Ночной Гость - полная версия

Я не знаю, как жить,
(Только кажется — знаю),
Как умру и когда,
(Это тоже бывает),

Я не знаю, зачем приходил,
(Нет ответа),
Не любил?.. Иль любил?..
(Я не знаю и это),

Я не знаю, что делаю,
(Вот незадача!..),
В чем добро или зло,
В чем провал и удача,

В чем же счастье?.. Ау!..
(Может, кто-нибудь знает?..)
Почему это — так,
А вот так — не бывает,

Я не знаю суть женщины,
(Как и мужчины),
Я с незнаньем повенчан
Судьбой и причиной

Я — Я ЕСТЬ?.. Или
Только играю?..
Кто я есть?..
Я не знаю...
Не знаю...
Не знаю...

***

— Снова ты? Но тебя я не звал.
Убирайся!..
— Ты не рад? Но меня не прогнать —
Не старайся.

Я пришел — это, значит, пришло мое время,
Я отвечу - незнанье тяжелое бремя,
Разве знание — грех? Или вид преступленья?
Каждый ищет свое, но... "Однако, есть мненье...

А сомнение в "мнении" — грех, безусловно...»
Ну, а думать по-своему — тоже греховно?
Узколобость смешна и достойна презренья.
Ты поверь — без великой науки сомненья

Невозможно познать ничего, никогда...
Выпьем?.. Что?.. То же самое, что и всегда!..
А уж я прослежу, чтобы не был ты пьян —
Мне не нужен дурак и не нужен буян.

Опьянеешь для дела — лишь самую малость.
Хороша!.. Греет душу, снимает усталость...

***

Вот уши навострил!.. Да я шучу, мой друг —
Я мало помню... Лишь — себя. Друзей, подруг
Забыл... Но помню, как я рос...
Как ЗНАТЬ хотел... Как задавал вопрос

О мире, о себе, о Боге,
Добре и зле... О правильной дороге...
Здесь мы похожи, знать бы только,
Зачем и почему, поскольку

Не верю я в такие совпаденья.
Проблема есть, и, значит, есть решенье.
Неужто в небесах дорог так мало
Иль мысль вселенной, рас, металлов

Нас лепит столь немыслимо похоже?..
Ты думал?.. Я, конечно, думал тоже...
Ответов нет, а вариантов слишком мало -
Никто не знает (вот беда!), как началось Начало.

Гадают, спорят... Скучно повторять —
Творец... Ничто... Пространство... НАПЛЕВАТЬ!
Вопрос не в этом — важно мне иное:
Зачем в пространстве вечного покоя

Мы рождены? Они, и я, и вы?...
Увы, не прыгнуть выше головы,
Не заглянуть за долгий край времен,
Чтоб все познать, понять со всех сторон

Особым взглядом, что в глубины проникает,
Не суждено... Кто там бывал — тот ЗНАЕТ...
Однако, я увлекся — извини!
Курить не бросил? Ладно, не вини

Себя — есть прелесть и в дыму.
Ты удивлен? А, собственно, чему?
Что я курю? Иль виду моему,
С твоим обличьем схожему настолько,

Что не поймешь — где ты, а где же — я?..
Не обольщайся, в гардеробе бытия
Есть тысячи одежд, и ликов, и личин,
И суть моя из тысячи причин

Рождает разум, жизнь и даже тело...
Ты знаешь, бесконечно надоело
Быть всем и быть ничем одновременно -
Устал... Хотя могу мгновенно

Прийти туда, куда Я захочу,
Пути запутаны и неисповедимы.
Ты долго звал... Слова непобедимы
И живо все, о чем промыслил хоть однажды:

Ты пригласил, ну, а меня не просят дважды,
И вот я здесь... Ну что, поговорим?
Слова — всего слова, они — тот дым,
Что не бывает все же без огня...

Ты — необычен... Если ж взять меня,
То я — увы! — обычное явленье:
Мысль, голос, чувство, чье-то повеленье -
Я многомерен — ах, как это грустно!..

Ни песен, ни стихов ни письменно, ни устно:
"Во многом знании премножество печали" —
Сказали то давно... И правильно сказали.
Пустое дело — знания, здесь надобно иное,

И мне давно уж не дает покоя
Неясность цели, замысла и дела...
Ты веришь в Бога? Истинно? Всецело?
В те книги, что вы сами написали

О Нем, Его истории, начале,
Где мир расколот был неистовым ударом,
Когда все извратилось и в большом, и в малом,
И пропасть лжи, вражды и разделенья

Родила войны, злобу и сомненья...
Твои Учителя достойны похвалы —
Прекрасны, искренни, надежны и милы...
Мечтатели!.. Да вряд ли из такой затеи

Хоть что-то выйдет, а на крепкой рее
Всегда найдется место для любого,
Кто станет звать или хотеть такого,
Что непонятно большинству (иль стаду) -

У стада есть вожак, ему лишь надо
Быть самым первым, самым умным, самым главным,
Карать и миловать, а остальным — бесправным —
Позволить верить, умолять и бить поклоны...

Подъем суров, и кто на эти склоны
Полезет, чтобы шею поломать -
Безумцы те, которым нечего терять?..
Забава "нищих духом" — как всегда.

