Уроки Хельги

               
   Как мне порой не хватало ее теплого взгляда, всегда приветливой улыбки и тонких мудрых советов! И, если бы не таможенно-пограничные нововведения, то я бы ездила к Хельге в Ригу каждый месяц, а то и чаще.
    Хельга! Стоит лишь закрыть глаза и я представляю, как сидит она в своем любимом старинном кресле на улице Бринибас и, склонив голову набок, слушает, доносящиеся с Соборной площади звуки органа и, конечно же, вышивает…
    Вышивание крестиком – это ее любимое занятие - у Хельги получаются такие чудные картины! Но особенно ей удаются национальные латышские узоры на салфетках и скатертях, их она раздаривает друзьям и знакомым. Вот, и у меня на кухне красуется полотенце, расшитое мелким желто-зеленым крестом.
    Поэтому Хельга всегда со мной – я смотрю на него, закрываю глаза и вижу Ригу – восхитительный город, будто нарисованный рукой средневекового художника-графика.  В этой, теперь уже заграничной стране жила Хельга – одинокая женщина, пенсионерка, человек необыкновенной доброты и удивительного обаяния, которая несколько раз в жизни буквально спасала меня от надвигающейся любовной катастрофы…


       В самый первый раз увидела я ее, когда мне исполнилось девятнадцать. В ту весну отец взял меня с собой на гастроли (он у меня музыкант) - показать город. Мы остановились в маленьком отеле в самом центре города. Хельга работала в нем ночным портье. Причем ее смена выпала как раз на нашу первую ночь.
     Я в то время была влюблена в своего однокурсника, мы дружили, но вдруг в одночасье он меня бросил! Я сильно переживала, тогда в Риге никак не могла заснуть и, дождавшись, когда отец уснет, спустилась вниз, на первый этаж, попросить снотворное.    
      За высокой кафедрой сидела миловидная женщина и вязала. Это была Хельга. В ту ночь мы проговорили почти до утра. Ее доброе отношение и необычные советы словно перевернули во мне что-то, и к завтраку я спустилась довольной и счастливой – от былой печали не осталось и следа. Отец был немало удивлен:
-Ты хорошо выспалась, дочка? Тебе приснился красивый сон?
-Да, папа, он открыл мне  нечто важное и, возможно, скоро приведет меня к новому счастью.
   А советы Хельги были на удивление просты. Во-первых, она никогда не видела безысходности. Мудрая женщина учила:
-Помни, Светочка, что в любой даже самой запутанной ситуации существует третий выход, если тебе трудно выбрать между двумя. Третий всегда незримо присутствует – спасительный запасной вариант.
   Вот, и тогда мне казалось, что  существуют только два пути: продолжать бороться за своего любимого, добиваться его, либо ничего не делать, переживать и страдать в одиночку до нервного истощения. А, оказывается, нужно было просто  поскорее стереть его из памяти и переключиться на какое-нибудь интересное занятие. В то лето я стала учиться игре на гитаре и, разумеется, не сразу, но мальчика этого забыла. Ведь какая разница сколько времени длилось ваше счастье, говорила Хельга, все равно по прошествии лет оно будет вспоминаться, как одна вспышка - что один год, два или десять лет…. Наша сказка длилась всего месяц.
* Любовь – лучший учитель  ** Легко сказать – трудно сделать

