Неоконченный рейс

                «Ищите же прежде Царства Божия               
                и правды Его…». (Мф.6:33).

      Полёт прерван… Катастрофа самолёта ТУ-154 авиакомпании «Пулково», упавшего под Донецком 22 августа 2006 года, унесла жизни 170 человек, в том числе 45 детей. Борт № 612, вылетевший из Анапы, должен был приземлиться в 17 часов в Пулково (Санкт-Петербург), куда прибыли встречающие родственники и друзья пассажиров, в том числе и я, подъехав на машине, чтобы встретить своего сына Семёна. На табло прилёта долго не высвечивалась строка с рейсом из Анапы. Встречающие начали выражать тревогу и беспокойство, когда же нас пригласили в кинозал аэропорта, то все поняли, что произошло что-то ужасное….  Работники аэропорта произвели регистрацию всех встречающих, через полчаса вынесли список пассажиров, оповестив, что самолёт разбился, никто не выжил. Чуть позже объявили, что завтра утром на место трагедии из Петербурга в Донецк спецрейсом будут отправлены родственники. На место катастрофы вылетели мы с женой, наша невестка Екатерина, мама двоих маленьких мальчиков, наших внуков, её родители и родной брат. На Украину прилетели к вечеру, состоялась встреча с комиссией по расследованию катастрофы, сотрудники попросили родственников сдать образцы своей крови для опознания тел по ДНК.  Нас разместили в гостиницу «Шахтёр», и только на следующее утро мы прибыли на место, где нашим глазам предстало страшное зрелище – оцепленное чёрное пепелище…. Затем тяжёлое испытание – опознание тел…. Многие погибли семьями…. Людское горе было беспредельным….  Невосполнимая горечь утраты….

       Прошло восемь лет со дня катастрофы авиалайнера, в которой мы потеряли своего единственного любимого сына Семёна.  Сердце моё неспокойно, нахлынули необыкновенные чувства. Я снова и снова поглощён воспоминаниями о моём далёком прошлом.…  Размышляя о жизни, я всё более и более понимаю, что Великое Учение Иисуса Христа, изложенное в Нагорной проповеди, является тем прекрасным портретом истинного христианина, который достиг в своей жизни чего-то особенного, большего, чем временный успех -  тайну великого и непреходящего счастья.  Кого Господь призывает на путь нищих духом, плачущих, кротких, милостивых, гонимых, несправедливо оскорбляемых?  Кому направлены слова Христа: «Если бы вы были от мира, то мир любил бы своё; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира…» (Ин.15:18-21)?...
 
      Родился и воспитывался я в глубоко-верующей  христианской семье. И хотя мой отец в 1970-е годы не был служителем церкви, пастором или миссионером, не был видным человеком, но он всегда вращался между ответственными братьями, так как он возил старшего пресвитера по краю, споспешествовал работе других служителей, проповедовал в церкви, был образцовым, образованным, контактным и деловым человеком. Многие пресвитеры его знали, обращались за помощью, за практическим житейским советом. Кроме того, в светском обществе у моего отца было много связей, знакомых влиятельных людей, с которыми он поддерживал отношения. Работая ранее электриком, он обслуживал не только административное здание Департамента Здравоохранения, но частным  образом, и дома многих городских чиновников.
 
Какими же в будущем мой отец хотел видеть своих сыновей, которых у него было трое (кроме двух дочерей), которых он сильно любил и усердно воспитывал?  Конечно же, искренне верующими в живого Бога людьми, и это не подлежало никакому сомнению! Можно  - старшими пасторами, но… изберёт ли церковь, призывает ли на это служение Господь – такое будущее пока в неясном тумане. «А вот большим человеком в этом мире, Алексей, тебе просто начертано быть! Ты всегда отличался своим умом, я горжусь тобой! – часто говорил мне отец, - я тебе помогу поступить в любой ВУЗ, ты будешь у меня учиться, а потом будешь потихоньку строить свою карьеру. Я уже сейчас вижу тебя среди значимых людей. Посмотри, сколько в мире великих учёных, спортсменов, адвокатов, хирургов  верующих в Бога! И ты можешь быть одним из них,  тебе легче будет даваться проповедь, будешь в церкви нужным человеком, а потом, возможно, Господь усмотрит, и ты сможешь быть уже не простым служителем, а пастором, тебе все дороги будут открыты…». Мне, действительно, давалось всё легко, за что бы я ни брался:  пел в основном церковном хоре, прекрасно декламировал стихи, был самым активным в молодёжной жизни церкви, проповедовал, ездил с посещением, участвовал в любом служении, которое мне поручали, я любил Господа и с желанием служил Ему.
 
