Кирпичная эпопея Удивление

                УДИВЛЕНИЕ

    Не буду описывать мои «похождения» после Таштыпа, из которого я перебрался в Абазу, хотя и в Абазе произошло немало интересных событий, связанных с печным делом.

 Были там у меня и двухэтажные печи и камины. Особенно много мне пришлось сложить печей после наводнения в 2004-м.

    Начну дальнейшее  повествование уже о Идринском районе, куда я переехал в  том же 2004м. В Екатериновке, куда я вначале поселился, я взялся за перекладку русской печи, и был немало удивлен.

В обогревателе печи напрочь отсутствовали перегородки, то есть не было никаких дымооборотов. Дым выходил из горизонтального дымохода и уходил сразу под  задвижку. Обогреватель был как пустой чемодан.

 Таких обогревателей я, за сорок лет своей работы, не встречал. Теперь я знаю, что в Идринском районе такие обогреватели кладут. Со своей стороны скажу, что дым, как и вода, ищет самый короткий путь на выход, то есть от входа из горизонтального и напрямую до задвижки, при этом слабо прогревая углы. Когда же дымообороты устроены, ему приходится «кувыркаться» снизу вверх и сверху вниз, отдавая тепло равномерно по всему обогревателю.

     Но ещё больше я был удивлен рассказу незнакомого рыбака на берегу Сыды нынешней весной.

     Была середина мая, в  реке  большая вода, а по большой воде вверх поднимался елец. На берегу нас было несколько человек. С утра светило солнце, был хороший клев, но к обеду он прекратился, и от нечего делать мы травили байки и анекдоты. Рыбацких историй, как известно, у каждого рыбака полный кан. Но вот и они кончились, и мы завели разговоры на бытовые темы, не обошли и вечной темы о бестолковых Госдуме и правительстве, о нашей демократии. Я ввернул афоризм:

----  Демократия – это возможность самим выбирать себе рабовладельцев!
----  Слуги народа живут куда как лучше своего господина… - добавил рыбак в кепке и с золотым зубом в щербатом рту. Зуб так и сверкал на весеннем ярком солнышке. Лет рыбаку было не так уж много, пожалуй, не больше шестидесяти, но выглядел он каким-то изможденным.

----  Страна у нас богатая: всего хватает, другое дело, что не всем… – добавил я.
    Другие рыбаки, коих было еще трое, в разговор о политике вступать не захотели. Своими скептическими усмешками они показывали, что стоят выше критики, что и правительство, и Госдума в их глазах достойны только презрения.

    Мне тоже не очень-то нравятся такие критические разговоры. Но у каждого из нас есть свои взгляды и мнения на методы управления страной. И разговоры на эту тему всегда возникают, когда мужики собираются в «кучу», и когда им просто нечего делать. Мне такие критические разговоры не нравятся потому, что «кухарка» управлять страной не может. Для этого необходимы не кухонные знания. Я уверен, что критиковать легче, чем самому работать. Поэтому  в политических разговорах стараюсь не участвовать.

---- Вот придумали закон для рыбаков, - продолжал «золотой зуб» - Одна удочка с одним крючком на рыбака! Это что?! Издевательство над людьми?! Даже на удочку не дают порыбачить по - настоящему! Зажали людей совсем! Запивайся народ!

      Такое мнение мне просто резануло ухо.
----  А причем здесь алкоголь?
----  А что остается?  Туда нельзя, сюда нельзя!!! Обложили законами и запретами кругом, а чтобы что-то хорошее для народа сделать нет их…
---- А что хорошее, например? – интересуюсь я.

----  Ну, вот при советской власти был у нас свой пруд. Рыбачили прямо возле дома. И рыба была – не ельчики, а покрупнее. Теперь вот нету пруда. Глава района обещал восстановить, а воз и ныне там, хотя вот скоро новые выборы нагрянут.