Скорее станет пламенем вода,
Чем вы дойдете... Предположим все же, что дошли
(Неважно — к небу, звездам или на край земли),
А там — опять, опять одно и то же,

Добрей лишь царь, помягче ложе
Да звук приятней у трубы —
Нет лишь свободы - вы по-прежнему рабы,
Которым рай, увы, не предназначен,

И снова вниз, туда — и не иначе:
Страдать, терпеть и закалять свой дух,
За битого дают небитых двух.
У вас же все наоборот:

Вы сами в этот ненасытный рот
Ползете снова... Сила — это сила,
Богатство — жизнь, конец всего — могила...
Одно лишь остается, что кричать: не надо

Нам ничего, для нас и счастье, и награда —
Его любовь, Его расположенье...
Какая глупость! Всякое движенье
Восходит снизу вверх. Я снова повторю:

Естественно движенье от раба к царю,
Где выше всяких храмов и икон
Гремит: "Я! Царь царей Ассаргадон!.." —
Пример для тех, кто ловок и умен,

Он сразу различит, где явь, где сон,
И есть лишь два пути в места иные —
Идти в небесные цари или цари земные...
История гласит: восшедший из рабов

Рабом  останется, и он без лишних слов
Готов карать, расстреливать, казнить —
Так было вечно, никому не изменить
Порядок и законы бытия...

Ты скажешь: есть соратники, друзья...
Нет в иерархии ни тех и ни других,
Нет разницы — своих или чужих
Бояться: каждый — это враг!..

Весь мир — один большой ГУЛАГ,
Где лживо над убитыми скорбя,
Всяк думает: "Убей! А то убьют тебя!.."
А ты, мой дурачок, все о добре, о вере...

Лезть в гору ради этой цели?
Богатый, жадный и ленивый не полезет:
Зачем ему? Он хочет жить, не грезить
Об общем благе, доброте и мире,

Он счастлив — во дворце или квартире,
При власти, золоте, возможностях и средствах,
В своих религиях, законах и наследствах...
А что на небе? То же, что и здесь...

Оставь иллюзии! Лишь поощрение и месть
Знакомы сотворившим мир когда-то
Да сила власти — веры маловато,
Что кто-то будет приглашен,

Обласкан, принят, награжден
За преданность и прежние заслуги...
Друзья и братья?.. Нет! Хозяева и слуги!..
И что, пойдешь служить? Цена недорога -

Слуга в душе — всегда во всем слуга!..
Глядишь, и отличишься понемногу,
Но не забудь, что выйти на дорогу,
Что к власти приведет, то дело непростое -

Не будет счастья, просветления, покоя,
И будут спины тех, кто — сила... Или знать,
Кого ты должен иль убрать иль обогнать!
Ты слаб, а слабых просто обмануть,

Но есть к владычеству другая нить:
Взять силу сильного и, став стократ сильней,
Бороться, не считая жертв и дней,
Возвыситься, воссстать и победить,

И стать царем над всеми! Не убить
Идеи этой никогда и никому —
Хлев — стаду, трон — царю, врагу — тюрьму,
Иль виселицу, плаху, иль костер —

Свобода, сила власти и простор!..
Вот идеал — он был, он есть, он будет,
А победителей история не судит...
— Достаточно, хоть ты еще не все сказал,

Но хватит! Скучно!.. Слушал — и зевал:
Старо, как мир, банально и убого.
Ты спутал суть царя и сущность Бога -
Подмена, дело жадных и нечистых рук.

Ты жизнь обкрадываешь, замыкая круг
Начал и разных, и несовместимых,
Смысл целей истинных и целей мнимых,
А людям предоставил роль тупого стада,

Которому не вырваться — крепка ограда,
И в упоении гремят твои слова,
Преграды, словно ураган сметая,
И гордо смотрит голова, от края и до края

Стремится мысль, где ясно все и просто:
И силы есть, и время есть для роста...
Ты опоздал иль не к тому пришел,

Твой идеал убог, а смысл настолько гол,
Что никакой одеждой не прикроешь...
— Твой ум разумен, и его не успокоишь
Словами лживого пустого уверенья,

И НЕТ в тебе ни веры, ни смиренья,
А я хочу спасти от пустоты,
От смерти, от провала... Суеты,
Что отделяет жизнь от вымысла. Согласен,

Твой мир мечты воистину прекрасен,
Прекрасен, как все сказки и легенды,
Как свет звезды, как пение Вселенной...
Но ты — НЕ БОГ, ты просто тварь земная,

Живи и радуйся, о большем не мечтая -
Ведь сказано: "В поту твой хлеб и в муках роды" —
Забыл?.. Иль были где народы,
Чтоб жили чисто, мирно и красиво?..

Ты видел власть, чтоб не была спесива,
Чтоб сила не давила, жизнь не предавала,
А взявшим много не было бы мало?
Забыл, что человек, презрев отца и мать,

Желает одного — владеть иль — убивать!..
Да ты хоть представляешь, кто ты есть?
Ничто!.. Про гордость и про честь
Забудь — вы ими не владели никогда,

Вас не изменишь, и подобного труда
Уж не осилить никогда и никому,
Начнете - сами  новую тюрьму
Лишь создадите для себя и для других:

Иного не дано... А что до ваших книг,
Они прекрасны от самих Начал,
Но вы оглохли, вот и замолчал
Тот Голос, что всегда хотел добра,

Спустилась ночь и не видать утра...
— Кончай... Бессмысленность такого разговора
Ясна предельно и тебе, и мне —
Никчемен спор, где нет предмета спора,

Так двое препираются в тюрьме,
Готовые твердить о чем угодно,
Так демагог вещает всенародно,
Льет слезы над несовершенством существа,

