Неопределенность

               

               


         С самого раннего детства меня пугало состояние неопределенности. Страх перед незнанием будущего буквально душил меня, заставляя вздрагивать и просыпаться среди ночи под тревожный стук собственного сердца. Состояние это сводило с ума, не давая жить спокойно и радоваться каждому новому дню.
       В юности страх этот постепенно прошел, но вдруг вернулся в тот год, когда я впервые влюбилась.
         Алексей давно не выходил у меня из головы и из сердца, прочно там, в обоих этих местах укоренившись и, похоже, не собирался оттуда выбираться вовсе. Любовь ли это? Надолго ли? И чем все это закончится? - вот вопросы, мучавшие меня в ту осень.
       Уже целых три года я была влюблена в него, но… тайно. Сложность заключалась в том, что, к сожалению, он приятен был не только мне -  от него были без ума почти все женщины нашего НИИ, от семнадцати до восьмидесяти. Или мне так только казалось? Но только с Алексеем я могла чувствовать себя женщиной и только его прикосновения приводили меня в восторг и трепет. Похоже, он был ко мне неравнодушен тоже  и даже говорил мне об этом. Но что значат слова из уст красавца, который строит глазки чуть ли не всем хорошеньким женщинам! Поэтому я не надеялась на возможность каких-либо серьезных отношений с ним. Но влюбленность моя не думала проходить и, я не знала, что с ней делать. Вот тут то во весь полный рост и встала передо мной давняя моя подруга –  неопределенность, обрекая меня на ежедневные, теперь уже вечные терзания. Я все время думала о нем и никак не могла забыть тот единственный поцелуй, что случился как-то, в темной комнате после окончания работы.
    Это было потрясение. Ничего подобного я раньше не испытывала. Теперь мне оставалось только терпеливо ждать, посмотрит ли он в мою сторону еще раз и посмотрит ли вообще? Мои терзания усилились, когда ни с того, ни с сего, он взял, да и пригласил меня как-то к себе домой, якобы послушать музыку…
         Что мне делать: принять ли его приглашение или перестать общаться с этим красавчиком - легкомысленным любимцем всего нашего отдела? От коллег я знала, что Алешка имеет обыкновение приглашать девушек к себе домой и после подаренного романтического вечера со свечами и музыкой о своей подруге забывает, переключаясь на новеньких. Конечно, разум советовал мне не ходить к нему, чтобы избежать неминуемого стресса очередной брошенной им девушки, но сердце подсказывало иное… Самым неприятным было то, что на его фоне меркли все остальные представители сильного пола – настолько он был совершенен во всем. А я влюблена была в него, как только может влюбиться девушка двадцати с небольшим лет.
      Но вскоре все эти мучавшие меня вопросы перестали быть областью неизвестности, и перешли в мир вполне определенного будущего… Но обо всем по порядку.
                *     *     *


