретит случайно кого-нибудь. Но, переходя с маршрута на маршрут, за десять лет ни разу не встретил первую любовь.
Мальчишки погодки росли здоровыми и умными. Жена так на работу и не устроилась. «Из декрета в декрет» - вот и вся работа. Но на жизнь хватало. Трехкомнатная квартира постепенно заполнялась самым необходимым. В детской стало тесно.
- Ромчик, что делать будем?  Может быть, мы детей в большую комнату переведем?
- У нас в армии были двухярусные кровати.  Я такие же сооружу. Комната у них самая теплая. А уроки учат везде.

         Жена не зря торопилась. Младшему было уже десять лет, когда она слегла. Детство, проведенное на реке Исети возле устья  радиоактивной Течи, сказалось онкологией. Усилия врачей были мучительны и бесполезны. На работе дали отпуск. Соседка согласилась присмотреть за детьми.
- Да ты Роман, не беспокойся. Мальчишки у вас золотые. За ними и пригляд не нужен. Сами все умеют. Навести своих-то. Нехорошо родителей забывать.

         В родном селе все изменилось. Бывший друг умер от туберкулеза, который все годы искусно прятался в организме. Здесь он и узнал, что Евгения директор маслозавода. Молодую выпускницу техникума сразу назначили на небольшое предприятие, которое за годы стало заводом. В селе уже знали о несчастье в семье Романа. Даже мать первой жены снизошла до разговора.
- Сочувствую горю. У моей ведь тоже не все в порядке. Муж болеет второй год.
- А кто он? – Излишне равнодушным голосом поинтересовался Роман.
- Она - директор. А он – учитель.   Четверо девочек у них. Погодки.
- Молодец. Подряд рожала?
 Женщина внезапно замолчала и, не прощаясь, ушла.
- Что это с ней.- Обратился Роман к соседке.
- Да врет она все. У Женьки своих детей нет. Двое родные у мужа и двое приемных. Он учителем в интернате работал. Хотели даже директором сделать, но говорят, заболел. Да они под Курганом живут в своем доме. А у нее детей не будет. После аборта-то. А все она вон виновата. Напоила отваром дочку…
Роман отвернулся, и медленно пошел к остановке. Столько вестей сразу. Надо все обдумать.

         Старший сын поступил в политехнический институт.
- Папа. Тут такие дела.  На следующий год брат тоже поступит. Я его подготовлю. А потом и остальное образуется. Так что из квартиры сделаем общежитие. Мама была бы рада. За нас можешь не беспокоится.

          Проезжая мимо Облсовета Роман увидел ее. Стройная женщина вышла из служебной Волги и скрылась за огромными дверями с резными ручками.  То что это была Женька, никаких сомнений. А вот как подойти, как заговорить, ответа нет. День прошел в тяжелых раздумьях. Сдав смену, он вернулся к многоэтажному зданию. Хорошо, что есть скамейки. Серая машина все еще стояла среди нескольких, таких же. Водители негромко переговаривались, ожидая пассажиров.
- Что они там? Уснули что ли?
- Ага. Уснешь там. На ковер всех вызвали. То ли укрупнять будут, то ли дробить предприятия. Делать нечего, вот и придумывают себе работу.
Наконец в дверях показались люди. Она вышла последней. Проходя мимо скамейки, мельком взглянула на Романа и прошла мимо.  Около машины что-то сказала водителю. Потом, постояв немного, вернулась.
- Здравствуй, Ромео. Присесть можно?
Роман вскочил и, молча, показал на скамейку. Говорить он не мог. Горло сжала безжалостная рука воспоминаний.
- Да ладно. Молчи уж. Я все знаю. Мама рассказывала. У меня похожая ситуация. Мужа похоронила. Четверо девчонок. Уже почти выросли. Старшая замуж собирается. Говорит, что ВУЗ она уже выбрала. То есть «Выйти Удачно Замуж». Молодежь. А твои как?
- Мои-то? Двое уже студенты. – Наконец голос прорезался.- А ты совсем не изменилась. Прости меня. Надо было телеграмму дать, а я письмо второе сразу написал. Спасибо замполиту «Оводу». А то бы в карауле застрелился. Он меня убедил, что все вранье. Так оно и было, а исправить ничего нельзя.
- Да. Друг у тебя сволочным оказался. Мне проходу не давал. Вот и отомстил. Горит сейчас в аду. Где живешь?
- Недалеко. Адрес можешь записать.
- Запомню. Мне ехать надо. Да и подумать тоже.
 Женщина встала и подала руку. Если бы она этого не сделала, то вся дальнейшая жизнь пошла бы по-другому. Роман машинально пожал родную руку и отвернулся. Нехорошо показывать слезы мужчине. Но Евгения ничего не заметила, направляясь к стоянке.

        Сколько времени прошло после встречи, Роман не помнил. Просто в один их выходных он открыл дверь и вновь потерял дар речи.
- А у меня сегодня выходной. Решила проведать тебя. Зайти можно?
Роман посторонился, пропуская гостью.
- Ты на машине?

- А у меня ее уже нет. Нас объединили со всем районом.  А там директору год до пенсии. Я заявление написала. От остальных предложений продолжаю отказываться. Надоело быть вечно виноватой. Они планы дают нереальные, а потом сами удивляются невыполнению. Да ладно. Об этом потом. Показывай жилище.
 
      Они сидели за столом. Чай давно остыл. Разговор о мелочах тяготил обоих.
- Ну, ладно. Чего кота за хвост тянуть. Как жить думаешь дальше.
- Не знаю. Двое мальчишек сами определились.
- Я не о том.  Как в личном плане? Фу ты. Опять как бюрократ заговорила. Женщина у тебя есть?
- У меня всего две женщины … были. Одна из них умерла.
- Тогда слушай меня. Опять мне приходится самой все решать. Давай оставим квартиры детям. Старшим. А сами поедем в село поблизости. Купим домик и будем на ноги ставить остальных.
- Ничего себе. Ты, с персональной машиной, с такой работой. От всего отказываешься. И кем будешь в селе? Ну, я понятно, водителем.
Счастье дороже всего этого. Я видела твои слезы.  Это важнее слов. В каждом селе есть бухгалтерии. Отчеты я сама исправляла. Справлюсь. Решай.

      Прошло сорок лет. Они до сих пор вместе. Ромео и Джульетта из Кургана. Соседи удивляются.
- Дед. Ты зачем машину купил? Неужели годы не сказываются.
- Поэтому и купил. Чтобы за грибами Женю возить. Ноги ее беречь надо.


Рецензии