Громит пороки и грозящие слова
Все громоздит и громоздит до неба...
А для чего? Чтоб не лишиться хлеба,
Иль должности, иль милости начальства -

Хозяина... Угрозы да бахвальство,
Да ложь, да демагогия пустая,
Невежество и глупость без конца и края...
Корректно спорить — не твое призванье:

Здесь нужен светлый разум, сила знанья
И вера в то, что знаешь верный путь,
И если повнимательней взглянуть
На все, что ты сказал или готов сказать,

Легко тебя пославшего узнать -
По малому и судят о большом,
По чистоте и свету — знак и дом,
Откуда ты и все подобные приходят,

Что ищут, где, и почему находят
Поддержку там, где человека не было и нет...
Вот твой вопрос и мой тебе ответ.
Давай-ка лучше выпьем, что ли —

А то, ей-Богу, иль засну я поневоле,
Иль челюсть вывихну от тягостной зевоты;
И этот разговор до судорог, до рвоты
Мне надоел... Ведь должен быть предел

Любому шулерству, как и игре бесчестной...
Давай отбросим карты и совместно
Поговорим — не как враги или друзья
(Поскольку ни в друзья, и ни в зятья,

И ни в товарищи ты никому не нужен —
Так... дух, пожаловавший вдруг на ужин...)...
Ну как? Согласен? Не согласен?
— Забавно... Что ж, попробуем...

Пока вопрос не ясен, решенья нет...
— Неверно — есть решенье!.. Есть замысел,
И фаза сотворения уже иного начата давно,
И если купол есть, то есть и дно,

И есть всегда противоречье двух...
Ты бонвиван, праздношатающийся дух,
Я человек, и это основное -
Я — символ жизни, ты — распада и застоя.

— Неправда! Я бессмертен, ты же  нет!..
— Ты лжешь — ведь знаешь сотни сотен лет,
Что я бессмертен так же, как и ты,
Но ты — ничто... Без веры и мечты

Твоя свобода — видимость свободы...
— Меня ждет жизнь, тебя сжигают годы,
Ты все дряхлеешь, я же молодею!..
— Ты — ничего не хочешь, я хочу и смею,

Да не дано тебе того понять:
Ты — порожденье лжи и вечно будешь лгать...
Куда удобнее бессмысленное стадо,
Гонимое, куда кому-то надо,

Как гонят скот на выгон иль убой,
Гордишься своей ролью и собой —
Всего лишь грязным пастухом при грязном стаде
И будешь ноги лобызать, и крошечной награде

Безумно радоваться, будто это высший дар?..
А стадо все звереет, и пожар
Такой неистовой и страшною волной
Взметнется, что потащит за собой

Всех вас — Хозяина, тебя, тебе подобных,
Вы создали учеников  способных,
И коли так — падете вниз, в зловоние, на дно
Смердеть в грязи и крови... Суждено

Вам будет жить во вшах, дерьме, коросте
И лишь мечтать о смерти иль погосте
Средь ругани, бичей, камней и стона,
И не надейтесь, что труба Армагеддона

Когда-то прозвучит, чтоб вас поднять на бой —
Не будет битвы. Вариант иной давно продуман —
Слишком неумно уничтоженье жизни — грязной, но разумной,
Погрязшей в мерзостях и временно безумной,

И потекут года, столетия, эпохи,
Пока возникнут пониманья крохи
О том, что человек — особое творенье,
О смысле бытия и цели сотворенья

Такого удивительного существа, как он —
Вот он, замышленный для вас Армагеддон!..
Но ты разумен... Думай, все еще возможно -
Спокойно, тихо, мирно, осторожно

Исчезнуть, раствориться и — уйти,
Вернуться в мир к начальному пути.

— Шутник!.. Куда, да и зачем мне уходить?
Я создан для другого — должен жить,
Как мне приказано, и дело делать, исходя из правоты
Того закона, где и я, и ты,

Они, и мы, и многие другие,
Где мы с тобою не чужие:
Судьба и жизнь в единстве и борьбе,
"Я" много, и один из них в тебе...

— Я знаю... И давно уж знаю...
Мы вместе подошли к такому краю,
Что дальше некуда, лишь в бездну иль петлю,
В ничто, к безвестному нулю

Или еще куда похуже...
И выбраться из грязной лужи
Мне стоило огромного усилья...
Увы, пока — мечта - полет, и свет, и крылья,

И жизнь, в которой будет все НЕ ТАК...
Ты будешь приходить по-прежнему, как враг?
Давай считать, что заключили перемирье?
— Неплохо!.. Редко, но такие сделки были...

Ты знаешь, что тебе немного жить осталось?
— Да, знаю. Уж такую малость, как смерть,
Мы чувствуем задолго до конца,
Но я не тороплюсь к владениям Отца —

Уж слишком много остается дел,
Я только начал и немногое успел...
А умирать противно, но не страшно,
Родиться вновь, продолжить день вчерашний...

Нет, я не вру, действительно, не страшно -
Ждет дело, ждет работа, ждут друзья...
— Да-да... Друзья... И тучи воронья,

Уже летящие к твоей могиле...
ЗАКОН НЕ ИЗМЕНЕН!.. Он остается в силе:
"Остановись, мгновенье, ты прекрасно!.."
Финал ты помнишь? Все предельно ясно:

Представь, ты умер и летишь, желая одного —
Летишь века... Да нет там ничего —
Ни звезд, ни Дома... Темнота — не свет,
Томленье духа, суета сует...