             Я хорошо помню тот осенний день. Реальность ли это была или сон – теперь это уже не имеет значения. Дождь припустил после обеда и разыгрался ни на шутку. А я забыла зонтик и шла с работы абсолютно промокшая, да еще и автобус долго не подходил к остановке, у которой, как нарочно, вообще не наблюдалось крыши.  И чтобы не мокнуть зря, я догадалась зайти в подъезд старинного особняка в районе Остоженки,  приготовленного под снос.
       Подобные красивые, но разрушенные временем здания с пустыми окнами навевают всегда невероятную тоску, грусть и жалость одновременно. Ведь можно как-то сохранить, отремонтировать и восстановить редкий памятник архитектуры с покрытыми сажей и пылью барельефами милых женских головок, украшающих наличники.
        Когда-то из них лился мягкий, зазывающий на позднее свидание влюбленных свет, теперь эти слепые окна зияли пугающей чернотой. Дверь от подъезда была и вовсе снесена, внутри пахло пылью, плесенью и сырой штукатуркой.
      Как только я очутилась  внутри дома и дождь перестал хлестать меня по щекам, жалость отчего-то уступила место уважению и чувству  почтительного доверия к этому старинному особняку.
     Каким-то неведомым интуитивным движением я подняла голову и стала осматриваться. Несмотря на отсутствие стекол или их частичную разбитость, сквозняка не чувствовалось - было тепло и уютно. В глаза бросалась бывшая парадная лестница со стертыми по середине мраморными ступенями, когда-то блестящими, а теперь покрытыми слоем серой пылищи. Обращал на себя внимание и фрагмент фрески на стене: виноградная гроздь, пухлые женские руки и светлый локон… Но тут взгляд мой привлекла еще одна любопытная деталь: перила были украшены симпатичными львиными головками из бронзы, причем одна из них, в отличие от позеленевших своих собратьев, сверкала отполированной поверхностью. Захотелось погладить ее по блестящей и золотистой шевелюре, что я и проделала тотчас же. Но в момент прикосновения к холодной скульптурке, почувствовала я, что голова льва странно повернулась в моих руках…
    Будто бы она не являлась простым декоративным элементом, а  была частью какого-то сложного механизма. В это же время почудился мне незнакомый мелодичный звук, а откуда-то сверху увидела я дорожку света, хотя ей неоткуда было взяться: вместо солнца на улице хлестал дождь. Было такое впечатление, что наверху кто-то зажег лампочку…
       Забыв про автобус и про свои дела, ведомая только этим тоненьким лучиком света и слыша лишь звуки собственного сердца,  я стала подниматься по запыленным ступенькам наверх…
               
                *    *    *

      Я плохо помню, на каком этаже остановилась, но то, что  увидела перед собой, меня отчего-то ничуть не удивило, как будто бы я всю жизнь ждала этой минуты и стремилась к ней.
    Очутилась я в обычной комнате, посреди нее сидел старичок, который что-то быстро и сосредоточенно записывал.
На голове у него был странного вида колпак, и писал он пером, а на столике рядом горела свеча и стоял глобус, который отчего-то сам медленно вертелся вокруг оси. На полках располагались толстенные книги-тома, на одном из корешков я прочитала свое имя и фамилию. Старичок поднял глаза и ласково произнес:
-Знаю, знаю зачем пожаловала…. Ну, что ж, раз тебя так страшит будущее, хотя знать никому не разрешается, в порядке исключения можешь прочитать, - и он махнул рукой в сторону  фолианта с моим именем.- Но, только раздел «Личная жизнь», договорились?
-Но, - попыталась я связать нужные слова,- раз все предопределено и
 заранее известно, тогда отчего же знать не разрешается? Да и вы тут что пишете? И вообще кто вы такой?
-А все и не предопределено вовсе! Каждому начертана своя определенная линия судьбы. Но все так и произойдет, как в этих книгах написано только в том случае, если человек поступал разумно и по совести. А, если он сделал что-то не правильно и сам запутал свое будущее, (как сложно порой во всем разобраться!) то судьба  идет по другому пути до следующей развилки - человек опять делает свой выбор и так до бесконечности…  Выбирать нам приходится ежеминутно  - так постепенно и плетем мы разноцветное кружево своей судьбы. И не я вершу судьбы людские, а только вы сами! А я лишь мелкий служащий, переписчик книг судьбы. Все время приходится корректировать записи в зависимости от ваших неверных шагов, к моему большому сожалению! Я вынужден счастливые судьбы стирать, переписывая их на драматичные, полные страданий и горя.-  Старичок тяжко вздохнул.
-«Веселенькое» у вас занятие, - попыталась пошутить я. Но старик будто бы и расслышал моих слов. Он спокойно продолжал:
-Как только человек делает судьбоносно неверный шаг, то тут же одна из счастливых линий его судьбы исчезает, к сожалению. Так, что счастье, которое все вы желаете себе по праздникам, зависит от ваших же поступков. А теперь читай и не мешай мне работать! – строго приказал старик.
Я взяла с полки фолиант и с нетерпением открыла его. Сначала я пыталась вникнуть в смысл написанного, но вскоре поняла, что вникать не надо, а страницы будущего сами возникали перед глазами, как в кино.
      Получалась любопытнейшая  картина, по которой моя судьба в конечном счете зависела от моего завтрашнего выбора! Не зря же, он мучил меня больше всего, ведь чувствовала  – неспроста!
     Выходило, что, если я принимаю предложение Алексея и иду к нему в гости, то он соблазнит меня в тот же вечер, и потом все будет красиво - я буду счастлива, но не долго. Всего пять месяцев он будет со мной. Я стану лишь одной из его любовных побед, временным приятным времяпровождением. Красивый, но короткий роман со слезами, разочарованием, так как уйдет он к моей же подруге. И только от меня теперь завит, принять ли мне в жизнь этот непродолжительный роман или нет.

