Бабье лето звёзд - Виктория Токарева
«Бабье лето» — истории кинобогинь. Их именами можно назвать целые эпохи. Они создали незабываемые яркие, полные трагизма и жизненной правды, юмора и света образы в кино и на сцене. Но, будучи великими актрисами, они стали и великими женщинами. Женщинами, готовыми пленять сердца мужчин, женщинами, способными дарить надежду, женщинами, познающими счастье материнства и боль утраты. Они блистали на публике как звезды и плакали в подушку как самые обычные женщины.
ВИКТОРИЯ ТОКАРЕВА
Началось всё с того, что я узнала интересную новость: новое произведение Виктории Токаревой, которое я ещё не успела прочитать «Дерево на крыше» - автобиографическое. То есть, о ней самой. Правда, в главной роли – её «соперница-разлучница», а сама она – Лена. И вот я зашла в Википедию ( это свободная энциклопедия, которую может редактировать каждый, и сейчас в ней около 1 161 195 статей на русском языке), и ужаснулась. На меня смотрела толстая страшная Баба Яга. Пальцы как сардельки, два подбородка, щёки едва помещаются на фотографии, а взгляд безумный, жуткий, безжалостный, как у Фрекен Бок, когда она кричала, размахивая пылесосом. И мне, помню, подумалось тогда: «Вот это месть!» Я про фотографию.
С детства обожаю кино. Это обожание мне передалось по генам. Мама и папа слыли неисправимыми киноманами. Не пропускали ни одной новой киноленты в кинотеатре. А самый любимый кинотеатр «Аврора», стоял немного во дворах, за огромным зданием городского ЦУМа. Как сейчас помню, крик с улицы: «Све-та!» Мама высовывается в форточку или выскакивает на балкон и в ответ: «Что, Толик?» «Спускайся! Мы опаздываем!» Мама всё бросает, неважно насколько это важно: выключает утюг, останавливает стиральную машинку, если мыла пол – ведро так и стоит до вечера посредине зала, если жарила, варила – всё вырубается, и пока горит спичка (если её поджечь!) одевается. Пулей вылетает из квартиры. На ходу кричит мне, что сделать до её прихода. Пятый этаж. Нужно заметить, что в кино родители всегда опаздывали. Но возвращались довольные и счастливые. Как обкуренные. Хотя в нашей семье никто не пил и не курил. До третьего колена. Никто.
Когда мы всей семьёй смотрели какую-нибудь киноленту по телевизору, папа всегда спрашивал: «Кто это?» «Тихонов!» - отвечала я. «А это кто!» «Не знаю…» «Как тебе не стыдно! Это же Фрунзе Мкртчян. Правда, выговорить трудно, 5 согласных подряд, но знать надо».
Первый раз я смотрела фильм «Мимино» - меня держали семеро, а я смеялась. С повестью Токаревой «Неромантичный человек» я познакомилась быстрее, чем с фильмом «Шла собака по роялю». Соседи вешались, стуча нам в потолок. Три часа ночи, а я ржу как лошадь. В детстве я не знала, что сценарии к фильмам «Джентльмены удачи», «Сто грамм для храбрости», «Талисман», «Ты есть» написаны тоже Токаревой. Всего 14 сценариев. Я вообще не знала Токареву. Иногда она мне попадалась под руку, я проглатывала её драму в один присест, но имя Токаревой отложилось в памяти не сразу. Это были 80-ые годы, а мне – всего 10 лет.
Сегодня я увидела Викторию Токареву, что называется, вживую. Она давала интервью Сергею Майорову. Она поразила меня своим высказыванием: «Женщины, у которых не сложилась жизнь, все очень любят меня читать. А так как жизнь не сложилась у 99% женщин, даже те, которые замужем, и даже те, которые за олигархами, - у них тоже не сложилась. Поэтому меня читают все женщины». Я смотрела на неё и поражалась – где ты, моя самая необыкновенная женщина? Во что ты превратилась?