Или  твои "писанья" — тоже дело!..
Зачем? Кому? К чему? Так неумело
Звучат и ритм, и рифма, и строка,
Не речь поэта, а сапожника рука...

Пусть "сапоги" твои и вправду хороши,
Да сапоги — для ног, признай, не для души...
Не схожи души... Многих ли потряс
Иль хоть слезинку выжал твой рассказ?..

Ну, пусть одну?.. Ведь чаще так бывает,—
Влетает в ухо, из другого — вылетает,
А спящая душа другой души не слышит -
Или виновен тот, кто так бездарно пишет?

А ты мечтал... не отрицай, не надо...
Надеялся — поймут, услышат, и награда
Не преминёт найти и оценить -
Бросай все это, если хочешь жить

Достойно, скромно, счастливо, умно —
Не унижай себя... Глупей нет ничего,
Чем прах и пыль исписанной бумаги...
И пусть поэты — истинные маги

Великой и священной Тайны Слова
Творят, как им положено... Судьба сурова
К безумцу, возомнившему себя поэтом,
Молчанье — золото. Пожалуй, все об этом.

— А здесь ты прав, я это знал с начала...
Был импульс, зов, но этого так мало,
И понимал — косноязычен, не обучен,
Хромает ритм, а стих коряв, не звучен...

Слова мне не важны — важно свеченье,
Дыханье слова, звук и напряженье,
В котором вдруг рождаются проблемы
В биенье мысли, развороте темы,

Не могущей оставить равнодушным
Свет видящих... Напутствие идущим
И ищущим, и тем, кто выбрал добровольно
Нелегкий этот путь... Тех ранит больно

Написанное слово иль слова,
Мудра природа и по-своему права,
К таким словам ее бы мощь и силу,
И содрогнулся б мир, разверзлись бы могилы,

И наступил тот самый судный день,
Да, к счастью, Иерихона тень
Меня не осеняет... Не труба —
Так, дудка, еле слышна и слаба...

И не при чем здесь почесть и награда —
Я дело делаю, и делаю, как надо.
Да, я уйду, но я опять вернусь,
Начну сначала и клянусь, я научусь

Тому великому, что в музыке и слове,
Неумирающей гармонии, основе,
Зовущей к свету, творчеству, добру...
А Голос  был всегда, да он не по нутру

Обычным смертным — слишком раздражает,
Зовет куда-то, обличает, укоряет,
Тревожит, отвлекая от привычных дел...
Кого б попроще — да тебя вот, например...

— Ну, наконец, признал мои заслуги!..
Есть господин и есть простые слуги,
Пригодные на все и для всего,
И не было еще ни одного,

Кто бы не слышал, что я говорю.
Здесь я — хозяин как рабу, так и царю!..
Ты ж пустомеля, хоть до крикуна дорос,
Любой пацан смеялся бы до слез

Над тем нелепым и условным миром,
Что "сотворил", собравши по квартирам
(Чужим, отмечу!..) весь пригодный материал,
"Подмел" все лучшее и ничего не потерял:

Сгодилось все — и грешник, и кумир...
И тёр, и тёр, покуда не протёр до дыр
Ничтожнейший кусочек мирозданья,
Дыру в ничто — куда "построенное зданье"

Согласно всем законам провалилось -
Сначала разбрелось, потом объединилось
В конгломерат бессмысленнейших слов...
Все б ничего, да ты орать готов,

Орать, доказывать с утра и до утра,
Что это жизнь, не глупая игра,
И даже более — угодна высшим силам!..
Опомнись!.. Пусть идут к своим могилам,

Лежат себе и тихо отдыхают...
Ты думаешь, они не знают? Знают,
Да не хотят расстраивать тебя,
Жалеют дурака, по своему любя...

Я не со зла, я только объяснить
Хочу тебе, как ныне надо жить,
Чтобы прожить хотя бы кое-как:
Не век поэзии — век денежных бумаг

Сегодня на дворе: Всевышний разрешил!..
А ты, наверное, уже давно решил,
Что я, как деревенский коробейник,
Лоток раскину и пристану, как репейник,

Начну расхваливать товар, и предлагать
Одно, другое, стану цену набивать —
Вот порезвимся славно на просторе!..
Богатый выбор — деньги, власть и море,

И женщины, и слава, и удача -
И я куплю тебя — куплю, и не иначе!..
Поспорим, а потом, глядишь, сойдемся,
Подпишем кровью договор и — разойдемся,

А душенька твоя мне будет отдана...
Какая пошлость! Да она мне  не нужна!..
ТЫ нужен — тот, кто есть на самом деле,
А не придуманный... В том разуме и теле,

Что дал тебе Господь... "В Его лишь воле
Все изменить, перераспределить все роли
В великой драме", о которой ты мечтаешь...
Жди и молись, авось не прогадаешь!..

— Забавнейшая личность ты, однако,—
Лик скорпиона, речь змеи и панцирь рака,
Шипенье злобное, клыки и длинный хвост...
Нет, ты не прост, воистину не прост

И ядовит весьма,  скажу, к тому же -
Не тот, кто обитает в грязной луже,
Ты — выше, но нисколько не умней —
Закостенел, отстал, и не на много дней —

На годы, на столетья, на века...
Мне вспоминается одна строка:
"Застывшая конструкция, чья жесткость такова,
Что не изменят эту сущность ни слова,

Ни силы, ни влияние, ни время...
Особое, уродливое племя,
Имеющее функции и цели...
Полезны были в прошлом. Ныне — устарели..."