       Если же я не соглашалась пойти к нему, то Алешка будет еще немного за мной ухаживать, но приглашать больше не станет и интерес его к моей персоне постепенно затухнет.  На моем пути появится хороший человек и (опять же выбор был за мной) предоставлялся шанс выйти замуж, не испытывая к мужу никаких нежных чувств.
     Через двенадцать лет наши судьбы с Алексеем пересекутся вновь, ему будет сорок, мне – тридцать четыре и он снова влюбится в меня. Но, так как я буду замужем, то стану терзаться, и ко мне  вновь придет это жуткое состояние неопределенности. Нас будет тянуть друг к другу с неотвратимой силой и, если я кинусь к нему в объятия, то роман наш будет длиться уже полтора года: я узнаю его лучше, и буду любить, но он станет сильно ревновать меня к мужу и ничем хорошим это не закончится. Мы расстанемся.
     А если же я буду ждать моего Алешу почти всю жизнь и замуж не выйду, то в сорок восемь лет, когда моему избраннику будет уже за пятьдесят и он как следует нагуляется, то снова появится на моем горизонте и предложит мне свою руку и сердце. Мы проживем вместе тридцать счастливых лет.
    Таким образом, мне предоставлялся выбор: счастливый брак в конце жизни или небольшой роман-адюльтер в зрелом возрасте, либо краткая любовь-вспышка в молодости. Но любить я буду в этой жизни только Алексея. Что же выбрать: страсть или терпение, любовь через много лет, скорее всего, без детей или обычный брак без любви?
      Мне захотелось проглотить этот том судьбы целиком, но старичок дал мне понять, что время мое закончилось. Я успела увидеть только, что брат в день моего 25-летия подарит мне отчего-то желтую канарейку. И все. Оставалось только верить или не верить всему, что я «прочитала здесь».  Я абсолютно не помню, как в тот день я добралась до дома - вихрь разнородных желаний и чувств не давал мне вновь ощутить реальность происходящего.
      Эпизод тот вполне мог оказаться просто фантазией,  сказочным, красивым сном, навеянным дождем, моими вечными сомнениями и переполняющими юное сердце волшебным чувством влюбленности. Возможно, так оно и было. Ведь сны могут быть почти реальными, вещими наконец, а могут – просто впечатлениями, зеркалом реальных событий либо явной ложью, призванной сбивать нас с верного пути.         