Виктория Самойловна Токарева родилась в 1937 году, в Ленинграде, в семье инженера. На самом деле «Токарева» - это фамилия мужа. Надо же! О своей девичьей фамилии она расскажет сама. Любовь к литературе проявилась в 13 лет, когда её мать читала ей рассказ Чехова «Скрипка Ротшильда». Тем не менее, увлечение литературой не сразу перешло в желание стать писательницей: в девичестве Токарева решила изучать медицину. Но её заявление было отклонено, и ей пришлось получать музыкальное образование, четыре года учась по классу фортепиано сначала в Ленинградском музыкальном училище (окончила в 1958 году), а затем — в Ленинградской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова. Её рассказ «Сказать-не сказать» произвёл на меня неизгладимое впечатление. Неделю я ходила как в тумане. Переживала.
После замужества Виктория Токарева переехала в Москву. Работала в детской музыкальной школе учительницей пения и тогда же начала писать прозу, позже работала редактором на киностудии «Мосфильм». В 1962 году Токарева по протекции поэта Сергея Михалкова поступила во ВГИК на сценарный факультет, который окончила в 1967 году. Наверное, странно быть женщине сценаристом, как, впрочим, и режиссёром. Но женщины-космонавты ведь есть? И женщины-физики.
На второй год обучения в институте Токарева опубликовала свой первый короткий рассказ «День без вранья» (издательство «Молодая гвардия»). В 1971 году её приняли в Союз писателей СССР. Я в этот год только родилась. А у неё началось самое интересное в жизни: признание таланта, поклонники, творческие встречи, командировки. Мы тогда выписывали журнвал «Юность» и «Новый мир», там я и натыкалась то на Токареву с драмой, то на Друнину с воспоминанями о войне. Благодаря журналу «Юность», а до 1991 года журнал являлся органом Союза писателей СССР, я знала творчество многих известных писателей и поэтов: Роберта Рождественского, к примеру, Беллы Ахмадулиной, Вознесенского, Окуджавы, Риммы Казаковой, Дины Рубиной, Александра Иванова, Кира Булычева и др. Главные редакторы журнала – достаточно известные фамилии – Катаев, Полевой, Дементьев. Сейчас (с 2007 года) – Валерий Дударев.
Виктория Токарева живёт и продолжает работать в Москве. Её работы переведены на английский, немецкий и датский языки. У Токаревой есть муж и дочь Наталья. Но об этом позже. Она сама расскажет. Или Сергей Майоров: «Муж Виктории Самойловны – бывший инженер, бывает в доме наездами и в дела супруги не вмешивается. Режим строгий – ни дня без строчки. Печатает на печатной машинке». Токарева саркастически улыбается (вероятно, оператору) и комментирует: «Между человеком и космосом не должно быть никакой железяки. Компьютер – магнитная железяка. Темя человека – канал, направленный на связь с космосом. У творцов этот канал никогда не закрывается. Анатолий Ким сказал, что последний роман он писал на компьютере, поэтому роман получился пресный, неинтересный. А те предыдущие – от руки. То есть писать на компьютере, это всё равно, что совокупляться с презервативом.
Теперь о фамилии, как я и обещала: «Виктория меняет свою девичью фамилию Зильберштейн на фамилию мужа – Токарева. Причины в общем-то ясны. Также в её жизни происходят другие серьёзные замены: она меняет вторую столицу на первую. А музыку – на литературу.
Виктория кокетничает, хотя мимикой не выдаёт себя: «Я была очень хорошенькой. Очень нравилась мальчикам. А они нравились мне. Я вообще без любви жить не могла ни одного дня. Но замуж вышла за Москвича в Лениграде. Он был стиляга. Такие глаза. Мы мало хороводились, месяца три. В Москве началась моя новая жизнь. Георгию Данелию было 36, мне 29. Мне кажется, что все люди в молодости – самые талантливые, потому что аккумулятор заряжен. В молодости я была очень талантлива. И я не преувеличиваю. Моя фраза «пошёл дождь, в луже вскипали водяные человечки» потрясла моего «мастера» не на шутку, и он так посмотрел. Знаете, это большее счастье, работать с большим талантом. Когда человек талантлив – он как театр. Он интересен каждую минуту…»
Сергей Майоров за кадром: «26 лет выживали под одной крышей два талантливых, но абсолютно не подходящие друг другу, человека: режиссёр Данелия и актриса Любовь Соколова. Жена старше мужа на 10 лет – приговор для гражданского брака. Они не сошлись во времени. Жили в параллельных мирах. Вопреки всем мыслимым законам эти миры пересеклись. Был общий сын. Соколова попала в книгу рекордов Гиннеса, как самая снимаемая актриса в мире. На её счету 389 фильмов. И только в трёх фильмах снялась она у своего мужа Данелия.
