Белые грибы

     Что такое белые грибы?  Это, когда ты в конце августа или начале сентября едешь рано утром в Тверь из Москвы по Ленинградке и после Клина видишь на обочине дороги кучу машин, то понимаешь, что Гриб пошёл! Именно Гриб, гриб с большой буквы, потому что по сравнению со всеми другими грибами белый Гриб - он особенный! И дело даже не в его кулинарный свойствах, - он безусловно номер один в супах и соусах, приготовленных на сушеных белых грибах, а в том, что все другие грибы, - они какие-то одинаковые, как китайцы, их просто невозможно отличить друг от друга, а Белый...! Они же все разные, и по форме, и по цвету шляпки, да и по характеру, если он у грибов есть. Не знаю, как у других грибов, а у белых он есть без всякого сомнения! По виду они все очень солидные и полные достоинства. Чего стоит одна только пузатая ножка у молодых грибов! Да и не только у молодых: иногда и у матерого Белого весом под пол-кило сохраняется "пузатость" ножки, отчего нельзя просто пройти мимо такой красоты, хотя корзина уже полна и ты понимаешь что нести все это предстоит только тебе. А цвет шляпки?! Ни у каких других грибов нет такого разнообразия цветов: от светло-коричневого, почти белого цвета у грибов растущих в березняке до темно-коричневого, почти черного цвета у растущих в сосновом бору. Да и у одного гриба цвет шляпки может меняться от светло-коричневого по краям до темно-коричневого в центре: это солнце больше поджарило шляпку в центре, пока гриб проталкивался через мох и почву наверх, к свету.
     Хочу рассказать об одной поездке за грибами в 2014 году. Собираем мы обычно белые в районе наших дач, в Конаковском районе Тверской области. Хороших мест там довольно много, но мы обычно ездим за грибами на лодках по Волге: там и народу поменьше и грибов побольше. В зависимости от года и урожая грибов набираем по пол-корзины - корзине. Корзины у нас большие по 1.5 ведра, так что набрав ее полную, довольно тяжело тащить грибы до лодки, а это бывает и километр и полтора.
     В этот раз узнав, что Гриб пошел и выяснив, что и в наших местах люди уже ходили и хорошо набрали, мы решили ехать. Я смог выбраться на дачу только в воскресенье утром, а мои друзья уже успели в субботу съездить на наше обычное место и неплохо набрали, по пол-корзины, но сказали, что народу было много. Много - это по нашим меркам лодок десять на весь участок леса. Это, конечно, не то что где-нибудь в Подмосковье в местах автомобильной доступности, но все-таки не очень хотелось ходить  за кем-нибудь и видеть срезанные корешки грибов, поэтому я решил свезти нашу компанию в новое для них место, на другой берег Волги в глухой залив. Место это мне показали два года назад, когда тоже был хороший урожай белых, а год назад в том лесу грибов не было вовсе. Место это довольно глухое, - ни дорог, ни деревень, да и заход в лес с берега залива тяжелый, - сплошной бурелом на протяжении метров двухсот, так что и налегке-то пройти там непросто, а уж с полными корзинами... Лес для ориентировки тоже непростой, поэтому идти надо с компасом, а поскольку назад выходить желательно точно к лодке, то без навигатора просто не обойтись, в противном случае придется тащиться с полными корзинами по бурелому вдоль берега залива.    
     Собрались ехать мы на двух резиновых лодках с моторами, поскольку в этом году из-за низкого уровня воды в водохранилище пройти в нужный нам залив можно было только на них. На моей лодке: я, Женька и Рома, а на Сашкиной: он, его жена Наташа, Валера и еще парень, которого я не знаю. Уже при посадке в лодку Женька заметил мои две большие корзины и очень удивился, дескать зачем столько. Я ему в ответ сказал, что если я не ошибаюсь, то мне пригодится еще и рюкзак, который я захватил. Сначала Женька немного напрягся, что он только с одной корзиной, а потом расслабился, наверное подумав, что это я так прикалываюсь.
     Поехали. На Волге рано утром был полный штиль, поэтому доехали до залива  довольно быстро. Залив наш совсем обмелел и мы, зацепив пару раз винтом за дно, перешли на самый малый ход, а потом и вообще пошли на веслах. До намеченной точки в конце залива так и не дошли, просто совсем не было воды, поэтому решили выйти на берег раньше. Выбрались на берег и, оставив у лодок парня из Сашкиной команды, стали пробираться в лес. Поскольку я заранее всех предупредил о предстоящем нам походе по бурелому, то шока у людей не случилось, но все равно радости продираться через сплошные завалы из деревьев было довольно мало, всех тешила лишь мысль, что все это окупится сторицей. Когда закончился бурелом, то сразу пошел осинник и появились во множестве молодые подосиновики. Радостные грибники стали споро резать красноголовые, на что я ненавязчиво им заметил о предстоящей встрече с белыми. Куда там! Подосиновики были такие красавцы: только выросшие, крепкие, с маленькими ярко-красными шляпками! Короче, пошел "покос". Я сказал, чтобы народ не горячился,  так как до нашего леса мы еще не дошли, и предложил двинуться вперед.