Так это — про тебя, мой дорогой!
Другой стал человек, и век теперь другой,
А ты все тот же, и по-прежнему уверен —
Надежен метод и давно проверен,

Да и осечек было крайне мало...
Ты ошибаешься. Скажу лишь для начала,
Нет ненависти у меня к тебе,
Брезгливость есть и жалость, и к борьбе

С тобой я нисходить не буду —
К чему орать, скандалить, бить посуду,
Когда не тот противник пред тобой...
Что за нелепость! Что это за бой,

Когда он, бедный, лишь дубиной и владеет,
Не знает ничего и не умеет...
Да, так отстать - на целые века!..
— Не бойся за меня, и дурака,

И подлеца, и прочих, коим нет числа,
Всегда найду. И делаться дела
По-прежнему все будут, и не жди...
— Остынь!.. Послушай и немного подожди,

Я повторюсь: отстал и многого не знаешь —
МИР ИЗМЕНИЛСЯ! Ты ж по-прежнему витаешь
В убогой сфере — Бог и Люцифер,
Рай, ад... Ведь это — тот предел,

Который превзойден давным-давно,
Все создано, спланировано, решено,
Да только нет тебе туда дороги:
Ты — инфрасущество!.. Корявы ноги,

Тяжел и мутен разум, мысли — ни на грош...
Нет, как ассенизатор — ты хорош,
Но далее — конец не только силе,
А жизни той, которой раньше жили,

Где так привольно было и приятно...
Ну что ты можешь предложить? Понятно,
Что власть, богатство, золото, вино,
Картежный выигрыш... Да все равно,

Кого ты этим купишь? Мразь из мрази,
Преступника, садиста — грязь из грязи
Глупца, предателя, убийцу — тлен из тлена...
Так то не человек! Шакал или гиена,

Пожалуй, чище, благородней и умней...
А волк иль лев?.. Да до скончанья дней
Тебе их не купить ничем и никогда!..
И ты решил, что грязный мир всегда

Таким и будет? Подойди к окну —
Вон трое, все — идущие ко дну.
Всмотрись в ту грязь, что заменила эти души -
Не нравится? Нет, слушай!.. Жри и слушай!..

Давай, давай, без лишней суеты...
Они уже не люди, это ты!..
Ну, что еще? Наркотики, вино,
Соблазн, угрозы и сомненья... Все равно,

Все низкое ничтожно и едино,
То  грязь скопившаяся, а не глина,
Способная очиститься в огне...
Но были и другие — что во мне

Открыли дверь тюрьмы и дали свет свободы...
— А... Ты — про ТЕХ?.. Но я за эти годы
Таких немного видел, хоть и знал...
Ты говоришь — отстал... Я книги их читал!..

Читал!!. Читал!!! Пока не понял, наконец,
Что Мать, и Высший Разум, и Отец,
И "Звездный Путь", и "Эволюция Души" —
Обман! Иллюзия!!! Они лишь хороши

Для глупых, слабых и не верящих в себя,
Боящихся всего... Они живут, любя
Не жизнь, а некое "Прекрасное Начало",
Видал я в жизни сект таких немало,

И сам творил, и сам же разрушал...
Слаб человек пока и слишком мал,
Чтоб вырваться из тягостного плена —
Бессмысленно!.. Уж лучше преклонить колена...

— Удобная позиция — коленопреклоненность,
Здесь не единство, а объединенность
Предательства души и отсечения голов.
Немыслящий к мышленью не готов.

Ты говоришь — читал... Я верю, что читал,
Да что с того? Ты просто не узнал —
Да чем, откуда, как узнать бы смог
Великой силы бешеный поток,

Что бьется в мире, никогда не прекращаясь?
Как мог увидеть, что, дрожа и истончаясь,
Преграды рушатся?.. Что старые законы
Отменены?.. Что сумрачные тоны

Мелодии Земли звучат иным аккордом —
Огромным, чистым, светлым, гордым...
— Он слышит! Ох, и уморил!..
— Я — слышу. И иначе бы с тобой не говорил,

А бормотал молитвы и, крестясь,
Бежал к священнику, стеная и молясь...
А сила истины — реальность, не эксперимент,
Лишь зачерпнуть — она моя. В любой момент...

Слились несовместимости — крест, флейта и гитара:
Искра... Огонь... И взрыв пожара
Дал жизнь тому, что было невозможно...
Так было рождено все то, что осторожно

Готовилось тысячелетья и века...
Еще идти, еще дорога нелегка,
И будет хлеб, коль есть вода и рожь,
Слова бессмысленны — ты просто не поймешь,

Но дело начато, его не остановишь...
— Опять про "Звездный Дом"? Ты снова ловишь
Меня сетями глупых и нелепых слов.
Допустим, я принять готов

Что все есть так, как ты и говоришь,
Что веришь в то, что сам же и творишь —
От скуки? Или это новая игра такая?
— Нет, не игра — работа. Без конца и края...