 Я со временем поняла, что чувства уходят - каждый раз эти воспоминания становились все более стертыми и расплывчатыми.
Образ уходил. Любовь иссякала… Конечно, это была не настоящая любовь, а детская влюбленность.
     Хельга призывала меня учиться понимать мужчин и их странные поступки: «Проходит неделя, месяц, десять лет – и мы уже другие, часто не понимаем самих себя, а ты хочешь, чтобы тебя понял другой человек, да к тому же мужик! Требовать от мужчины понимания – все равно, чтобы хотеть, чтобы ваша кошка умела работать на компьютере!
    В лучшем случае от них нужно ждать не понимания и сочувствия, а элементарного внимания! Это очень важно для нас, женщин, абсолютно всех, вне зависимости от возраста и национальности. Им же, мужикам то есть, нужна лесть и ласка – вот те две вещи, которые могут обезоружить любого мужчину, вернее их три – и все на «Л»: лесть, ласка, любовь. Под последним в мужском понимании чаще подразумевается постель. Любить для них – значит отдаваться им, быть ласковой, не рычать, не читать нотаций и льстить, то есть хвалить. Женщине же нужно элементарное внимание, верность и… власть. Да, не удивляйся, даже у самых кротких тихонь в душе живет императрица, мечтающая подчинить себе мужчину! Вот, эти три «В» для женщины и три «Л» для мужчины тебе надо запомнить. Эти буквы встречаются в слове ЛЮБОВЬ не спроста, вообще все буквы там не спроста, но тебе пока рано об этом знать…
  Так говорила Хельга, искренне пытаясь преподать мне уроки житейской мудрости. Говорила, как всегда загадочно улыбаясь, со своим характерным милым иностранным акцентом, а я ее с интересом слушала. Еще запомнился следующий совет мудрой латышки:
-Любовь – либо она есть, либо ее нет - ее ничем заменить нельзя, но только истинная любовь рождает творчество и дарит детей.
    Женщине обязательно нужно любить, иначе жизнь пройдет впустую! И глупо посвящать все свое время и силы тому, кого не любишь. Это, как правило, самая большая людская ошибка. И очень редко мы любим мужей и жен так же искренне, как своих детей, все и вся им прощая. Поймав первый аккорд любви, нужно самому научиться выстраивать всю гамму любовных чувств. Нам посылается лишь первый аккорд – трезвучие – его нужно суметь проиграть, а далее идут труд, терпение и творчество – три «Т», при помощи которых  та искренняя любовь приходит к двоим.
   Ее в начале и быть-то не может, сначала лишь вспышка, импульс, так называемая влюбленность. А, вот, вырастет ли из нее роскошный цветок, зависит от желания, от того насколько велика жажда любви у этих двоих и способны ли они на жертвенность, идти на уступки и компромиссы – три «Ж» - пути к любви…
-Откуда вы так искусно владеете любовной наукой? Кто научил вас этому?- поинтересовалась я во время моего первого визита в Ригу.
-Кто? Не могу тебе это сказать, ибо не знаю. Жизнь, наверное. Некое размышление…
-У вас, был, наверное, богатый любовный опыт?
Хельга рассмеялась.
-Что ты! Этого, к сожалению,  было не много. Я всегда выслушивала своих подруг. Пыталась утешить, чем могла и дать совет. Со временем таких опытов - не своих - накопилось немало. Я находила схожее, суммировала, делала выводы. Меня научили вы, мои дорогие друзья. И я счастлива помогать другим. Быть может, это и есть мое предначертание…
Так, вот, Светочка, за любовь нужно бороться, но двоим! От силы «Ж» - желания, жертвенности и жажды любви зависит, придет ли к вам настоящая любовь или нет. Но, когда она уже пришла, нужно постараться ее  удержать. Для этого принимать человека таким, коков он есть: прощать недостатки, уметь подарить себя другому, то есть отдавать больше, чем брать. Это уже три «П» - эти нехитрые правила нужно знать каждому. Но, как говорили в древнем Риме - Facile dictu, difficile factu – легко сказать, трудно сделать. И, вот, в конце этого непростого пути любовь рождает доверие, а доверие дарит любовь. «Д» - это последний 16-й элемент в этой простейшей пирамиде любви. Хельга начертила мне схему, которую я всегда ношу с собой, как шпаргалку экзаменов жизни, которые нам всем преподносит судьба. Венчает пирамидку полное доверие – высшая ипостась любви, исключающая ревность.