----  Но при чем тут алкоголь? – повторяю я вопрос.
----  Так делать же больше нечего!
----  Как нечего? Я, например, печи летом кладу, в самодеятельности участвую.

----  Ага! Еще один «печник» нашелся!!! – воскликнул рыбак.
----  А что?  Чем они тебе не нравятся?
----  Мне один такой клал печь.
---- Ну и что?

----  А то! Хитрый больно!
----  В чем хитрый?
----  Я сам умею печи класть, но вот не могу тяжелую работу делать, попросил его.

----  Так в чем хитрый-то?
----   В первый день он выложил до плиты, перекрыл горизонтальный дымоход, ушел домой. Я гляжу – он щель в перекрытии оставил сразу за плитой. Зачем, думаю, он тут щель оставил? Половина дыма пойдет напрямую! Выпилил пластину из кирпича и заложил эту щель.

 Утром он приходит, смотрит, а щели-то нет, спрашивает: «Ты тут ничего мне не натворил?» «Нет», отвечаю. Он походил, походил вокруг, покачал головой, ничего не сказал. Я стал следить за ним. Вижу, он уже третий ряд обогревателя выложил, а дымообороты не выкладывает, спрашиваю: «Ты почему колодцы-то не делаешь?» «А зачем они?» отвечает. «Давай, делай» - говорю. Пришлось ему и колодцы выкладывать.

---- А щель-то зачем? – удивляюсь я
----  Разве не понятно? Чтобы печь хорошо топилась!
----  А что коэффициент полезного действия печи снижается, что дров больше придется сжигать…

----  Да ему-то что! Хозяин этого не заметит, зато печь «гудит» сразу!
----  Вот как! А я в этом месте задвижку ставлю, чтобы растапливать печь напрямую, а потом её закрывать, и печь топится через обогреватель.
---- Так и я делал. Но  он еще и цену прибавляет по окончании работы. Мы договорились сразу за пять тысяч, а он, смотрю, ходит и ходит вокруг печи, молчит. Я спрашиваю: «Сколько я должен?» Он почесал, почесал в затылке и говорит: «Семь!»

Я ему отвечаю: «Нет, дорогой, мы договаривались за пять. Вот тебе пять и дело с концом!»
----  Мало того, - добавил рыбак, - так он ещё что делает, нахватает объектов, чтобы конкурентам не достались, а потом бегает от одного к другому, тянет кладку по месяцу, а то и дольше.

    Тут я вспомнил дедушку Тюнина, но дедушка «тянул» на одном объекте.
----  Кто это такой печник?
     Рыбак назвал фамилию, но я называть не буду, скажу только, что, когда я переехал в Идринское и дал объявление в газету,  мне позвонил неизвестный и сказал: «Этим делом не занимайся! Я тебя предупредил!». Я вычислил: так «напугать» меня мог только он.

    Что ж, если заказчики не жалуются, значит им нравится, что печи, сложенные этим печником, «гудят» сразу. Дай Бог ему силы на дальнейшую трудовую деятельность, а я отхожу от дела.

               
 


Рецензии
А кому-то нравится. Ведь не дымит совсем. Жалко только холодновато. А я всегда ругался с механиками. Они при ремонте культиваторов пружинные лапы крепят за середину. Лапа при этом не входит в землю горизонтально остриём вперёд, а царапает, как грабли и не заглубляется. Молодых трактористов заставлял переделывать и крепить за самый верх, так качество обработки было идеальным. Старые же жаловались гл. инженеру и директору, что мешаю работать. А те мне пиз-ей давали. Вечный бой был.

Анатолий Шашуков   01.01.2015 10:13     Заявить о нарушении
Анатолий спасибо за рецензию. Я не культивировал, но пахал и боронил, косил и т д Верно сказал. С короткими лапами рама идет горизонтально, стрелы тоже. Получается не культивация, а царапание. На поверку работа сделана, но как?!

Александр Тихонов 5   12.01.2015 08:35   Заявить о нарушении