      Много старания к этому приложила моя мама, которая выросла в семье служителя и была богобоязненной и посвященной Богу христианкой.  Мама учила меня: «Сынок, у меня только одна мечта, чтобы твоё сердце было вполне предано Господу. Невозможно служить двум господам: и Богу, и этому миру.  Всё, что в мире – похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, всё пустота, всё погибнет, всё, в сравнении с Вечным - ничто. С раннего утра ищи лица Господа, Истины Его, воли Его и пути Его…».  Отец активно помогал мне в учёбе, старался сделать из меня всесторонне развитого и эрудированного человека. Он помог мне успешно окончить школу, помог в сдаче гос.экзаменов и с помощью своих знакомых, организовал поступление в один из Университетов МВД РСФСР. Провожая меня, мама плакала, переживала, умоляла посещать евангельскую церковь, на что я уверял её, что  люблю Бога и не мыслю жизни без Него.
 
      Обучаясь в ВУЗе, я не считал чем-то зазорным и не приемлемым для христианина вступать в комсомол, в профком, участвовать во всех студенческих мероприятиях, и я  активно это делал. К тому же, часто читал Евангелие, искренне молился Богу про себя, видел во всём Его руку, помогающую мне, отвечающую на мои просьбы и молитвы, я был успешен. Посещать церковь, говорить о Боге, о своей вере другим -  я воздерживался, понимая, что меня с позором могут выгнать из ВУЗа. Я как бы на время затаился, но что творилось в моей душе...! Отец гордился мной не только среди своих мирских знакомых, он чувствовал себя достойно и в христианской среде, рассказывая верующим братьям о моих успехах, о моей глубокой вере в Бога, здравому пониманию истины, и всегда просил  молиться обо мне. Он поддерживал меня, много одобрял, просил во всём поступать благоразумно и осторожно, просил сделать всё «возможное и невозможное» для успешного окончания учёбы, чтобы не сорвался наш план и не оказались напрасными все наши труды и усилия. Мама не уставала писать мне письма, она как будто насквозь видела моё душевное и духовное состояние: «Сынок, мы обязаны свидетельствовать перед миром о своих ценностях, даже если нам придётся за имя Христа пострадать, ведь Иисус сказал: кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится Господь, когда придёт во славе Своей!». Она писала: «Павел всё почитал за сор, ради познания Христа и Его страданий», «Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу…». Читаю из письма: «Для меня было бы большей радостью, если бы ты свои золотые юные годы, драгоценное  время и своё здоровье посвятил полнокровному служению Господу, преданно и страстно. Помни, сынок, Бог никогда не оставит своих возлюбленных детей в стыде, без куска хлеба, без крова и без счастья! Он ищет преданные Ему сердца, чтобы обильно благословить их…». Эти письма потрясали моё сердце, они находили отклик в моей душе так же, как и слова моего любимого отца. Я был раздвоен…. Отец благословлял меня на земной успех, помогая мне в этом, утверждая меня, что в дальнейшем я смогу более успешно служить Богу. Мама же, возвращала моё сердце к самозабвенной любви и полной посвящённости Тому, Кто умер за  меня, к служению Богу и людям, ради чего нам дана земная жизнь. Напор и направление моего отца, и скромное сокровенное желание моей матери….  Всё это было….

      Так отучился я в Университете полных шесть лет. Окончил факультет «Юриспруденция» и занялся правоохранительной деятельностью – пополнил ряды следственных, оперативных, экспертно-криминалистических подразделений советских органов МВД. Определившись с перспективной работой, я начал украдкой посещать церковь евангельских христиан-баптистов, знакомиться с молодёжью. Успех был очевиден и здесь, вскоре я женился на сестре христианке, и у нас родился сын Семён. Получив несколько званий, я поменял работу, выехал в другую местность, имел больше возможности находиться в церкви, стал даже проповедовать, понемногу участвовать в разных служениях.

      Наш единственный сын Семён рос болезненным мальчиком и неоднократно был на грани смерти. Понимая, что больше не может быть у нас детей, мы с женой возносили к Богу множество слёзных молитв, чтобы Бог оставил ему жизнь! Я не раз обещал Господу воспитать его только для Него: «Ты мне дал сына, Господь, для славы Твоей. Я отдаю его Тебе! Употреби его для дела Твоего, возьми его в Свои руки, веди его Твоими путями…».  В сердце моём происходил великий переворот, я увидел всю пустоту и бессмысленность своей земной жизни, хотя и христианской. Господь открыл мне глаза на всю фальшь и наготу этого мира, на моё духовное бессилие перед ним и никчемность моих мирских знаний, занятость и суету, которые поглощали моё время, разум, душу и дух.  Я часто пел христианскую песню: «Я не хочу полуправды, я не хочу полуцели, я не хочу полуверы, я не хочу полужизни …. Если отдаться – навеки, если служить - то всецело, так, чтобы пламенем жарким, сердце победно горело!». Как коротка жизнь…!  Как оценит мою жизнь Господь…?