                *      *      *


      Надо признаться, что схема, как это ни странно прозвучит, вопреки тому, что любовь нельзя подогнать ни под одну из них – мне помогла. Так, при помощи этой нехитрой логики Хельги  я научилась различать и отметать на первых порах  ненужные, временные и ни к чему не приводящие связи. И все это, как ни странно, работало, вся эта почти мистическая буквенная пирамида. Конечно, я продолжала набивать себе шишки, и мне не всегда везло, но падения проходили мягче, боль воспринималась тупее, а радость  – более радужно. Просто мне не совсем везло с моими «подопытными» экземплярами, появляющимися на моем пути. Разумеется, всегда «легко сказать – трудно сделать», поэтому жизнь оказалась, конечно, суровее, чем красивая геометрия Хельги.
     И, если до поры, до времени мне она помогала выруливать, то об один эпизод я все же споткнулась. Не помогали никакие схемы, никакой здравый смысл, вразумление подруг, утешительные монологи мамы – ничто.
     Дело в том, что, как мне показалось, я встретила настоящую любовь. Причем, все мне говорило об этом: и мое сердце, и холодный разум бесстрастно подсказывали – да, это любовь!
    
       Он был внимателен и угадывал любое мое желание, был верен мне, а я ощущала себя царицей – вот, когда  во мне проснулась та власть, о которой говорила моя учительница. Раньше я не думала, что это приятно и только с ним мне захотелось побыть немного королевой. Он был художник, свободный художник, сидел дома, писал гениальные картины, а я восхищалась им. Я подарила ему свою любовь, на которую только была способна, а вместе с нею и ласку, заботу, засыпала комплиментами, то есть он получал все три «Л».
       Вначале у нас был, как и полагается – розовый период, когда никто ни от кого ничего не требует и все идет, как по маслу.
      Но по прошествии года стали выявляться кое-какие негативные моменты: мой любимый был жуткий ворчун и чистоплюй, но я любила его и все прощала. Его начала раздражать моя чрезмерная эмоциональность и бесшабашность, но мы оба ценили чувства друг друга и по закону Хельги терпение, немалый труд и творческий подход только укрепили нашу любовь. Когда мы подошли к следующему периоду  «Ж» - только огромная жажда находиться вместе, жертвенность и желание продлить нашу любовь помогли нам выстоять на этом  непростом этапе. Хотя по мере удаления во времени стали вырисовываться кое-какие  новые негативные черты героя моего романа.
 Его звали Валентин. Так, вот, у него был чересчур властный и эгоистичный характер. Он не хотел считаться с моими увлечениями, в доме (а мы уже жили вместе) делал только то, что считал нужным и полезным. Но и это я терпела, любила и чувствовала себя вполне счастливой. Ведь человека мы должны принимать таким, какой он есть,  все прощать  и дарить больше, чем получать взамен. Что я и делала. Не спорю, было трудно, но я же любила!
    И, вот, когда мы должны были подойти к высшей ипостаси любви – доверию – все разом кончилось. А я абсолютно ничего не могла понять. Ведь оставался только один шаг - я уже подумывала о фасоне свадебного платья… Валентин предпочел мне другую, свою старую знакомую, в которую по его словам, даже не был влюблен и сделал ей предложение. Тут еще сыграл вопрос идеологии. Дело в том, что Валентин был поклонником учения Рериха, а его подруга была его идейным товарищем, они вместе учились в институте, где их кто-то заразил этой философией. После они ходили на какие-то собрания. Видимо, сектанты совсем заморочили ему голову, внушая, что в жены он должен взять непременно своего идеологического единомышленника. Любовь Валентина еще была сильна, поэтому он метался, страдал, а в результате выбор сделал не в мою пользу. Валентина я вроде бы и понимала, но сердце понимать отказывалось.
    Тогда я собрала чемодан и отправилась в Ригу.
    И снова знакомые узенькие улочки, ажурные вывески и звуки органа Домского собора… Я иду к Хельге домой. В коридоре запах фирменных булочек с корицей. Их, как никто другой, печет только эта замечательная женщина.
-Присаживайся, Светик, - командует моя учительница, указывая на плетеное кресло-качалку, а на столе уже появляется горячий глинтвейн с ароматными хрустящими булочками. Я вкратце излагаю суть дела. Секунду Хельга думает.
-Художник, говоришь…хм…помешан на Рерихе…особый случай. Пирамида любви может давать сбой именно в таких случаях, когда в ход игры (а отношения мужчины и женщины – игра) включается идеология. Это страшное оружие против любви! Тогда естественный ход развития отношений нарушается. Тебе, деточка, не повезло, но это не худшее, - Хельга улыбается и мне становится сразу легче.- Тебе я должна буду открыть  то, о чем раньше говорить было слишком рано, да и ни к чему.
    Это о любви и ненависти. Теперь можно  и об этом. Как известно, от любви до ненависти один шаг. И это не красивая формулировка – это правда! Когда мы встречаемся с любимым, то больше замечаем его достоинства, какие-то недостатки видим тоже, но закрываем на них глаза. А они есть в каждом и у каждого – свои, ровно, как и достоинства. Но мы не хотим думать о них, а на самом деле наше подсознание все это фиксирует, как бы записывает их, выражаясь современным языком на некий файл. И это неспроста. Пока мы страстно влюблены, нам эта информация не нужна, ведь у нас пока все в порядке: мы любим и любимы. Но, вот, происходит разрыв - вам предпочли другую - мы сгораем от ревности, терзаемся. А, если любовь переходит в ненависть, то и страдать-то не придется!  Переход этот не может быть мгновенным. Но можно ускорить этот процесс, открыв тот самый файл… Кстати, при последующих встречах с мужчинами, мы неосознанно ищем те достоинства, которые были недостатками у предыдущего – это тоже нужно знать.
-Так, мне-то что делать в такой ситуации? – спросила я Хельгу.
-Элементарно! Просто нужно вспомнить недостатки твоего возлюбленного, вынув их из дальних отделов мозга. Вот где они пригождаются и для чего в принципе полезны! Видишь, отрицательные качества просто необходимы, более того –  бесценны и нужны для мягкого и безболезненного расставания…
-А как же любовь, выходит, ее не было?
-Почему не было?  Если у тебя получится забыть о его достоинствах и сконцентрироваться на недостатках, то ты поймешь, что тебе этот человек был не нужен. Ну зачем тебе такой жуткий зануда, да к тому же со странностями? Твой Валентин не понимает тебя, не сумел оценить силу  твоей любви! Ведь тот, кто тебя достоин –  никогда не заставит страдать! Грош цена твоему художнику! Все равно рано или поздно любовь твоя обернется ненавистью, ведь они – две стороны одной монеты.