                *    *     *


      И все же после этого загадочного случая, многое переменилось именно в вопросах моего отношения к Алексею. Я приняла четкое решение отказать ему. Я почему-то верила, что все увиденное мною в том полуразрушенном доме на Остоженке – правда. Я приняла непростое решение проявить твердость и ждать своего настоящего, а не призрачно-мимолетного счастья с любимым человеком.
      Как и было предначертано, Алеша после моего отказа еще какое-то время покрутился возле меня, а потом, остыв, переключился на симпатичную девушку из нашего НИИ.
     О посещении старинного особняка и о старичке с вертящимся глобусом, я стала со временем забывать, пока не исполнилось мне 25 лет, и брат не подарил мне… желтую канарейку!  Вот тут-то и вспомнились мне события той осени.
   Канарейка заставила меня поверить в истинность предначертанного в тот день и каждый раз, когда я смотрела на нее – вспоминала,  как следует вести себя, если я действительно люблю Алексея и все еще мечтаю стать его женой.
     Через пару лет я познакомилась с одним очень хорошим человеком, подружилась с ним,  он полюбил меня и очень скоро сделал мне предложение. Мне тоже нравился Дмитрий, но ничего похожего к нему, как к Алеше, я не испытывала и помня свое судебное предписание, отклонила к изумлению родителей, брата и друзей, его предложение.
    Меня никто, разумеется, не понял бы, расскажи я им, зачем я это делаю.
 В результате, мой «идеальный жених»,красавец и врач-стоматолог, получил отставку, а мне это решение далось непросто, а с невероятными душевными терзаниями. Ведь я тоже успела привязаться к нему.
   И, действительно, больше приличных женихов на моем жизненном пути не попадалось - все люди недалекие или эгоисты - им и отказывать было не жалко.


     Время шло своим чередом, приближая меня к тридцатилетнему юбилею.
По-прежнему я одна и ни в кого не влюблена. А так хотелось уже создать семью и завести детишек! Но, судьба моя, увы, иная, не такая, как у всех. Мне еще целых восемнадцать лет ждать своего счастья, и только старость моя будет согрета лучами долгожданной любви.
     Канарейка, к сожалению, не дожила до моего тридцати трехлетия и память о том осеннем дне и чудном старичке-переписчике человеческих судеб, стала постепенно рассеиваться. Да и Алексей со временем стал забываться, но душа ждала любви, и мне вновь захотелось быть счастливой сейчас и здесь, а не в далекие сорок восемь лет…
     Встретился мне один человек, звали его Игорь, и был он старше меня на три года. Я, как это ни странно, вдруг решила выйти за него замуж, несмотря на то, что любила его не очень сильно - скорее это была не любовь, а попытка скрасить одиночество.
       И, вот, когда я уже готовилась к свадьбе, вспомнился мне Алексей. Просто так. Возникло острое желание увидеть его, хотя мы давно не виделись, и я не знала где он и, что с ним.  Желание это по мере приближения к свадьбе, росло. Я не надеялась ни на что, но внутренне ощущала, что мне необходимо увидеть его, только тогда я смогу спокойно принять изменения в судьбе.
       Особо не рассчитывая найти свою первую любовь, я все же приступила к поискам. Позвонила бывшим коллегам, пыталась под разными, самыми невероятными предлогами раздобыть его телефон. И я добилась своего.
        Поговорили. Узнал. На удивление, сам предложил встретиться. Похорошел еще больше и не женился пока. Стали встречаться, вначале, как друзья, потом (не удержалась, несмотря на предостережение подруг и советы книги судьбы) – любовниками. С женихом пришлось расстаться. Мне снова говорили, что я сумасшедшая.
       Как ни странно, отношения наши не разорвались по прошествии полутора и даже трех лет! Мы сильно привязались друг к другу и уже не могли существовать по отдельности. Алексей (это не укладывалось в нормы того пророчества) предложил мне выйти за него замуж  не в сорок восемь, а в тридцать пять лет! Я от  удивления не смогла и слова вымолвить, а только вся расплылась в счастливой улыбке, покраснела и еле вымолвила это судьбоносное «да!».
    Понеслись счастливые дни семейной жизни: родился ребенок, с отсутствием которого я вроде бы уже давно смирилась, Алеша превратился в нежного и заботливого отца и, казалось, совсем перестал смотреть на женщин. Разумеется, он любовался ими по телевизору, поворачивал голову, когда мимо проходила красивая женщина, но делал он это не украдкой, как раньше. Если ему нравилась какая-нибудь симпатичная девушка, то всегда говорил мне об этом и многозначительно улыбаясь, заканчивал всегда одним и тем же: « А ты у меня самая красивая и мне больше никто и не нужен!»  Я только плечами пожимала в ответ – куда девался тот плейбой Алешка, что волочился в нашем НИИ за каждой юбкой?
     Недоумевала также из-за не сбывшегося предсказания, что прочитала я в волшебной книге в старинном особняке. Все чаще вспоминался мне и тот старичок и моя, разложенная по полочкам судьба. Не сбылось. Неужели тогда мне все это приснилось, причудилось? Передо мной вновь предстала моя давняя подруга – неопределенность.
     Все в моей жизни сложилось удачнее не придумаешь: счастье посетило мой дом, со мной любимый человек, который меня тоже любит и мне верен (я чувствовала это сердцем) и, он – мечта всей моей жизни и единственная моя любовь, у нас растет чудесный сынишка. Живем мы весело, интересно, много путешествуем и ни в чем не нуждаемся. Что может быть лучше? При чем тут неопределенность? Если я не знала бы свое будущее, как все люди, то радовалась бы сейчас несомненно. Но именно знание это в силу несовпадения прогноза, меня и пугало. Выходило, что я живу не своей что ли жизнью, играю не по правилам. Возможно, произошел какой-то сбой в линиях судьбы, я заехала на чужую колею и наслаждаюсь сейчас не заслуженным счастьем? И час расплаты не за горами… Ведь украденное счастье воспринимается уже не как счастье вовсе. Те же страдания, терзания совести, то же волнение по ночам, что и в годы моей беспокойной юности, когда я только познакомилась с Алешей и раздумывала над его предложением послушать музыку…