Да разве без поддержки высших сил
Смогло б такое стать, что я бы воплотил
Извечные мечты людей о счастье?
Нет, это — замысел великой власти,

Я ж подмастерье, лишь один из равных,
Из равных, нужных, но не самых главных.
Ты думаешь, я сплю и вижу сны?
Но ты забыл, что были рождены

Они людьми и из людей такой породы,
Что нет им равных, даже у природы
Такого матерьяла слишком мало —
Но удалось собрать. Чтобы начать сначала

Весь цикл и все этапы сотворенья...
— Но ты-то здесь причем? Развей сомненья!..
Что может шут  иль жалкий скоморох?
Кто будет слушать? Только царь Горох,

Да дуб, русалка, да ученый кот —
Вот кто оценит, и поверит, и поймет!..
А человечество убого, жалко и грешно.
Ты тоже грешен, а природе все равно,

И будет то, что было, как и прежде,
Здесь, на Земле, где место лишь надежде...
— А ты подумай и тогда найдешь ответ:
Был человек, который сорок лет

Водил народ по выжженной пустыне,
Чтоб дать иссохнуть и рассыпаться той глине,
Что рабство помнила, и низость, и порок...
Всего полвека!.. Разве это срок?

Здесь счет пойдет  на жизни, не на годы,
И сорок лет не сделают погоды...
Еще есть путь, но не к воротам рая —
Гореть немыслимым огнем, горя, но не сгорая,

Чтоб выжечь все, что может стать помехой,
И наперво — тебя... И это первой вехой,
Началом станет предстоящего пути,
Где множество дорог, где мне еще идти

Из жизни в жизнь — пусть много-много раз,
Слагая книгу жизней из времен, поступков, фраз,
Из песен, постиженья и мечты,
Где стану Я и где не будешь ТЫ...

— Попался, друг! Ведь я тебя поймал!
Ты — лжец великий, хоть и слаб, и мал,
И ведь додумался до новенького рая
Для избранных святош, "тех, кто живет, сгорая"!..

На остальных плевать, как наплевать и мне...
Пусть будет так - ты в небе, я на дне,
Но — господа! А стадо пусть пасется!..
Хозяину бы рассказать, вот посмеется!..

Ох, уморил... Ой, лопну я от смеха!
Вот это дал! Вот веселуха, вот потеха!..
Клуб избранных... Бесцветное и пресное ничто,
Которым все не так и все всегда не то...

Хитончики опрятные, на головах веночки,
А рядом "сотворенные" сыночки, дочки,
Цветочки, солнышко, и зайчики, и птички —
Игрушки плюшевые, чистая водичка -

И ты... Ох, не могу!!! Седой и старый...
Непьющий, некурящий, но с гитарой
Поешь им песни - просветленно, тихо...
Нет, все-таки ты гений: врать так лихо!

Все... Я пополз... Есть врач один приличный,
А то умру... Нет, лучше взять больничный!..
Еще последнее - коль так тебе нужна
Поддержка Господа (как костыли или жена,

Без коих ты ступить не можешь шагу) —
Крестись, молись и прикасайся к благу
Мечети, церкви, синагоги или храма...
Иисус? Будда? Иль Магомет? Иль Рама?

Пред кем склониться? Да не все ль равно,
Зато с другими будешь заодно,
И будет общность... умные беседы...
Слова красивые и тихие победы

Над злом, соблазнами  да суетой мирской...
Не нравится? Да ты же не покой,
Не свет свой ищешь, не успокоенье,
А бунт, нелепую борьбу и приключенья

В тех сферах, где их нет  и быть не может!..
Добрался до Мелкора!.. Этот уж поможет,
Да так, что всем запомнится надолго!!!
Ты — убегаешь от семьи, работы, долга,

Гордыня, спесь да глупость без предела...
А хочешь, помогу, и для святого дела
В лепешку расшибусь, но уж достану
Тебе портрет Мелкора, или Тано,

Как ты его с недавних пор зовешь?
Вот и поставь их рядышком, ядрена вошь,
Молись и кланяйся, причем обоим сразу,
Да амулеты не забудь от порчи и от сглаза!..

— Силен ты, брат, и весельчак к тому же,
Умен, да только леденящей стужей
Несет от слов твоих и твоего ума.
Слова, пустые скользкие слова,

Что по поверхности бегут без остановки,
Внутри же пустота, убогие уловки,
И виденье, и лошадиное веселье,
И юмор пьяного мужицкого похмелья,

В котором ты живешь и будешь жить —
Тебе без разницы: помиловать, убить,
Приговорить иль все же оправдать,
Забрать, украсть, принять, отдать...

Зачем ты есть? Таков, каков ты есть?
И грязь земная не почтет за честь
Принять тебя — отравишь все вокруг,
Ничто не вырастет, возникнет черный круг,

Где все убито, даже ядовитые побеги...
Ты — колесо ненужное в телеге,
Что все скрипит не в лад и невпопад,
Мешает всем и давит всё подряд,

Что под него случайно попадает...
Откуда ты? И что тебя рождает?
Не небо, не Земля, не тьма и не могила...
Красноречив!.. Да есть ли только сила

В той болтовне, где явно преуспел?
А вот в делах... Ты знаешь, я б посмел
Тебе знакомство предложить... С игрушкой,
Придуманной — не с бомбой или пушкой,

А с тем, над чем недавно ты смеялся...
Ну, что молчишь? Иль, может, испугался?
— Нашел, чем испугать! Давай ее сюда!..
Нет, все-таки ты псих — играть в твои года...

ДА ЭТО...

**** 

— Дракон, ты здесь?

— Да.

— Слышал?

— Слышал. От начала до конца.

— Тут гость один... Фигура без лица...
Желает познакомиться... Придешь?