     Хельга оказалась права. От любви не осталось и следа, уже когда поезд подъезжал к Москве. До сих пор монетка та не повернулась ко мне прежней стороной и при одном упоминании о Валентине у меня портится настроение и меня передергивает.

                *      *      *


      Этот «закон монетки», как называла его сама Хельга, - закон о двух сторонах в отношениях мужчины и женщины – я запомнила надолго и, увы, довольно  часто мне приходилось переворачивать монетку и доставать тот дальний файл с «плохой» памятью… На удивление, это всегда помогало.

     Наконец-то после серии неудач, когда приходилось против моей воли прибегать к  этому крайнему методу я встретила того, кого искала всю жизнь.

       Я познакомилась с ним, моим будущим мужем, на автобусной остановке, когда уже никого не ждала – мне тогда только исполнилось тридцать и казалось, что жизнь кончена. Это невероятно и удивительно, но то, что передо мной мой будущий муж, я поняла в первые тридцать секунд встречи. Потом наступило умопомрачительное время познания друг друга и, наконец,  венцом всему, апофеозом моего счастья стал день…нет, не свадьбы, а первого признания в любви. Мы признались друг другу в один день. Причем, он это сделал по электронной почте, а я, еще не заглянув туда - написала открытку и незаметно подложила в карман моему любимому Николеньке.
    Мужа моего зовут Николай и он учитель химии в обыкновенной московской школе. С ним мне удалось выстроить до самого конца пирамиду любви,  завершив ее абсолютным и полным  доверием друг к другу. А свадьба явилась естественным завершением первого периода наших отношений – формирования этого самого доверия.
  Мужу своему я открыла кое-какие секреты от  Хельги и мы вместе любили анализировать закономерности ее мудрых советов. Николенька был во многом согласен с нею и слушал, не перебивая, когда я с упоением рассказывала ему об этой милой женщине.
-Нам обязательно надо будет навестить твою латышскую приятельницу, - говорил мне муж в такие душевные минуты общения. А я с радостью соглашалась, но… не случилось.
     Вначале, только мы собрались ехать в Ригу - грянула перестройка, разделение, визовый режим со всеми вытекающими отсюда последствиями. Потом, когда мы накопили денег на все эти визы и билеты, произошло то, чего я боялась больше всего: Николай по прошествии семи счастливых лет совместной жизни потерял ко мне интерес, ибо ничем иным я не могу объяснить его изменившееся отношение.