               



      В ту давнюю осень неопределенность раздавила бы меня  окончательно, если бы не встретила я того старца. И теперь мне вновь захотелось разобраться во всем, внести ясность, наконец, и не терзаться больше. Муж мой не понимал моего состояния, думал, что чем-то мне не угодил, а еще хуже – что все мои пылкие признания - блеф и я его больше не люблю! Но Алешу я действительно любила и только с ним могла быть по-настоящему счастливой, с ним и больше ни  с кем.  Раньше я думала, что мы способны влюбляться в более – менее подходящего и похожего на наш идеал человека из любого ближайшего  окружения. Ведь способны же люди любить за свою жизнь нескольких разных людей, по очереди, разумеется! У меня же все происходило не так! Я всегда любила одного Алексея и все время говорила ему об этом – он не верил, думал, что так не бывает.
Он отвечал мне: «Так может быть только в сказках, а ты просто большой романтик, особо впечатлительное существо».  После подобных высказываний мужа мне было  необходимо вновь покончить с неопределенностью, раз и навсегда расставить все точки над «и».
         Я приняла решение пойти вновь к тому дому и разыскать старичка с глобусом. Но, как я была наивна! Конечно, за прошедшие десять лет дом уже снесли, а на его месте высился роскошный зеркальный небоскреб с огромной вывеской какого-то банка. Я не поленилась зайти внутрь. Всюду лоск, чистота, гламур - ничто не напоминало о старой лестнице, украшенной львиными головками. Так, ни с чем я покинула безвкусное офисное здание. И уже было совсем отказалась от этой навязчивой идеи – разобраться с судьбой, как в один осенний день разыгрался сильный дождь…

