52 отдельный автомобильный полк

  Боевой путь автомобильной части проследить практически невозможно по одной простой причине, эти подразделения находились в прямом подчинении фронта. Если пехотные полки, соединения имели конкретные направления наступления, отхода, задачи по обороне, освобождению и т.д., и это позволяет точно определить боевой путь той или иной части, то действия автомобильных формирований напрямую зависели от детальности фронта, а растянутость, которых составляла сотни километров. Это означает, что подразделения полка могли сегодня выполнять боевые задачи на одном участке фронта, то завтра уже на другом. Тем не менее, они имеют свою историю, связанную с событиями, происходящими на фронте.

Ленинградский фронт

  Чтобы прикрыть непосредственно подступы к Ленинграду, не допустить его захвата, был образован Ленинградский фронт (Директива Ставки ВГК от 23.08.1941г.). В сентябре 1941 года войска противника, наступающего на Ленинград, были остановлены.
  После установления блокады Ленинграда, 08.09.1941г. последней надеждой на снабжение города осталось Ладожское озеро. 12.09.1941г. водным путем на западный берег к маяку Осиновец с большой земли доставили на баржах первые грузы с зерном и мукой. По окончании навигации стала задача в организации трассы по льду. Для этой цели на Ленинградском фронте в ноябре были сформированы 1-й и 2-й отдельные автотранспортные батальоны. 22.11.1941г. со стороны Ленинграда в Кобону (восточный берег Ладоги) за продовольствием отправилась первая колонна из 60 автомашин ГАЗ-АА (более известны как «полуторки») под командованием капитана В.А. Порчунова. С этого дня начался тяжелейший ежедневный труд военных водителей по доставке продовольствия, боеприпасов, эвакуации жителей города и раненых бойцов. Всё это происходило, как правило, под артобстрелом и авианалётом противника. Каждый рейс можно вправе сравнивать с боевым вылетом, так как постоянно приходилось сталкиваться с немецкой авиацией. Не трудно представить, что творилось на душе у водителей, когда у них на глазах уходили под лёд машины  боевых товарищей с продовольствием или людьми. Несмотря на все ужасы войны, бойцы от усталости валились с ног, чтобы не уснуть за рулем, они в кабинах подвешивали пустые котелки с ложками. Эта  «музыка» позволяла им оставаться в бодрствующем состоянии, не сойти с трассы и не нырнуть в полынью, образовавшуюся после разрыва авиабомбы. Всего за первую блокадную зиму по ледовой дороге (до 24.04.1942г.) было перевезено 361 109 тонн  различных грузов (262419 т продовольствия). Эвакуировано более 550 тысяч ленинградцев и более 35 тысяч раненых.
  23.01.1942г. 1-й и 2-й отдельные автотранспортные батальоны были переименованы в 851-й оатб и 852-й оатб соответственно (Действующая армия. Перечень войск №26 «отдельные автотранспортные батальоны, роты, взвода»).
Действие ледовой Дороги жизни возобновилось с 19.12.1942г. и продолжалось по 30.03.1943г.
  17.10.1943г. на базе 852 оатб был сформирован 52 отдельный автомобильный полк (Действующая армия. Перечень войск №16 «…автомобильные и другие отдельные полки»). Командиром полка назначен подполковник Акимов Николай Иванович 1893г.р., участник финской компании 1940г.
  В январе 1943 года войска фронта провели успешную операцию по прорыву блокады  Ленинграда южнее Шлиссельбурга.
  В январе-апреле 1944 года разгром группы немецких армий «Север» под Ленинградом и Новгородом. 52-й отд.авт.полк был в распоряжении Новгородской оперативной группы.

3-й Прибалтийский фронт

  Из соединений (южного крыла) Ленинградского фронта был образован 3-й Прибалтийский фронт (Директива Ставки ВГК от 18.04.1944г.). 24.04.1944г. 52-й отд. авт. полк также перешел в подчинение 3-го Приб.фронта. 1-й батальон полка поступил в распоряжении командующего артиллерии фронта.
  17.07.1944г. – 25.08.1944г. Псковско-Островское наступательная операция. За август 52 отд.авт.полком вывезено попутным транспортом более 45тыс. раненых.
  15.09.1944г. – 15.10.1944г. Рижская наступательная операция. В период подготовки операции с1 по15.09.1944г. 52 отд.авт.полком перевезено три стрелковых дивизии, 14648т различного груза(7880т боеприпасов), 1640 раненых. После захвата Риги фронт был расформирован (Директива Ставки ВГК от 16.10.1944г.). За 179 суток боевых действий фронта безвозвратные потери составили 43 155 чел., ранено 153 876 чел.

3-й Белорусский фронт
 
  52 отд.авт.полк был переподчинен 3-му Белорусскому фронту (образован 24.04.1944г. в результате переименования Западного фронта). Командующий фронта Маршал Советского Союза Александр Михайлович Василевский. С января по апрель 1945г. войска фронта участвовали в Восточно – Прусской операции, в ходе которой овладели городом Кёнигсберг (09.04.1945г.).

Дальний Восток

  Директивой ГКО от 30.07.1945г. Василевский А.М. назначен главнокомандующим советскими войсками на Дальнем Востоке. Вместе с маршалом с фронта на Восток срочно переправлялись соединения, в том числе и 52-й отд.авт.полк.
Всего за 24 дня потребовалось советским войскам под командованием А.М. Василевского, чтобы разгромить в Манчжурии миллионную Квантунскую армию Японии. Безвозвратные потери составили 12 031 чел., ранено 24 425 чел.
  Работу фронта можно сравнить с работой хорошо отлаженного механизма, который, в свою очередь, состоит из узлов, соединений и винтиков. Такими «боевыми винтиками» на фронте являются все военнослужащие: танкист, артиллерист, снайпер, сапер, шофер и т.д. до командующего фронта. Конечно же, с выходом из строя одного из узлов приводит к перебоям, а то и остановке всего механизма. Каждый боец на своем месте осознавал это и приложил сверхусилия, чтобы этот механизм по разгрому фашистских захватчиков не остановился.
  Вместе с легендарным 52-м отдельным автомобильным полком весь боевой путь прошел наш земляк, шофер 1-го батальона рядовой Тимошенко Иван Егорович (с. Скородумское).

7 декабря 2012 г.


Рецензии
Владимир! Спасибо! В этом полку служил ст.лейтенантом и позже -- инженер-капитаном мой дедушка Георгий Зиновьевич Гутенмахер( 1899--1974), инженер-химик, рожденный в Одессе и с 1930 года живший в Ленинграде.Я -- единственный и последний потомок.У меня есть повесть о блокадном детстве моих мамы и тети ,там речь идет и о дедушке.
http://samlib.ru/e/enskaja_n/schepkikrasnogodereva.shtml
С днем Победы Вас и с пожеланиями -- чтобы память была живой,а не казенной.

Нина Энская   08.05.2016 18:00     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.