— Ну, коль зовешь...
  Приду.

— Ты только посмотри ему в глаза — и всё...

— Договорились. Я иду...

**** 

— Дракон, почтенный... Не перестарался?..

— Да нет... Я только посмотрел, а он сломался,
Как деревянная игрушка иль тростник...

— Он не игрушка, он и враг, и крик,
Он жертва грязи, что копилась в нас извечно...

— Он жив. И будет жить. Хоть жизнь его — конечна.
Сейчас очнется. Дай чего покрепче...

— Тебе видней... Смотри, ему полегче...

— Все, задышал... Ну, я пошел...

— Спасибо!

— Да не за что...

Создания столь низкого пошиба
Давно не видел... Все же не зови
К таким, как он. Он — трупный яд в крови,
Мертвец, хоть странным образом живой,
Его не изменить - он жив самим собой...

**** 

— Эй, гость! Ты здесь?

— Да, вроде здесь... Я есть иль я уже не есть?..

— Да есть, живой, хоть и потрепанный слегка.
Ну как игрушка — тяжела или легка?..

— Мне не до шуток... Что-то изменилось...
Я как-то... вне себя... иль это мне приснилось?..

— Да нет, всего лишь легкое касанье
Иного вида жизни и иного знанья...
Теперь ты веришь?

— Я не знаю, что есть вера...
Я видел... что-то... только нет примера,
Иль аналогии тому, что я увидел...

Такое невозможно!.. Никогда!!
Но я же ВИДЕЛ!!!
Он что — из мира нового?..
Он князь?.. Хозяин там?..

— Он — самый мудрый... Самый старший по годам...

— Послушай... Расскажи-ка мне подробней
Про новый мир — каков он?.. Я способный,
Глядишь, пойму хотя бы что-нибудь...

— Я повторю... Есть ДАО — Звездный Путь —
Огромен, беспределен, бесконечен,
Путь жизни, мироздания... Он вечен,
Тот путь движения галактик и планет.

Есть дух — непостижимость, вечный свет,
Который — ВСЁ... Который держит и дает...
Дает начало... Бытие... Закат, восход,
Дом изначальный — вечный, неделимый...

Струится путь стремительно, незримо,
Все обнимая, освещая все вокруг —
Вселенные, миры и вечный круг,
Где все всегда восходит только к свету

И где Земля... Наш светлый дом — планета...
Она так молода, поэтому тихи
Пока ее и голос, и улыбка, и стихи,
И песни вечной огненной реки —

Того течения, где плыть еще и плыть...
Есть человечество, которое избыть
Старается все муки своего рожденья,
Есть Ты и Я - две грани сотворенья

В борьбе извечной, не враги и не друзья...

- Соперники?.. Творцы?.. Дельцы? Князья?.. -

- Хранители — вот кто мы есть на самом деле,
Но так сложилось — видно, не сумели
Понять друг друга, вечная вражда
И бой, что, не стихая никогда,

Поставил жизнь на грань существованья,
Мы молоды, слабы, не развито сознанье,
А разум разделен с душой и духом...

— Так кто же я? — Не знаю...
Если верить слухам
Или гипотезам, которым нет числа,
Начало все же было, и была

Иной земля, и жизнь, и существа -
Мы — далеко не первые, и первые слова
Не мы с тобой, увы, произнесли,
Но только МЫ сейчас судьбу Земли

Решаем, а она больна... Больна серьезно...
Но время есть, пока еще не поздно
Все изменить, и через сотни лет
Найти решение и получить ответ,

Как сделать нашу жизнь земную
Подобной чуду, а историю больную
Забудем — как и прежнюю вражду...

— Вот и трудись — я лучше подожду...

— Не выйдет — я тебе же говорил...

— Да помню, помню... Только ты забыл
О многом — я ведь лиходей...
А мир тот новый — он же для людей?

— Не только для людей... Он есть, и он реален,
Он память воплощенная и этим уникален,
Земля — живая память множества веков,
Ушедших рас, стихий, времен, богов —

Она ведь бережлива, наша Мать-Земля,
А мир тот — экипаж земного корабля,
Готового в космический простор
Уйти, и всё, что было до сих пор,

В себя вобрать, рискнуть и сохранить
Единую связующую нить,
Весь смысл того, что было создано...
Земле решать, и право ей дано...

— Но там же... Космос... Там...

— Да, там не рай господний,
Но и не ад, не мерзость преисподней,
И будет смерть, и битвы, и борьба —
Свобода, поиск человека — не раба,

Не только человека - всех, кто добровольно
Собрался в этот путь, всех, кто сказал: "Довольно
Жить в прежнем мире — затхлом, как тюрьма!"...
И снова будет жизнь, моря, ветра, шторма,

Застолье, песни, доброе вино,
Друзья, любимая, и будет все равно,
Какой ты расы, из каких миров, времен,
Продукт материи иль воплощенный сон,

Мечта, легенда или общее творенье...
Достаточно... Такое тяжкое сомненье
Написано на роже на твоей,
Что говорить об этом расхотелось...

— Еще бы!.. Если б даже загорелась

Вода — и то бы я скорей поверил...
Никто того не видел и не мерил!!!
К тому ж я недоверчив по природе,
Упрям, скептичен, и любой погоде

Не верю, как она прекрасна б ни была...
Да, я таков, и все мои дела
И мысли — всё пропитано сомненья ядом.
Я зол, коварен, и тяжелым взглядом

С Горгоною, пожалуй бы, поспорил...
Я чужд греху,  но я обманывал и ссорил,
А совратить — пустяк... Никто и не заметит...
Итог — мне в новом мире ничего не светит!..