   Исчезла та лучезарная улыбка, которой он встречал меня каждое утро, муж перестал готовить мне кофе с яичницей по воскресеньям (раньше это было нашей милой традицией). Вечерами он все дольше и дольше  стал просиживать за компьютером, а ночи предпочитал проводить теперь не в объятиях жены, а сжимая пульт телевизора  в другой комнате…
    Мне стало ясно: любовь, увы, прошла! Хельга раньше ничего не говорила  мне, что делать, когда она просто перестает существовать… Ведь тогда для меня было главным дойти до высшей точки любви, найдя ее из тысячи  и не потушить ее огонь на первых порах. Теперь я снова была в полной растерянности. Мне вновь стал необходим совет этой умной и проницательной латышки немецкого происхождения. И я, собрав сумку и, прихватив накопленные на поездку средства, отправилась на три дня в Ригу.

                *      *      *

     Как только я сошла с поезда, знакомый запах тмина и корицы заставил забиться мое сердце чаще. Тут, словно бы, ничего и не изменилось, только вывески появились новые, и все та же атмосфера средневековья: брусчатка, черепичные крыши и неизменная кошачья мордочка в чьем-нибудь окошке…
   Сворачивая на улицу Бринибас, я знала, что Хельга уже ждет меня, ведь я о своем визите оповестила ее заранее и, конечно же, печет  свои знаменитые пироги.
    Но уже в прихожей меня не встретил знакомый аромат ватрушек и ванили. Хельга сидела в своем любимом кресле-качалке и была чем-то встревожена, будто бы и не обрадовалась моему приезду. Она по-прежнему вязала, но только спустя несколько секунд я поняла, в чем дело: ее ноги оставались неподвижны, а в углу послушно стояло инвалидное кресло на колесиках…
-Хельга! Что с вами случилось? – огорошила я ее прямым вопросом.
-Светочка, я теперь не могу бегать, как раньше, ты видишь… К плите я подъезжаю и готовлю, но, вот, с духовкой мне сложнее справляться, - она вздохнула,- так что на сей раз без пирожков!
-Что вы, Хельга, будут другие, я мигом - тут кондитерская на углу.
-Не стоит, лучше подвинь его – она указала мне на кресло – я так давно не была на улице, лучше сходим в кафе, посидим, поболтаем!  Поможешь?
Я была счастлива хоть чем-то помочь моей учительнице. По всему было видно, что новое состояние угнетало ее, но подробности спрашивать не решалась.
  На улице только-только начиналась весна: первые ручейки, щебетание птиц, синева неба – все это безумно радовало старую женщину.
-А, знаешь, это моя первая прогулка  по городу в этом году!
-Вот как? А разве к вам никто не приходит?
-Заходит соседка, приносит продукты, выносит мусор, да ей самой за 70. Я не хочу ее утруждать - понимаешь?
-А родственники, друзья?
-Все родственники в Германию уехали. А друзья?  Иных уж нет, а кто есть, редко заходит… У всех свои проблемы.
-Хельга, милая, как жаль, что я далеко живу, и так стало сложно приезжать!
-Вот, вот, у меня много друзей русских, в Москве и в Питере, кто где…