     Закончился осинник и мы перешли в смешанный лес, так любимый белыми грибами: березки, елочки и сосенки, с небольшими полянками поросшими разной травкой. Тут все и началось! Белые стояли и поодиночке и группами, иногда по пять-десять на одном пятачке: большие и маленькие, средние и очень меленькие, только наросшие. Грибы росли везде: и под деревьями, и на полянках, и в траве, и в папоротнике, и даже в черничнике. Больше всего меня удивили полянки, заросшие ландышами, среди которых важно выступали семьи пузатых белых грибов. Грибы, росшие в черничнике, все имели более длинные ножки, так что только шляпки торчали над травой, - видно им очень хотелось скорее увидеть солнце.
     Сначала все набросились и стали брать все грибы подряд и большие и маленькие, но уже минут через двадцать корзины у всех были полны и тут началась сортировка: сначала были выброшены все подосиновики и корзины были наполнены вновь. Сашка заявил, что с него достаточно и с навигатором двинулся в сторону лодок. После второго заполнения корзин были выброшены все большие белые грибы и стали собираться только маленькие и среднего размера крепкие белые. На все это ушло часа полтора, когда снова все заполнили свои корзины. Собрались на совещание и с завистью стали смотреть на мои две корзины. Я собирал сразу в две: в одну - самые отборные крепкие, а во вторую - покрупнее. Во время совещания я тоже перебрал корзину с крупными грибами, выбросил половину, а из второй корзины грибы пересыпал в рюкзак. Так что у меня еще оставалось для сбора полторы корзины пустых. Народ стал думать, что делать. Ни у кого не возникло мысли идти назад к лодкам, - все думали куда еще положить грибы. Поснимали с себя куртки и после недолгих манипуляций соорудили себе что-то вроде кулей, которые можно нести через плечо. Поскольку грибы были везде, то решили устроить "базу", где сложили корзины и мешки уже наполненные грибами, а грибы стали собирать неподалеку и далеко от базы больше не отходили.  Несмотря на то, что все, в том числе и я, старались брать только небольшие грибы, но периодически попадались такие красавцы: огромные, крепкие и совсем без червей. Один такой красавец по весу потянул почти на килограмм. Взять весь его я не мог, - оставил только ножку - крепкую и белую, как редька.
     Через три часа все имеющиеся емкости были заполнены грибами и мы двинулись назад к лодкам. Представьте себе процессию: я иду впереди с рюкзаком и двумя корзинами, каждая из которых тянет не менее десяти килограммов и периодически останавливаюсь, чтобы свериться по навигатору с направлением движения, за мной идет Женька с корзиной и кулем, сделанным из его фирменной Шимановской куртки из Гортекса, за ним Наташа и Рома с кулем и корзиной и Валера с двумя огромными кулями-куртками. Почему у Валеры было два куля, спросит внимательный читатель, а потому что он приехал за грибами с полиэтиленовым пакетом, который разорвался через полчаса сбора. Хороший урок для молодого грибника! Периодически на нашем пути попадались красавцы белые и я подкалывал народ, не желают ли они еще грибков? И что вы думаете? Кто-то кряхтя снимал куль с плеча, рвал этот гриб, засовывал его в карман, и мы шли дальше. Я пошутил, что есть еще место в трусах. Ситуация осложнилась тем, что в лесу мой Гарминовский навигатор периодически теряет спутники и перестает показывать направление движения. Пришлось часто останавливаться и как-то пытаться на полянках ловить сигнал и ориентироваться. Тем не менее мы ушли сильно в сторону от лодок  и нам пришлось продирать по бурелому не двести метров по прямой, а раза в два больше. И это с корзинами!
     Выбрались к лодкам мокрые насквозь от пота и измученные. Я Женьке и говорю, что сегодня в Москве - День города, народ гуляет, а мы? И мы тоже неплохо погуляли, ответил Женька и крякнул, снимая свой Шимановский куль с плеча. Доехали до дач, а на причале нас встречает Оля, моя жена. Стали мы выгружать всю нашу поклажу на причал, и она просто обалдела!  Откуда столько грибов?! Оттуда, ответил я, неопределенно махнув рукой в сторону Волги.
     Как всегда в грибной охоте, принести грибы домой - это даже не половина дела, а, наверное, четверть! Теперь их все нужно было обработать. Пообедав на даче, быстро собрались и выдвинулись в сторону дома. К восьми вечера были на месте и тут же приступили к обработке грибов. Решили те, которые побольше, - засушить, а крупные ножки и грибы поменьше, - заморозить, благо, что у нас с морозильными емкостями дома все в порядке. Начав в восемь вечера воскресенья, закончили всю процедуру к семи вечера понедельника с перерывом на короткий сон. В общем, каторга! Благо, что перед этой поездкой успели купить электрическую грибосушку, - она нас сильно выручила: сушили и на газу и на грибосушке.
     Не зря говорят, что охота пуще неволи! Но все трудности забываются, а ощущение радости от общения с таким чудом природы, как белый Гриб, остается с тобой навсегда! И вот уже через день, звонит Женька и спрашивает, а как ты на следующей неделе, поедешь?               
                7.09.2014
            
 


Рецензии
Юра, привет

Мне очень понравилось. Когда снова за грибами?

Персонаж рассказа Белые грибы Женя

Евгений Цыганков   03.05.2015 00:43     Заявить о нарушении
Жень, как скажешь, но не раньше, чем они снова пойдут!

Фомин Юрий Игоревич   03.05.2015 11:31   Заявить о нарушении