      С возрастом Семён окреп, возмужал, много заботился о своём образовании, стремился к успеху среди сверстников, мечтал быть военным. Моя жена, Наталья, ему не возражала: «Смотри, сын, на папу, учись у него достигать любой цели!». Хотя Сёма с детства верил в Господа,  придя в возраст, принял крещение, молился и читал Писание, но та глубокая посвященность Богу, которая с годами проникла в моё сердце, которую я бы хотел видеть в своём сыне - была чуждой для него.  Я не против обучения верующих в самых престижных ВУЗах, я не против работы их в самых элитных организациях, я не против того, чтобы они были самыми крутыми предпринимателями, врачами, космонавтами, но, «что тебя туда влечёт? – часто спрашивал я своего сына, - какими побуждениями ты руководствуешься? Какие приоритеты в твоей жизни являются главными? Чему ты хочешь посвятить себя? На что ты хочешь растратить свою жизнь, своё время, здоровье, эмоции? Что тебя сегодня поглощает?...». Теперь моя мама переживала и молилась о Сёме, своём внуке, не меньше, чем когда-то скорбела обо мне: «…Но мир так красив, и так манит, как будто цветы на пути…. Там змей, укрываясь цветами, В них жало своё притаил… Цветы, о цветы, не рви их, не рви, но дальше и дальше иди…».
 
      Пройдя долиною скорби и непонимания в своей семье, моё сердце было окончательно сокрушено Богом, все ценности этого мира потеряли для меня всякое значение. Радость жизни во Христе для меня стала выше признания со стороны мира, дороже всех материальных благ и достижений. Я смиренно умолял Господа использовать меня для любого труда, куда бы Он меня не послал. Мне хотелось сполна возместить всё, что я отдал этой земной суете, чтобы мне не оказаться с пустыми руками, когда я предстану перед Ним в вечности. Я стремился с любовью трудиться в винограднике Господнем «за себя и за моего сына», которому Господь дал жизнь, которого я некогда посвящал и отдавал Богу. Мне хотелось совершать подвиги во имя Христа, возвещать истину Божью во всякое время и в любых обстоятельствах.
 
      Семён был христианином. Он планировал, с Божьей помощью, хорошо устроиться в этой жизни, создать материальную базу, затем создать прекрасную любящую христианскую семью и в дальнейшем, по силам и возможности служить Богу. «Не то время, отец, – отвечал он мне, - посмотри, как ты сам прожил свою жизнь, а теперь стал таким ревностным для Бога.  Всё успеется, отец.  Даст Бог, у меня всё ещё впереди, глядишь, и в Африку когда-то уеду миссионером…». Да, у него была своя правда, он прав по-своему.  Правы, по-своему, множество современных христиан, которые мыслят так, понимают так, и живут так, у которых комфорт на первом месте, а вера – просто система внутренних убеждений, личных внутренних ценностей. Но так ли мыслили христиане ранней церкви, что для них было нормой повседневной жизни, что было для них критерием совершенно другого, отличного от мира, счастья? Неужели дух времени уносит от нас истинную суть провозглашенных Христом слов, что кто любит отца или мать, жену или детей, или саму жизнь, более, нежели Меня, тот недостоин Меня? На душе у меня было неспокойно – не с самого ли раннего детства мы должны воспитывать в детях эту посвященность и преданную любовь к Богу, и сами строить именно так свою жизнь? Каким же примером для моего сына была моя семья? Скажу больше -  здесь есть посев и моего отца, его дедушки…  помилуй нас, Господь. «Какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит?» (Марк.8:36).

      Семён женился на прекрасной христианке Екатерине. Был поглощен благоустройством своей семьи, которую очень любил, мечтал об успешном будущем своих двоих, ещё маленьких сыновей. Хотя Семён был молод, но уже стал владельцем одного из небольших курортов Анапы, имел не одну гостиницу. Его жену Екатерину, посвященную Богу христианку, смущало их земное благополучие, её душа томилась. Она  переживала о духовном состоянии своей семьи, своего мужа, она взывала к Богу о помощи и защите, и вместе с нами, молитвенно посвящала своих детей на служение Христу, жить той жизнью полноты, избытка и победы, которую обещал Иисус Своим последователям.

       Стояли мы вместе у ещё дымящихся обломков самолёта и горько-горько плакали…. Мысленно прощались с Семёном…. Нас утешала только надежда на то, что он с Господом, надежда на встречу в небесах.

       Сегодня  наши  внуки имеют другого папу, за которого вышла замуж наша Екатерина. Они всей семьёй трудятся на далёком Севере среди людей, не знающих живого Бога, проповедуя им Евангелие. Невольно вспоминаются слова христианской песни: «Нам жизнь дана не для пустых мечтаний, Не для служенья царству суеты…». Наш маленький внук, который ещё не ходит в школу, на вопрос: как твоё имя, громко отвечает – МИССИОНЕР!

«Сберегший душу свою потеряет её, а потерявший душу свою ради Меня сбережёт её». (Мф.10:37-39).               

================================

Записала  Вера Катко.
Москва.
Август  2014 год.


Рецензии