   И только тут я впервые задумалась о Хельге. О ее личной жизни. Ведь с ее-то пониманием вещей, знанием законов любви, она могла бы встретить достойного человека. И как-то мне всегда было неудобно об этом спрашивать, особенно сейчас Но все-таки, когда мы пришли в уютное кафе и расположились за  самым дальним столиком, я спросила:
-Хельга, а удавалось ли вам когда-нибудь  свои теоретические разработки применять на практике? И помогало ли вам это?
Моя спутница улыбнулась, я заметила лукавый огонек в ее до сих пор ясных, молодых глазах. Сколько же ей? 50? 60? 70? Для меня ей всегда было чуть за пятьдесят - такие, как она не имеют возраста.
-Я понимаю, к чему ты клонишь. Тебя удивляет, отчего я одна? А, знаешь ли, у вас даже такая пословица есть «сапожник без сапог». Вот, и я без мужа - мало того,  у меня никогда не было даже любовника!
-Быть того не может! Вы так тонко разбираетесь во всех хитростях и тонкостях любовной игры и мужской психологии!
-Да я от таких, как ты и училась. Со мной всегда все делились. А я эти бесценные знания обобщаю, суммирую, делаю выводы. И людям вроде бы помогает! Потом еще интуиция…
-Но не может же быть, что бы у вас не было ни одного романа?! Я не верю, ведь вы очень симпатичная женщина!
-Ты не поверишь, Светланочка, но я была очень строгой, нас так воспитывали, понимаешь? Я многим отказывала, ведь мое сердце молчало, а когда заговорило, то этот человек оказался женатым. Я пыталась  разочароваться в нем, как тебе советовала, но у меня ничего не выходило! Я любила его всю жизнь и люблю до сих пор…
-А он? Так и не узнал о ваших чувствах?
-Увы, нет…
-Так, может быть, послать ему письмо сейчас, все рассказать?
-Я собиралась, но он умер, а у меня на следующий день, как узнала про то, отнялись ноги, - голос ее дрогнул.
-Хельга, если тяжело, не будем об этом! Но вы сами же меня учили, чтобы не страдать, нужно просто перевернуть монетку!
- Facile dictu, difficile factu…
-А у меня все прошло тогда с Валентином! Спасибо вам!
- Это прекрасно, но бывают и исключения - случаи, к которым невозможно применить общие законы любви. У меня был тот самый случай. Я не смогла превратить любовь в ненависть, так как не находила никаких недостатков у моего любимого.
-Надо же! А помогали, наверное, не мне одной?
-О да! Мне до сих пор пишут со  всего бывшего СССР письма благодарности. И, знаешь, эти письма  дают мне силы выживать, не пасть духом. Возможно, Бог послал меня  на Землю для этого.
-Мне так стыдно - сейчас мои проблемы, то, с чем я приехала, уже кажутся мелочью…
-Нет, говори, я тебе помогу.
Хельга смотрела на меня открыто и ласково, а появившиеся морщинки только украшали эту немолодую женщину, придавая ее лицу выражение особой внимательной доброты.
    Я рассказала ей обо всех своих  семейных проблемах.
-О, это пустяки, решается элементарно,- как всегда, с неподражаемым западным акцентом, парировала Хельга. – Я тебе говорила о правиле «6+1»?
-Нет, не припомню… Только про пирамиду из 16-ти составляющих любви.
-Это другое. Вообще, число 16-ть – особенное для любви. Вот, скажем, у вас 7 лет брака, это 6+1, то есть 16 наоборот. И срок этот не зря называют критическим - это срок проверочный, многие его не проходят. Но не все знают про правило «6+1». А суть его  в следующем: 6 дней в неделю будь ласковой, даже, если он о тебе совсем не заботится, а ты заботу все равно усиль. Не считайся, кто кому больше дал, но на седьмой будь самим равнодушием и холодом, затем опять 6 дней будь ласкова и снова один день холодна. Тут число 16 читается наоборот, 6+1 запомнить легко.  Рассмотрим эти шесть дней. Каждый день ты должна выделять какое-то одно свое хорошее качество, как бы выпячивая его. Например, в первый день это веселость: хохочи от души, трави анекдоты, шути, улыбайся, веселись, даже, если муж твой мрачнее  ночи и ходит угрюмый и хмурый. Во второй день будь печальна и нежна, в третий –  сексуальной во всем, хотя женщина должна быть каждый день сексуальной. И одежду ты обязана выбирать исходя из этих правил. Не сексуальную одежду вообще никогда не покупай!  Да, безусловно, это – игра, но разве отношения мужчины и женщины нельзя назвать вечной игрой? Причем, одновременно и  временной…
-Я не понимаю.
-Доверие и искренность - лишь редкие вкрапления во всей этой длинной, длиною в жизнь игре…
-Но почему временной?
-Оттого, что только так ты должна представлять себе отношения мужчины и женщины. Как только ты решишь, что он – твоя постоянная собственность, тут же совершишь ошибку. Потому что мужчина не может быть собственностью женщины, тем более постоянной, как и женщина – мужчины. Это происходит оттого, что жизнь наша, к счастью, не маленькая, и мы все время меняемся. Ты полюбила одного - а он уже другой. И потом чувство попадания в чьи-то сети не всем приятно. Лучше всего никогда не забывать о временном состоянии - это нужно, чтобы не было так больно потом, если вдруг любимый  человек претерпит изменения…
 Хельга говорила, а я внимательно, почти с замиранием сердца слушала ее, впитывая каждое слово.
-Спасибо, вы мне, как всегда открыли глаза!
-Попробуй, Светочка, но помни, что бывают сложные случаи и свои исключения. Поэтому, чтобы быть счастливой - нужно помнить только о настоящем моменте. Это очень важно и работает всегда. Здесь и сейчас – вот простой лозунг любви.

