Как я провёл лето - навстречу моему 60-летию. 1

Шестидесяти лет я ещё не прожил, но как ни странно, прожил-таки свои шестьдесят лет!
Как это получилось? Очень просто. Я - декабрист. То есть родился в декабре.
Шестнадцатого, напоминаю я тем, кто захочет подбросить мне пару гривен к юбилею.
Лучше конечно десять. На десятке изображен мой любимый герой Возрождения - Иван Степанович.
Но и две меня вполне устроят.
Так вот. Если смысл слова "лет" - года - то полных шестидесяти лет пока не выходит. Пока не хватает осени и начала зимы. Если же смысл слова "лет" именно лето - теплое такое время года - с июня по август - то как раз на днях свершилось: я прожил свои шестьдесят полных лет. И самым первым было всем известное холодное лето 1953-его года. У меня в то лето случилось удивительное путешествие - сначала на  большом ледоколе (не атомном!!!) "Ленин", потом из порта Ванино меньшим корабликом во Владивосток, а уж из Владивостока воинским эшелоном (с дембелями!) - в Свердловск, про который тогда писали Свердловск - ранеее Екатеринбург, а теперь пишут Екатеринбург - ранее Свердловск. Так что моё холодное лето пятьдесят третьего года кое в чем совпало с событиями фильма с соответствующим названием. Это было лето освобождения. И мама навсегда сохранила в сердце благодарность к Лаврентию Павловичу Берия, потому что это освобождение осуществлялось по его личному прямому указанию. Впоследствии этот факт перестал освещаться печатью по идеологическим соображениям. Но я это усвоил и запомнил на всю жизнь. Вопреки всему, что о нём писалось и говорилось. И когда наступила пора знакомства с Борисом Самойловичем Вайнштейном, одним из великих моих учителей, я был поражен его словами: "Я был правой рукой Берии при строительстве той самой железной дороги за Сталинградом, по которой и был осуществлен маневр войсками. Дорогу строили снимая рельсы с довоенного БАМа." Никогда при мне Борис Самойлович не произнёс о Берии ни одного плохого слова. По многим пунктам было видно, что он его искренне уважал. Но вернёмся к описанию моих шестидесяти лет. До 1961 года описывать особенно нечего. С шести лет по лагерям (пионерским) - по дтри смены! - а до - с тётей Роной. И в промежутках по разлимчным больницам. Пока был маленький в основном осваивал корпуса больниц в Зелёной Роще. В общем в те годы дальше двухсот километров никуда не ездил. Выезжали с тётей Роной в массовках за опятами. Гулял, когда не болел, во дворе. Летом 1960-го года в связи с капитальным ремонтом нашего основного дома на Карла Маркса 8, провел лето в одноэтажном доме стоявшем во дворе - нас туда отселили. В отличие от домика Соловьёвых имени хозяев того дома вспомнить так сразу не могу. Выпадет - вставлю позже.

А вот в 1961-ом году летом мы с дядей Мишей полетели на самолете Ил-18 к маме в Краснодар, где она работала геофизиком по распределению. В Краснодаре мы прожили недели три и укатили жить в Варениковскую. Там почти месяц - поближе к нефтяным вышкам. И здесь мама добыла мне путевку в Адлер на смену. Так я впервые попал на берег Черного моря. Сам лагерь был в горах, а вот пляж, на который  нас ежедневно вывозили, располагался прямо рядом с взлетно-посадочной полосой аэропорта в Адлере - из которого я улечу спустя двадцать лет с международного шахматного турнира.  Поэтому мне повезло почти месяц ежедневно наблюдать лесятки взлетов и посадок самолетов в этот аэропорт. Собственно мы видели самолет в момент уже набора высоты и в момент снижения по глиссаде. Но и это было грандиозно. В то лето я научился наконец немного плавать и нырять с открытыми глазами в морской воде. Узнал, какие они - медузы, и наблюдал танцы дельфинов в море прямо напротив пляжа. Вдалеке, но видно было всё очень четко. Так я провел лето 1961 года. Теперь я знаю, что это было моё первое лето на территории Малинового Клина. И вновь потекли "лагерные" летние сезоны вперемежку с больницами и прогулками по Свердловску. В 1963-ем не стало Роны и теперь одной из основных моих летних задач стали походы на рынок за картошкой и зеленью. Раньше я ходил туда с Роной, а теперь один. С 1964-го года начались мои выезды с братом Сережей к маме в Слюдорудник под Кыштымом. Лето в Слюдоруднике - это походы по Уральским горам,путешествия по лабиринтам горных выработок, поиски самоцветов в заброшеных шурфах, работа (первая в жизни!) почтальоном... Это игры с деревенскими детьми, это походы на ночные рыбалки и ловлю раков. И сбор ягод - земляники и черники, малины и брусники, и грибов. Грибная охота станет на многие десятилетия одним из излюбленных мною времяпровождений. О грибах и их поисках я могу рассказывать часами.

В 1968-ом году на 69-ом году жизни умерла бабушка. Лето 1969-го года я работал в УФАНе рабочим фотопроявителем геофизического отряда. В это лето я полетал на небольших самолетах из Свердловска в Арти, и практически все лето прошло в поездках. Затем мы еще перекинулись в поселок Светлый Челябинской области и славно повзрывали там, опробуя новое геофизическое оборудование для сейсморазведки. Один из эпизодов этого лета отражен в одном из серии моих небольших рассказов "Алое поле".Осенью я сразу укатил в Краснодар, откуда вернулся чемпионом этого города в беге на 3 и 5 километров как раз к началу следующего отчетного лета. В это лето я поступил в ССТ и в основном усиленно тренировался в беге на длинные дистанции. Все оно прошло в соревнованиях, но дальше Нижнего Тагила мы не ездили.

Следующим летом я получил поощрительную - за успехи в учебе - путевку в пансионат имени Эжени Коттон в Анапе. Ехал я в поезде через Волгоград  Вёл дневник. И не знал, что еду по территории Жёлтого Клина! Сколько с ним у меня будет еще связано в дальнейшем! Эпизод этого пребывания на Черном море номер два описан мною в незаконченом романе "Нина".

Именно в Анапе я получил тяжелейшее осложнение на сердце и не смог даже толком ходить. Год прошел под знаком борьбы с болезнью и я испугался, что меня - калеку - не возьмут в армию Это было страшно стыдно. И обманув врачей я стал прорываться в Вооруженные Силы. В итоге мои старания увенчались успехом и три лета я провел в рядах Тихоокеанского ВМФ, правда в основном в дебрях Уссурийской тайги, поскольку попал в БЧ-5 - читай - кочегары - береговых частей ВМФ. Мы охраняли один из крупнейших секретных ракетных складов ВМФ. Все три лета прошли ровно и спокойно. Командир части - Б. П. К-н - был замечательным офицером, и берег своих солдат и матросов. Командир нашей роты носил фамилию Коваль. Сейчас я знаю, что служить мне довелось на территории Зелёного Клина.


Рецензии