Жить в образе?

ТЕЗИС ДЛЯ ДИСПУТА

Платоники-христиане  уверяют нас: Иисус  живая икона Отца; чистый образ Бога невидимого. И вот Он якобы стоит у дверей нашего мира и стучит, желая войти в феноменальные структуры нашей цивилизации, – цивилизации образов, – именно как образ, икона.
По их заверению, каждый из нас может стать иконой Иконы, или образом Образа, отыскав в сердце своем чистый образ Христа и настойчиво созерцая его. Это бытие иконой Христа может стать смыслом существования. И когда многие из нас станут иконами Иконы Отца небесного, тогда  наша цивилизация очистится от грязных образов и станет совершенной.

Если отойти от платонизма и обратиться к опыту практической экзистенции, то, что такое жить в образе, быть образом?
Это значит не быть лицом, – то есть вообще не быть, или умереть в человечестве. Умереть как раз для той жизни, которой живет Христос Иисус. Именно по причине смерти лица в образе, Иисус называл людей-образов «гробами повапленными» (гробами лакированными).

«Се Человек!» – сказано о Христе. Сказано именно в сравнении с ОБРАЗОМ  Человека: что Он НЕ ИЗОБРАЖАЕТ (!); что Он подлинно СУЩЕСТВУЕТ. Если бы не так, его вывели бы к народу в маске мессии. Именно маску пытались сотворить римские легионеры в Претории, когда одевали Иисуса в багряницу и надевали на голову венец из терна. Этим они говорили Иисусу – ты лжец! Изображаешь из себя Мессию!

Маска лжёт, потому что изображает человека. Мы знаем, кто есть отец лжи. Именно поэтому актеры почитались всегда за проклятых людей, и пребывали они вне общества. И только в наше время тотальной лжи, время общества-маскарада актеры стали героями, и даже в президенты Америки выбрали актера, обозначив тем самым, что все мы – актеры.

Маски могут водить хоровод, сиречь участвовать в ролевых играх, которые изучают социологи, воображая, что они изучают общество. Но это не общество, это фантом.
В образе (маске) и роли я изображаю свое существование как лица, но на деле не существую. Изображая человека, я обманываю окружающих, по видимости исполняя обращенное ко мне требование быть: то есть быть готовым, отвечать, соответствовать, слышать и поступать; ибо быть лицом значит господствовать, творить душевный космос....
Этого как раз и нет. Маска, образ, роль подобно крышке гроба прикрывают собой тление и смерть, или душевный хаос, страсть, неуправляемую душевную спонтанность, грязные чувства и мысли, лень, безволие, остраненность, которые я скрываю от ближних под маской, или образом.
Образ встраивается в общественный феномен, сохраняя видимую целостность бытия, и скрывает  факт дыры – отсутствия личности, ее смерти, небытия. Кто наблюдает феномен, бывает обманут. Поцелуй Иуды – вот что такое феномен.

Современная феноменология не случайно явилась в наше время. Она есть отказ от истины. Признание за истину феномена. Именно это Гуссерлево эпохе` современные платоники хотят сделать инструментом жизни в образе Христа. Однако образ – не истина. Для Гуссерля истина — это структура акта сознания. Но феноменология Гуссерля – это всего лишь гносеология, служанка естествознания (даже не богословия!) – как она может помочь нам в вере? 

Расхожий лозунг наших дней – "быть самим собой!".
То есть, не быть маской, образом; не изображать из себя того, кем ты не еси. Сама распространенность этого императива отсылает нас к миру как «цивилизации образов».  Лозунг: будь собой! – есть выражение протеста лица против своего самоотрицания, против своего небытия в образе, и желания существовать – быть лицом, а не маской на сцене.

Неясно, однако, как это сделать: как стать собой: как начать БЫТЬ, и перестать кривляться?  Публика и культура предлагают лишь маски на выбор, так что «стать собой» означает отыскать в обществе такую роль и такой образ, который тебе подойдет, который будет твоей иконой. Решает ли это экзистенциальную проблему? Думаю, нет: лишь предлагает псевдорешение, осуществлением которого (поиском ниши и роли) заняты многие.
Характерно в этом ключе понимание лозунга «быть собой» у трансгендеров. Мужчина хочет стать женщиной, – как известный депутат польского парламента Анна Городецкая, например; которая хотела быть женщиной, и понимала осуществление этого желания как становление собой. Однако мужской организм не может хотеть стать женским организмом: его насильственно с помощью гормонотерапии и хирургии превращают в женский. Следовательно, дело не биологии пола; дело в уме. Уму нравится женский образ, ум выбирает его для формирования понятия о себе. Именно соблазн воплощения собой выбранного образа побуждает трансгендеров к противоестественному превращению.
Фактически, цивилизация образов не разрешает человеку быть: свобода существования подменена свободой выбора образа, который будешь воплощать, подобно актеру на сцене.
Изображать Христа – вот какой выбор предлагают нам христиане-платоники. Светское общество не предлагает такой ниши, маски и роли. Остается одно – стать членом какой-нибудь христианской секты; или, в рамках ортодоксии, найти подходящий монастырь, где принимают такого рода перформансы – особенно, в части Public Relation.

В христианстве образ Бытия давно найден: это Троица. Но этот образ не для созерцания. Троица, или божественная семья – Отец, Мать, Сын, – есть возвещение открытой возможности воскреснуть из гроба и ЖИТЬ в Семье через усыновление.

ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ ТЕЗИСОВ СМ. В "ТЕЗИСЫ ДЛЯ ДИСПУТОВ"


Рецензии