                *      *      *

   
      Пожалуй, последний визит в Ригу был самым насыщенным, самым эмоциональным и самым продуктивным, если считать те результаты, которые он принес.
    Я стала действовать по приезде в Москву, следуя советам Хельги по восстановлению нашего брака:  шесть дней в неделю была белой и пушистой, а в понедельник (специально выбрала его, чтобы легче запомнить по песне «Синий понедельник») – надевала маску холодной неприступности. Во вторник я была веселушкой и хохотушкой - самим праздником, в среду – тихой, скромной и послушной, в четверг – безумно сексуальной, в пятницу – властной леди, ну а в субботу просто ласковой очаровашкой,  в воскресенье  начинала хвалить Николая без умолку, ну, а в понедельник вдруг становилась угрюмой и молчаливой. Мужа, по совету Хельги, такое поведение должно было заинтересовать и завести. Что и случилось – Николай снова стал проявлять ко мне интерес, принялся ревновать, как когда-то и приносить цветы. А я стала вновь самой счастливой женщиной на свете.
   Но счастье мое будто бы замирало при возвращении совсем еще свежих рижских воспоминаний. Мне до боли в сердце было жаль Хельгу, так много помогавшую мне всю жизнь, безмерно понимающую психологию отношений полов и при этом абсолютно одинокого человека, которого так никто и никогда не любил! Теперь она еще и инвалид, не чувствующий ног. Я забрасывала ее открытками, благодарственными  письмами и обещала приехать, как только найдется возможность.
   Муж мой к тому времени начал давать частные уроки, и мы стали жить лучше. Продав свою московскую квартиру, переехали жить загород, правда в кирпичный дом  с соседями, просто купили там квартиру. Зато она была больше московской, и еще имелся небольшой садик перед домом.