Токарева комментирует: «Если бы Данелия был водопроводчик, пришёл, починил кран и ушёл, я бы не обратила на него внимания. Но он был талант. Мы жили на одной вибрации. Для меня никогда нет никаких неожиданностей. Когда происходит успех, мне кажется, так и должно было быть».
Токарева показывает фотографию, где ей 40 лет, и она – с ним. Это единственное, что осталось в память о нём, где они вместе. Это единственное напоминание о том времени, когда-то она, в любовном порыве, была готова бросить свою семью. Любить сердцем, а поступать по разуму. За мужа выходила по страсти, а оказалась – по расчёту. «Ни один муж не стал бы меня терпеть, - говорит Токарева, - у меня нет приоритета в браке. Женщина должна восходить к мужу как к Божеству. Для меня же муж – не божество. Для меня профессия – божество. У меня есть дочь. Только для дочери мне нужен был муж. Мне кажется, вернее, я уверена, что отец или дедушка должен обязательно родной. Чужой не имеет права дать даже затрещину. Не имеет права воспитывать».
Токарева, известие о распаде брака дочери, встретила без истерик. Ей было 16, ему 19. 23 года не расставались. Любовью не поруководишь. Она приходит, а потом смотришь – она ушла. Обоим захотелось другой участи. Моя дочь – партизан.
Валерий Тодоровский от первого брака с Викторией Токаревой имеет сына и дочь Екатерину. Все получили харизму и породу. Токарева рассказывает: «Я посеяла сад или огород. Хочу, чтобы им досталось литературное наследство. Жванецкий сказал, как страшно умирать, когда ты ничего не оставляешь своим детям. И это один из смыслов жизни. Пусть прозаический. Очень трудно человеку начинать с нуля.
Брак и любовь – работа и задача. Любовь проходит. Брак остаётся. Вспоминаю. Есть выражение – служебный роман. Наш роман с Данелия не мог перерасти ни во что другое. Жёны алкоголиков, когда из обследовали, из ста – все 100 были больны. Бедная жена. Когда Данелия находился в запое, он был неузнаваем. Два разных человека. После «Осеннего марафона» Данелия чуть не погиб во время операции. Потом он расстался со своей женой Соколовой. Перестал соавторствовать с В. Токаревой, звонить ей, и женился на режиссере Галине Юрковой. Сын Данелии и Соколовой погибает. Соколова не дожила до 80 лет один месяц. В последнем интервью – ни слова о сопернице Виктории Токаревой. Но Токарева написала «Дерево на крыше», где Соколова – главная героиня, Вера. Токарева: «С годами всё портится, человек портится, характер портится, никакой красоты не приходит. Природа запрограммировала человека до 120 лет. Завязка, кульминация и развязка. И это надо понимать. А может там лучше в 100 раз? Это я сама себя часто спрашиваю. Старость – единственная альтернатива смерти. Либо постареть, либо умереть. Возраст – тормозной путь молодости. В детстве я мечтала стать врачом. Все болезни от нервов. Главное – выговориться и быть понятой. Я читаю медицинские учебники как художественную литературу. Это очень похоже. Что ещё сказать ко всему? Влюблённость – это лихорадка. Любовь – хроническое тяжёлое заболевание, продолжительное. Это всё».
9.11.2014, Мари Шансон
Свидетельство о публикации №214111002222
Виктория Токарева - леди удачи и вдохновения!
И след мыслей и таланта её пера останутся на века!
Наталья Бердская
Наталья Бердская 26.07.2022 19:01 Заявить о нарушении