— Всегда есть выход, и надежда есть всегда,
Не верь лишь лжи, сокрытой в слове "никогда"!..
Путь — возвращение, что я и предлагал:
Создай себя, но из других начал...

Пусть будет очень трудно, очень больно
И очень долго... Вольно иль невольно,
Но ты творил такое, что забыть —
И то проблема, а совсем избыть

Еще сложней... Ты, в сущности, не жил,
Не отдавал, не верил, не любил...

— Ты ошибаешься! Любовь на самом деле...

— Я о ЛЮБВИ тебе сказал, а не о теле...

— Все так, но только до поры, до срока...
Семья, и дети, и друзья — одна морока!..

— А жизнь? Ее б за что-нибудь отдал?..

— Да нет... Ведь сказано: "Бог дал — Бог взял"...

— Еще одно, о чем пока не говорил...
Ты многое мне дал, хотя не сотворил
Свое подобие, чуть не убив при этом,
Я благодарен — но твоим "советам"

И власти надо мной пришел конец.
Ты  был  рожден и, значит, были мать, отец?..

— Не помню... Ни отца, ни братьев, ни сестер,
Ни матери... Но помню до сих пор —
Старался: предостерегал, учил —
Да, малой дозой яда!.. Но — ЛЕЧИЛ!!!.

Я создан был таким и я был нужен,
И не моя вина, что все грязней и хуже
Все становилось... Я возненавидел
И жизнь, и дело, я смотрел и видел

Лишь грязь и мерзость, где всему начало Каин,
Я к небу возопил, и вот пришел хозяин —
Единственная сила, о которой я мечтал...

— Есть книга некая... Ты вспомни, ты читал —
Три брата, поразительно несхожих,
Отец убитый... Свет и Тьма... И все же...

— Постой, постой, я что-то вспоминаю...
Премерзкая история! Хоть, в принципе, простая,
Банальная,  как грязь и прах веков...
Стоп!.. Вспомнил... Жалкий Смердяков!..

Лакей... Убийца... Карамазов незаконный...
Я — Смердяков?.. А ты — Алеша возрожденный?..
Я — смерд... слуга... и раб... и тлен...
Я — мерзок... Ты ж — предвестник перемен?..

Ты чистенький, я — грязен... Кто виновен?
Я ТОЖЕ Карамазов и с тобою ровен
Рожденьем. Ты на это намекаешь?
Я тварь, не человек, и ты пинаешь

Меня от века?.. Ты же сам и виноват,
Что я таков... Теперь ты в рай, я в ад?!
Не выйдет!.. Этого узла — не развязать...

— Постой, ведь я не то хотел сказать!..

— Заткнись! Ну что уставился? Что, зубы изменились?
Оскалились? И рожки появились,
И шерсть, и злобный взгляд, и длинный хвост?..
Во мне таких НАС — много... Я не прост...

Налей!.. Да не сюда... Чего ты мне суешь?..
Стакан... Иль — кружку... Где ее возьмешь?
Где хочешь!.. Это дело не моё...
Лей с верхом!.. Перец сыпь... Лечи рваньё...

Давай!.. И помолчи  хотя бы пять минут...
Ты думаешь, сломал? Нет, братец мой, я крут!..
Ты думал, оплевал  и был таков?..
Не выйдет! Ты мне песню про волков

Еще споешь... Споешь!!! А чем я хуже
Тех, для кого ты пел? Мне тоже нужен
Такой вот Волк... Попутчик... Или — Брат...
Иль — кто-нибудь иной... И все же — виноват! —

Но слово, как и истина, останется за мной...
Ты помнишь Черный бриг? Палящий зной?..
Ты помнишь "Роджера веселого" оскал?..
Пирата, что так весело и славно умирал?..

Удар креста — незаживающая рана...
Проклятье Бога, ставшее проклятьем капитана...
Молчишь?.. Молчишь... Я вижу, не забыл...
Отныне — Я тот капитан!.. И кем бы ты ни был,

Запомни: вечно за твоей спиной
Теперь тот бриг — с командой и со мной...
Команда та же, хоть мертва давно,
Но кровь их — на тебе!.. И им не все равно,

КАК все закончится... Теперь мы будем рядом...
Я буду ждать, и под тяжелым взглядом
Тебе отныне — жить, и думать, и идти,
И если ошибешься на пути,

Или солжешь, продашь или предашь,
Иль вздумаешь удрать — на абордаж
Рванется трижды преданный Пират!..
Уж ты поверь! Я буду только рад,

Что затянувшейся игре придет конец,
Поскольку величайший в мире лжец
Заслуживает величайшей в мире кары.
Работай — и терпи! Иди!!! Сноси удары,

Коль взялся за немыслимое дело,
Но если все же выйдешь за пределы —
Тогда... поверю в свет и смою грязь веков,
Родится Карамазов и исчезнет Смердяков...

Прощай!.. Прости за мой несносный нрав...
И, знаешь... Мне ТАК ХОЧЕТСЯ, чтоб оказался ПРАВ
На этот раз (единственный!) НЕ Я, а ТЫ...
Прощай, Хранитель Сказки, Песни и Мечты!..

*** 

11-20 сентября 2001 год

*** 

Иллюстрация из Интернета


Рецензии