Болгарская рапсодия. 1-я часть

-- Настёна, тебе не пора просыпаться?
Нет ответа.
-- Настюша, вставай, опоздаешь!
Нет ответа.
-- Настя, ты проспала!
Горестное нечленораздельное бормотание, пробежка по узловым точкам квартиры в автоматическом спящем режиме, быстрое -- "я сегодня до восьми..." -- и она убегает в тёплую темноту южного октябрьского утра.
Пью кофе на террасе в ожидании пока станет немного светлее, чтобы через парк спуститься к морю и искупаться или просто пройтись вдоль пустынного осеннего побережья. Над волнами носятся крупные наглые гларусы и надсадно кричат отвратительными голосами. Осень и им не в кайф, но они упрямо радуются своему уделу -- хватать свободу охапками.
Пытаюсь обдумать план и маршрут на предстоящий день, хоть и понимаю, что занятие это зряшное -- болгарская_реальность неоднозначна, непредсказуема и необычна, как ныряние в незнакомых местах. Приобретаемый здесь опыт почему-то всегда сводится к уяснению только одной закономерности -- самая важная информация становится доступной неожиданно и, как правило, в последнюю очередь. На временнОй шкале это соответствует значению, примерно, последних тридцати минут до закрытия всех учреждений в пятницу. Вначале это немного печалит, но со временем смешная печаль уступает место весёлому азарту -- предусмотреть всё! Эта "радостная" стратегия оказывается довольно эффективной, но только не в общении с местной энергетической компанией. Да. Впрочем, раскрасневшееся горизонтом утро так уютно и весело, что думать в этом направлении не хочется -- оставлю грустные мысли до следующего раза.
Привожу в исходное состояние душевные настройки и возвращаюсь домой.

Настя родилась и прожила первые восемнадцать лет в Петербурге. В нём остались её мама и младшая сестра. После окончания школы в этом году она подала документы в Первый медицинский, куда её зачислили автоматом на бесплатное обучение, а потом уехала в Варну и поступила в медицинский институт. В нём ежегодно набирается курс иностранных студентов, где преподавание ведётся на английском языке. Первые два года. А потом -- на болгарском, который за эти же два года надо выучить. Помимо этого надо освоить ещё один язык на выбор, который определит страну для стажировки на старших курсах.
У Насти чудесные голубые глаза, бешеная работоспособность, усиленная врождённой ответственностью, и линейная картина мира, где профессиональный успех прямо пропорционален величине личных вложенных усилий, а качество и уровень жизни находятся, в свою очередь, ровно в таких же недвусмысленных отношениях с профессиональным успехом. Однако, всего месяц студенческой жизни_в_Болгарии существенно деформировал Настины представления об однозначности реальности. Священные коровы, ещё недавно мирно пасшиеся на сочных лугах Настиной картины мира, -- ответственность, долг, пунктуальность, непременное выполнение взятых обязательств -- здорово отощали и потускнели своей сакральностью за первый месяц студенческой жизни. Недоумение и готовность ко всему теперь прочно укрепилось в её глазах.

Наши вечерние разговоры, когда я бываю в Варне, начинаются с молчания -- понимаю, что к концу дня усталость от очередного разочарования гасит желание общаться, и не тороплю её. Потом, всегда неожиданно, как при отпускании пружины, Настя начинает говорить:

-- Сегодня преподаватель физики опять опоздал. Потом минут двадцать пытался шутить --  видимо. А потом без шуток прочитал 4 (!) лекции за время, отведённое на одну.
-- Пока личные аккаунты ещё не готовы, нам предложили пользоваться одним -- общим! Оказалось, он тоже недоступен. Впрочем, всё равно, компьютеры в библиотеке почти все не работают.
-- Вы знаете, А.В., в каком виде нам дали сегодня список ссылок на цитологии? Фразой для поиска и предложением самим погуглить...
-- Мне никак не удаётся добиться изменения расписания в субботу, чтобы убрать наконец, это "окно" в четыре часа между парами (Настя -- староста группы). Выяснилось, что наш куратор, это не наш куратор, а -- другого потока. Всего пара дней ушла на поиск информации -- а кто же наш куратор? И сегодня я даже с ней беседовала по этому вопросу... Да... Она предложила мне самой договариваться с преподавателями, если меня что-то не устраивает...
-- На занятия болгарским_языком ходим только я и Жанна (девочка_из_Украины). Преподаватель не знает больше ни одного языка (преподавание должно вестись на английском)?! Ребята (в основном, немцы и англичане) ничего не понимают, вот и уходят -- зачем время терять... Когда я пытаюсь задать любой вопрос, он отвечает -- Не знам или Не разумем... Вы не знаете, А. В., где в Варне можно купить хороший учебник болгарского языка, или хотя бы разговорник?
-- Я встретилась с куратором и попросила что-то решить с_болгарским_языком. Она ответила -- ищите сами другого преподавателя, раз этот не устраивает...
-- Завтра зачёт по анатомии. Об этом объявили только сегодня. Я сказала, что времени на подготовку мало. Знаете, что она мне ответила в примерном переводе с английского? -- Расслабься, девочка, ты_не_в_России, тут не надо много работать!??

Для справки. Стоимость одного года обучения в варненском медицинском институте -- 8000 левов (4000 евро). Плюс аренда квартиры, транспорт, учебники, питание. И редкие перелёты в Питер и обратно.


Рецензии