    Приближалась восьмая годовщина нашей свадьбы. Мы с Николенькой теперь снова влюбленные и счастливые, как раньше. По случаю праздника решили позвать гостей.
   Часа за три до их прихода, Николай вдруг куда-то засобирался.
-Ты куда? – выглянула я из кухни, когда он надевал ботинки.
-Поеду встречу одного моего друга, которого решил позвать на праздник.
-А он, что сам не в состоянии приехать?
-Ты же знаешь, к нам сложно добраться - первый раз все плутают.
-К шести успеешь?
-Должен поспеть, если не попаду в пробку, а, может, и раньше доедем.
-Хорошо, поезжай. Захвати по дороге белого хлеба, пару буханок.
    И я, ни о чем еще не подозревая, продолжала резать салаты.
Часа через два под окном затормозил автомобиль мужа. Я выглянула в окошко и сразу все поняла - к крыше машины было привязано инвалидное кресло…
   Несмотря на позднюю осень, бросилась в одних тапочках на улицу.
Николай в это время уже вел мою рижскую приятельницу по дорожке к дому.
-Не может быть! Хельга, вы ходите!
-Это при помощи специальных костылей. Пока потихоньку… Это все  ваш Коля, это он заказал мне их в Германии!
-Невероятно! Но, как ты узнал, что Хельга…
-Позже, мы обо все тебе расскажем позже, - и они с Хельгой хитро переглянулись.
  Радости моей не было предела. Гостья наша вся светилась тоже, и выражение ее лучистых серых глаз было совсем иным, чем тогда в стареньком рижском кафе.
-Николенька, но как ты нашел ее? – не унималась я, когда все трое вошли в дом.
-Проще некуда: телефон у тебя из записной книжицы почерпнул, мы созвонились, я ее и пригласил. Вернее,  один друг мой съездил в Ригу, привез Хельге аппарат для восстановления ног и помог получить визу.
-Какой ты у меня молодец, дай я тебя поцелую!!!
-Это она, ей говори спасибо! Ведь я собирался подавать на развод - так опостылели мне наши  с тобой фальшивые отношения. И тут я вспомнил про Хельгу, твои бесконечные рассказы о ней, про  ее особые советы и отважился позвонить ей…
-Ах, вот, почему ты прятал от меня телефонные счета!
-Вот, вот, я  решил спасти наш брак, стал действовать сообразно советам этой невероятно доброй и мудрой женщины, ибо переворачивать монетку было рановато. Ты, наверное, и не заметила, что я каждый день был разный. Это в соответствии с законом «6+1»: один день в неделю ласковый и нежный, другой – неприступный и строгий… Но долго так продержаться не смог и растаял  неожиданно для себя самого. Зато ты под влиянием этих простых действий стала самим обаянием и женственностью - ты вновь увидела во мне мужчину!
Хельга подмигнула мне.
-Вот, оказывается, как! Ты понимаешь, если бы я тебя не любила, то у тебя ничего бы не вышло! Просто мы оба хотели вернуть все утраченное, растерянное, но не знали как, а Хельга только подтолкнула нас к этому.
- Светочка делает успехи, может быть, мне пора начать передавать свой опыт?  Будешь моей ученицей?
-Я с удовольствием!
-А вообще, любовь – самый мудрый учитель,- серьезно подытожила наша гостья.
-Это, действительно, прекрасная идея,- вмешался Николай, - но пока на мой взгляд рановато, может быть, потом… А вообще я вам двоим приготовил сюрприз и скрыл  истинную цель визита Хельги в Москву.
Дело в том, что о ваших способностях я рассказал редактору одного очень популярного у нас женского журнала и вам хотят предложить сотрудничество – вы будете отвечать на письма читательниц. Я думаю, у вас получится!
Хельга от неожиданности не знала, что и сказать.
-Спасибо, Колечка, я уж думала, что никому не нужна,- было видно, что пожилая женщина  еле сдерживает слезы.
Николай продолжал:
- Я еще не все сказал.  Далее - вы будете неплохо зарабатывать - зарплата будет гораздо больше, чем ваша теперешняя пенсия. Конечно, вы можете сотрудничать и по сети (компьютером вас обеспечат), не выезжая из Риги, но я вот что хочу вам предложить…
Мы с Хельгой теперь уже недоуменно переглянулись.
-Думаю, Светик меня поддержит, хотя для этого нам с вами придется пройти ряд формальностей. Наши соседи сдают однокомнатную квартиру. Вашей зарплаты хватит, чтобы платить за нее  и еще останется. А мы будем навещать вас каждый день!
-Это отличная идея!! – я снова принялась целовать мужа, не помня себя от радости.
Но Хельга в момент изменилась, помрачнела.
-А моя рижская квартира?
-Мы  поможем вам сдать ее в наем, если вы, разумеется,  будете не против.
     Наступила томительная пауза, во время которой мы напряженно молчали и ждали  ответа нашей рижской гостьи.
-А я смогу так долго жить в России?
-Мы со временем поможем вам оформить долгосрочную визу, - ответил муж.
Лицо Хельги просияло:
-Тогда это самый счастливый день в моей жизни!
-За это надо выпить! – провозгласил Николай и отправился за шампанским. Но в это время раздался звонок в дверь – пришли первые гости.

   



               




               
   



            


Рецензии
Написано увлекательно и очень психологично! А советы Хельги очень мудрые и верные, к ним можно прибегать в затруднительных случаях. Рассказ этот - мини учебник в непростой науке взаимоотношений.

Иван Климов 2   13.11.2014 16:54     Заявить о нарушении