        Было такое впечатление, что прорвало небо. И я опять возвращалась с работы без зонта, и сильно промокла. На сей раз, я даже и автобуса ждать не стала, а сразу кинулась ловить такси. Но на всякий случай оглянулась – нет ли поблизости какого-нибудь разрушенного дома. Такового рядом не оказалось, и я подняла руку. Сразу же затормозила машина, старая вся, возможно, что довоенная, я даже в марке ее не сумела определиться, была похожа она на реквизит с «Мосфильма». Из-за сильного дождя, долго думать не стала, а сразу же села, не успев толком рассмотреть ни сам автомобиль, ни водителя. Только когда очутилась внутри салона и почувствовала тепло, откинувшись на мягкий, бархатистый диванчик сзади  - стала озираться по сторонам. Шофер был не молод, но лица его я не видела, а только пронзительные глаза в зеркальце и седой затылок открылись моему взору. Только через пять минут я вдруг сообразила, что не сказала водителю, куда везти.
-Ой! – выпалила я, - а куда мы едем? Мне на Пражскую.
-Я в курсе, – он назвал мой точный адрес.
-Но как вы догадались?
-Не узнаете? – водитель обернулся, и я узнала в нем того старичка-прорицателя.
-А вы еще и автомобиль водите? – удивилась я.
-Я многое чего умею, не только книги переписывать, - пошутил старик.
-Так, значит, вы все знаете! И, что я вас искала – тоже?
-Поэтому я здесь.
-А где же теперь ваш кабинет?- поинтересовалась я.
-Хотите посетить и еще раз полистать «Книгу судеб»?
-Да, я многого не понимаю - у меня ничего не сбылось!
-Желаете предъявить претензии?
-Ни в коем случае, но…
-А я ведь вас предупреждал, что буквально каждый шаг может изменить судьбу!
-Но, у меня все было расписано, разложено по полочкам…
-Далеко не все, только намечены три основные вехи.
-Но вышло все по-иному - выходит, жизнь моя пошла не по своей - по чужой колее?
-Отчего же? Что-то я не пойму, девушка, - вы не довольны судьбой? Хотите, можем вернуться прямо сейчас в тот день, а дом этот скоро появится нам на пути справа. (Из-за сильного дождя я плохо понимала, где мы ехали). И я снова перепишу вашу книгу…
-Нет, нет, не надо!- решительно сказала я.
-Вам бы всегда быть такой же уверенной, как сейчас! Теперь-то вы, надеюсь, понимаете, что знание будущего не всегда освобождает нас от проблем, и даже – наоборот!
-Я больше ничего не хочу знать о себе, я только хотела удостовериться, что это моя судьба, что я ничего не напутала.
-Все мы себе немного напутали – не нам разбираться.
    В это самое время дождь неожиданно закончился, как будто его и не было вовсе, а я через окошко увидела ясные очертания моего дома.
-Приехали, - сказал старичок и остановился.
Я стала доставать кошелек, но он отрицательно закачал головой.
-Еще всю жизнь платить и за все!
-А за счастье тоже платить придется? – спросила я его напоследок.
-Смотря, как оно тебе досталось! Твое не только от тебя зависело, – он улыбнулся.
-А от кого же еще?
-В значительной степени от того выбора, что сделал Алексей.
Я увидела в эту минуту, что муж встречает меня у дома, открывая дверцу автомобиля. Старичок  к моему удивлению, тоже вышел из своей ретро-машины и улыбнулся Алеше. Муж подал ему руку для приветствия, как хорошо знакомому и произнес:
-Еще раз спасибо вам за все, теперь не знаю, когда свидимся…
А я добавила:
-Не представляю, как нам вас благодарить!
-Не стоит того. А благодарите Создателя, всегда и во всем! А мне пора.
Он сел за руль и в мгновение исчез, оставив после себя лишь облако мелкой пыли.

 



               


Рецензии
Мне нравится стиль автора: классический, легкий слог, захватывающий сюжет и философский подтекст, имеющий на мой взгляд множество прочтений, призывающий к размышлениям. Непростой рассказ, с тройным подтекстом. Лично я перечитал его несколько раз... Поймал себя на мысли, что часто вспоминаю его и пытаюсь осмыслить до конца. Возможно, со временем напишу еще.

Иван Климов 2   12.11.2014 12:15     Заявить о нарушении